|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 » »» Кюлявкова, А. Мицкевича, либретто опер Д. Шостаковича, И. Дзержинского.
Многие стихи Т. положены на музыку, исполняются с эстрады. Гос. пр. СССР
(1941), пр. им. Т. Г. Шевченко (1962). Соч.: Сочинения, т. 1-2, М.,
1960. Д, Б.
ТЫШЛЕР, Александр Григорьевич [р. 14(26). VII. 1898] - сов. театр.
художник, живописец, график, скульптор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР
(1943). Окончил художеств. школу в Киеве. Работу в т-ре начал в 1927,
оформил ряд спектаклей Белорус. евр. т-ра в Минске ("Овечий источник" и
др.). В 30-е гг. в Москве оформлял спектакли т-ра "Ромэн" ("Жизнь на
кол„сах" Германо, 1931; "Кармен" по Мериме, 1934), Т-ра им. МОСПС
("Чапаев" по Фурманову, 1930;
"Солнечная сторона" Дави-довского, 1931), Т-ра-студип под рук. Ю. А.
Завадского ("Школа неплательщиков" Вернея, 1935) и др. С 1935 Т. начал
оформлять спектакли Московского евр. т-ра. Черты экспрессионистского,
обостр„нно субъективного восприятия действительности, характерные для
творчества Т. этого периода, сказываются и в его театральных работах,
получая выражение в подч„ркнутой причудливости, подчас произвольности
сценич. образов и форм сценич. площадки ("Чапаев"). Однако именно в
области т-ра художник преодолевает эти тенденции. Здесь с наибольшей
полнотой раскрываются свойственные его творчеству: роман-тич.
приподнятость, богатая фантазия, глубокое ощущение синтетпч. природы
т-ра. Декорациям Т. присущи пластич. заверш„нность, целостность
архитек-турно-объ„мных и живописных элементов. Художник широко
пользуется игрой разл. фактур, орнаментов, занавесов с вышивками и
росписями, выразительностью скульптурных изображений. Центр, место в
творчестве Т. занимает работа над Шекспиром; первые работы - "Король
Лир" (Моск. евр. т-р, 1935) и "Ричард III" (1935, Ленингр. Большой драм.
т-р). В последующие годы художник создал эскизы декораций и рисунков
персонажей для трагедий "Гамлет", "Отелло", "Макбет", для комедии
"Двенадцатая ночь" (1951, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Мн. из этих
работ (даже не получившие осуществления на сцене) внесли ценный вклад в
мировую "шекспириану". В основе легко трансформирующихся сценич.
конструкций Т. лежит принцип устройства помоста нар. площадного т-ра,
что отвечает природе шекспировской драматургии, е„ динамике.
Композиционное и цветовое решения сценич. образа Т. пронизаны
экспрессией, напряж„нной эмоциональностью. Эти черты дарования художника
ярко раскрылись и в его работах над спектаклями сов. и зарубежной
драматургии: "Ми-стерия-Буфф" Маяковского (1957, Моск. т-р Сатиры),
"Оптимистическая трагедия" (1956, Моск. т-р драмы и комедии); "За вторым
фронтом" Собко (1949, ЦТСА), опера "Не только любовь" Щедрина (1962,
Большой т-р), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1959, Ленинградский т-р
драмы им. Пушкина), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола), "Южнее 38-й параллели" Тхай-Дян-чун (1951, ленингр. Новый
т-р).
За оформление спектакля "Фрейлехс" (Моск. евр. т-р, 1945) Т. была
присуждена Гос. пр. СССР (1946). Среди др. работ: "Они знали
Маяковского" Катаняна (1954, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), опера
"Первые радости" Чернова (1956, Малый оперный т-р, Ленинград),
"Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (Драм. т-р им. Шевченко, Харьков),
"Константин Заслонов" Мовзона (1947) и "Лев на площади" Эренбурга (1948,
моек. Камерный т-р), "Потерянное письмо" Караджале (1952, Моск. т-р
Сатиры), "Они выросли в боях" Ху Кэ (1953, ЦТСА) и мн. др.
С и ч.: Против ремесленничества, "Тсатр, 1938, Д1' 4;
Диалог с режисс„ром, "Театр п драматургия", 1935, J\a 7.
Лит..-К о з и и ц е в Г., Театральные работы А. Г. Тыш-лера. "Нева",
1956; Л" 7; е г о ж е, Наш современник Вильям Шекспир, Л.-М., 1962: Б е
p г г о л ь ц О., Человечное искусство, "Театр", 1956, Ли 7; M у p и н а
Е., Встреча с Шекспиром, "Творчество", 1954, ј 7; Выставка эскизов к
шекспировским спектаклям. [К 400-летию со дня рождения В. Шекспира,
вступ. ст. Ф. Сыркиной]. Каталог, М., 1964. М. П.
ТЫОТИН (Tutin), Доротп (р. 8. IV. 1930) - англ. актриса. Театр.
образование получила в Королевской академии драм. пск-ва. В 1949
дебютировала в т-ре "Болтонс". В 1950 играла в т-ре "Бристольский Олд
Впк", сезон 1950-51-в т-ре "Олд Впк" в Лондоне (Энн Пейдж - "Виндзорские
проказницы", принцесса Катарина - "Генрих V" Шекспира), затем выступала
в разл. т-рах Лондона. Первый крупный успех - роль Роз Пембертон
("Комната для живых" Грина, т-р "Унндемс"). Играла роль Жанны д'Арк
("Жаворонок" Ануя в переделке Л. Хелман, т-р "Лирик", Хам-мерсмит). В
1958-60 выступала на сцене Шекспировского Мемориального т-ра, вместе с
к-рым посетила Сов. Союз (сезон 1958/59). Исполнила роль Джульетты.
По-новому трактуя этот образ, Т. играла Джульетту как угловатую
девушку-подростка, с озорным мальчишеским лицом, лиш„нную
сентиментальности. Игра Т. отличается естественностью в проявлении
душевных порывов, темпераментом, непосредственностью.
Среди др. ролей: Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена, т-р "Са-вилл"), Джин
Райе ("Комедиант" Осборна.т-р "Ройал Корт"), Варя ("Вишн„вый сад", т-р
"Олдуич"), Офелия; Виола ("Двенадцатая ночь". Шекспировский Мемориальный
т-р) " ДР. Ф. К.
ТЭНАСЕ (Tanase), Константин (5.VI.1880-29.VIII. 1945) - рум. артист
эстрады. Окончил Бухарестскую консерваторию (1906). Работал в Нац. т-ре
(Бухарест), Т-ре комедии и оперетты Поенару и др. труппах, с к-рыми
ездил по Румынии. После встречи с дириж„ром А. Бэркэнеску создал т-р
"Новая лирическая компания" (1918) и стал его директором. В 1919 открыл
в Бухаресте т-р муз. эстрады "Кэрэбуш" ("Майский жук") - первый рум. т-р
обозрений. Т. был талантливым, разносторонним акт„ром, обладал ярким
комедийным дарованием. Ставил обозрения, писал куплеты и музыку к ним.
Имя Т. носит Бухарестский т-р эстрады.
Лит.: Ma со в И., Знаменитый артист и знаменитый нос К. Тэнасе,
"Народная Румыния", 1957, .ј 5. A, ff в.
ТЭЭТСОВ, А. Я. - см. Теэтсов, А. Я.
ТЮГАЛЬ (Tugal), Пьер (13.VIII.1883-6.VI.1964)- франц. критик и
балетовед. Доктор юридич. и гуманитарных наук. С 1923 начал заниматься
исследованием балетного иск-ва. В 1931 совм. с Р. де Маре основал
"Международный архив танца" и был его хранителем до закрытия архива в
1952. Т.- один из организаторов Междунар. ассоциации хореографнч.
критиков (1935). Автор книг по танцу и балету.
Соч.: La danse a travers les ages et les arts. P., [s. a.];
Initiation a la danse. P., 1947; La danse theatrale espagnole, ed.
"Grenier a sel [P., s.a.]; La danse classique sans maitre, P., 1956
(совм. с L. Legrand); Jean-Georges Noverre. Der grosse Reformator des
Страницы: «« « 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |