|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» Франклина -- сжатые губы.
В конце XIX века европейская портретная скульптура делает еще один шаг
в область мгновенного, субъективного восприятия. Целый ряд скульпторов
пытается использовать приемы импрессионизма и перенести их в скульптуру.
Одним из первых это делает последователь Родена, русский скульптор Паоло
Трубецкой, учившийся и постоянно живший в Париже или в Италии. В своей
портретной скульптуре он пытается подчеркнуть случайность позы и ситуации (в
повороте головы, завернувшемся воротничке, в части одежды, свисающей с
постамента). Не менее характерна сама пластическая техника Трубецкого с его
нарочитой эскизностью, следами шпахтеля, подобными ударам кисти.
Если Трубецкой только заимствовал у импрессионистов некоторые их
приемы, то итальянский скульптор Медардо Россо стремится перенести в
скульптуру самую сущность импрессионистического восприятия натуры: он
изображает в воске или в глине не столько предметы, сколько впечатления от
них, не тела, а свет и воздух, их охватывающий. Даже самая тематика Медардо
Россо, названия его произведения свидетельствуют о живописном,
импрессионистическом мышлении художника: "Впечатления из омнибуса",
"Падающая тень", "Вечер на бульваре" и т. п. В "Вечере на бульваре" голова
дамы только угадывается; главное, что интересует художника, - это эффект
вечерних теней, сгустившихся вокруг головы и погружающих ее в сумеречную
дымку.
Субъективизм, свойственный искусству Медардо Россо, становится еще
сильнее в творчестве художников, связанных с течениями символизма и
экспрессионизма, которые окончательно переносят центр тяжести с объекта на
субъект, с переживаний модели на эмоцию, настроения и впечатления самого
художника. Здесь выражение как бы отрывается от человека, становится
самостоятельной силой, подчиняет себе движения тела и искажает его во имя
субъективной экспрессии. Многие скульпторы этого направления тяготеют к
преувеличенно удлиненным, худым телам. Такова, например, скульптура
бельгийского худржнинка Жоржа Минне "Мальчик", своей угловатой, напряженной
позой стремящаяся воплотить чувство депрессии и отчаяния. Еще дальше в
сторону искажения, натуры во имя выразительности идет немецкий скульптор
Лембрук. В его "Мыслителе" нет тела, есть только кисть руки, прижатая к
груди, и узкая голова с огромным лбом и напряженным, невидящим взглядом.
Здесь скульптура делает безнадежную попытку воплотить в пластических формах
самый дух мыслителя, самую эманацию его мысли.
Эта нездоровая тенденция в западноевропейской скульптуре " конце концов
привела ряд скульпторов к абстракционизму и сюрреализму, то есть к полной
потере живого пластического образа.
Важное значение среди проблем, определяющих творческую концепцию
скульптора, имеет проблема одежды, драпировки. Каков характер одежды,
тяжелая она или легкая, каков ритм ее складок: и ее силуэт (сплошной или
прерывистый), каково распределение света и тени -- все эти элементы
драпировки активно участвуют в жизни статуи, в ее движении и экспрессии.
Одежда может быть подчинена, служить телу, может быть в гармоническом
созвучии с ним? но может с ним бороться, его скрывать, деформировать или
преувеличивать его формы.
Можно выделить три основных назначения драпировки в скульптуре. 1.
Функциональное назначение одежды, то есть ее отношение к человеческому телу.
2. Характер ткани (шелк, шерсть, кожа). 3. Независимое от тела и структуры
ткани орнаментально-декоративное или экспрессивное назначение одежды.
Функциональное назначение одежды находит наиболее яркое воплощение в
греческой скульптуре (точно так же как проблему движения греческая
скульптура решает прежде всего с функциональной точки зрения). Но происходит
это не сразу. Для скульптуры эпохи архаики характерен конфликт между телом и
одеждой, их несогласованность. В известной мере этот конфликт свойствен
скульптуре Древнего Египта, Китая, раннего средневековья.
Здесь можно наблюдать две крайности в трактовке одежды. 1. Одежда так
тесно прилегает к телу, что теряет всякую материальность, вещественность,
обращается в тонкий, словно накрахмаленный, слой с произвольным узором
складок. На этой стадии развития греческой скульптуры одежда самостоятельно
не существует. II. Одежда охватывает тело как независимая, сплошная, тяжелая
масса, застывшая в выпуклостях и углублениях складок. Здесь как бы вовсе нет
тела.
Эти архаические схемы свойственны вообще ранним этапам в развитии
стилей. Присмотримся, например, к статуям молодого Донателло, знаменующим
стиль раннего Возрождения. Броня св. Георгия так плотно примыкает к телу,
что обнажает его формы. Плащ св. Людовика образует целые рвы и холмы,
совершенно игнорируя "крытое под ним тело.
Перелом к классическому стилю означает для трактовки одежды, что
противоречие между одеждой и телом превращается в гармоническое
взаимодействие -- одежда ритмом своих складок повторяет, сопровождает,
подчеркивает, дополняет, а иногда несколько изменяет формы и движения тела.
Это гармоническое воздействие достигает совершенства во второй половине V
века.
Широкой, свободной трактовке одежды в греческой скульптуре очень
помогал самый характер греческой одежды. Следует отметить, что греческая
одежда очень сильно отличалась от позднейшей европейской (заимствованной,
по-видимому, у скифов и галлов). Греческая одежда представляет собой не что
иное, как четырехугольный или круглый кусок материи (шерсти или полотна),
который получает форму только от задрапированного им тела. Таким образом, не
покрой, а способ ношения, употребления определяет характер греческой одежды.
Иначе говоря -- для того чтобы получить форму, греческой одежде нужно
человеческое тело. Поэтому основные принципы греческой одежды почти не
меняются -- меняются только ткань, высота пояса, способ драпировки, форма
пряжки.
Совершенно иное соотношение между телом и одеждой мы наблюдаем в
позднейшей европейской скульптуре. Европейская одежда (особенно начиная с
эпохи Возрождения) как бы заранее приспособлена к человеческому телу, его
имитирует. Прежде чем она надета, она уже имеет "фасон", должна "сидеть",
независимо от употребления имеет форму. Именно эта независимость европейской
одежды от тела сделала ее столь непопулярной у скульпторов; напротив, к
античной одежде они охотно возвращаются, особенно когда хотят придать
статуям возвышенный и монументальный характер.
Классический стиль в Греции выработал основной принцип драпировки,
соответствующий контрасту опирающейся и свободной ног: длинные, прямые,
вертикальные складки подчеркивают и вместе с тем скрывают опирающуюся ногу,
свободная же нога моделирована сквозь одежды легкими динамическими
Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |