Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335  2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345  » »»

в  среде  интеллигенции.  Вначале  ставились   пьесы   тат.   и   азерб.
драматургов. Большое значение для развития У. т. имел опыт  рус.  театр.
культуры. Под воздействием рус., тат.  и  азерб.  культур  формировалась
нац. узб. драматургия демократич. направления, создавались  любительские
и полупроф. кружки.
   Лит. узб. драма начала развиваться в 10-х гг. 20 в. и делилась на два
направления  -  демократич.,  просветительское,   возглавляемое   Хамзой
Хаким-заде Ниязи,  и  буржуазное  -  джадистская  драматургия  и  любит,
кружки, пользовавшиеся поддержкой части буржуазии. В  предреволюц.  годы
Хамза написал ряд пьес, в т. ч. "Отравленная жизнь" (1915). В конце 1915
Хамза создал в Коканде любительскую труппу,  состоявшую  из  демократич.
молод„жи.
   После победы Октябрьской революции началось интенсивное развитие узб.
нац.  культуры,  в  т.  ч.  театр.  иск-ва.  Основоположник  узб.   сов.
драматургии,  Хамза  стал  и  организатором  проф.  т-ра,  режисс„ром  и
акт„ром.  Первый  узб.  проф.   т-р-Краевая   разъездная   мусульманская
политическая труппа - создан Хамзой в Фергане в конце 1917. В  Ташкенте,
летом 1919, М. Уйгур организовал второй узб. т-р, к-рый наз. труппой им.
Карла Маркса. Позднее  по  инициативе  и  при  ближайшем  участии  Хамзы
возникли т-ры в Коканде (1919),  Андижане  (1919),  Хиве  (1922)  и  др.
городах. Во всех  городах  Туркестана  -  при  клубах,  школах,  учебных
заведениях, в частях Красной Армии развивалась театр.  самодеятельность,
из числа участников к-рой вышли многие акт„ры узб. т-ра.
   Деятельность первых узб. проф.  коллективов  проходила  гл.  обр.  на
фронтах  гражд.  войны.  Они  ставили  пьесы  Хамзы  ("Бай  и   батрак",
"Ферганские трагедии", "Наказание клеветников", "Удочка" и др.), комедию
Уйгура "Туркестанский лекарь", муз. драму Зафари "Халима" и др.  В  1920
часть акт„ров ферганского коллектива влилась в труппу им. Карла  Маркса,
образовав Образцовую краевую драм.  труппу  .  Многие  из  одар„нных  е„
участников  во  главе  с  М.  Уйгуром,  а   также   группа   талантливых
самодеятельных акт„ров из других городов были в 1924 направлены в Москву
для занятий в театр. студии при Узб. доме  просвещения.  В  1925  другая
группа молодых узб. акт„ров начала заниматься в театр. техникуме в Баку.
После окончания моек. студии в  1927  молодые  акт„ры  вошли,  в  состав
самаркандской Центр, гос. труппы. В том же году был  осуществл„н  второй
набор в студию, выпускники к-рой в основном вошли в состав узб.  т-ра  в
Бухаре. 'В 1929 Центр, гос. труппа реорганизована в Гос. узб. драм.  т-р
в Ташкенте, к-рому  в  1931  присвоено  имя  Хамзы,  а  в  1933-  звание
академического. Этот т-р стал ведущим т-ром республики, он способствовал
возникновению др. театр. коллективов как в Ташкенте, так и  в  областных
городах. На  сцене  его  были  осуществлены  пост.  пьес  нац.  авторов,
произведений рус. сов. драматургии, рус. и  зап.-европ.  классики.  Рост
Т-ра пм. Хамзы был обусловлен одар„нностью исполнителей,  школой,  к-рую
прошли многие из них, и привлечением опытных рус. режисс„ров.  Вместе  с
тем в нач. 30-х гг. т-р испытал влияние формалистич.  тенденций.  Против
этих тенденций выступали передовые деятели театр. иск-ва.
   В конце 20-х и в 30-е гг. в репертуар Т-ра  им.  Хамзы  вошли  пьесы:
"Два коммуниста" (1929,  затем  переработана  под  названием  "Разгром",
1934), "Сожж„м" (1932), "Честь и любовь" Яшена (1936),  "Любовь  Яровая"
(1937), "Гроза" (1938). Этапными спектаклями явились "Гамлет"  (1935)  и
"Отелло" (1941), драма Хамзы "Бай и батрак" (1939).
   На рубеже 30-х гг. в Узбекистане происходит дальнейшее развитие  сети
проф. т-ров. Создаются новые коллективы - в Намангане (1929),  Бухаре  и
Самарканде (1930), Фергане (1931), а также районные и колх.-совх.  т-ры.
В 1929 на базе существовавшего с 1926 Этнографич. ансамбля во главе с М.
Карп-Якубовым  созда„тся  Гос.  узб.  муз.-драм.  т-р.  В  том  же  году
организуется ТЮЗ. Интенсивно развивается популярный в народе  жанр  муз.
драмы. В 30-е гг. появляется ряд пост. этого жанра - "Гюльсара" Яшена  и
Мухамедова (1935), "Товарищи" (1930) и "Нур-хон" (1943)  Яшена.  В  1939
была пост. опера "Буран" Ашрафи и С. Василенко. В этом же году  на  базе
Узб. муз.-драм. т-ра организован Гос. т-р оперы и балета, к-рому в  1947
присвоено имя Алишера Навои, в 1959- звание  академического.  В  1939  в
Ташкенте создан Гос. узб. т-р муз. драмы и комедии им. Мукими.
   В годы Отечеств, войны, в тесном  содружестве  с  мастерами  временно
эвакуированных т-ров Москвы и Украины деятели узб.  иск-ва  создали  ряд
патриотич. спектаклей. Среди  них:  "Смерть  оккупантам"  Яшена  (1942),
"Пол„т орла" Султанова (1942), "Муканна"  Алимджана  (1943)  -  Т-р  им.
Хамзы; "Даврон ата" Яшена и Абдуллы (1941)  -  Т-р  им.  Навои,  "Курбан
Умаров" Абдуллы и Чусти (1941) - Т-р им. Мукимп.
   В  послевоенный  период  репертуар  т-ров   Узбекистана   значительно
обогатился, были созданы новые пьесы узб!  авторов,  осуществлена  пост.
переводных пьес.  В  Т-ре  им.  Хамзы  пост.  пьесы,  ставящие  проблемы
коммунистич. партийности и морали,- "Ш„лковое сюзане" А. Каххара (1952),
"Хуррият" Уйгуна (1958),  "Люди  с  верой"  Султанова  (1960),  "Я  вижу
зв„зды" Азимова (1965) и др.; историко-революц. спектакли -  "Путеводная
звезда" Яшена (1958) и др.; исторнч. спектакли - "Алишер Навои" Уйгуна и
Султанова  (1945,  1948),  "Мирза  Улугбек"   Шейхзаде   (1961).   Яркое
воплощение нашла тема борьбы народов стран зарубежного Востока  за  свою
независимость - "Рассказ о Турции" Хикмета (1953), "Алжир, родина  моя!"
по Дибу (1957).  Интенсивно  развивается  оперное  иск-во;  лучшие  нац.
спектакли - "Дилярам" Ашрафи (1958), "Хамза" Бабаева  (1961),  "Свет  во
мраке" Хамраева (1965)  и  др.  В  муз.  драме  совр.  сюжеты  вытесняют
легендарные.
   Характерные особенности  У.  т.-  героико-роман-тич.  устремл„нность,
большая эмоциональная насыщенность в жанрах трагедии и драмы;  открытое,
непосредственное выражение чувств, приподнятость,  даже  торжественность
стиля в моменты эмоционального  подъ„ма  у  акт„ров  муз.  драмы  (этому
способствовал интерес к легендарным  и  историч.  сюжетам).  К  созданию
психологии, глубоких образов  тяготеют  мастера  Т-ра  им.  Хамзы.  Узб.
акт„рам присуще умение ярко, достоверно  воспроизводить  атмосферу  нац.
быта, конкретной обстановки. В жанре комедии  У.  т.  тяготеет  к  ярким
локальным сатирич.  краскам,  сочной  комедийной  игре,  что  связано  с
традициями старинного площадного т-ра и опирается на высоко  развитое  в
народе иск-во острословия (аския).
   В 1967 в Узбекистане работал 21 театр (из них 6 в Ташкенте), в т.  ч.
3 рус. драматич. в Ташкенте, Самарканде, Фергане и  1  каракалпакский  в
Нукусе. Имеются 2 т-ра оперы и балета - академический им. Алишера  Навои
в Ташкенте и Самаркандский (открыт в 1964); узб. т-ры драмы - им.  Хамзы
в Ташкенте, им. Хамзы  в  Коканде,  им.  X.  Алпмджана  в  Самарканде  и
Катта-Кургане,  Республиканский  ТЮЗ  им.  Ю.  Ахунбабаева  в  Ташкенте.

Страницы: «« « 2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335  2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия