|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 » »» Сначала дерево грунтуют (мелом, медом, клеем) или обклеивают грубым
холстом, пропитанным меловым раствором; на этот грунт наносятся краски и
позолота. Если в средневековом искусстве расцветка деревянной скульптуры
носит несколько условный характер возвышенной праздничности, то в более
поздние эпохи, в XVII и XVIII веках, особенно в Испании и Латинской Америке,
она приобретает натуралистический оттенок в сочетании с настоящими тканями,
в которые одеты статуи, с украшающими их подлинными кружевами, капающими из
глаз слезами из кристалла и тому подобными иллюзорными приемами.
Известное сходство с деревом и по технике, и по стилистическим эффектам
имеет другой крепкий материал скульптуры -- слоновая кость. Это очень
древний материал, который использовался еще в эпоху раннего каменного века
(в форме как статуэток, так и процарапанных рисунков). Эпохи расцвета
слоновой кости как скульптурного материала отчасти совпадают с расцветом
дерева, но лишь отчасти; можно было бы, пожалуй, сказать, что слоновая кость
-- это любимый материал феодального общества.
В преобладающем большинстве случаев слоновая кость применялась для
мелкой скульптуры. Но были и исключения, к которым принадлежит греческая
техника классического периода, так называемая хризоэлефантинная, то есть
сочетание золота и слоновой кости. В этой технике были выполнены
колоссальные статуи Фидия (Зевса в Олимпии и Афины на Парфеноне): на
деревянный остов накладывались золотые пластинки для изображения одежды и
пластинки из слоновой кости для изображения обнаженного тела. Но так как
слоновая кость дает материал для скульптурных работ в небольших кусках, то
естественно, что ее чаще всего применяют в мелкой пластике. Первый расцвет
скульптуры из слоновой кости относится к средним векам, особенно к раннему
периоду (искусство Византии, искусство Западной Европы в эпоху Каролингов),
когда из слоновой кости изготовлялись всякого рода рельефы, так называемые
диптихи (двухстворчатые пластинки, украшенные рельефами и посвященные
прославлению какого-нибудь консула), переплеты для книг, ящики для хранения
реликвий и т. п.
Новый подъем резьбы из слоновой кости начинается в XIII веке, особенно
во Франции -- в этом материале выполняются статуэтки и скульптурные группы
из Священной истории, а также всякого рода предметы аристократического быта
(гребни, зеркала, сосуды, шахматные фигуры и т. п.), часто украшенные
позолотой и раскрашенные. Напротив, итальянские скульпторы эпохи Ренессанса,
излюбленным материалом которых была бронза, мало ценили слоновую кость как
пластический материал. Новый расцвет слоновой кости наступает в эпоху
барокко, когда в этом материале работает ряд крупных мастеров (например, в
Германии Пермозер) и когда для слоновой кости открывается новое поле
приложения сил -- портретная миниатюра. В XIX веке слоновая кость становится
индустриальным материалом и все более теряет свое художественное значение.
В заключение напомним, что слоновую кость различают по тону: белую,
желтоватую и красноватую -- и по происхождению: азиатскую или африканскую.
Переходим к наиболее типичному и излюбленному материалу ваятелей --
камню, который представляет собой, несомненно, самый разнообразный материал
скульптуры: камень может быть цветным и бесцветным, прозрачным, блестящим и
тусклым, жестким и мягким и т. д. Вместе с тем все породы камня объединяет
общая стилистическая концепция, более или менее общие технические приемы,
которые восходят к понятию скульптуры -- то есть высекания, отнимания
материала. И в то же время у каждой породы камня есть свои требования,
воздействующие на фантазию и технику скульптора.
Крепкие, труднообрабатываемые материалы (обсидиан, диорит, базальт,
порфир -- материалы, которые особенно охотно применяли египтяне) побуждают к
экономным, упрощенным формам и сдержанным движениям. Вполне законченная
египетская статуя все же остается, в конечном счете, каменной глыбой,
кубической массой, ограниченной простыми гладкими плоскостями. Отсюда
удивительная замкнутость египетских статуй, присущий им своеобразный
монументальный покой, который сказывается даже в их взглядах. Кроме того,
крепкие породы камня годятся прежде всего для больших статуй. Почти всем
крепким породам камня свойствен темный, несколько мрачноватый тон -- черный
диорит, темно-зеленый базальт, красно-фиолетовый порфир.
Напротив, мягкий, прозрачный, блестящий и как бы расплывчатый алебастр
пригоден прежде всего для мелкой скульптуры, для тонкой обработки
поверхности, хотя может быть пригоден и для крупных статуй. Алебастр
использовался как материал скульптуры в очень древние времена в Месопотамии
-- в алебастре выполнены некоторые шедевры скульптуры древних шумеров. С XIV
века алебастр начинают применять в скульптуре Западной Европы (в Англии и
Нидерландах лежащие фигуры умерших на гробницах часто выполнялись в
алебастре). В XVI веке в Антверпене работал немецкий скульптор Конрад Мейт,
с большим мастерством выполняя статуи в дереве, слоновой кости и
раскрашенном алебастре и великолепно подчеркивая хрупкость и прозрачность
алебастра. В XVIII веке алебастр полностью вытесняется фарфором.
Известняк -- это ноздреватая, ломкая порода камня, которая не допускает
острой и точной трактовки форм. Вместе с тем относительно легкая обработка
известняка побуждает применять его для монументальной скульптуры. В Древней
Греции известняк (под именем "порос") широко применялся в архаической
декоративной скульптуре (особенно для пестро раскрашенных фронтонных групп),
как бы образуя переходную стадию между древнейшим материалом, деревом, и
материалом более зрелого периода, мрамором (эта переходная стадия
подчеркнута тем, что в одной и той же статуе оба материала применены
одновременно: одежда выполнена из известняка, нагое тело -- из мрамора). В
наше время наиболее популярный из известняков -- травертин.
Еще мягче и пористей, чем известняк, -- песчаник, материал, который
обычно используют для выполнения пластического орнамента на архитектурном
фоне, причем его шероховатая поверхность создает выразительный контраст с
гладкой поверхностью стены. В средние века песчаник применялся для
монументальной скульптуры: блестящими образцами являются статуи
Страсбургского собора из красноватого песчаника, изображающие церковь
(экклесиа) и синагогу. При обработке различных пород камня очень важную роль
играет большая или меньшая чувствительность материала к свету. В этом смысле
камень радикальным образом отличается от фарфора и бронзы, где свет
отбрасывает сильные рефлексы, подчеркивает силуэт и почти не выделяет теней.
Совершенно иначе реагируют на свет различные породы камня. Так, например,
гранит мягко отражает свет, ослабляет контраст света и тени, так что детали
как бы "съедаются", а углы становятся несколько неопределенными. Поэтому в
граните необходимо резче подчеркивать грани и вместе с тем компоновать в
Страницы: «« « 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |