Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338  2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347   2348  » »»

Корнейчука (Бабаджанов и Гинзбург), "Ш„лковое сюзане" Каххара  (Гинзбург
и Т. Ходжаев), "Васса Железнова" (Батыров), "Любовь Яровая" (Гинзбург  и
Уйгур).
   1953. "Рассказ о  Турции"  Хикмета  (Гинзбург),  "Непрощаемые  грехи"
Уктамова (Турдыев),  "Легенда  о  любви"  Хикмета  (Гинзбург  и  Уйгур),
"Сердечные тайны" Рахманова (Т. Ходжаев).
   1954. "Священная кровь" по Айбеку (Т. Ходжаев), "Пролитая  чаша"  Ван
Ши-фу (А. Ходжаев), "Больные зубы" Каххара (Гинзбург).
   1955.   "Гроза"   (Гинзбург);   "Шамсикамар"    Аблиева    (Турдыев),
"Разбойники"  (Гинзбург);  "Настоящая  любовь"  Якубова  (Т.   Ходжаев),
"Последнее раскаяние" Уйгуна (Гинзбург).
   1956. "Персональное  дело"  Штейна  (Т.  Ходжаев),  "Холисхон"  Хамзы
(Магзумова),  "Дочь  Ганга"  по  Тагору  (Гинзбург),  "Забавный  случай"
.Гольдони (Т. Ходжаев), "Хаджи эфенди женится" Камала (Турдыев).
   1957. "Алжир, родина моя!" по  Дибу  (Гинзбург),  "Верность"  Якубова
(Магзумова и А. Ходжаев).
   1958. "Путеводная звезда" Яшена (Т. Ходжаев),  "Дядя  Ваня"  (Радун);
"Хуррият" Уйгуна (Т. Ходжаев), "Юлий Цезарь" Шекспира.
   1959. "Фуркат" Авезова и Т.  Ходжаева  (Т.  Ходжаев),  "Блудный  сын"
Раннета (Т. Ходжаев), "Дядя и племянники" Бабаджана (Турдыев).
   1960. "Люди с верой"  Султанова  (Кабулов),  "Хамза"  Яшена  и  Умари
(Бабаджанов, Гинзбург, Табибуллаев).
   1961.'  "Когда  цветут  яблони"  Якубова(Кабулов),  "Мирза   Улугбек"
Шейхзаде (Гинзбург), "Здравствуйте, зв„зды" ("Фауст  и  смерть")  Левады
(Кабулов),  "Почта"  Тагора  (Гинзбург),  "Сомнение"  Уйгуна  (Кабулов),
"Честь" Шир-ванзаде (Шакиров).
   1962.  "Хозяин"  Соболева  (Кабулов),  "Голос   из   гроба"   Каххара
(Гинзбург),  "Ч„рные  птицы"  Погодина   (Гинзбург),   "Огонь"   Гусейна
(Кабулов).
   1963. "Солнце за каждой тучей" Ф. Ходжаева  (Кабулов),  "Неизвестный"
Султанова  (Гинзбург   и   А.   Ходжаев),   "Оптимистическая   трагедия"
(Гинзбург); "Первая любовь" Ва-хида (Каюмов).
   1964. "Кровавый мираж" Азимова (Гинзбург),  "Опасный  путь"  Шукрулло
(Каюмов), "Топол„к мой в красной косынке" по Айтматову (Т. Ходжаев).
   1965. "Я вижу зв„зды"  Азимова  (Гинзбург  и  А.  Ходжаев),  "Убийца"
Уйгуна (Т. Ходжаев), "Украденная жизнь" Моримото Каору (Т. Ходжаев).
   1966.  "Король  Лир"   (Ладыгин).   Лит.:   Уварова   Г.,   Узбекский
драматический  театр.  М.,  1959;  ОлидорО.,  В  борьбе  за  сценический
реализм,
   М., 1957; Гос. ордена Ленина  академич.  узбекский  театр  драмы  им.
Хамзы, Таш., 1957; Фельдман Я., Характер народа  и  сценические  образы,
Таш., 1961; Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960;  Узбекский
советский театр. под ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш., 1 1966. А. Р.,  М.
Рах.
   УЗБЕКСКИЙ  ТЕАТР  ОПЕРЫ  И  БАЛЕТА  ИМЕНИ  АЛИШ‚РА  НАВОЙ  (Узбекский
государственный ордена Трудового Красного  Знамени  академический  театр
оперы п балета им. А. Навои) - ведущий  муз.  т-р  Узб.  ССР.  Т-р  стал
тюнером в области овладения европ.  муз.  культурой  и  приобщения  узб.
народа к европ. музыке. Начало т-ру положила узб.  концертно-этнографич.
труппа под рук. М. Кари-Якубова (1926, в составе труппы:  Тамара  Ханум,
Уста   Алим   Камилов    и    др.),    преобразованная    в    1929    в
муз.-экспериментальный ансамбль и в том же году - в Гос. узб. муз.-драм.
т-р Наркомпроса  Узб.  ССР.  В  составе  т-ра  были:  X.  На-сырева,  Л.
Сарымсакова, Б. Мирзаев и др.; реж. 3. Кабулов, затем М. Мухамедов; зав.
муз. частью Т. Джалилов. К работе т-ра были привлечены композиторы-В. А.
Успенский,  Н.  Н.  Миронов,  позднее  Т.  Са-дыков,  Г.  А.  Мушель   и
драматурги-К. Яшен, Ш. Хур-шид, С. Абдулла  и  др.  Первый  спектакль  -
"Хали-ма" Зафари. Т-р ставил муз.-драматич. спектакли па совр. тематику:
"Товарищи" Яшена (1930), "Из некрыт (1931) и "Кому"  (1932)  Кадыри,  "8
марта" Мухамедова (1932), "Ичкарида" (1933) и "Гюльсара" (1935) Яшена  и
Мухамедова, "Шторм" Абдуллы (1934) (все с муз.  Джалилова,  последний  с
муз. Джали-лова и Рахимова),  "Худжум"  Яна  и  Чулпана  (1935)  с  муз.
Садыкова и др. Популярными стали инсценировки поэм А.  Навои,  созданные
Хуршидом,-  "Фар-хад  и  Ширин"  (1933;  в  1936  и  1937  в  муз.  ред.
Успенского,  Мушеля,  Цвейфеля)  и  "Лейли  и  Меджнун"  (1933)  с  муз.
Садыкова. В 1933  впервые  сделана  попытка  пост.  нац.  балета-"Пахта"
("Хлопок")  Рославца.  В  1930  т-р  принял  участие  в  1-й  Всесоюзной
олимпиаде т-ров народов СССР, в 1937 - в декаде узб. лпт-ры и  иск-ва  в
Москве.
   В 1938 в т-ре была пост. казах, опера "Ер  Таргын"  Брусиловского,  в
1939 - азерб. опера "Нергиз" Ма-гомаева  и  первая  узб.  опера  "Буран"
Ашрафи и Василенко. В 1939 т-р был реорганизован в Т-р оперы п балета (с
1948 им. Навои).
   В 1940 на сцене т-ра были  пост.  балет  "Гуляндом"  Брусиловского  и
опера "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова. В 1941 пост. "Великий  канал"
Ашрафи  и  Василенко.  В  годы  Великой  Отечеств,  войны  (1941-  1945)
коллектив т-ра пост. ряд патриотич. муз.-драм.  произведений.  Это  муз.
драмы о военных и трудовых подвигах  узбеков  -  "Даврон  ата"  Яшена  и
Абдуллы с муз.  Садыкова  и  Козловского,  "Меч  Узбекистана"  Погодина,
Алимджана,  Абдуллы,  Уйгуна  с  муз.  Садыкова,  Джалилова,  Бурханова,
Клумова, Вайн-берга, Хасанова и "Шерали" Гуляма, Халила с  муз.  Ашрафи,
Василенко, Козловского; оперы о героич. прошлом узб. народа -  "Улугбек"
Козловского и "Махмуд Тораби" Чишко; балет на легендарную тему "Акбиляк"
Василенко. В 1944 т-р впервые обращается к классич. произв.,  осуществив
пост. оперы "Кармен". В 1945 был пост. балет "Бахчисарайский фонтан".
   В 1948 коллектив т-ра переш„л в  новое  здание  (арх.  Щусев)  и  был
объедин„н с рус. оперным т-ром под рук. композитора М. Ашрафи,  реж.  Э.
И. Юнгваль-да-Хилькевича; худ. В. А. Рыфтин. В т-ре на узб.  яз.  пост.:
"Пиковая дама" (1947), "Евгений  Онегин"  (1948);  "Гюльсара"  Глиэра  и
Садыкова (1948), пост. балеты - "Коппелия" (1947), "Дон  Кихот"  (1948),
"Красный мак" (1949); "Балерина" Мушеля (1949).
   В 50-е и 60-е гг. т-р возобновил ряд старых опер и  балетов  и  пост.
новые оперы  -  "К„р-оглы"  Гаджибе-кова  (1950),  "Алмаст"  Спендиарова
(1953), "У под-ножья Саян" Ряузова (1953),  "Искатели  жемчуга"  (1956);
узб. оперы - "Тахир и Зухра" Джалилова  и  Бровцына  (1955),  "Фархад  и
Ширин" Успенского и Мушеля (1957), "Дилярам" Ашрафи  (1958),  "Зейнаб  и
Аман" Садьищва, Зейдмана, Раджаби, Закирова (1958),  "Проделки  Майсары"
Юдакова (1959),  "Хам-за"  С.  Бабаева  (1961),  "Сердце  поэта"  Ашрафи
(1962), "Песни Хорезма"  Юсупова  (1964);  балеты  -  "Лебединое  озеро"
(1950),  "Медный  всадник"  (1950);  "Юность"  Чулаки  (1951),   "Спящая

Страницы: «« « 2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338  2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347   2348  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия