|
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 119 Размер файла: 869 Кб Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» храме существует целый ряд свободных полей, которые не вовлечены в борьбу
несущих и опирающихся частей: это, во-первых, так называемые метопы, то есть
пролеты между балками, концы которых замаскированы триглифами: во-вторых,
треугольные пустые пространства между главным карнизом и двумя скатами крыши
-- так называемые фронтоны, или тимпаны. Метопы украшаются рельефами,
фронтоны -- статуарными группами. Здесь достигнуто замечательное равновесие
тектонических и пластических сил: архитектура дает скульптуре обрамление,
идеальную арену деятельности, само же здание обогащается органической
динамикой скульптуры.
Это равновесие, гармоническая координация искусств у греков особенно
бросается в глаза по сравнению с индийским и готическим искусством, где
господствует полная зависимость, подчиненность одного искусства другому.
Индийская скульптура вообще почти не знает свободного монумента,
самостоятельной статуи. Назначение индийской скульптуры -- украшать
архитектуру. Но делается это в огромном преизобилии: декоративных статуй так
много, их движения и эмоции так динамичны, что они полностью подчиняют себе
здание, подавляют его своим шумным потоком. Органическая сила индийской
скульптуры так велика, что в конце концов все здание превращается в живое,
многоголовое существо.
Если в Индии скульптура подчиняет себе архитектуру, то в эпоху готики
мы видим обратную субординацию -- архитектура подчиняет скульптуру. Готика
избегает свободно стоящих статуй -- без опоры архитектуры готическая статуя
бессильна. Этим же объясняется, что почти все готические памятники имеют
чисто архитектурную форму, как бы в миниатюре имитирующую формы и
конструкцию монументальной архитектуры. Характерно также принципиальное
отличие между греческой и готической декоративной скульптурой; греческая
статуя ищет опоры или в нейтральной плоскости стены, или в пролете;
готическая статуя тяготеет к углу здания, ищет опоры в грани, выступе,
столбе, она втянута в динамику вертикальных линий. Скульптурные украшения
готического собора почти так же преизобильны, как декоративная скульптура
индийского храма, но в готическом соборе скульптура полностью подчиняется
требованиям тектоники, тянется вместе со столбами и фиалами, изгибается и
гнется вместе с арками портала.
Скульптуру эпохи Возрождения характеризует борьба двух противоположных
тенденций. С одной стороны, в это время возрождается рельефное восприятие
скульптуры (с одной точки зрения), свойственное античности. С другой
стороны, именно в эпоху Возрождения памятник начинает отделяться от стены,
становится независимым от архитектуры, устремляется на середину площади.
Основные этапы эволюции таковы: конная статуя Гаттамелаты уже отделилась от
стены церкви, но движется параллельно фасаду; конная статуя Коллеони стоит
перпендикулярно к фасаду, статую Марка Аврелия Микеланджело помещает в
центре Капитолийской площади.
С этого момента рельефное восприятие скульптуры с одной точки зрения
все чаще уступает место всесторонней скульптуре. Статуя отрывается от
архитектуры и стремится слиться с окружающей жизнью. В эпоху барокко это
слияние декоративного монумента с окружением выступает особенно ярко.
Характерно, однако, для эпохи барокко, что в это время избегают помещать
отдельные статуи в середине площади и обычно украшают площадь или обелиском,
или фонтаном -- таким образом сохраняется тектоника площади и одновременно
получает удовлетворение потребность эпохи в живописной динамике водной
стихии.
Вместе с тем стиль барокко представляет собой расцвет и завершение того
процесса в истории декоративной скульптуры, который начинается еще в эпоху
поздней готики. В эпоху античности и в средние века декоративная скульптура
была сосредоточена главным образом на наружных стенах архитектуры и в
наружном пространстве. В эпоху поздней готики и особенно раннего Возрождения
основной центр скульптурной декорации переносится во внутрь здания, в
интерьер -- вспомним алтари, кафедры, кивории готических соборов; гробницы,
эпитафии, скульптурные медальоны итальянского Ренессанса.
Здесь очень поучительна эволюция декоративных принципов в скульптуре,
начиная от раннего Ренессанса к барокко. Одним из постоянных монументов
итальянского церковного интерьера является гробница. В эпоху раннего
Возрождения она или находится в плоской нише, или прислонена к стене, от нее
неотделима и участвует в жизни архитектуры своей ясной линейной тектоникой.
Постепенно ниша становится все глубже, статуи -- круглей, связь гробницы со
стеной ослабевает. В гробницах эпохи барокко (например, у Бернини) саркофаг
с аллегорическими фигурами находится уже перед стеной, умерший (который
лежал на саркофаге) теперь от саркофага отделился и сидит в нише. В эпоху
позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи
заполняют все пространство церкви, садятся на выступы карнизов, взлетают до
купола.
Если в эпоху Возрождения декоративная скульптура служила украшением
стены, то в эпоху барокко она делается украшением пространства.
Краткий, далеко не полный обзор принципов декоративной скульптуры
показал нам важное значение рельефного восприятия скульптуры. Можно даже
утверждать, что в истории искусства преобладают эпохи, когда круглая
скульптура стремится превратиться в рельеф. Теперь пришло время ответить на
вопросы -- что такое рельеф, каково его происхождение, его принципы, его
виды.
В рельефе различают два основных вида по степени его выпуклости --
плоский (или низкий), или барельеф, и высокий, или горельеф. Разумеется, эти
два вида допускают всевозможные вариации. Понятия "высокий" -- "плоский"
надо понимать относительно: разница между ними определяется отношением между
выпуклостью рельефа и протяженностью занимаемой им плоскости. Рельеф вышиной
в четыре сантиметра на широкой плоскости покажется плоским, на маленькой
плоскости -- высоким. При этом выпуклость рельефа часто зависит не только от
специальных намерений художника, но и от материала, техники, освещения.
Растяжимость металла позволяет делать очень выпуклый рельеф. Мрамор не
допускает очень глубоких прорывов и взрыхлений, поэтому природе мрамора
более соответствует плоский рельеф. Плоский рельеф рассчитан на рассмотрение
с близкого расстояния, высокий -- на рассмотрение издали. Высокому рельефу
выгоден прямой, сильный свет (фриз Пергамского алтаря), плоский выигрывает в
мягком, заглушенном свете (фриз Парфенона, расположенный под навесом
колоннады).
Как возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из
рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод
напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно,
древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку,
Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |