Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 » »» показал борьбу против басмачества как войну народа против классовых врагов. Историко-революц. пьесы писали: 3. Сайд, Н. Сафаров ("История заговорила", 1931), У. Исмаилов ("Рустам", 1934). В годы первой пятилетки появились пьесы на темы коллективизации с. х-ва - "Товарищи" (1930) и "Сожжем" (1932) Яшена, "Вредители хлопка" Исмаилова (1930), на тему бдительности сов. народа написаны пьесы "Маска сорвана" 3. Фатхуллина (1932) и др. Жизнь узб. колхозного крестьянства, формирование новых черт характера ярко показаны в пьесе Яшена "Честь и любовь" (1936), пост. мн. т-рами республики. Во 2-й пол. 30-х гг. созданы историко-революц. пьесы - "Пробуждение" Н. Сафарова (1939) и др. Развитие получает жанр муз. драмы. Еще в 1933 Яшен совм. с М. Мухамедовым написал пьесу "Ич-карида", к-рая в 1935 была переработана авторами в муз. драму "Гюльсара". Эта пьеса, показывающая борьбу за раскрепощение женщин, заложила основу узб. муз. драмы на совр. темы, отразила борьбу людей нового мировоззрения против старых религиозно-феодальных устоев жизни. В 1942 Яшен написал текст муз. драмы "Нурхон" (пост. 1943), положив в основу сюжета трагич. историю одной из первых актрис узб. муз. т-ра, погибшей от руки фанатика. В годы Отечеств, войны узб. драматурги создали ряд пьес патриотич. содержания, в т. ч.: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Хамза" Яшена и А. Умари (1942, 2-й вариант 1949), "Муканна" X. Алимджана (1943), "Пол„т орла" И. Султанова (1942), "Мать" Уйгуна (1943), "Джалалетдин" М. Шейхзаде (1944). В послевоенные годы внимание узб. драматургов сосредоточилось на темах совр. жизни, но продолжалась и работа над историч. и историко-революц. драматургией. К драматургич. творчеству обращаются писатели: Уйгун, А. Каххар, А. Якубов, Б. Рахманов; продолжают работу в т-ре.И. Султанов, Н. Сафаров и др. писатели. В пьесах 40-50-х гг. показана жизнь узб. народа, выведены представители колхозного крестьянства, интеллигенции, рабочего класса. Возникают новые жанры драматургии - психологпч. драма, философская трагедия, сатирич. и лирич. комедия. Репертуар и творч. развитие т-ра определяли пьесы: "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 2-й вариант 1948), "Песня жизни" Уйгуна (1947), "Генерал Рахимов" Яшена (1950), "Заря Востока" Н. Сафарова (1951), "Ш„лковое сюзане" А. Кахха-ра (1952, переработка пьесы "На Новой земле", написанной в 1950), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953). Новый этап в развитии У. д. начался после XX съезда КПСС. В 1957 появилась (соч.) драма К. Яшена "Путеводная звезда", в к-рой впервые в У. д. создан образ В. И. Ленина. В 1958 написана одна из лучших пьес о колхозном крестьянстве - "Хуррият" Уйгуна, в 1961 - философская, историч. трагедия "Мирза Улугбек" М. Шейхзаде, в 1963 - геропко-романтич. драма "Неизвестный" И. Султанова, в 1964 - драма "Кровавый мираж" С. Азимова, посв. разоблачению бурж. национализма. Для драматургии 50-60-х гг. характерно обращение к острым проблемам коммунистич. морали: "Люди с верой" И. Султанова (1960), "Я вижу зв„зды" С. Азимова (1965), "Убийца" Уйгуна (1965). Пережитки прошлого разоблачает сатирическая пьеса "Последние экземпляры" ("Голос из гроба") А. Каххара (1962). В 50-60-е гг. развивается драматургия для детей. А. Рахмат, Б. Рахманов, Ш. Сагдулла, И. Ахмедов, А. Талипов и др. авторы создали пьесы- сказки, пьесы из жизни совр. школы и историко-революц. пьесы. Первому узб. комсомольцу посв. драма "Аб-дулла Набиев" А. Рахмата. Почти все пьесы Хамзы, Яшена, Уйгуна, Султанова и др. авторов переведены на рус. яз. Многие пьесы переведены на языки др. народов СССР. Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Вопросы узбекской лит-ры [Сб. статей], Таш., 1959. А.Р.,М.Рах. УЗБЕКСКАЯ ТРУППА ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА - первая узб. сов. труппа в Ташкенте. Создана в 1919 под рук. М. Уйгура (состав труппы: А. Хи-доятов, Ф. Умаров, М. Мухамедов, К. Якубов, Г. Зафари, Я. Бабаджанов, А. Джалилов и др.). Спектакли: "Последние дни Айдалузии" Ордубады, "За-хоки Морон" Юнуса, "Туркестанский лекарь" Уйгура, "Бай и батрак", "Отравленная жизнь" Хамзы, "Повстанцы Индии" Фитрата, "Халима" Зафари. 4 ноября 1919 труппа выехала с агитпоездом для обслуживания боевых частей Актюбинского фронта, а в сер. 1920 - на Ферганский фронт. В конце 1920 труппа им. К. Маркса была расформирована в связи с реорганизацией и созданием Образцовой краевой драматической труппы. М. Рах. УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МУКИМЙ - см. Мукими имени театр. УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. относятся к эпохе возникновения древних государств на территории Ср. Азии. Существовал в виде устного проф. т-ра масхарабозов и кызыкчи, а также кукольного т-ра (ручные куклы и куклы-марионетки). Остро сатирич. представления этих т-ров высмеивали баев, судей, представителей духовенства, а позднее - царских чиновников. Исполнители проходили школу многолетнего обучения под рук. своих наставников. Представления строились на основе определ„нного сюжетного каркаса, акт„ры импровизировали текст в процессе исполнения. Иск-во узб. старинного т-ра требовало от исполнителей знания жизни, большой наблюдательности, остроумия, разносторонней акт„рской подготовки - умения танцевать, петь, играть на муз. инструментах и пр. Акт„ры выступали на площадях во время нар. праздников и на семейных торжествах. Они объединялись в цехи, имели свой устав и выборного старшину. Наиболее сильные труппы часто приглашались ко дворам правителей (напр., в 19 в. ко двору коканд-ских ханов), однако иск-во акт„ров оставалось глубоко народным. Особенное развитие т-р масхарабозов и кызыкчи получил в 19 в.; его крупнейшие представители- Бед„-шим, Закиришан, Саади Махсум и др. стремились приблизить сво„ иск-во к жизни. С конца 19 в. отдельные масхара-бозы и кызыкчи входили в состав рус. цирковых трупп. Т-р устной традиции сохраняется и в сов. время, приобретая новое содержание. Его репертуар наряду с традиц. произведениями включает сатирич. комедии, направленные на преодоление пережитков в сознании людей. Крупным мастером старинного т-ра в сов. время был Юсуфджан Шакар-джанов - ученик Закиришана и Саади Махсума. Рост освободительного движения в Туркестане и оживление культурной жизни в период революции 1905-07 вызвали зарождение любительских кружков Страницы: «« « 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |