|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 » »» статую Жанны более крупной.
У греческих ваятелей мы встречаем еще один оптический прием, прямо
противоположный только что рассмотренному, то есть не противодействие
оптической иллюзии, а ее подчеркивание, усиление. Дело в том, что у многих
греческих статуй можно наблюдать неравномерную трактовку левой и правой
сторон лица. Этой асимметрии, однако, не бывает у голов, рассчитанных на
прямой фас или на обход кругом, но она очень характерна для голов,
повернутых в профиль или отворачивающихся от зрителя (например, "Дискобол"
Мирона). В таких случаях та сторона головы, которая удалена от зрителя и
видима в ракурсе, моделирована в более плоских формах, ее элементы как бы
несколько сжаты. Если такую голову рассматривать спереди, она кажется
деформированной, но с правильной точки зрения, с той, с какой ее наблюдает
зритель, она приобретает большую пластическую выразительность.
Уже в ходе изложения техники скульптуры нам неоднократно приходилось
обращаться к стилистическим проблемам. Теперь мы последовательно рассмотрим
некоторые важнейшие вопросы скульптурной стилистики.
Одна из причин непопулярности скульптуры в широких слоях общества
заключается в ее кажущемся однообразии. Действительно, если считать, как это
принято в широкой публике, что задача скульптуры состоит в возможно более
точном отображении человеческого тела, то насколько же скульптура беднее
живописи и графики по тематическому репертуару. В сущности говоря,
скульптура знает только три основных мотива -- стоящей, сидящей и лежащей
статуи плюс бюст. Не удивительно, что непосвященного зрителя охватывает
равнодушие, даже раздражение в музее, когда он видит ряды мраморных и
бронзовых статуй, обнаженных и одетых, почти в одинаковых позах, в повороте
направо или налево и различающихся друг от друга как будто только
атрибутами. А между тем упрек скульптуре в однообразии несправедлив.
Прежде всего, потому, что задача скульптора не есть имитация
действительности. Самый точный гипсовый отлив в самой красивой модели не
есть произведение скульптуры, как фотография не есть картина. Скульптор
изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть. Задача
скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах,
которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения
зрителя, изолируя их от остальных ощущений ("Геракл" Бурделя, "Бронзовый
век" Родена). Статуя должна обладать особым возбуждающим, значительным
плодотворным моментом пластической энергии, какой в действительности никогда
не реализуется с такой абсолютной интенсивностью. Можно поэтому сказать, что
скульптура прежде всего обращается к воле и интеллекту зрителя и гораздо
меньше к его чувствам и эмоциям. Скульптура должна быть "реальней", чем
действительность, и вместе с тем "вне" действительности.
Во-вторых, скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит,
создает заново. Именно это созидание трехмерной формы, этот гипнотический
ритм выпуклостей и углублений мы прежде всего и переживаем в статуе, и
только потом перед нами возникает образ определенного человека в момент
определенного движения. Зритель не просто "видит" произведение скульптуры,
но повторяет, переживает в себе всю сложную работу моторной энергии, уже раз
пережитую творцом статуи. Пластическое удовлетворение зрителя тем больше,
чем сильнее он может пережить статую как трехмерное тело, компактную
кубическую массу и, вместе с тем, как живое, активное, индивидуальное
существо.
Такую концентрированную органическую энергию, такое повышенное ощущение
жизни из всех изобразительных искусств способна дать только скульптура. Это
свойство придает скульптуре огромную силу воздействия (но вместе с тем и
сильно заостряет эстетические требования, предъявляемые к скульптуре).
Скульптура требует и от художника, и от зрителя повышенной воли к жизни.
Следует отметить также, что в истории нового европейского искусства
периоды яркого расцвета скульптуры довольно редки и коротки. С другой
стороны, мы знаем, что есть целые эпохи и народы, которым чуждо пластическое
чувство.
Также несправедлив упрек, часто бросаемый скульптуре, в
односторонности. Это можно отнести только к тематическому репертуару
скульптуры. Но, бедная общей сюжетной тематикой, скульптура неисчерпаемо
богата в смысле индивидуальных пластических мотивов. Это может быть
непонятно для широкого зрителя, который привык приближаться к скульптуре со
стороны чисто тематических мотивов: кого изображает? Что делает? Что держит
в руке? и т. п. В этом смысле скульптура действительно беднее живописи и
графики. Мы же говорим о чисто пластических мотивах, и в этой области
скульптура чрезвычайно богата.
Проанализируем, например, мотивы движения в скульптуре. Для начала
сравним проблему движения в скульптуре и живописи. Живописи доступно
изображение катящегося колеса, летящей птицы, колеблемой ветром листвы и т.
п., так как у живописца есть средства для изображения оптического
впечатления движущегося тела и окружающей его воздушной и световой среды. У
ваятеля таких средств нет. Движение для него -- определенное положение тела.
Эту разницу можно сформулировать и иначе. В живописи и графике каждое
движение связано, если так можно сказать, с определенным сюжетом, направлено
к определенной цели. Скульптору важнее самые функции движения, витальные
энергии, которые участвуют в движении.
Отсюда вытекают два последствия. 1. В скульптуре (мы имеем в виду
свободно стоящую статую) убедительней, пластичней движение бессюжетное, без
эпического и драматического мотива, без события. 2. В пластическом движении
должно участвовать все тело. Это последнее положение убедительно
иллюстрирует греческая статуя V века до н. э. "Атлет, льющий масло для
умащивания". Если в сюжетном отношении жест атлета вполне ясен, то в
пластическом смысле он не вполне удовлетворяет: поднятая рука с сосудом
слишком отвлекает внимание от статуи в целом, тело атлета становится как бы
безразлично для зрителя, событие, фабула оказываются важнее для художника,
чем пластические функции, напрягшие тело для движения.
Сравним с той же точки зрения две знаменитые статуи греческого
скульптора Поликлета -- "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (атлет,
накладывающий на голову победную повязку). Статуя Дорифора кажется нам более
пластически цельной, так как все тело атлета напряжено в непрерывном,
ритмическом, бессюжетном, но активном движении. В статуе Диадумена фабула,
события выдвинуты на первое место, и поэтому пластические функции статуи как
бы раздваиваются: широкий шаг атлета и мощный изгиб его тела не совпадают,
не соответствуют жесту рук, накладывающих победную повязку.
Страницы: «« « 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |