Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 » »» в среде интеллигенции. Вначале ставились пьесы тат. и азерб. драматургов. Большое значение для развития У. т. имел опыт рус. театр. культуры. Под воздействием рус., тат. и азерб. культур формировалась нац. узб. драматургия демократич. направления, создавались любительские и полупроф. кружки. Лит. узб. драма начала развиваться в 10-х гг. 20 в. и делилась на два направления - демократич., просветительское, возглавляемое Хамзой Хаким-заде Ниязи, и буржуазное - джадистская драматургия и любит, кружки, пользовавшиеся поддержкой части буржуазии. В предреволюц. годы Хамза написал ряд пьес, в т. ч. "Отравленная жизнь" (1915). В конце 1915 Хамза создал в Коканде любительскую труппу, состоявшую из демократич. молод„жи. После победы Октябрьской революции началось интенсивное развитие узб. нац. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. Основоположник узб. сов. драматургии, Хамза стал и организатором проф. т-ра, режисс„ром и акт„ром. Первый узб. проф. т-р-Краевая разъездная мусульманская политическая труппа - создан Хамзой в Фергане в конце 1917. В Ташкенте, летом 1919, М. Уйгур организовал второй узб. т-р, к-рый наз. труппой им. Карла Маркса. Позднее по инициативе и при ближайшем участии Хамзы возникли т-ры в Коканде (1919), Андижане (1919), Хиве (1922) и др. городах. Во всех городах Туркестана - при клубах, школах, учебных заведениях, в частях Красной Армии развивалась театр. самодеятельность, из числа участников к-рой вышли многие акт„ры узб. т-ра. Деятельность первых узб. проф. коллективов проходила гл. обр. на фронтах гражд. войны. Они ставили пьесы Хамзы ("Бай и батрак", "Ферганские трагедии", "Наказание клеветников", "Удочка" и др.), комедию Уйгура "Туркестанский лекарь", муз. драму Зафари "Халима" и др. В 1920 часть акт„ров ферганского коллектива влилась в труппу им. Карла Маркса, образовав Образцовую краевую драм. труппу . Многие из одар„нных е„ участников во главе с М. Уйгуром, а также группа талантливых самодеятельных акт„ров из других городов были в 1924 направлены в Москву для занятий в театр. студии при Узб. доме просвещения. В 1925 другая группа молодых узб. акт„ров начала заниматься в театр. техникуме в Баку. После окончания моек. студии в 1927 молодые акт„ры вошли, в состав самаркандской Центр, гос. труппы. В том же году был осуществл„н второй набор в студию, выпускники к-рой в основном вошли в состав узб. т-ра в Бухаре. 'В 1929 Центр, гос. труппа реорганизована в Гос. узб. драм. т-р в Ташкенте, к-рому в 1931 присвоено имя Хамзы, а в 1933- звание академического. Этот т-р стал ведущим т-ром республики, он способствовал возникновению др. театр. коллективов как в Ташкенте, так и в областных городах. На сцене его были осуществлены пост. пьес нац. авторов, произведений рус. сов. драматургии, рус. и зап.-европ. классики. Рост Т-ра пм. Хамзы был обусловлен одар„нностью исполнителей, школой, к-рую прошли многие из них, и привлечением опытных рус. режисс„ров. Вместе с тем в нач. 30-х гг. т-р испытал влияние формалистич. тенденций. Против этих тенденций выступали передовые деятели театр. иск-ва. В конце 20-х и в 30-е гг. в репертуар Т-ра им. Хамзы вошли пьесы: "Два коммуниста" (1929, затем переработана под названием "Разгром", 1934), "Сожж„м" (1932), "Честь и любовь" Яшена (1936), "Любовь Яровая" (1937), "Гроза" (1938). Этапными спектаклями явились "Гамлет" (1935) и "Отелло" (1941), драма Хамзы "Бай и батрак" (1939). На рубеже 30-х гг. в Узбекистане происходит дальнейшее развитие сети проф. т-ров. Создаются новые коллективы - в Намангане (1929), Бухаре и Самарканде (1930), Фергане (1931), а также районные и колх.-совх. т-ры. В 1929 на базе существовавшего с 1926 Этнографич. ансамбля во главе с М. Карп-Якубовым созда„тся Гос. узб. муз.-драм. т-р. В том же году организуется ТЮЗ. Интенсивно развивается популярный в народе жанр муз. драмы. В 30-е гг. появляется ряд пост. этого жанра - "Гюльсара" Яшена и Мухамедова (1935), "Товарищи" (1930) и "Нур-хон" (1943) Яшена. В 1939 была пост. опера "Буран" Ашрафи и С. Василенко. В этом же году на базе Узб. муз.-драм. т-ра организован Гос. т-р оперы и балета, к-рому в 1947 присвоено имя Алишера Навои, в 1959- звание академического. В 1939 в Ташкенте создан Гос. узб. т-р муз. драмы и комедии им. Мукими. В годы Отечеств, войны, в тесном содружестве с мастерами временно эвакуированных т-ров Москвы и Украины деятели узб. иск-ва создали ряд патриотич. спектаклей. Среди них: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Пол„т орла" Султанова (1942), "Муканна" Алимджана (1943) - Т-р им. Хамзы; "Даврон ата" Яшена и Абдуллы (1941) - Т-р им. Навои, "Курбан Умаров" Абдуллы и Чусти (1941) - Т-р им. Мукимп. В послевоенный период репертуар т-ров Узбекистана значительно обогатился, были созданы новые пьесы узб! авторов, осуществлена пост. переводных пьес. В Т-ре им. Хамзы пост. пьесы, ставящие проблемы коммунистич. партийности и морали,- "Ш„лковое сюзане" А. Каххара (1952), "Хуррият" Уйгуна (1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Я вижу зв„зды" Азимова (1965) и др.; историко-революц. спектакли - "Путеводная звезда" Яшена (1958) и др.; исторнч. спектакли - "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 1948), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Яркое воплощение нашла тема борьбы народов стран зарубежного Востока за свою независимость - "Рассказ о Турции" Хикмета (1953), "Алжир, родина моя!" по Дибу (1957). Интенсивно развивается оперное иск-во; лучшие нац. спектакли - "Дилярам" Ашрафи (1958), "Хамза" Бабаева (1961), "Свет во мраке" Хамраева (1965) и др. В муз. драме совр. сюжеты вытесняют легендарные. Характерные особенности У. т.- героико-роман-тич. устремл„нность, большая эмоциональная насыщенность в жанрах трагедии и драмы; открытое, непосредственное выражение чувств, приподнятость, даже торжественность стиля в моменты эмоционального подъ„ма у акт„ров муз. драмы (этому способствовал интерес к легендарным и историч. сюжетам). К созданию психологии, глубоких образов тяготеют мастера Т-ра им. Хамзы. Узб. акт„рам присуще умение ярко, достоверно воспроизводить атмосферу нац. быта, конкретной обстановки. В жанре комедии У. т. тяготеет к ярким локальным сатирич. краскам, сочной комедийной игре, что связано с традициями старинного площадного т-ра и опирается на высоко развитое в народе иск-во острословия (аския). В 1967 в Узбекистане работал 21 театр (из них 6 в Ташкенте), в т. ч. 3 рус. драматич. в Ташкенте, Самарканде, Фергане и 1 каракалпакский в Нукусе. Имеются 2 т-ра оперы и балета - академический им. Алишера Навои в Ташкенте и Самаркандский (открыт в 1964); узб. т-ры драмы - им. Хамзы в Ташкенте, им. Хамзы в Коканде, им. X. Алпмджана в Самарканде и Катта-Кургане, Республиканский ТЮЗ им. Ю. Ахунбабаева в Ташкенте. Страницы: «« « 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |