Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 261
Размер файла: 1571 Кб
Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»

но на то, чтобы сохранить чистоту и красоту проливов, озер и морских пу-
тей. Но в 1989 году Седна получила самый страшный  удар  от  человека  -
танкер "Эксон Вальдез" сел на риф в одном из самых чистых проливов мира.
   В кристально чистые воды были выброшены миллионы галлонов сырой  неф-
ти.
   "Большой плевок" - так теперь называют местные жители выброс нефти  -
произошел 24 марта 1989 года, ровно через четыре минуты после  полуночи.
Капитана Джозефа Хэзлвуда, хозяина супертанкера "Эксон Вальдез", в  этот
час на капитанском мостике не было.
   Сорокадвухлетний Хэзлвуд в ту пору находился на вершине карьеры и за-
рабатывал 150 тысяч долларов в год как один из  самых  лучших  капитанов
компании "Эксон". Он был богат, уважаем, занимал ответственное положение
и... любил выпить. По утверждению некоторых журналистов любовь  капитана
к спиртному и привела к трагедии корабля в холодную звездную ночь.
   Открытие нефтяных месторождении на Аляске в 1968 году стало для мест-
ных жителей, получавших доходы до сих пор только от рыболовства, охоты и
туризма, истинным "божьим даром".
   Доходные статьи от нефти снизили  налоги  штата.  Население  получило
возможность зарабатывать неплохие деньги. "Черное золото" полилось в ог-
ромные трюмы супертанкеров. Но вместе с нефтью стал изменяться и  патри-
архальный образ жизни, который складывался у местных жителей  и  эскимо-
сов. Появился риск несчастного случая, а грубый мир нефтяников и моряков
навсегда лишил этот регион очарования чистоты и нетронутости.
   Взрыв деловой активности привел к резкому  увеличению  судоходства  в
проливе Принца Уильяма. Многолетние споры о том, как выгоднее перебрасы-
вать нефть за три и более тысячи миль к жаждущим рынкам, завершились.
   Изучив всевозможные варианты, включая строительство нефтепровода  че-
рез Канаду до Калифорнии и Среднего Запада, нефтедобывающие компании от-
дали предпочтение супертанкерам. Последним аргументом стало естественное
нежелание перебрасывать американские ресурсы по территории  иностранного
государства.
   Для осуществления общего замысла компании Аляски и федеральное прави-
тельство построили нефтепровод, соединивший нефтепромысел в зоне  вечной
мерзлоты с портом Вальдез, где могли швартоваться супертанкеры.
   Нефтепровод до порта Вальдез состоит из 101850 секций стальной  трубы
диаметром 48 дюймов. Он проходит через реки  и  озера,  расположенные  в
арктической зоне.
   Гигантские супертанкеры загружаются сырой нефтью  и  перевозят  ее  в
порты Техаса и Калифорнии для очистки.
   23 марта к концу дня "Эксон Вальдез" принял в танки 1 миллион 260 ты-
сяч баррелей нефти.
   Капитан Хэзлвуд, его третий помощник Грегори Казен и  рулевой  Роберт
Каган перед отправкой в обратный рейс сошли на берег.
   Вопреки общим правилам, запрещающим распитие спиртных напитков в  мо-
ре, и инструкциям компании "Эксон", запрещающим потребление алкоголя  по
крайней мере за четыре часа до начала рейса, капитан и его двое помощни-
ков зашли выпить пива в клуб нефтяников.
   Позже свидетели покажут, что капитан выпил не менее  четырех  кружек.
Руководители компании знали о его предыдущих запоях и один раз даже  по-
сылали на принудительное лечение.
   Старший помощник капитана Джеймс Шимински сказал: "Он пил на берегу и
на борту".
   В 1984 году, после автоаварии, Хэзлвуд был осужден за управление  ав-
томобилем в нетрезвом состоянии.
   Через год он прошел 28-дневный курс антиалкогольного лечения в клини-
ке, расположенной недалеко от его дома на Лонг-Айленде.


   Курс изменен

   Просидев в клубе около часа, Хэзлвуд со своей  компанией  вернулся  в
док и стал готовиться к отплытию.
   В 9 часов 10 минут вечера капитан вышел на  мостик  "Эксон  Вальдез",
который поднимал якоря, чтобы направиться в Лонг-Бич, Калифорния, где на
мощном перерабатывающем комплексе ждали прибытия груза.
   Лоцман Уильям Мерфи, по правилам, обязан был вести корабль два  часа,
пока не обогнет мелководье и подводные камни.
   Позже Мерфи сообщит экспертам, что слышал запах алкоголя на капитанс-
ком мостике, но поведение капитана не показывало, что он пьян.
   Корабль, превышающий по длине три футбольных поля, вышел  в  обратный
рейс на час раньше графика. Двигатели мощностью более 35 тысяч лошадиных
сил, установленные в его недрах, казалось, служили  гарантией  от  любых
возможных неприятностей.
   Вскоре после 11 часов 30 минут вечера, через  несколько  минут  после
того как лоцман Мерфи оставил капитанский мостик  и  вернулся  домой  на
портовом катере, капитан Хэзлвуд связался по радио с  местной  береговой
охраной и сообщил, что он изменил курс корабля и направил его с выходно-
го, забитого льдом прохода во входной, свободный ото льда канал.
   Приблизительно в 11 часов 50 минут ночи Хэзлвуд сдал вахту  и,  соот-
ветственно, контроль над танкером третьему помощнику Казену. Второй  по-
мощник капитана Ллойд Кейн в это время спал в своей каюте сном праведни-
ка.
   Правила морского судоходства недвусмысленно констатируют, что  в  по-
добных обстоятельствах ответственность должен был принять на себя  Кейн.
Эксперты единодушно считают, что это правило чаще нарушается, чем соблю-
дается многими капитанами.
   Береговая охрана должна была дать Хэзлвуду разрешение на  поворот  во
входной канал, но потеряла радарную связь с кораблем.
   Между тем капитан Хэзлвуд приказал Казену  войти  во  входной  канал.
Случилось это, когда корабль достиг навигационной точки  возле  острова,
расположенного в трех милях севернее острых подводных скал.
   Когда произошла катастрофа, капитан находился в своей каюте, заполняя
документацию.
   "Эксон Вальдез" отклонился от курса, по которому ему следовало  идти,
более чем на милю.
   Одна из причин отклонения, возможно, заключалась в том,  что  рулевой
Роберт Каган, слишком резко повернув корабль к входному каналу, совершил
контррулевой маневр, чтобы снизить ход. Этот маневр был внесен в судовой
журнал, который является чем-то вроде морского "черного ящика".
   Каган повторил маневр правым рулем. И тогда капитан  Хэзлвуд  услышал

Страницы: «« « 137   138   139   140   141   142   143   144   145  146   147   148   149   150   151   152   153   154   155  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2