Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 » »» предприняты попытки организации т-ра в провинции. Ахмет Вефик-паша, меценат и переводчик пьес Мольера, создал т-р в г. Бурса, где в 1882-85 он был губернатором. В труппу вошли акт„ры "Гедик-паша". Т-р просуществовал более 3 лет. Однако усилия меценатов и общественности не смогли предотвратить общий процесс упадка Т. т. и д. Театр. труппы ставили адаптированные легковесные комедии и мелодрамы. Популярностью пользовалась труппа М. Минакья-на, в составе к-рой были арм. и тур. (Фехим, Алексьян Эфенди и др.) акт„ры. Большое значение для последующего развития тур. театр. иск-ва на рубеже 19 и 20 вв. имела деятельность т-ра "Тулуат" ("Театр импровизации"), к-рый возглавил антрепрен„р и акт„р Абдурреззак Эфенди. Позднее были созданы труппы, к-рыми руководили акт„ры Шевки, Кель Хасан и др. В этих т-рах работали тур. акт„ры: Нашит, Мукбиль Салих Саит, Мехмет Али Эфенди и популярные комики Али Риза и Дюмбюллю Исмаил. Младотурецкая бурж. революция 1908, восстановившая режим конституционной монархии, вызвала нек-рое оживление в театр. жизни Турции. Прогрессивная интеллигенция стремилась объединить акт„рские силы и создать постоянный нац. т-р. В любительском т-ре Реза Руги, ставившем классич. зап.-европ. драматургию, впервые в Турции был пост. "Гамлет" (1913), заглавную роль исполнял один из лучших тур. акт„ров Мухсин Эртугрул. В репертуар любительских и полупроф. т-ров включались пьесы тур. писателей 2-й пол. 19 в.- Намыка Кемаля, Ахмеда Мидхата, Абдулхака Хамида, а также пьесы совр. драматургов - Дженаба Шахабеддина, Халида Зип, Ака Гюндюза, Решада Нури Гюнтекина, Халида Фах-ри, Юсуфа Зии. В 1914 муниципалитет Стамбула открыл консерваторию, получившую назв. "Дарюль-бедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"). Среди учащихся школы-студии, созданной при консерватории, были первые актрисы-турчанки Афифе, Бехпре, Мемдуха, Бейза, Рефика (позднее из-за преследования реакционеров они были вынуждены оставить сцену). Отсутствие средств и поддержки правительства мешало созданию нац. т-ра. Театр. об-ва и полупроф. т-ры, проработав один сезон, распадались. В 1916 спектаклем "Чюрюк темель" ("Гнилой фундамент") Хюсейна Суата в здании стамбульского т-ра "Тепебаши" выпускники студии "Дарюльбедайи Османи" открыли первый нац. тур. т-р. Этот т-р получал дотацию от муниципалитета. Однако просуществовал недолго: после капитуляции Турции в 1918 и оккупации Стамбула войсками держав Антанты театр. жизнь в Турции снова замирает. Возрождение т-ра стало возможным только после завершения нац.-освободит. войны 1919-22 и провозглашения Турецкой республики (1923). С 1926 "Дарюльбедайн Османи" вновь стал финансироваться стамбульским муниципалитетом, а в 1931 был преобразован в Городской т-р. Большая заслуга в развитии тур. театр. иск-ва принадлежит Мухспну Эртугрулу (возглавившему с 1927 "Дарюльбедайп Османи") и его сподвижникам - акт„рам и режисс„рам Васфи Риза Зобу, Кязиму К„рмюкчу, Галибу Ар-джану. В 1925, 1927 и 1934 Эртугрул приезжал в Сов. Союз, где знакомился с сов. театр. иск-вом, изучал систему К. С. 'Станиславского и др. Городской т-р поддерживал творч. связь с т-рами Москвы, Ленинграда, Баку и в последующие годы. Наряду с пьесами зап.-европ. авторов здесь ставились пьесы, посв. нац.-освободит, борьбе тур. народа: "Голубая молния" Ака Гюндюза, "Хабер", "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и "Атилла" Бехчета Кемаля, "Эпопея десяти лет" Хамида Фахри и др. Здесь же были пост. пьесы Назыма Хикмета "Череп" (1932), "Дом покойника" (1932), "Всеми забытый" (1935), ставившие проблему роли личности в каппта-листич. обществе, разоблачавшие общественный строй, уродующий жизнь человека. В 30-е гг. Городской т-р пост. пьесы рус. классич. драматургии: "Живой труп", "Анна Каренина", "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы", "На дне", пьесы Чехова и др. В течение продолжительного времени Городской т-р оставался ведущим драматическим т-ром страны. В его труппе работали известные акт„ры - Галпб Бе-дие, Хюсейн Кемаль, Рашид Боран, Асфи Риза п др. В годы 2-й мировой войны в Анкаре был создан Государственный т-р, деятельность к-рого вызвала появление ещелескольких т-ров - Большой т-р (опер-но-драматич.),1алый т-р. Третий гос. т-р, Детский т-р, Камерный т-р и Консерватория. Все эти т-ры были затем объединены в единую организацию - государственные т-ры. В Стамбуле (1965) работает св. 17 т-ров, пять из них (Драматич. т-р, Т-р драмы и комедии, "Ка-дык„й тиятросу", Малый оперный т-р, Новый т-р), находящихся на гос. субсидии, составляют особую театр. организацию - городские т-ры. Остальные т-ры ("Арена тиятросу", "Азак", "Бульвар", "Дормен", "Генар" и др.) - частные. Существуют также любительские театр. труппы при высших учебных заведениях ("Джеп тиятросу", Молод„жный т-р, Т-р технического университета, Т-р Академии изящных искусств и др.). Нек-рые труппы в Анкаре и Стамбуле ставят спектакли для детей. Созданы организации, популяризирующие нск-во т-ров караг„з и "орта оюну". В 1963-64 на сцене стамбульских т-ров были пост. спектакли: "Отелло" ("Малая сцена"); "Цезарь и Клеопатра" Шоу, "Храбрый солдат Швейк" по Гашеку ("Арена тиятросу") и др. Среди пост. сезона 1964 -65: "Тартюф"; "Пигмалион" Шоу, "Узники Альтоны" Сартратиятросу"), а также пьесы тур. драматургов-"Перед оттепелью" Джевдета Фехми Баш-кута (под назв. "Переселение" пост. в Т-ре им. Азиз-бекова, 1964), "Мечтатель" Решада Нури Гюнтекина, "Зяблики" и "Муртаза" Орхана Кемаля, "Идите сюда" Азиза Несина, "Али из Кешана" Халдуина Танер и др. Среди лучших тур. акт„ров: Генго Эркал, Йилды-рым Eнал, актрисы - Айфер Ферай, Айла Алган и др. Лит.: Современная Турция, М., 1958,с 250-55; Современная Турция, М., 1965, с. 299-302; Sabr? EsatSi-yavusgil, Folklorda, Sahnede ve resimde turk, "Yeni Turkiye", istanbul, 1959; Mehmet Fuat, Tiyatro tarihi, istanbul, 1961, s. 303-45; "Turkiye y?ll?g?", 1963, s. 327-332; XIX yuzy?l Turk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; "Turkiye yilligi", 1964 s. 393-396; "Turkiye y?ll?g?", 1965. s- 417-22. P. Kop. ТУРКМЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нац. драматургия в Туркмении возникла после Октябрьской революции, в годы гражд. войны. Первая туркм. пьеса - "Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написана в 1919 рабочим X. Аташевым. В 1920 слушатель учительских курсов X, Ханов написал пьесу "Генерал Колмыков" о зверствах царского генерала (пьеса не сохранилась). В 1922 А. Каушутов в пьесе "Закаспийский фронт" воссоздал один из эпизодов революц. борьбы трудящихся с врагами, запечатлел победу революции. Страницы: «« « 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |