Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 261
Размер файла: 1571 Кб
Страницы: «« « 133   134   135   136   137   138   139   140   141  142   143   144   145   146   147   148   149   150   151  » »»

   К этому времени десятки солдат и полицейских  осматривали  выгоревшие
останки обоих самолетов, извлекая тела погибших.
   Чтобы выяснить причины катастрофы, в Лос-Родеос тут же прибыла  целая
армия авиационных экспертов из Соединенных Штатов, Голландии и  Испании.
Поначалу подозрение в причастности к катастрофе пало на диспетчеров, ре-
гулирующих воздушное движение в аэропорту. Распространился слух, что они
плохо говорят на английском языке - общепринятом средстве общения в дис-
петчерской службе, обслуживающей международные рейсы, и поэтому оба  пи-
лота были введены в заблуждение.
   Но этот слух был опровергнут, как  только  эксперты  проверили  троих
диспетчеров, которые во время катастрофы находились за пультом  управле-
ния. Они слово в слово повторили инструкцию на  английском  языке  и  во
время взлета выполняли ее с абсолютной точностью.
   Затем эксперты  провели  исследование  действий  капитанов  Грабса  и
Вельдхьюзена ван Зантена.
   Сначала голландские эксперты обвинили американского пилота, не  ушед-
шего вовремя со взлетно-посадочной полосы. Вдоль полосы расположены  че-
тыре съезда, обозначенные от С-1 до С-4. Представители компании КЛМ  ут-
верждали, что Грабсу было приказано свернуть на съезд С-З, и если бы  он
сделал это, то катастрофы никогда не случилось бы.
   Но американцы не согласились с ними  и  выдвинули  свои  контрдоводы.
Представитель компании "Пан Ам" заявил, что С-1 не действовал,  а  чтобы
свернуть на С-З, Грабсу необходимо было совершить очень сложный поворот.
Американцы утверждали, что поэтому "третьим съездом"  логически  являлся
С-4, которого их пилот не успел достичь.
   Один из главных аргументов американских экспертов заключался в следу-
ющем: независимо от того, где находился лайнер "Пан Ам",  Вельдхьюзенван
Зантен не должен был взлетать без разрешения  диспетчеров.  Руководитель
голландской группы экспертов буквально потряс всех, заявив, что не нашел
на девятиминутной магнитной ленте записи, разрешающей лайнеру КЛМ взлет.


   Заключение экспертов

   Девять месяцев длилось  расследование  трагедии,  прежде  чем  прави-
тельство Испании обнародовало его результаты.
   Основополагающая причина катастрофы, по мнению комиссии,  состояла  в
том, что капитан Вельдхьюзен ван Зантен начал взлет без разрешения  дис-
петчерской службы. В докладе подчеркивалось, что в тот день стояла  пло-
хая погода, низкая облачность и густой туман резко снизили видимость. Но
эти обстоятельства не снимают вины с голландского  капитана,  принявшего
странное и необъяснимое решение, нарушающее все существующие правила.
   Как мог такой опытный пилот, как Вельдхьюзен  ван  Зантен,  совершить
столь невероятную оплошность? Похоже, что его подгоняли  длительная  за-
держка на Тенерифе и отвратительная погода.  Затрудняли  ведение  точных
переговоров и радио-помехи. Несовершенный английский язык диспетчеров  и
команды лайнера КЛМ, по-видимому, усугубил дело. Но для тех, кто  погиб,
все это уже не имело никакого значения...


"Челенджер": РУХНУВШАЯ МЕЧТА

   В январе 1986 года огненный шар взметнулся в солнечное небо над  Фло-
ридой. После ряда успешных рейсов взорвался космический челнок "Челленд-
жер". Погибли семь находившихся на борту  корабля  космонавтов.  Что  же
произошло? И почему были проигнорированы предупреждения об опасности?

   Для слаженной команды ученых и инженеров НАСА на мысе Канаверал  утро
28 января 1986 года началось с предполетных хлопот. В  который  уже  раз
они перепроверяли космический челнок "Челленджер" для  еще  одного,  как
предполагалось, рутинного полета за пределы земной атмосферы на  корабле
многоразового использования.
   Семеро космонавтов, в их числе и Криста Маколифф  -  учительница  на-
чальной школы, завоевавшая право на участие в космическом полете  в  со-
ревновании с  тысячами  коллег  по  всей  Америке, -  получали  последние
инструкции и напутствия. Многочисленные возбужденные зрители и  предста-
вители средств массовой информации собрались вокруг массивного стартово-
го комплекса и ждали волнующего зрелища.
   И никто из них даже не предполагал, что через несколько секунд  после
начала впечатляющего подъема ракеты может произойти невероятное -  "Чел-
ленджер" взорвется, образовав огненный апельсиново-белый шар. Все  члены
экипажа погибнут, а космическая программа Америки будет пущена под откос
на целых три года.
   В это трагическое мгновение на высоте девяти миль в голубом небе  над
Флоридой навсегда испарилось благодушное отношение человечества к косми-
ческим полетам. На весь мир прозвучал возглас одной из зрительниц:  "Бо-
же! Что произошло?"


   Прелюдия

   История  "Челленджера",  взлетевшего  в  легенду,  началась  накануне
ночью, когда температура во Флориде опустилась до необычно низкой отмет-
ки - минус 27 градусов.
   На следующее утро так называемая "ледовая команда" НАСА приступила  к
работе, проверяя космический челнок на возможность потенциально опасного
обледенения. Лед, отделяясь во время взлета, может повредить огнеупорное
покрытие "Челленджера".
   Позже выяснится, что один инженер из компании "Рокуэлл" в Калифорнии,
наблюдавший за действиями "ледовой команды" с помощью специальной  теле-
визионной установки, позвонил в контрольную комиссию и настоятельно пот-
ребовал отложить старт корабля из-за опасной степени обледенения.
   Собравшиеся на космодроме люди горячо приветствовали космонавтов, на-
правляющихся к "Челленджеру" - ветерану челночных полетов. Но они ничего
не знали о суровом предупреждении, преодолевшем расстояние в три  тысячи
миль. Не знали этого и космонавты.
   Заняв свои рабочие места, они начали тщательную проверку всех  систем
с помощью бортового компьютера.
   Казалось, для выполнения целей полета все было  подготовлено  хорошо.
Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший 100 милли-

Страницы: «« « 133   134   135   136   137   138   139   140   141  142   143   144   145   146   147   148   149   150   151  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Энциклопедия мировых сенсаций XX века: том 1-2