Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332  2333   2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342  » »»

этой области была трагедия "Эш-Терек" Д.  Коре-панова  (1915),  изд.  на
рус. языке в Благовещенске. Сюжет трагедии заимствован из нац. фольклора
и истории удм. народа.  Сюжеты  первых  произв.  удм.  сов.  драматургов
основывались на нар. обрядах, но в  них  вносились  новые,  совр.  черты
("Удмуртская свадьба" Д. Майорова, 1918, и др.).  В  годы  гражд.  войны
появились   агптац.   пьесы   -   "Сон    дезертира",    "Ворожея"    П.
Батуева-Марксистского (1920), разоблачавшие пережитки прошлого.
   В 30-х гг. появляются многоактные удм. драмы  и  комедии.  Рост  удм.
драматургии был вызван социально-культурными преобразованиями, в  т.  ч.
открытием нац. т-ра. Борьбе с  кулачествохм  посвящены  пьесы  "Батрак",
"Сквозь огонь" М. Петрова, "Югда" И. Иванова (1939), "Огненное  моление"
В. Садовнпкова (1940) и др. Героем большинства пьес  становится  человек
труда, строитель  социализма,  носитель  комму-нистпч.  морали.  Активно
работает в этот период  М.  П.  Петров.  В  1936  он  пишет  драму  "Иго
содрогается" (в нов. ред. 1940 - "Старый  Мултан")  и  пьесу  "Италмас",
показывающую рост классового самосознания трудящихся  перед  революцией.
Ряд пьес написал драматург И. Г. Гаврилов. Его пьесы "Шумит  река  Вала"
(1930),  "Коллективное  поле"   (193'2),   "Наш   путь"   (1934)   посв.
коллективизации,  жизни  совр.  колх.  деревни;  геро-ич.  прошлое  удм.
народа,  события  Окт.  революции  и  гражд.  войны  воссоздают   пьесы:
"Холодный ключ" (1934), "Герой" (1936), "Груня Тарасова" (1937),  "Азин"
(1938)  и  др.  Пьеса  Ф.  Кедрова  "Красное  знамя"  (1932)  показывает
интернациональную солидарность трудящихся. -   В послевоенной  драматургии  нашли  отражение  события  Отечественной
войны - "Победители" Гав-рилова (1947) и др. Рабочему классу посв. пьесы
"Весенние  дни"  Гаврилова  (1949),  "Счастливая  встреча"  и   "Инженер
Леконцев" (1951) Садовникова.  Жизнь  колхозников  Удмуртии  показана  в
пьесах "Волнуется синее море" Садовникова  и  Тронина  (1952),  "Наташа"
Гаврилова (1953); жизнь страны в первые  годы  Сов.  власти  отражена  в
пьесе "Даниил Майоров" Гаврилова и Перевощикова  (послед,  ред.-  "Голос
поэта", 1950). Событиям гражд. войны посв. пьеса  И.  Гаврилова  "Солнце
взошло"  (1957).  Этой  же  теме  посв.  пьеса  "Дорогой   подарок"   Л.
Перевощикова1956, в рус. пер. "Эшелон отправляется в Москву").
   В 50-е гг. получил распространение жанр муз. пьесы:
   "Волшебная борода" (соч. 1948), "Свадьба"  (соч.  1946)  Садовникова.
Появляется нац. водевиль - "На  крутом  берегу"  Садовннкова  (1951).  К
драматургии обращаются С. Широбоков - "У волка своя тропа" (1956),
   "Если нет любви..." (1961), Е. Загребин - "Весенний дождь"  (1961)  и
др. писатели.
   До Великой Окт. социалистич. революции проф.  театр.  иск-ва  у  удм.
народа не было. Отдельные элементы театр.  зрелищ  существовали  в  нар.
обрядах (гл. обр. свадебных) и играх.  После  установления  Сов.  власти
начала бурно развиваться художеств., в т. ч. и театр., самодеятельность.
В 1918 в с. Ягошур Гла-зовского уезда пост. первый в истории удм. народа
спектакль на родном яз.  В  20-е  гг.  работали  передвижные  нар.  т-ры
"Шунды"   ("Солнце"),   "Шурали"   ("Филин").   Деятельность   самодеят.
коллективов носила агитац.-просвет, характер,  спектакли  были  насыщены
нац. фольклором.
   В 1931 в Ижевске открыт Удм. гос. т-р,  труппа  к-ро-го  состояла  из
участников  самодеятельности.   Здесь   шли   одноактные   пьесы-агитки,
направленные против кулачества, пережитков прошлого. Значительное  место
в репертуаре занимали концерты, включавшие песни, пляски, декламацию.  В
30-е гг. пост.  первые  многоактные  пьесы  удм.  драматургов:  "Батрак"
Петрова, "Шумит река Вала" Гаврилова и др. В 1929 в Ижевске были созданы
театр. курсы, в 1931 - театр. техникум, в 1930 - ТРАМ, к-рый в 1932  был
объедин„н с нац. т-ром. В 1934 в Ижевске  открылся  оперный  т-р.  Перед
войной было организовано  неск.  колх.-совх.  т-ров:  Алнашский  (1934),
Сарапульский (1934), Глазовский (1936), Дебесский (1935; в 1937  слит  с
Гла-зовскпм), Можгинский (1936). В годы войны они  были  закрыты.  После
войны в труппу Удм. т-ра в  Ижевске  вошли  выпускники  Ленингр.  театр.
пн-та. В Ижевске работает также кукольный т-р (спектакли идут на рус.  и
удм. языках).
   С 50-х гг. удм.  т-ры  ставят  муз.  спектакли  ("Волшебная  борода",
"Свадьба" Садовнпкова). В 1959 появилась первая удм. оперетта  "Любушка"
("Необычайная роль") Корепанова-Камского, в 1961  -  первая  удм.  опера
"Наталь" Корепанова и первый удм. балет "Италмас" Корепанова-Камского. В
1964- опера-балет  "Чапчирган"  ("Свирель"),  муз.  Корепанова-Камского,
либретто его и  Садовникова.  В  1959  удм.  драм.  т-р  в  Ижевске  был
преобразован в муз.-драматпч. т-р. В 1962 в Ижевске создан ТЮЗ.
   В 1967 в республике работают: Удм. муз.-драм. т-р, Рус. драм. т-р им.
В. Г. Короленко, Республиканский т-р кукол (все в Ижевске), Сарапульский
драм. т-р, Нар. т-ры: Можгинский, Сарапульскпй и др. Среди деятелей удм.
т-ра - нар. арт. РСФСР К. А. Ложкин;  засл.  деят.  иск-в  РСФСР  Г.  М.
Корепанов-Камский, Г. Е. Векшин; засл. арт. РСФСР Н. П.  Бакишева;  нар.
арт. Удм. АССР К. К. Гаврилова, Г. П. Овеч-кин, И. К. Протодьяконов,  Е.
И. Шувалова, А. В. Шкляева-Волкова, Е. А. Смирнова, Е. Г.  Романова,  Б.
П. Гальнбек; заслуженный деятель искусств
   У дм. АССР В. Ф. Каменский, Г. Н. Бехтерев; засл. арт. Удм.  АССР  Г.
В. Веретенников, В. Я. Перевощи-ков, В. Г. Гаврилов, Д. К. Шнробоков, Б.
А. Безумов, И. Н. Кудрявцев и др.
   Лит.:  Кедра  Митрей  (Д.  И.  Корепанов),  Нюр'ья-ськон.   Верос'ес.
Пьесаос, Ижевск, 1936; Гаврилов П., Умоесь пьесаос кулэ, "Молот",  1935,
ј 1; С и д о'р о в  А.,  Творческий  будон  сюрес  (Гавриловлэн  "Кезьыт
ошмес" пьесаез сярысь), там же, 1937, .No 2; Очерки  истории  удмуртской
советской литературы,  Ижевск,  1957,  с.  49-52,  59-  60,112-18,  147,
170-76; Вить ар удмурт театрлы. Пять  лет  удмуртскому  театру.  1931  -
1936, Ижевск, 1936  (текст  на  удм.  и  рус.  яз.)'.Декада  удмуртского
искусства..., Ижевск,
   1937; Юзовский Ю., Ижевские впечатления, "Театр", 1963, .ј 2; К о с т
е л я н е ц Г., Первая ласточка, "Театр. жизнь", 1960,  ј  3;  е  е  же,
"Заря над Камой", там же, 1961, ј 15. А. Ив.
   УЖВИЙ, Наталья Михайловна [р.  22.VIII  (З.?Х).  1898]  -  укр.  сов.
актриса, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич.  партии
с  1945.  В  1915  работала   учительницей,   выступала   в   спектаклях
любительского драм. коллектива  (1918-22).  В  1922  вступила  в  труппу
Первого  гос.  драм.  театра  УССР  им.  Т.  Шевченко  в   Киеве   (ныне
Днепропетровский т-р). Здесь У. встретилась с мастерами  укр.  т-ра:  И.
Марьяненко, А. Загаровым, М. Тинским, А. Смирновым, И. Замычков-скпм, А.
Мещерской, Л. Гак-кебуш, Е. Сидоренко, работа с к-рыми стала для актрисы
школой сценич. иск-ва. В 1922-25 У. сыграла роли:

Страницы: «« « 2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332  2333   2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия