Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»

По-видимому,  стук  ведет  свое  происхождение с Востока -- мы  знаем, какое
богатое  применение этот материал нашел у парфян  и в декоративном искусстве
Средней  Азии   (под  названием  "ганч");  но  его   широко  использовали  в
декоративных  целях  и в эпоху  эллинизма, и  в римском искусстве (блестящим
образцом применения  стука  являются потолочные украшения  виллы Фарнезины в
Риме, поражающие  своей  воздушностью).  Стук  накладывают в  мягком  виде и
моделируют  шпахтелем, пока не затвердеет;  но  так  как  твердеет он  очень
быстро,  то  художник должен  обладать быстрой  и  верной  рукой. Наибольшую
популярность стук приобретает в эпоху барокко  и рококо для украшения стен и
потолков, вместе с тем все более превращаясь в ремесленное производство.
               Переходим к твердым материалам скульптуры. Дерево -- один из древнейших
и  притом  народных  материалов,  долго сохранявших  традиции  крестьянского
ремесла. Деревом  как скульптурным  материалом мастерски умели  пользоваться
уже в Древнем Египте (вспомним шедевр скульптуры Древнего царства  -- статую
так  называемого "Деревенского старосты" в  Лувре). В  Греции  дерево  было,
по-видимому, древнейшим материалом монументальной скульптуры: так называемые
ксоаны  -- бесформенные идолы в виде столбов или досок  с  нанесенным на них
примитивным рисунком  человеческой  фигуры  --  были,  согласно  источникам,
древнейшими памятниками монументальной скульптуры. Понемногу камень начинает
вытеснять дерево, но архаические каменные статуи долго сохраняют следы форм,
вызванных инструментами резьбы из  дерева -- ножом и пилой ("Гера" с острова
Самос,  в  Лувре, круглая,  как  столб,  с  вертикальными  складками одежды,
подобными каннелюрам колонны, "Артемида" с острова Делос, в Афинах, плоская,
как доска).
     Возрождение  дерева как  скульптурного  материала  происходит в средние
века,  начиная  уже  с древнехристианского  периода (деревянные двери церкви
Сайта Сабина в Риме, V век). В Северной Европе в средние  века, да и в эпоху
Возрождения, дерево широко применялось  для украшения алтарей, для распятий,
для церковной утвари.  Обычно дерево  грунтовали, иногда  покрывали холстом,
окрашивали  и  золотили  (выдающийся немецкий  скульптор конца  XV -- первой
трети XVI века Тильман Рименпшейдер одним из  первых стал применять  дерево,
так сказать, в чистом виде).
     В скульптуре  итальянского  Возрождения  дерево  постепенно вытесняется
мрамором  и бронзой. Но  в  эпоху барокко,  особенно позднего и  особенно  в
странах  с  крепкими  традициями  крестьянского  ремесла (Бавария,  Австрия,
Польша, Прибалтика и т. п.), дерево переживает новое блестящее возрождение в
декоративных  ансамблях  церковного убранства. Эпоха  классицизма,  когда  в
скульптуре господствуют белый мрамор и рельефный принцип, неблагоприятна для
дерева как скульптурного материала. В  течение всего  XIX  века  дерево было
изгнано   из  мастерских   скульпторов.   Напротив,   в   XX   веке   с  его
революционно-демократическими тенденциями и с поисками новой,  эмоциональной
выразительности   дерево   переживает  новое,   яркое  возрождение  (Барлах,
Коненков). Для  монументальной  скульптуры  употребляются  и  мягкие  (липа,
тополь),  и  твердые породы деревьев  (дуб);  для  мелкой скульптуры  --  по
преимуществу прочный бук. Дерево  обрабатывают ножами и резцами (для складок
используют вогнутый резец)  с помощью молотка. В эпоху готики  применяли так
называемую  козью  ножку  (особый  вид   резца).  Исходным   материалом  для
скульптора  является  деревянный  чурбан.   Иногда  ему  придают  правильную
четырехгранную форму, на  передней плоскости которой художник рисует контуры
изображения. Затем различными ножами и резцами вырубаются основные плоскости
будущей  скульптуры. После этого  скульптура  разнимается  на  две  части  и
выдалбливается внутри, чтобы дерево  высохло и не  трескалось. Только  после
этого заканчиваются все детали скульптуры и ее две части вновь скрепляются.
     Каковы специфические  особенности дерева  как  пластического материала?
Дерево -- более гибкий материал, чем камень: оно допускает большую свободу в
обработке форм, большее богатство деталей, но меньше нюансов и  переходов; в
дереве возможны  более резкие выступы, ответвления  формы  и более  глубокие
вырезы (недоступные художнику в камне). В дереве возможны  острые, угловатые
грани, но и закругленные выемки, длинные и короткие линии, резкие  контрасты
и мягкое волнение поверхности (взрыхленную рашпилем, морщинистую поверхность
можно комбинировать с гладко отшлифованной).
     Обобщая  стилистические  особенности  дерева  как материала скульптора,
можно было бы  сказать, что дереву  свойственны несколько нескладная масса и
вместе с тем исключительно богатая, динамическая, выразительная "текстура" и
поверхность, контраст  между  сырой, косной материей  и органической  силой.
Дефект  дерева  заключается  в  том, что  его  нельзя  обрабатывать во  всех
направлениях   --  нож  должен  идти  или  по  волокнам,  или  в  поперечном
направлении, но  нельзя рубить или резать против дерева. Наконец, необходимо
отметить   чрезвычайное   разнообразие   масштабов,   доступных   деревянной
скульптуре, -- от  монументальных, многофигурных  ансамблей (готические  или
барочные алтари, кафедры и т. п.) вплоть до миниатюрных вещиц.
     Китайцы  и  особенно  японцы  --  исключительные  мастера  пластической
миниатюры.   Азиатские   народы   обладают  особой   остротой   слухового  и
осязательного  восприятия;  богатство  звуковых  оттенков свойственно  языку
многих  азиатских  народов,   точно  так  же  как  их   пластика  отличается
неисчерпаемой  игрой  пластических, осязательных комбинаций.  Самый  процесс
осязания доставляет японцу своеобразное удовольствие  -- японский крестьянин
носит у пояса деревянные вещички или просто куски драгоценного дерева, чтобы
прикасаться  к  ним  и  ощущать  гладкую  или шероховатую,  сухую или  сырую
поверхность.  Этими  же   предпосылками  продиктовано  тяготение  японцев  к
миниатюрной пластике,  которую  можно  брать  в  руки,  прикасаться  к  ней,
поворачивать, ощупывать все ее пластические оттенки.
     Наиболее ярким  проявлением  этой  тенденции  являются мелкие  японские
статуэтки из  дерева или слоновой  кости, так называемые нэцкэ. Размером они
часто  не  более  пуговицы, их носят  вместо передвижных  пряжек, к  которым
особыми  шнурками  прикреплены у пояса маленькие коробочки для  лекарств или
табака. Нэцкэ отличаются удивительной законченностью и, хотелось бы сказать,
замкнутостью  формы  в  сочетании  с  чрезвычайным  богатством  пластической
экспрессии.  Трудно представить себе более глубокое  и органическое созвучие
бытовых потребностей и пластической импровизации.
     В   заключение   следует   отметить   еще  одно   свойство  дерева  как
скульптурного   материала,   обладающего   многообразнейшими  возможностями.
Дорогие  породы дерева, в особенности  если они подвергались  тонкой работе,
могут оставаться  неокрашенными -- они воздействуют своей структурой, ритмом
своих волокон, своим тоном, игрой своей поверхности.  Вместе с тем дерево --
самый  подходящий материал  для  красочной скульптуры.  Раскраску деревянных
статуй применяли уже египтяне, она находит широкое применение в средние века
и в эпоху барокко.

Страницы: «« « 26   27   28   29   30   31   32   33   34  35   36   37   38   39   40   41   42   43   44  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства