|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» плоскость. Возможен также прием объединения на одном месте нескольких точек
зрения, нескольких эпизодов, которые происходят в разное время и в разных
местах, -- белый фон как бы включает, всасывает в себя прошлое и будущее,
близкое и далекое.
А с этим связано совершенно особое по сравнению с живописью отношение
графики к пространству и времени: живопись стремится к пространственной
иллюзии, графика ей противодействует, в живописи мы "читаем" пространство с
боков к центру и спереди в глубину, в графике -- из центра к краям, без
ясного членения планов.
"Антипространственная" тенденция графики особенно ярко проявляется в ее
отношении к цвету. Всюду, где графика применяет цвет, она стремится отнять у
него пространственную функцию и подчеркнуть плоскостный характер, или
накладывая цвет равномерным пятном, избегая лепить краской, или оперируя
бледными тонами, или выделяя светлые и теплые, которые имеют тенденцию
приближаться к передней плоскости.
Графика более, чем живопись, благоприятствует временному началу,
четвертому измерению. Живопись не может изобразить самый ноток времени, она
превращает действие в состояние, длительную, застывшую ситуацию. Напротив,
графика благодаря белому фону способна воплощать самый процесс, становление
действия, без времени. Причем в двояком смысле: 1. В смысле фиксации
быстрого, мгновенного впечатления, неожиданного эффекта, стремительных
движений. 2. В смысле развертывания действия в смене нескольких этапов и
точек зрения. Например, показывая одно и то же пространство изнутри и
снаружи или рядом помещая то, что было и что будет. Вспомним рисунки Ватто
-- он показывает одну и ту же фигуру то в нескольких поворотах, то в одном
повороте, но с различных точек зрения, как будто бы он обходит человеческую
голову кругом, улавливая сложные повороты в три четверти снизу или сверху,
тончайшие нюансы, недоступные глазу в обыденной жизни.
Именно эта чувствительность графики ко времени делает ее столь
благоприятной для развертывания серий или циклов (Калло, Хогарт, Гойя,
Клингер и многие другие) как иллюстраций к реальному или воображаемому
тексту. И когда мы его "читаем", то настоящее естественно связывается с
прошлым, а будущее с настоящим, оптические образы неразрывно сочетаются с
идейными и моральными ассоциациями. Из всех изобразительных искусств графика
всего ближе к поэзии и музыке.
II. СКУЛЬПТУРА2
После графики целесообразно обратиться к ознакомлению со скульптурой.
Не потому, что эти искусства родственны и близки друг другу. Напротив, между
ними существует резкий контраст, они представляют собой как бы крайние
полюсы изобразительного творчества: насколько графика является отвлеченным
искусством (изображая трехмерное пространство, на плоском листе бумаги),
настолько же скульптура конкретна и телесна. Вместе с тем скульптура
безусловно уступает графике в смысле популярности у широкой публики. А между
тем скульптура по своим стилистическим приемам -- очень простое, по своему
тематическому репертуару довольно ограниченное, по проблемам и задачам очень
ясное и конкретное искусство. Поэтому есть смысл рассматривать скульптуру
раньше, чем такие сложные, труднее поддающиеся пониманию и анализу
искусства, как живопись и архитектура.
У произведения скульптуры -- прямая, осязательная сила убеждения.
Помпоний Гаурик, ученый эпохи Возрождения, писал в своем "Трактате о
скульптуре" (1504), сравнивая скульптуру и литературу: "Писатель
воздействует словом, скульптор -- делом, вещью; тот только рассказывает, а
этот делает и показывает". Несколько иначе ту же мысль высказал в беседе с
друзьями знаменитый скульптор эпохи барокко Бернини: "Ведь и сам бог --
скульптор; он создал человека не колдовством, а кусок за куском, как
ваятель". Характерно также, что египтяне привыкли обрабатывать самые твердые
породы камня (базальт и диорит) и что для них "искусство" и "скульптура"
были однозначными понятиями.
Чтобы яснее почувствовать значение и атмосферу скульптуры, посетим
мастерскую скульптора. Это по большей части холодное, голое, неуютное
помещение, где несет сыростью. На грубо сколоченных деревянных подставках
стоят покрытые сырыми тряпками глиняные модели. В углу -- деревянный пень,
чуть напоминающий силуэт человеческой головы; тут же проволочное сооружение
-- словно жуткая тень человеческого скелета; на полках -- гипсовые слепки,
безжизненные в своей слепой белизне; во дворе посетитель наталкивается на
глыбы гранита или мрамора. Здесь господствуют (так, во всяком случае,
кажется посетителю) сухая проза, суровая обыденность, тяжелая, точная,
ремесленная работа. У кого нет терпения, кто не может выдержать длительный
физический труд, тот не годится для скульптуры. Необходимо также рассеять
одно недоразумение, чрезвычайно затрудняющее правильное понимание и оценку
скульптуры. Для того, кто не был в Италии, не видел в музеях греческих
мраморов, бронзовых скульптур эпохи Ренессанса и готических деревянных
статуй, представление о шедеврах европейской скульптуры неизбежно
ограничивается репродукциями. К сожалению, фотографии со скульптуры часто
страдают от одной роковой ошибки-- неверно выбранной точки зрения. Тут не в
том только дело, что многие статуи требуют обхода кругом, как бы ощупывания
пластических форм и их динамики, в то время как фотография может дать одну
точку зрения или в лучшем случае несколько оторванных друг от друга точек
зрения. Даже примирившись с этим дефектом, приходится признать, что
фотография часто дает совершенно неправильное представление о скульптуре.
Прежде всего следует помнить, что многие статуи (например, ряд
греческих статуй и особенно древнеегипетских) рассчитан на рассмотрение в
чистый фас или чистый профиль. Между тем фотографы тяготеют к снимкам с угла
-- к чисто живописному приему, который по большей части искажает контуры
статуй и дает неправильное представление об их движении.
Вспомним, например, "Давида" Верроккьо. Обычно статую снимают несколько
справа -- в этой позиции в образе Давида преобладает напряжение,
беспокойство, некоторая неуверенность позы; к тому же такая точка зрения
подчеркивает два резких ракурса в статуе, образуемых локтем и кинжалом и
нарушающих чистый, тонкий силуэт. Правильная же точка зрения для съемки --
прямо фронтальная, потому что именно тогда в статуе наглядно проявляются
черты, свойственные итальянской скульптуре второй половины XV века --
некоторое высокомерие юного героя, угловатость и хрупкая грация его
движений, изгиб его тела и далеко выдвинутый худой локоть.
Это не значит, что все статуи надо снимать спереди. Напротив, многие
статуи требуют рассмотрения с угла. К ним относится, например, "Вакх"
Микеланджело, так как именно с этой позиции особенно красноречиво
Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |