Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331  » »»

предприняты попытки организации  т-ра  в  провинции.  Ахмет  Вефик-паша,
меценат и переводчик пьес Мольера, создал т-р в г. Бурса, где в  1882-85
он  был  губернатором.  В  труппу   вошли   акт„ры   "Гедик-паша".   Т-р
просуществовал более 3 лет. Однако усилия меценатов и общественности  не
смогли предотвратить общий процесс упадка  Т.  т.  и  д.  Театр.  труппы
ставили адаптированные легковесные комедии и мелодрамы.
   Популярностью пользовалась труппа М. Минакья-на, в составе к-рой были
арм. и тур. (Фехим, Алексьян Эфенди и др.) акт„ры.
   Большое значение для последующего  развития  тур.  театр.  иск-ва  на
рубеже  19  и  20  вв.  имела   деятельность   т-ра   "Тулуат"   ("Театр
импровизации"), к-рый возглавил антрепрен„р и акт„р Абдурреззак  Эфенди.
Позднее были созданы труппы, к-рыми руководили акт„ры Шевки, Кель  Хасан
и др. В этих т-рах работали тур.  акт„ры:  Нашит,  Мукбиль  Салих  Саит,
Мехмет Али Эфенди и популярные комики Али Риза и Дюмбюллю Исмаил.
   Младотурецкая   бурж.   революция    1908,    восстановившая    режим
конституционной монархии,  вызвала  нек-рое  оживление  в  театр.  жизни
Турции. Прогрессивная интеллигенция стремилась объединить акт„рские силы
и создать постоянный нац. т-р. В любительском т-ре Реза Руги,  ставившем
классич. зап.-европ. драматургию, впервые в Турции  был  пост.  "Гамлет"
(1913), заглавную роль исполнял  один  из  лучших  тур.  акт„ров  Мухсин
Эртугрул. В репертуар любительских и полупроф.  т-ров  включались  пьесы
тур. писателей 2-й пол. 19 в.- Намыка Кемаля, Ахмеда Мидхата,  Абдулхака
Хамида, а также пьесы совр. драматургов -  Дженаба  Шахабеддина,  Халида
Зип, Ака Гюндюза, Решада Нури Гюнтекина, Халида  Фах-ри,  Юсуфа  Зии.  В
1914  муниципалитет  Стамбула  открыл  консерваторию,  получившую  назв.
"Дарюль-бедайи  Османи"  ("Османский  храм  иск-ва").   Среди   учащихся
школы-студии, созданной при консерватории, были первые  актрисы-турчанки
Афифе, Бехпре,  Мемдуха,  Бейза,  Рефика  (позднее  из-за  преследования
реакционеров они были вынуждены оставить сцену).
   Отсутствие средств и поддержки  правительства  мешало  созданию  нац.
т-ра. Театр. об-ва и полупроф. т-ры, проработав один сезон, распадались.
   В 1916 спектаклем "Чюрюк темель" ("Гнилой фундамент") Хюсейна Суата в
здании стамбульского т-ра  "Тепебаши"  выпускники  студии  "Дарюльбедайи
Османи" открыли первый нац.  тур.  т-р.  Этот  т-р  получал  дотацию  от
муниципалитета. Однако просуществовал недолго: после капитуляции  Турции
в 1918 и оккупации Стамбула  войсками  держав  Антанты  театр.  жизнь  в
Турции снова замирает. Возрождение т-ра  стало  возможным  только  после
завершения  нац.-освободит.  войны  1919-22  и  провозглашения  Турецкой
республики (1923).
   С 1926 "Дарюльбедайн Османи" вновь стал финансироваться  стамбульским
муниципалитетом, а в 1931 был  преобразован  в  Городской  т-р.  Большая
заслуга в развитии тур.  театр.  иск-ва  принадлежит  Мухспну  Эртугрулу
(возглавившему с  1927  "Дарюльбедайп  Османи")  и  его  сподвижникам  -
акт„рам и режисс„рам Васфи Риза Зобу, Кязиму К„рмюкчу, Галибу  Ар-джану.
В 1925, 1927 и 1934 Эртугрул приезжал в Сов. Союз, где знакомился с сов.
театр. иск-вом, изучал систему К. С. 'Станиславского и др. Городской т-р
поддерживал  творч.  связь  с  т-рами  Москвы,  Ленинграда,  Баку  и   в
последующие годы. Наряду с пьесами зап.-европ. авторов  здесь  ставились
пьесы, посв. нац.-освободит, борьбе тур. народа:  "Голубая  молния"  Ака
Гюндюза, "Хабер", "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и  "Атилла"
Бехчета Кемаля, "Эпопея десяти лет" Хамида Фахри и  др.  Здесь  же  были
пост. пьесы Назыма  Хикмета  "Череп"  (1932),  "Дом  покойника"  (1932),
"Всеми   забытый"   (1935),   ставившие   проблему   роли   личности   в
каппта-листич. обществе,  разоблачавшие  общественный  строй,  уродующий
жизнь человека. В 30-е гг.  Городской  т-р  пост.  пьесы  рус.  классич.
драматургии:
   "Живой труп", "Анна Каренина", "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы",
"На  дне",  пьесы  Чехова  и  др.  В  течение  продолжительного  времени
Городской т-р оставался ведущим драматическим т-ром страны. В его труппе
работали известные акт„ры - Галпб Бе-дие, Хюсейн  Кемаль,  Рашид  Боран,
Асфи Риза п др.
   В годы 2-й мировой войны в Анкаре  был  создан  Государственный  т-р,
деятельность к-рого вызвала появление ещелескольких т-ров - Большой  т-р
(опер-но-драматич.),1алый т-р. Третий гос. т-р,  Детский  т-р,  Камерный
т-р и Консерватория.  Все  эти  т-ры  были  затем  объединены  в  единую
организацию - государственные т-ры.
   В Стамбуле (1965) работает св. 17 т-ров, пять из них (Драматич.  т-р,
Т-р драмы и комедии, "Ка-дык„й тиятросу", Малый оперный т-р, Новый т-р),
находящихся на гос. субсидии, составляют  особую  театр.  организацию  -
городские т-ры. Остальные т-ры  ("Арена  тиятросу",  "Азак",  "Бульвар",
"Дормен", "Генар" и др.) - частные. Существуют также любительские театр.
труппы при высших учебных заведениях ("Джеп тиятросу",  Молод„жный  т-р,
Т-р технического университета, Т-р Академии  изящных  искусств  и  др.).
Нек-рые труппы в Анкаре и Стамбуле ставят спектакли для  детей.  Созданы
организации, популяризирующие нск-во т-ров караг„з и "орта оюну".
   В 1963-64 на сцене стамбульских т-ров были пост. спектакли:  "Отелло"
("Малая сцена"); "Цезарь и Клеопатра" Шоу,  "Храбрый  солдат  Швейк"  по
Гашеку ("Арена тиятросу") и др. Среди пост. сезона 1964 -65:
   "Тартюф";  "Пигмалион"  Шоу,  "Узники  Альтоны"  Сартратиятросу"), а также пьесы тур.  драматургов-"Перед  оттепелью"  Джевдета
Фехми Баш-кута (под назв. "Переселение" пост. в  Т-ре  им.  Азиз-бекова,
1964), "Мечтатель" Решада Нури Гюнтекина, "Зяблики" и  "Муртаза"  Орхана
Кемаля, "Идите сюда" Азиза Несина, "Али из Кешана" Халдуина Танер и др.
   Среди лучших тур. акт„ров: Генго Эркал,  Йилды-рым  Eнал,  актрисы  -
Айфер Ферай, Айла Алган и др.
   Лит.: Современная Турция, М., 1958,с 250-55; Современная Турция,  М.,
1965, с. 299-302; Sabr? EsatSi-yavusgil, Folklorda, Sahnede  ve  resimde
turk, "Yeni Turkiye",  istanbul,  1959;  Mehmet  Fuat,  Tiyatro  tarihi,
istanbul, 1961, s. 303-45; "Turkiye  y?ll?g?",  1963,  s.  327-332;  XIX
yuzy?l Turk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; "Turkiye yilligi",  1964  s.
393-396; "Turkiye y?ll?g?", 1965. s- 417-22.
   P. Kop.
   ТУРКМЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нац. драматургия в Туркмении возникла  после
Октябрьской революции, в  годы  гражд.  войны.  Первая  туркм.  пьеса  -
"Взятие Кизыл-Арвата красными войсками",  написана  в  1919  рабочим  X.
Аташевым. В 1920 слушатель учительских курсов  X,  Ханов  написал  пьесу
"Генерал Колмыков" о зверствах царского генерала (пьеса не сохранилась).
В 1922 А. Каушутов  в  пьесе  "Закаспийский  фронт"  воссоздал  один  из
эпизодов  революц.  борьбы  трудящихся  с  врагами,  запечатлел   победу
революции.

Страницы: «« « 2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия