Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура
Виппер Б. - Введение в историческое изучение искусства

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 119
Размер файла: 869 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

   Б.Виппер.
   Введение в историческое изучение искусства


     Предисловие



     Работа  Б.  Р. Виппера  "Введение  в историческое  изучение  искусства"
органически соединяет в себе  качества  полноценного научного исследования и
систематичность специального  вузовского  курса. Уникальность этой  работы в
русском  и  советском  искусствоведении  определяется тем, что она глубоко и
обстоятельно  освещает жанрово-технические  проблемы, специфику  технических
основ  каждого  из жанров  изобразительного  искусства и их  разновидностей,
опираясь на  обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги
длительных исторических исследований, проведенных автором.
     Один   из  крупнейших  советских   искусствоведов,   член-корреспондент
Академии  художеств СССР Борис  Робертович  Виппер (1888 --  1967) в течение
многих лет возвращался  к теме и материалам  данной  работы, совершенствовал
текст   между  началом  1930-х  годов   (когда  складывалась  первоначальная
редакция) и  последними годами жизни (когда готовил ее к изданию).  В первой
литературной  редакции это  был  полностью записанный  курс лекций под общим
названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих
наблюдениях и  выводах  из совокупности  других  трудов автора,  из большого
личного  опыта историка искусств, занимавшегося  различными его периодами. С
1908 года Б.  Р. Виппер  выступал в  печати с научными статьями, с 1915 года
начал  работать  в  Московском   университете,  затем  защитил  магистерскую
диссертацию   "Проблема   и   развитие   натюрморта"   и  стал   профессором
университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных
искусств.  Работа  в  русских музеях, посещение  библиотек  и  музеев  Вены,
Парижа, Берлина, ряда  итальянских  городов, Голландии  --  все это  смолоду
обогатило его художественный опыт.
     Итак, ко времени создания нового  университетского курса Б.  Р.  Виппер
находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как
его исследователь, выработал  систему собственных взглядов,  в  частности на
ряд  проблем  специфики   художественного  творчества   в   различных  родах
изобразительного искусства. Уже  в  первой редакции курса "Теория искусства"
научный уровень был так значителен, что  автор еще в 1936--1940  годах  смог
опубликовать (в  Риге,  затем в Москве) некоторые его фрагменты  в  качестве
оригинальных  проблемных  статей  самостоятельного  значения.  В  дальнейшем
научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что  в
последней  редакции  1964--1966 годов  он был опубликован  в  1970  году как
научное  исследование  под  названием  "Введение   в  историческое  изучение
искусства".
     В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически
системная,  углубленная  в  вопросы  художественной  техники  и  исторически
обоснованная в широких хронологических и  географических масштабах, то есть,
по  существу, и "Теория  искусства"  и  "Введение  в  историческое  изучение
искусства" вместе.  Здесь необходимо  вспомнить,  что, тщательно и  вдумчиво
изучая  сами  памятники   изобразительного  искусства   как   художественные
организмы,  Б. Р.  Виппер стремился  на практике постичь характер техники  в
различных   видах  графического  искусства,  в   скульптуре   при  различных
материалах,  в разных  жанрах живописи и  типах архитектуры.  Еще  в молодые
годы, сразу по  окончании  университета,  он практически  изучал живопись  в
мастерских художников,  в  частности  Константина  Юона,  а также  вникал  в
принципы архитектурного проектирования под  руководством И.  И. Рерберга. Он
хотел точно, на конкретных примерах,  в материалах, в  условиях определенных
техник  познать,  как это делается, что  именно достигается теми  или  иными
приемами,  чему  они  в конечном  счете  служат по  замыслам того  или иного
художника. Более того, Б. Р. Виппер  стремился  постичь,  как это делалось в
различные  исторические  эпохи,  каким  образом  и  почему  эволюционировала
техника разных  родов искусства, как возникали новые ее особенности и  виды.
При этом поразительной оказалась  его  память  в  самых широких исторических
масштабах, от  ссылок на искусство Древнего Египта или Китая до примеров  из
нашей  современности.  Все исторические  периоды были,  так сказать,  в  его
распоряжении,  все они поставляли ему богатый, многообразный материал. Можно
заключить,  что  история   искусств   в  итоге  освещается   у   него  в  ее
теоретико-технической  базе.  Но и  обратное:  техника  различных  жанров  и
разновидностей искусства объясняется художественными направлениями различных
стилей и исторических периодов.
     Все  конкретно  в  этом  труде Б. Р. Виппера, вплоть  до характеристики
материалов, с которыми работали живописцы, скульпторы, архитекторы, "орудий"
их  производства, составов красок или лаков, способов гравирования,  а также
выбора той или иной техники в  пределах каждого искусства. Но,  как правило,
техника  не   рассматривается  здесь  лишь  сама  по  себе.  Она  связана  с
творческими проблемами разных жанров в определенные эпохи, служит различным,
исторически   изменяющимся   художественным   задачам.  Читатель   узнает  о
преимуществах  тех  или  иных   материалов,  технических  приемов,  способов
гравировки или возможностей  каменной кладки для различных целей скульптуры,
живописи,  графики,  зодчества.  Этот  принцип  художественного  обоснования
техники в связи с проблемами формы и в подчинении образной системе искусства
проходит  через  всю работу Б. Р. Виппера и сообщает ей высокие достоинства.
Она имеет широкое познавательное значение, охватывая полный круг технических
проблем и поднимаясь при том на уровень эстетических суждений.
     Как   известно,   в   подавляющем   большинстве   работы   по   истории
изобразительного  искусства  лишь  весьма кратко, попутно  касаются вопросов
техники  художественного творчества или же  совсем не прослеживают, как  это
делается в мастерской художника. С  другой стороны, всевозможные технические
рекомендации,  обращенные  к графикам,  живописцам, скульпторам, особенно  в
процессе  их  обучения, обычно  не слишком связываются с кругом эстетических
проблем, с характером тематики,  со спецификой того или иного жанра, то есть
с задачами  собственно творчества. В  этом смысле  "Введение  в историческое
изучение искусства"  Б. Р. Виппера  выполняет особую  роль: оно учит основам
техники  (даже ремесла), знакомит  с ее  историческим  развитием, раскрывает
многие тонкости технического  мастерства,  вникает в самую плоть искусства и
одновременно   приводит  бесчисленные   примеры,  данные   анализа,  оценки,
сопоставления  памятников искусства, раскрывая таким  образом конечный смысл
техники, ее  возможности или ее ограниченность.  Так преимущества  различных
видов живописи -- акварели или пастели, фрески или масляной -- оцениваются в
зависимости  от  тематики,  стиля,  тех  или  иных  образных предпочтений  в

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Виппер Б., Введение в историческое изучение искусства