Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328  2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338  » »»

Кюлявкова, А. Мицкевича, либретто опер Д. Шостаковича, И.  Дзержинского.
Многие стихи Т. положены на музыку, исполняются с эстрады. Гос. пр. СССР
(1941), пр. им. Т. Г. Шевченко (1962).  Соч.:  Сочинения,  т.  1-2,  М.,
1960. Д, Б.
   ТЫШЛЕР, Александр Григорьевич [р. 14(26). VII. 1898]  -  сов.  театр.
художник, живописец, график,  скульптор.  Засл.  деят.  иск-в  Узб.  ССР
(1943). Окончил художеств. школу в Киеве. Работу в т-ре  начал  в  1927,
оформил ряд спектаклей Белорус. евр. т-ра в Минске ("Овечий источник"  и
др.). В 30-е гг. в Москве оформлял спектакли  т-ра  "Ромэн"  ("Жизнь  на
кол„сах" Германо, 1931;  "Кармен"  по  Мериме,  1934),  Т-ра  им.  МОСПС
("Чапаев" по Фурманову, 1930;
   "Солнечная сторона" Дави-довского, 1931), Т-ра-студип под рук. Ю.  А.
Завадского ("Школа неплательщиков" Вернея, 1935) и др. С 1935  Т.  начал
оформлять спектакли Московского евр.  т-ра.  Черты  экспрессионистского,
обостр„нно субъективного восприятия  действительности,  характерные  для
творчества Т. этого периода, сказываются и в  его  театральных  работах,
получая выражение в подч„ркнутой  причудливости,  подчас  произвольности
сценич. образов и форм сценич.  площадки  ("Чапаев").  Однако  именно  в
области т-ра художник преодолевает эти  тенденции.  Здесь  с  наибольшей
полнотой   раскрываются   свойственные   его   творчеству:    роман-тич.
приподнятость, богатая фантазия,  глубокое  ощущение  синтетпч.  природы
т-ра.  Декорациям  Т.  присущи   пластич.   заверш„нность,   целостность
архитек-турно-объ„мных   и   живописных   элементов.   Художник   широко
пользуется игрой разл.  фактур,  орнаментов,  занавесов  с  вышивками  и
росписями, выразительностью скульптурных  изображений.  Центр,  место  в
творчестве Т. занимает работа над Шекспиром;  первые  работы  -  "Король
Лир" (Моск. евр. т-р, 1935) и "Ричард III" (1935, Ленингр. Большой драм.
т-р). В последующие годы художник создал  эскизы  декораций  и  рисунков
персонажей  для  трагедий  "Гамлет",  "Отелло",  "Макбет",  для  комедии
"Двенадцатая ночь" (1951, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Мн.  из  этих
работ (даже не получившие осуществления на сцене) внесли ценный вклад  в
мировую  "шекспириану".  В  основе  легко   трансформирующихся   сценич.
конструкций Т. лежит принцип устройства помоста  нар.  площадного  т-ра,
что   отвечает   природе   шекспировской   драматургии,   е„   динамике.
Композиционное  и  цветовое  решения   сценич.   образа   Т.   пронизаны
экспрессией, напряж„нной эмоциональностью. Эти черты дарования художника
ярко раскрылись и в  его  работах  над  спектаклями  сов.  и  зарубежной
драматургии: "Ми-стерия-Буфф"  Маяковского  (1957,  Моск.  т-р  Сатиры),
"Оптимистическая трагедия" (1956, Моск. т-р драмы и комедии); "За вторым
фронтом" Собко (1949, ЦТСА), опера "Не  только  любовь"  Щедрина  (1962,
Большой т-р), "Смерть коммивояж„ра"  Миллера  (1959,  Ленинградский  т-р
драмы им. Пушкина), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск. т-р  им.  Ленинского
комсомола), "Южнее 38-й параллели" Тхай-Дян-чун  (1951,  ленингр.  Новый
т-р).
   За оформление спектакля "Фрейлехс" (Моск. евр.  т-р,  1945)  Т.  была
присуждена  Гос.  пр.  СССР  (1946).  Среди  др.   работ:   "Они   знали
Маяковского" Катаняна (1954, Ленингр.  т-р  драмы  им.  Пушкина),  опера
"Первые  радости"  Чернова  (1956,  Малый   оперный   т-р,   Ленинград),
"Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (Драм. т-р  им.  Шевченко,  Харьков),
"Константин Заслонов" Мовзона (1947) и "Лев на площади" Эренбурга (1948,
моек. Камерный т-р), "Потерянное  письмо"  Караджале  (1952,  Моск.  т-р
Сатиры), "Они выросли в боях" Ху Кэ (1953, ЦТСА) и мн. др.
   С и ч.: Против ремесленничества, "Тсатр, 1938, Д1' 4;
   Диалог с режисс„ром, "Театр п драматургия", 1935, J\a 7.
   Лит..-К о з и и ц е в Г., Театральные работы А. Г. Тыш-лера.  "Нева",
1956; Л" 7; е г о ж е, Наш современник Вильям Шекспир, Л.-М., 1962: Б  е
p г г о л ь ц О., Человечное искусство, "Театр", 1956, Ли 7; M у p и н а
Е., Встреча с Шекспиром, "Творчество", 1954, ј  7;  Выставка  эскизов  к
шекспировским спектаклям. [К 400-летию  со  дня  рождения  В.  Шекспира,
вступ. ст. Ф. Сыркиной]. Каталог, М., 1964. М. П.
   ТЫОТИН (Tutin), Доротп (р. 8.  IV.  1930)  -  англ.  актриса.  Театр.
образование  получила  в  Королевской  академии  драм.  пск-ва.  В  1949
дебютировала в т-ре "Болтонс". В 1950 играла в  т-ре  "Бристольский  Олд
Впк", сезон 1950-51-в т-ре "Олд Впк" в Лондоне (Энн Пейдж - "Виндзорские
проказницы", принцесса Катарина - "Генрих V" Шекспира), затем  выступала
в разл. т-рах  Лондона.  Первый  крупный  успех  -  роль  Роз  Пембертон
("Комната для живых" Грина, т-р  "Унндемс").  Играла  роль  Жанны  д'Арк
("Жаворонок" Ануя в переделке Л. Хелман, т-р  "Лирик",  Хам-мерсмит).  В
1958-60 выступала на сцене Шекспировского Мемориального т-ра,  вместе  с
к-рым посетила Сов. Союз  (сезон  1958/59).  Исполнила  роль  Джульетты.
По-новому  трактуя  этот  образ,  Т.  играла  Джульетту  как   угловатую
девушку-подростка,    с    озорным    мальчишеским    лицом,    лиш„нную
сентиментальности.  Игра  Т.  отличается  естественностью  в  проявлении
душевных порывов, темпераментом, непосредственностью.
   Среди др. ролей: Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена,  т-р  "Са-вилл"),  Джин
Райе ("Комедиант" Осборна.т-р "Ройал Корт"), Варя ("Вишн„вый  сад",  т-р
"Олдуич"), Офелия; Виола ("Двенадцатая ночь". Шекспировский Мемориальный
т-р) " ДР. Ф. К.
   ТЭНАСЕ (Tanase), Константин (5.VI.1880-29.VIII. 1945) -  рум.  артист
эстрады. Окончил Бухарестскую консерваторию (1906). Работал в Нац.  т-ре
(Бухарест), Т-ре комедии и оперетты Поенару  и  др.  труппах,  с  к-рыми
ездил по Румынии. После встречи с дириж„ром  А.  Бэркэнеску  создал  т-р
"Новая лирическая компания" (1918) и стал его директором. В 1919  открыл
в Бухаресте т-р муз. эстрады "Кэрэбуш" ("Майский жук") - первый рум. т-р
обозрений. Т. был талантливым,  разносторонним  акт„ром,  обладал  ярким
комедийным дарованием. Ставил обозрения, писал куплеты и музыку  к  ним.
Имя Т. носит Бухарестский т-р эстрады.
   Лит.: Ma со в И., Знаменитый  артист  и  знаменитый  нос  К.  Тэнасе,
"Народная Румыния", 1957, .ј 5. A, ff в.
   ТЭЭТСОВ, А. Я. - см. Теэтсов, А. Я.
   ТЮГАЛЬ  (Tugal),  Пьер  (13.VIII.1883-6.VI.1964)-  франц.  критик   и
балетовед. Доктор юридич. и гуманитарных наук. С 1923  начал  заниматься
исследованием балетного иск-ва. В  1931  совм.  с  Р.  де  Маре  основал
"Международный архив танца" и был его хранителем до  закрытия  архива  в
1952.  Т.-  один  из  организаторов  Междунар.  ассоциации  хореографнч.
критиков (1935). Автор книг по танцу и балету.
   Соч.: La danse a travers les ages et les arts. P., [s. a.];
   Initiation a la danse. P., 1947; La danse  theatrale  espagnole,  ed.
"Grenier a sel [P., s.a.]; La danse  classique  sans  maitre,  P.,  1956
(совм. с L. Legrand); Jean-Georges Noverre. Der  grosse  Reformator  des

Страницы: «« « 2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328  2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия