Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»


После второй мировой войны в Перу произошли самые далекоидущие изменения за
всю историю существования республики в этой стране. Это было не задуманное или
спланированное изменение, а следствие миллионов событий, постепенно
корректировавших казавшийся незыблемым порядок.

Перуанские города перестали быть маленькими уютными местечками, где все были
знакомы друг с другом. Они превратились в безликие густонаселенные метрополии
с новыми, незнакомыми соседями. За последние сорок лет внутренняя миграция
увеличила городское население в пять раз и заставила произвести реорганизацию
городов. Появились новые виды деятельности, они постепенно вытеснили
традиционные занятия. Вокруг городов выросло множество скромных жилищ, а с
ними -- мириады мастерских и лавочек, армия торговцев, продающих свой товар на
улицах вразнос, бессчетное количество микроавтобусов на улицах -- и все это
как бы ниоткуда, постоянно раздвигая границы города. Ежедневно дым и ароматы
из стоящих по соседству на улицах закусочных смешиваются с мелодиями
латиноамериканской музыки. Непрерывный приток мелких ремесленников, не
расстающихся со своими инструментами, расширил диапазон обычных городских
занятий. Стремление приспособиться и изобретательность сказались в расширении
производства необходимых товаров и услуг, резко изменили определенные области
производства, розничной торговли, строительства и транспорта. Окружающие
пустоши и холмы перестали быть пассивными элементами пейзажа, и сами сделались
частью города, и стиль европейской городской жизни исчез под напором шумных,
загорелых людей.

Изменяясь, города, в свою очередь, влияли на природу населяющих их людей.
Индивидуальные усилия стали доминировать над коллективными. Появились деловые
люди новой формации, родом, в отличие от своих предшественников, из местного
населения. Усилилась вертикальная мобильность. Образцы потребления и
исключительной роскоши прежнего высшего общества сменились другими, не столь
изысканными. Среди развлечений, к примеру, театр и опера с годами уступили
место кино, футболу, фестивалям народной музыки, а в последнее время
телевидению. Подобным же образом росло потребление таких продуктов, как пиво,
рис, соль, а потребление более дорогих продуктов (вино, мясо) снижалось от
десятилетия к десятилетию.

Произошли также значительные перемены и в религиозных обычаях перуанцев.
Католицизм, отождествляемый с традиционным порядком, отступал под натиском
протестантизма, затем появились и совсем модерновые культы, в том числе
синкретическое движение Евангелическая ассоциация миссии израелитов нового
мирового договора. Почитаемые народом святые, например Мельхорита или Сарита
Колония, не признававшиеся церковью, заменили Санта-Розу де Лима и других
традиционных святых в местных приходах.

Результатом стало возникновение новой культурной общности, которую следует
описывать в социальных терминах. Появление музыки в стиле "чича", заменившей
андскую народную и креольскую музыку, успех определенных форм коммуникаций --
радиопрограмм и телевизионных "мыльных опер", которые либо отражают
определенные элементы этой новой общности, либо адресованы им, -- вот лишь
явные примеры такой перемены. Страницы светской хроники и телевизионные
программы, посвященные жизни высших слоев общества, постепенно исчезли, а
детективные серии и программы популярных развлечений, которые кажутся
вульгарными ностальгически настроенной аудитории, стали популярным зрелищем.
Люди расходуют больше средств на свое образование. Количество учащихся из
местного населения в средней и высшей школе значительно выросло, а
расположившиеся во дворцах бывшей аристократии академии и институты всех типов
предлагают задешево научить массе полезных вещей.

Представители высших слоев обнаружили, что отныне они должны находиться бок о
бок с народом в ресторанах и самолетах, на пляжах, в советах директоров и даже
в правительстве. Многие из них предпочли уйти в свой собственный, постоянно
сужающийся мир и утешать себя воспоминаниями о минувших временах. Есть такие,
кто окопались в замкнутых кварталах, посещают клубы, где время, кажется,
остановилось, предпочитают ездить только по тенистым, обсаженным деревьями
дорогам и сохраняют привычки, обрекающие их на социальную и расовую сегрегацию.

Возникли новые организации, пытающиеся возродить или сформулировать заново
некоторые из утраченных ценностей и стремлений. Годами районные, церковные и
спортивные клубы, комитеты жильцов, ассоциации уличных торговцев и даже
комитеты водителей пытались защитить благополучие своих членов. Семью,
объединявшую разные поколения родственников, в городах заменили сети
коммерческих или производственных отношений: совместное участие в бизнесе
"дядей" и "кузенов" сейчас обычное дело. По мере расширения рамок
экономической деятельности, эти организации начинают также доминировать и в
отношениях с государством. В результате создание таких базовых элементов
инфраструктуры, как дороги, системы водоснабжения и канализации, электросети,
строительство рынков, предоставление транспортных услуг и даже отправление
правосудия и поддержание закона и порядка -- в той или иной степени перестало
быть исключительной функцией государства и в настоящее время осуществляется и
этими новыми организациями. И поскольку роль государства сокращается, то же
происходит с традиционным обществом. С постепенным подъемом новых организаций,
старые союзы и объединения теряют почву под ногами, а число членов профсоюза
постоянно уменьшается и составляет сейчас лишь 4,8% экономически активного
населения.

Тревожит, однако, что лишь часть позиций, оставленных государством, заняли эти
новые организации. Там, где нет ни их, ни государства -- царит насилие.
Нападения, похищение детей, изнасилования и убийства делаются все более
частыми, и одновременно распространяется агрессивный стиль вождения и улицы
делаются более опасными. Полиция постепенно потеряла контроль над ситуацией, а
некоторые полицейские оказались замешанными в скандалах и преступлениях. В
перенаселенных тюрьмах не прекращаются кровавые драки, а в случае побега
заключенных, что иногда происходит не без помощи охранников, растет
преступность во всем городе. Распространение насилия заставляет граждан
защищать себя доступными им способами: всеми типами оружия, включая пулеметы и
автоматы, с помощью часовых в различных униформах и даже тайных
телохранителей. Все это стало обычным явлением. С каждым днем мы все больше
напоминаем оскорбительный киношный стереотип банановой республики.


Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь