Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»

     Сначала  дерево  грунтуют  (мелом, медом, клеем)  или обклеивают грубым
холстом,  пропитанным  меловым  раствором; на этот грунт наносятся  краски и
позолота.  Если  в  средневековом искусстве расцветка деревянной  скульптуры
носит  несколько условный  характер  возвышенной  праздничности,  то в более
поздние эпохи, в XVII и XVIII веках, особенно в Испании и Латинской Америке,
она приобретает натуралистический оттенок в сочетании  с настоящими тканями,
в которые одеты статуи, с  украшающими их подлинными кружевами, капающими из
глаз слезами из кристалла и тому подобными иллюзорными приемами.
               Известное сходство с деревом и по технике, и по стилистическим эффектам
имеет  другой  крепкий  материал скульптуры  --  слоновая кость.  Это  очень
древний материал, который использовался  еще в эпоху  раннего каменного века
(в  форме  как  статуэток, так  и  процарапанных  рисунков). Эпохи  расцвета
слоновой  кости  как  скульптурного материала отчасти совпадают  с расцветом
дерева, но лишь отчасти; можно было бы, пожалуй, сказать, что слоновая кость
-- это любимый материал феодального общества.
     В  преобладающем  большинстве  случаев  слоновая кость применялась  для
мелкой  скульптуры.  Но были и  исключения, к  которым принадлежит греческая
техника классического  периода,  так называемая  хризоэлефантинная,  то есть
сочетание  золота   и  слоновой  кости.   В  этой   технике  были  выполнены
колоссальные  статуи  Фидия (Зевса  в  Олимпии  и  Афины на  Парфеноне):  на
деревянный  остов  накладывались золотые пластинки для изображения  одежды и
пластинки из слоновой  кости для  изображения обнаженного  тела. Но так  как
слоновая  кость дает материал для скульптурных работ  в небольших кусках, то
естественно, что ее чаще всего применяют  в  мелкой пластике. Первый расцвет
скульптуры из слоновой кости  относится к средним векам,  особенно к раннему
периоду (искусство Византии, искусство Западной Европы в эпоху  Каролингов),
когда  из слоновой  кости изготовлялись всякого рода рельефы, так называемые
диптихи  (двухстворчатые  пластинки,  украшенные  рельефами  и   посвященные
прославлению какого-нибудь консула), переплеты для книг, ящики для  хранения
реликвий и т. п.
     Новый подъем резьбы из слоновой кости начинается  в XIII веке, особенно
во  Франции -- в этом материале выполняются статуэтки  и скульптурные группы
из  Священной истории, а также всякого рода предметы аристократического быта
(гребни,  зеркала, сосуды,  шахматные  фигуры  и  т.  п.), часто  украшенные
позолотой и раскрашенные. Напротив, итальянские скульпторы эпохи Ренессанса,
излюбленным  материалом которых была бронза, мало ценили слоновую кость  как
пластический  материал.  Новый  расцвет слоновой  кости  наступает  в  эпоху
барокко, когда в этом  материале работает ряд крупных мастеров  (например, в
Германии  Пермозер)  и  когда  для  слоновой  кости открывается  новое  поле
приложения сил -- портретная миниатюра. В XIX веке слоновая кость становится
индустриальным материалом и все более теряет свое художественное значение.
     В заключение напомним,  что  слоновую кость  различают  по тону: белую,
желтоватую и красноватую -- и по происхождению: азиатскую или африканскую.
               Переходим к  наиболее  типичному и  излюбленному материалу ваятелей  --
камню, который представляет собой, несомненно, самый разнообразный  материал
скульптуры: камень может быть цветным  и бесцветным, прозрачным, блестящим и
тусклым, жестким и  мягким и т. д. Вместе с тем все  породы камня объединяет
общая стилистическая  концепция, более  или менее  общие технические приемы,
которые  восходят  к  понятию скульптуры  --  то  есть высекания,  отнимания
материала.  И в то  же время у каждой  породы  камня  есть  свои требования,
воздействующие на фантазию и технику скульптора.
     Крепкие,  труднообрабатываемые  материалы  (обсидиан, диорит,  базальт,
порфир -- материалы, которые особенно охотно применяли египтяне) побуждают к
экономным,  упрощенным формам  и сдержанным  движениям.  Вполне  законченная
египетская  статуя  все  же  остается,  в  конечном счете, каменной  глыбой,
кубической  массой,   ограниченной  простыми  гладкими  плоскостями.  Отсюда
удивительная   замкнутость  египетских   статуй,  присущий  им  своеобразный
монументальный  покой, который сказывается  даже в их  взглядах. Кроме того,
крепкие породы камня  годятся  прежде всего для  больших статуй.  Почти всем
крепким породам  камня свойствен темный, несколько мрачноватый тон -- черный
диорит, темно-зеленый базальт, красно-фиолетовый порфир.
     Напротив, мягкий, прозрачный, блестящий и как бы расплывчатый  алебастр
пригоден   прежде  всего   для  мелкой  скульптуры,   для  тонкой  обработки
поверхности,  хотя  может  быть пригоден  и  для  крупных  статуй.  Алебастр
использовался как материал  скульптуры в очень древние времена в Месопотамии
-- в алебастре выполнены некоторые шедевры скульптуры древних шумеров. С XIV
века  алебастр начинают применять в скульптуре  Западной  Европы (в Англии и
Нидерландах  лежащие  фигуры   умерших  на  гробницах  часто  выполнялись  в
алебастре). В XVI  веке в Антверпене работал немецкий скульптор Конрад Мейт,
с   большим   мастерством  выполняя  статуи   в  дереве,  слоновой  кости  и
раскрашенном алебастре  и  великолепно подчеркивая хрупкость и  прозрачность
алебастра. В XVIII веке алебастр полностью вытесняется фарфором.
     Известняк -- это ноздреватая, ломкая порода камня, которая не допускает
острой и  точной трактовки форм.  Вместе с тем относительно легкая обработка
известняка побуждает применять его для  монументальной скульптуры. В Древней
Греции  известняк  (под  именем "порос")  широко  применялся  в  архаической
декоративной скульптуре (особенно для пестро раскрашенных фронтонных групп),
как бы образуя переходную  стадию  между древнейшим  материалом,  деревом, и
материалом  более  зрелого   периода,   мрамором   (эта   переходная  стадия
подчеркнута тем,  что  в  одной  и  той  же  статуе оба  материала применены
одновременно: одежда выполнена из  известняка, нагое тело -- из мрамора).  В
наше время наиболее популярный из известняков -- травертин.
     Еще мягче и пористей, чем  известняк,  --  песчаник, материал,  который
обычно  используют для выполнения пластического  орнамента на  архитектурном
фоне,  причем его шероховатая поверхность создает  выразительный  контраст с
гладкой  поверхностью  стены.  В   средние  века  песчаник   применялся  для
монументальной    скульптуры:   блестящими   образцами    являются    статуи
Страсбургского  собора  из  красноватого   песчаника,  изображающие  церковь
(экклесиа) и синагогу. При обработке различных пород камня очень важную роль
играет большая или меньшая чувствительность материала к свету. В этом смысле
камень  радикальным  образом  отличается  от  фарфора  и  бронзы,  где  свет
отбрасывает сильные рефлексы, подчеркивает силуэт и почти не выделяет теней.
Совершенно  иначе реагируют на свет различные породы  камня.  Так, например,
гранит мягко отражает свет, ослабляет контраст света и  тени, так что детали
как бы "съедаются", а углы становятся  несколько неопределенными.  Поэтому в
граните необходимо резче подчеркивать грани  и  вместе  с  тем компоновать в

Страницы: «« « 27   28   29   30   31   32   33   34   35  36   37   38   39   40   41   42   43   44   45  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства