|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» скульптуру, могут случаться и на севере: статуи, украшающие готический собор
снаружи, -- обычно одноцветные, помещенные же во внутреннем пространстве
собора часто бывают многоцветными (это, очевидно, связано с особым
освещением интерьера готического храма, определяемого цветными витражами).
Та же противоположность свойственна наружной и внутренней скульптуре
барочных церквей, где в архитектуре интерьеров находят широкое применение и
цветной камень, и позолота, и раскрашенные алтари, и кафедры, и яркие
плафоны и где поэтому и скульптура часто бывает цветной. Но как мы уже
отметили раньше, полихромия в скульптуре не должна быть имитативной, она
должна выполнять в органическом синтезе с архитектурой чисто декоративные
функции. Поэтому, обобщая, можно было бы сказать, что полихромия в
скульптуре служит не столько самой статуе, сколько ее окружению, связи с
архитектурой и пейзажем.
К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема
постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем,
стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и
размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и
архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно
отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее
исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора
статуи.
Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и
размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит,
разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен
быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без
постамента -- достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит
упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для
небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих
статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих -- горизонтальный,
низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на
слишком маленьком -- лишается стабильности.
В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V
веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста
зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную
из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты
становятся несколько выше -- до полутора-двух метров вышины. Но и в
классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал
специфический характер статуи: так например, "Ника" (богиня победы)
скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба,
на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению
свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом,
чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в
китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие
постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт
со зрителем.
В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но
противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает,
меняются характер, пропорции, формы постамента.
С одной стороны, задача постамента -- отделить статую от реального
мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом
случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и
реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или
тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения
используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте
(например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях
развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер
постамента и его изолирующие функции -- иной раз постаменты настолько
высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так
называемые стамба -- святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его
изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре
мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент
превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими
маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и
теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить "Рака св.
Зебальда" Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив,
гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком
велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей
экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в
арену своей деятельности ("Персей" Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в
Берлине А. Шлютера).
Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и
изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле
две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453
году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно
выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным
постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго
тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые
формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади;
тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и
дверях постамента).
Бронзовая статуя кондотьера Коллеони работы Верроккьо поставлена в 1493
году в Венеции. Сам по себе постамент Коллеони, пожалуй, красивей,
пропорциональней, чище по линиям. Но именно эта независимая красота
постамента вредит памятнику, так как архитектура не сливается в одно целое
со скульптурой; в постаменте слишком много деталей, его равновесие не
соответствует динамике статуи; ось постамента не совпадает с осью статуи.
Поэтому создается впечатление, что вот-вот статуя перешагнет границы
постамента.
Памятник Коллеони создает, таким образом, переход к другой функции,
которую может выполнять постамент статуи -- функции связи статуи с
окружением, с действительностью, со зрителем, функции объединения скульптуры
с жизнью, с природой. Тенденции к воплощению этой функции постамента мы уже
нередко встречали на пути развития скульптуры, но она присуща не ранним
эпохам культуры, как тектоническая, изолирующая функция постамента, а
зрелым, даже поздним периодам в истории общественных формаций.
Проследим вкратце эволюцию второй функции постамента и вообще
Страницы: «« « 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |