Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  » »»

показал борьбу против басмачества  как  войну  народа  против  классовых
врагов. Историко-революц. пьесы писали:
   3.  Сайд,  Н.  Сафаров  ("История  заговорила",  1931),  У.  Исмаилов
("Рустам", 1934).
   В годы первой пятилетки появились пьесы на  темы  коллективизации  с.
х-ва - "Товарищи" (1930) и "Сожжем"  (1932)  Яшена,  "Вредители  хлопка"
Исмаилова (1930), на тему бдительности сов. народа написаны пьесы "Маска
сорвана" 3. Фатхуллина (1932) и др. Жизнь узб. колхозного  крестьянства,
формирование новых черт характера ярко показаны в пьесе Яшена  "Честь  и
любовь" (1936), пост. мн. т-рами республики.
   Во 2-й пол. 30-х гг. созданы историко-революц. пьесы -  "Пробуждение"
Н. Сафарова (1939) и др. Развитие получает жанр муз. драмы. Еще  в  1933
Яшен совм. с М. Мухамедовым написал пьесу "Ич-карида", к-рая в 1935 была
переработана авторами в муз. драму "Гюльсара". Эта  пьеса,  показывающая
борьбу за раскрепощение женщин, заложила основу узб. муз. драмы на совр.
темы,  отразила  борьбу  людей  нового   мировоззрения   против   старых
религиозно-феодальных устоев жизни. В 1942 Яшен написал текст муз. драмы
"Нурхон" (пост. 1943), положив в основу сюжета трагич. историю одной  из
первых актрис узб. муз. т-ра, погибшей от руки фанатика.
   В годы Отечеств, войны узб. драматурги создали  ряд  пьес  патриотич.
содержания, в т. ч.: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Хамза"  Яшена  и
А. Умари (1942, 2-й вариант 1949), "Муканна" X. Алимджана (1943), "Пол„т
орла" И.  Султанова  (1942),  "Мать"  Уйгуна  (1943),  "Джалалетдин"  М.
Шейхзаде (1944).
   В послевоенные годы  внимание  узб.  драматургов  сосредоточилось  на
темах  совр.  жизни,  но  продолжалась   и   работа   над   историч.   и
историко-революц. драматургией.  К  драматургич.  творчеству  обращаются
писатели: Уйгун, А. Каххар, А. Якубов, Б. Рахманов; продолжают работу  в
т-ре.И. Султанов, Н. Сафаров  и  др.  писатели.  В  пьесах  40-50-х  гг.
показана  жизнь   узб.   народа,   выведены   представители   колхозного
крестьянства, интеллигенции,  рабочего  класса.  Возникают  новые  жанры
драматургии - психологпч. драма, философская трагедия, сатирич. и лирич.
комедия. Репертуар и творч.  развитие  т-ра  определяли  пьесы:  "Алишер
Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 2-й вариант 1948), "Песня жизни" Уйгуна
(1947), "Генерал Рахимов"  Яшена  (1950),  "Заря  Востока"  Н.  Сафарова
(1951), "Ш„лковое сюзане" А. Кахха-ра (1952, переработка пьесы "На Новой
земле", написанной в 1950), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953).
   Новый этап в развитии У. д. начался после  XX  съезда  КПСС.  В  1957
появилась (соч.) драма К. Яшена "Путеводная звезда", в к-рой  впервые  в
У. д. создан образ В. И. Ленина. В 1958 написана одна из лучших  пьес  о
колхозном  крестьянстве  -  "Хуррият"  Уйгуна,  в  1961  -  философская,
историч.   трагедия   "Мирза   Улугбек"   М.   Шейхзаде,   в   1963    -
геропко-романтич. драма "Неизвестный"  И.  Султанова,  в  1964  -  драма
"Кровавый мираж" С. Азимова, посв. разоблачению бурж. национализма.
   Для драматургии 50-60-х гг. характерно обращение к  острым  проблемам
коммунистич. морали: "Люди с верой" И. Султанова (1960), "Я вижу зв„зды"
С.  Азимова  (1965),  "Убийца"   Уйгуна   (1965).   Пережитки   прошлого
разоблачает сатирическая пьеса "Последние экземпляры" ("Голос из гроба")
А. Каххара (1962).
   В 50-60-е гг.  развивается  драматургия  для  детей.  А.  Рахмат,  Б.
Рахманов, Ш. Сагдулла, И. Ахмедов,  А.  Талипов  и  др.  авторы  создали
пьесы- сказки, пьесы из жизни совр.  школы  и  историко-революц.  пьесы.
Первому узб. комсомольцу посв. драма "Аб-дулла Набиев" А. Рахмата.
   Почти все  пьесы  Хамзы,  Яшена,  Уйгуна,  Султанова  и  др.  авторов
переведены на рус. яз. Многие пьесы  переведены  на  языки  др.  народов
СССР.
   Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов  Т.,
Формирование социалистического реализма в узбекской  драматургии,  Таш.,
1963;
   Вопросы узбекской лит-ры [Сб. статей], Таш., 1959.
   А.Р.,М.Рах.
   УЗБЕКСКАЯ ТРУППА ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА  -  первая  узб.  сов.  труппа  в
Ташкенте.  Создана  в  1919  под  рук.  М.  Уйгура  (состав  труппы:  А.
Хи-доятов, Ф. Умаров, М. Мухамедов, К. Якубов, Г. Зафари, Я. Бабаджанов,
А. Джалилов и  др.).  Спектакли:  "Последние  дни  Айдалузии"  Ордубады,
"За-хоки Морон" Юнуса, "Туркестанский лекарь" Уйгура,  "Бай  и  батрак",
"Отравленная жизнь" Хамзы, "Повстанцы Индии" Фитрата, "Халима" Зафари.
   4 ноября 1919 труппа выехала с агитпоездом  для  обслуживания  боевых
частей Актюбинского фронта, а в сер. 1920 - на Ферганский фронт. В конце
1920 труппа им. К. Маркса была расформирована в связи с реорганизацией и
созданием Образцовой краевой драматической труппы. М. Рах.
   УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МУКИМЙ - см.  Мукими
имени театр.
   УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. относятся к эпохе возникновения древних
государств на территории Ср. Азии. Существовал в виде устного проф. т-ра
масхарабозов  и  кызыкчи,  а  также  кукольного  т-ра  (ручные  куклы  и
куклы-марионетки).
   Остро сатирич.  представления  этих  т-ров  высмеивали  баев,  судей,
представителей духовенства, а позднее - царских чиновников.  Исполнители
проходили  школу  многолетнего  обучения  под  рук.  своих  наставников.
Представления  строились  на  основе  определ„нного  сюжетного  каркаса,
акт„ры  импровизировали  текст  в  процессе  исполнения.   Иск-во   узб.
старинного  т-ра  требовало  от  исполнителей  знания   жизни,   большой
наблюдательности,  остроумия,  разносторонней  акт„рской  подготовки   -
умения танцевать,  петь,  играть  на  муз.  инструментах  и  пр.  Акт„ры
выступали на площадях во время нар. праздников и на семейных торжествах.
Они объединялись в цехи, имели свой устав и выборного старшину. Наиболее
сильные труппы часто приглашались ко дворам правителей (напр., в  19  в.
ко двору коканд-ских ханов), однако иск-во  акт„ров  оставалось  глубоко
народным. Особенное развитие т-р масхарабозов и кызыкчи получил в 19 в.;
его крупнейшие представители- Бед„-шим, Закиришан, Саади  Махсум  и  др.
стремились приблизить сво„ иск-во к  жизни.  С  конца  19  в.  отдельные
масхара-бозы и кызыкчи входили в состав рус. цирковых трупп. Т-р  устной
традиции сохраняется и в сов. время, приобретая  новое  содержание.  Его
репертуар наряду с традиц.  произведениями  включает  сатирич.  комедии,
направленные  на  преодоление  пережитков  в  сознании  людей.   Крупным
мастером старинного т-ра в сов. время был Юсуфджан Шакар-джанов - ученик
Закиришана и Саади Махсума.
   Рост освободительного движения в Туркестане  и  оживление  культурной
жизни в период революции 1905-07 вызвали зарождение любительских кружков

Страницы: «« « 2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия