|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » »» Жоанно и других).
В конце XIX века экономическое преимущество тоновой ксилографии --
деревянное клише -- превращает ее в наиболее распространенную
репродукционную технику. При этом производственные мастерские (в Париже,
Лейпциге), изготовляющие репродукционную тоновую ксилографию, работают чисто
фабричным способом, как бы совершенно забывая о том, что исходным пунктом
была работа резцом по дереву: зритель уже не видит не только линий, но даже
точек, которые все сливаются для него в одну сплошную поверхность "тона".
Так техника ксилографии все более приближается к фотомеханической
репродукции (то есть сетчатой цинкографии и фототипии по принципу выпуклой
печати), которая получает распространение в 90-х годах прошлого века, --
иными словами, ведет к победе машинной техники над кустарной, ремесленной.
Но как раз в это же самое время, в конце XIX века, как бы в виде
протеста против механизированной репродукционной ксилографии происходит
возрождение станковой гравюры на дереве, а потом и на линолеуме, а вместе с
тем художник вновь совмещает в одном лице и рисовальщика и резчика по
дереву.
Новые искания в ксилографии связаны с именами целого ряда художников в
разных странах: в Англии--Никольсона и Обри Бердслея, во Франции -- Гогена,
Валлотона, Лепера, в Норвегии -- Мунка, в России -- А.
Остроумовой-Лебедевой, В. Фалилеева, а затем в особенности В. Фаворского, П.
Павлинова, А. Кравченко, А. Гончарова и многих других.
Эти новые искания идут в самых различных направлениях. Прежде всего это
-- отказ от виртуозных приемов, от ослепительной ловкости ксилографов XIX
века и стремление как бы вернуться к более архаическим методам гравюры на
дереве, а тем самым уничтожить дуализм рисовальщика и резчика. Вместе с тем
многие мастера новой ксилографии наряду со своеобразным возвращением к
традициям Дюрера и итальянского кьяроскуро стремятся использовать
нововведения Бьюика (белый штрих, тон). Большая группа ксилографов исходит
не из светлого фона дерева, а из черной, покрытой краской доски и из нее, с
помощью пятен и узоров, так сказать, освобождает, извлекает композицию
(Валлотон, Мунк). Линий у них почти нет, они оперируют главным образом
пятнами, контрастами черных и белых силуэтов. Некоторые из них стремятся
использовать специфические особенности материала: например, Гоген или Мунк
извлекают художественные эффекты из неровной поверхности доски, рисунка
древесных волокон и т. п. Но при всем сходстве некоторых приемов они
добиваются совершенно различных результатов: гравюры Мунка насыщены
трагически-экспрессивным содержанием, напротив, Валлотон стремится, скорее,
к декоративному воздействию. Есть среди мастеров новейшей ксилографии и
такие, которые воскрешают приемы последовательного развития образа в
рассказе, в цикле гравюр (Ф. Мазерель в Бельгии).
Очень близкой к ксилографии является и гравюра на линолеуме, вошедшая в
употребление в Новейшее время. Гравюра на линолеуме тоже относится к высокой
печати и пользуется теми же инструментами (ножом, стамеской). Линолеум как
материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он
дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной
гравюры (Фалилеев, Захаров, Голицын, Мендес, Паккард и другие). Однако в
приемах гравюры на линолеуме, которая развивает и усиливает наиболее
распространенную манеру новейшей ксилографии (Лепер и другие) с ее
сочетанием динамических линий и живописных пятен, менее чувствуется язык
резца. Основной дефект новейшей ксилографии и линогравюры -- слишком резкий
контраст черного и белого, нарушающий единство книжной страницы и
заставляющий буквы казаться слишком слабыми,-- особенно заметен в книжной
иллюстрации. Именно поэтому наиболее выдающиеся мастера книжной иллюстрации
(Фаворский, Кравченко) ищут более разнообразные и гибкие приемы -- сочетания
линий и пятен, контрастов и переходов, черных и белых штрихов.
Можно ли говорить о специфических особенностях ксилографии, о присущих
ей особых стилистических основах? Разумеется, каждая эпоха выдвигает свои
требования к деревянной гравюре, ставит перед ней особые задачи. И все же
есть объективные признаки, критерии, есть особые требования материала,
инструментов и техники, которые свойственны именно ксилографии.
Особенно ясно это проявляется при сравнении ксилографии (высокой
печати) с резцовой гравюрой (глубокой печатью). Ксилографии в общем
свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к
преувеличению и обобщению и тяготеющий к острому, экспрессивному образу.
Напротив, стиль гравюры на металле -- мягкий, гибкий, утонченный,
стремящийся к сочной полноте. Ксилографии почти недоступны тонкие, нежные
черные линии и густая сеть перекрестных штрихов, создающая в гравюре на
металле постепенные переходы света и тени. Вместе с тем в ксилографии
представляется естественным стремление черной линии превратиться в белую.
Характерно также, что светлое пятно в деревянной гравюре кажется более
светлым, чем в гравюре на металле. Наконец, следует подчеркнуть, что дерево
-- материал, так сказать, более упрямый, чем металл: он требует от художника
большего соблюдения своей естественной логики, тогда как работа в гибком,
податливом металле поощряет известное насилие над материалом.
Обращаемся ко второй основной группе печатной графики -- к углубленной
гравюре на металле. По сравнению с выпуклой гравюрой углубленная гравюра
гораздо разнообразнее и богаче целым рядом самостоятельных вариантов. Их
общий признак заключается в том, что рисунок врезывается в доску и при
печатании краска удерживается в бороздках. Кроме того, от сильного давления
при печатании на отпечатках ясно сохраняются следы краев доски (так
называемый Plattenrand). Все варианты углубленной печати объединяются одним
и тем же металлом (обычно -- медной доской) и одинаковым процессом
печатания. Различаются же они способами создания рисунка на доске. При этом
надо учитывать три основных вида глубокой печати: механический (куда входят
резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто), химический (офорт, мягкий лак,
акватинта) и смешанную технику (карандашная манера и пунктир).
Древнейшая из техник глубокой печати -- так называемая резцовая
гравюра. Рисунок рисуют в металле особым инструментом -- резцом или
штихелем, причем его ручка крепко лежит в ладони резчика и он режет не "на
себя" (как ксилограф, мастер обрезной гравюры ножом), а "от себя". Доска во
время работы лежит на подушке (обычно кожаном мешке, наполненном песком),
которую можно поворачивать для получения волнообразных и округлых линий.
Штихель при резьбе поднимает как бы стружки металла, и вместе с тем
возникают выступы, кромки (barbes) по краям борозды. Эти барбы уравнивают
"гладилкой", или "шабером" (трехгранным ножом). Тем же инструментом удаляют
вообще всякие нежелательные линии.
Естественно, что материал и инструмент определяют иную технику
углубленной гравюры, чем та, с которой мы познакомились в ксилографии.
Особенность резцовой гравюры заключается в тонких линиях, проводимых
Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |