|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 » »» предприняты попытки организации т-ра в провинции. Ахмет Вефик-паша,
меценат и переводчик пьес Мольера, создал т-р в г. Бурса, где в 1882-85
он был губернатором. В труппу вошли акт„ры "Гедик-паша". Т-р
просуществовал более 3 лет. Однако усилия меценатов и общественности не
смогли предотвратить общий процесс упадка Т. т. и д. Театр. труппы
ставили адаптированные легковесные комедии и мелодрамы.
Популярностью пользовалась труппа М. Минакья-на, в составе к-рой были
арм. и тур. (Фехим, Алексьян Эфенди и др.) акт„ры.
Большое значение для последующего развития тур. театр. иск-ва на
рубеже 19 и 20 вв. имела деятельность т-ра "Тулуат" ("Театр
импровизации"), к-рый возглавил антрепрен„р и акт„р Абдурреззак Эфенди.
Позднее были созданы труппы, к-рыми руководили акт„ры Шевки, Кель Хасан
и др. В этих т-рах работали тур. акт„ры: Нашит, Мукбиль Салих Саит,
Мехмет Али Эфенди и популярные комики Али Риза и Дюмбюллю Исмаил.
Младотурецкая бурж. революция 1908, восстановившая режим
конституционной монархии, вызвала нек-рое оживление в театр. жизни
Турции. Прогрессивная интеллигенция стремилась объединить акт„рские силы
и создать постоянный нац. т-р. В любительском т-ре Реза Руги, ставившем
классич. зап.-европ. драматургию, впервые в Турции был пост. "Гамлет"
(1913), заглавную роль исполнял один из лучших тур. акт„ров Мухсин
Эртугрул. В репертуар любительских и полупроф. т-ров включались пьесы
тур. писателей 2-й пол. 19 в.- Намыка Кемаля, Ахмеда Мидхата, Абдулхака
Хамида, а также пьесы совр. драматургов - Дженаба Шахабеддина, Халида
Зип, Ака Гюндюза, Решада Нури Гюнтекина, Халида Фах-ри, Юсуфа Зии. В
1914 муниципалитет Стамбула открыл консерваторию, получившую назв.
"Дарюль-бедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"). Среди учащихся
школы-студии, созданной при консерватории, были первые актрисы-турчанки
Афифе, Бехпре, Мемдуха, Бейза, Рефика (позднее из-за преследования
реакционеров они были вынуждены оставить сцену).
Отсутствие средств и поддержки правительства мешало созданию нац.
т-ра. Театр. об-ва и полупроф. т-ры, проработав один сезон, распадались.
В 1916 спектаклем "Чюрюк темель" ("Гнилой фундамент") Хюсейна Суата в
здании стамбульского т-ра "Тепебаши" выпускники студии "Дарюльбедайи
Османи" открыли первый нац. тур. т-р. Этот т-р получал дотацию от
муниципалитета. Однако просуществовал недолго: после капитуляции Турции
в 1918 и оккупации Стамбула войсками держав Антанты театр. жизнь в
Турции снова замирает. Возрождение т-ра стало возможным только после
завершения нац.-освободит. войны 1919-22 и провозглашения Турецкой
республики (1923).
С 1926 "Дарюльбедайн Османи" вновь стал финансироваться стамбульским
муниципалитетом, а в 1931 был преобразован в Городской т-р. Большая
заслуга в развитии тур. театр. иск-ва принадлежит Мухспну Эртугрулу
(возглавившему с 1927 "Дарюльбедайп Османи") и его сподвижникам -
акт„рам и режисс„рам Васфи Риза Зобу, Кязиму К„рмюкчу, Галибу Ар-джану.
В 1925, 1927 и 1934 Эртугрул приезжал в Сов. Союз, где знакомился с сов.
театр. иск-вом, изучал систему К. С. 'Станиславского и др. Городской т-р
поддерживал творч. связь с т-рами Москвы, Ленинграда, Баку и в
последующие годы. Наряду с пьесами зап.-европ. авторов здесь ставились
пьесы, посв. нац.-освободит, борьбе тур. народа: "Голубая молния" Ака
Гюндюза, "Хабер", "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и "Атилла"
Бехчета Кемаля, "Эпопея десяти лет" Хамида Фахри и др. Здесь же были
пост. пьесы Назыма Хикмета "Череп" (1932), "Дом покойника" (1932),
"Всеми забытый" (1935), ставившие проблему роли личности в
каппта-листич. обществе, разоблачавшие общественный строй, уродующий
жизнь человека. В 30-е гг. Городской т-р пост. пьесы рус. классич.
драматургии:
"Живой труп", "Анна Каренина", "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы",
"На дне", пьесы Чехова и др. В течение продолжительного времени
Городской т-р оставался ведущим драматическим т-ром страны. В его труппе
работали известные акт„ры - Галпб Бе-дие, Хюсейн Кемаль, Рашид Боран,
Асфи Риза п др.
В годы 2-й мировой войны в Анкаре был создан Государственный т-р,
деятельность к-рого вызвала появление ещелескольких т-ров - Большой т-р
(опер-но-драматич.),1алый т-р. Третий гос. т-р, Детский т-р, Камерный
т-р и Консерватория. Все эти т-ры были затем объединены в единую
организацию - государственные т-ры.
В Стамбуле (1965) работает св. 17 т-ров, пять из них (Драматич. т-р,
Т-р драмы и комедии, "Ка-дык„й тиятросу", Малый оперный т-р, Новый т-р),
находящихся на гос. субсидии, составляют особую театр. организацию -
городские т-ры. Остальные т-ры ("Арена тиятросу", "Азак", "Бульвар",
"Дормен", "Генар" и др.) - частные. Существуют также любительские театр.
труппы при высших учебных заведениях ("Джеп тиятросу", Молод„жный т-р,
Т-р технического университета, Т-р Академии изящных искусств и др.).
Нек-рые труппы в Анкаре и Стамбуле ставят спектакли для детей. Созданы
организации, популяризирующие нск-во т-ров караг„з и "орта оюну".
В 1963-64 на сцене стамбульских т-ров были пост. спектакли: "Отелло"
("Малая сцена"); "Цезарь и Клеопатра" Шоу, "Храбрый солдат Швейк" по
Гашеку ("Арена тиятросу") и др. Среди пост. сезона 1964 -65:
"Тартюф"; "Пигмалион" Шоу, "Узники Альтоны" Сартратиятросу"), а также пьесы тур. драматургов-"Перед оттепелью" Джевдета
Фехми Баш-кута (под назв. "Переселение" пост. в Т-ре им. Азиз-бекова,
1964), "Мечтатель" Решада Нури Гюнтекина, "Зяблики" и "Муртаза" Орхана
Кемаля, "Идите сюда" Азиза Несина, "Али из Кешана" Халдуина Танер и др.
Среди лучших тур. акт„ров: Генго Эркал, Йилды-рым Eнал, актрисы -
Айфер Ферай, Айла Алган и др.
Лит.: Современная Турция, М., 1958,с 250-55; Современная Турция, М.,
1965, с. 299-302; Sabr? EsatSi-yavusgil, Folklorda, Sahnede ve resimde
turk, "Yeni Turkiye", istanbul, 1959; Mehmet Fuat, Tiyatro tarihi,
istanbul, 1961, s. 303-45; "Turkiye y?ll?g?", 1963, s. 327-332; XIX
yuzy?l Turk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; "Turkiye yilligi", 1964 s.
393-396; "Turkiye y?ll?g?", 1965. s- 417-22.
P. Kop.
ТУРКМЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нац. драматургия в Туркмении возникла после
Октябрьской революции, в годы гражд. войны. Первая туркм. пьеса -
"Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написана в 1919 рабочим X.
Аташевым. В 1920 слушатель учительских курсов X, Ханов написал пьесу
"Генерал Колмыков" о зверствах царского генерала (пьеса не сохранилась).
В 1922 А. Каушутов в пьесе "Закаспийский фронт" воссоздал один из
эпизодов революц. борьбы трудящихся с врагами, запечатлел победу
революции.
Страницы: «« « 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |