Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343  2344   2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353  » »»

Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из
нар. песен и танцев, показывал  одноактные  и  двухактные  инсценировки,
написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй
уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский  колх.-совх.  т-р  (худ.
рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь  Родины"  С.
Исмаилова (1936), "Звон"  И.  Саттарова  (1939),  "Хамдам"  Д.  Яхьярова
(1940), "Япза-Янза" Д.  Еркимбекова  (1940),  а  также  пьесы  Гольдони,
Мольера, В. Шкваркина, Г.  Мусре-пова.  В  1939  Совнарком  и  ЦК  КП(б)
Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского  искусства",  по
к-рому  уйгурский  т-р  в  Алма-Ате  был  реорганизован  в   межрайонный
передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из  Чилика
т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в  1935.
В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой  в  Андижане
(Узб. ССР). Худ.  рук.  т-ра  был  В.  Азимов.  В  труппе  работали:  М.
Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.
   Источниками уйгурской драматургии  являются  богатый  нац.  фольклор,
историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д.  Асимов  и  А.  Садыров
написали муз. драму "Лейлихан и Анархан"  на  сюжет  одноим.  популярной
уйгурской песни (1935,  Алма-Атинский  т-р),  рассказывающей  о  трагич.
судьбе уйгурской бедноты, е„ борьбе за свободу. Пьеса в течение  30  лет
не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию  посв.
пьеса  "Омак-Омрак"  Абдули-на  и  Камалова  (1938,   Алма-Ата),   совр.
колхозной жизни -  "Борьба  за  колхозы"  Ахметова  (1937),  "Зажиточный
колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип  и
Санам" И. Саттарова п В.  Дьякова  (1941),  сохраняющаяся  в  репертуаре
т-ра.
   Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в  Чили-ке,  в  содружестве  с
нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938),
"Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ"
Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб.  т-р
в Андижане ставил муз.  и  драм.  спектакли:  "Лейлихан  и  Анархан"  Д.
Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра"  Абдуллы  (1944),  "Аршин
мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.
   В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова  (1955)  -  муз.
драма о девушке-героине, поднявшей свои народ  на  борьбу  с  иноземными
захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957),  посв.  нар.  поэту  и
герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал"  Д.  Асимова
(1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х
гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С.  Башояна,
Л Смоляниновой (1959),
   "Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о  борьбе  уйгуров
Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров,  "Нужен  ли  доктор"  М.
Зульпукарова и С.  Хасанова  (1963)  -  сатирич.  комедия,  направленная
против пережитков прошлого, и др.
   От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой,  натуралистич.  и
этнографич. характер, нац. т-р постепенно  переш„л  к  совр.  спектаклям
разных жанров.  Многие  спектакли  носят  характер  муз.  драмы,  в  них
используются нац. муз. традиции, обогащ„нные новыми  формами  (музыка  к
спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956  на
сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате  была  пост.  первая  опера,
написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой
- музыка этого же композитора к одноим. пьесе К.  Хасанова.  Дирижировал
оперой уйгурский дириж„р Г. Ду-гашев.
   В  репертуаре  т-ра  видное  место  занимают  произв.  рус.,  сов.  и
зарубежных  авторов:  "Лекарь  поневоле"  Мольера  (1941),  "Слуга  двух
господ" Гольдони  (1940),  "Нурхон"  (1948),  "Гюльсара"  (1951)  Яшена,
"Свадьба в Малиновке"  Александрова  (1948),  "Женихи"  Токаева  (1951),
"Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка  гостиницы"  (1953);  "Бай  и
батрак" Хамзы (1954), "Е„ друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);
   "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по  Дибу
(1962), "Влюбл„нный Ташбол-та" Гулама (1964), "Отелло" (в загл.  роли  -
А. Шамиев) и др.
   Труппа  Уйгурского  т-ра  в  Алма-Ате  обслуживает  уйгурские  районы
Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию,  Узбекистан,  Туркмению.  В
Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В  1957  труппу  пополнили
выпускники  Ташкентского  театр.  нн-та.  В  1964  при  т-ре   открылась
акт„рская студия.
   Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова,  С.
Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев,  Г.
Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев,  А.  Супиев;
солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов,  Г.
Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р.
Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С  1955
Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят.  пск-в  Казах.  ССР  С.
Башоян.
   Лит.: Захарова И., Материальная культура  уйгуров  Советского  Союза,
"Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая  АН  СССР",
1954, вып. 20; К а н а п и н А. К., В а р ш а в с к и и Л. И., Искусство
Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана.  [Фотоальбом],  Алма-Ата,
1961; Кужемьяров К., Уйгурский театр. "Огон„к", 1955, М  50;  Виноградов
В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м'арта. А. Ив.
   УКРАИНКА, Леся [наст. имя и фам. -  Лариса  Петровна  Косач;  13(25).
11.1871, Новгород-Волынский,- 19. VII(1. VIII).  1913,  Сурами]  -  укр.
поэтесса и драматург. Лит. деятельность начала еще в дет-  .  ские  годы
(1884). Принимала деятельное участие  в  освободительной  борьбе  против
царизма, особенно во 2-й пол. 90-х гг. Болезнь  (туберкул„з)  заставляла
У. в последние годы жизни почти постоянно быть вдали от родины  (Италия,
Египет и др.).
   К драматургии У. обратилась уже будучи  известной  поэтессой.  Первая
пьеса "Голубая роза" (1896, поставлена труппой М. Кропивницкого в  1898)
полемически направлена против  бытовизма  и  этнографизма,  свойственных
украинской драматургии 19 в. У. стремилась расширить тематику украинской
драмы, ввести в не„ проблемы, важные для  передовой  интеллигенции  того
времени.
   В дальнейшем в творчестве У. центр,  место  занимает  жанр  драматпч.
поэмы'. Поэтесса использует сюжеты и образы мировой лит-ры, подчиняя  их
разработке  проблем,  близких  передовой  общественности   е„   времени,
потребностям революц. борьбы  с  царизмом.  Особенность  драматич.  поэм
У.высокое  напряжение  философской  мысли,   показ   столкновения   двух
ан-тагонистич. начал,  исход  к-рого  всегда  трагический.  В  драматнч.

Страницы: «« « 2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343  2344   2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия