Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 » »» Багдасар, Абисогом-ага (о. п., "Высокочтимые попрошайки" Пароняна). В 1891 приехал в Тифлис по приглашению Арм. театр. комитета. Сыграл заглавную роль в пьесе Мольера "Господин де Пурсонь-як" (в 30-летний юбилей сценич. деятельности Т.). В этом же сезоне Т. выступил в роли Серопа в пьесе А. Ерицяна "Ошибочный расч„т", ставшей его коронной ролью, как и роль Тартюфа. Т. обладал ярким даром перевоплощения, живой мимикой, игра его отличалась глубоким реализмом, была свободна от внешних эффектов. Совр. критика сравнивала его с Б. К. Кокленом. Акт„р Г. Аветян писал о "великолепных паузах" Т., во время к-рых "публика задыхалась от смеха" ("45 лет на армянской сцене", 1933). Б. А. ТУСКИЯ, Иона Ираклиевич [11(24).XII.1901- 8.X.1963] - груз. сов. композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1926 окончил Тифлисскую консерваторию (класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова, класс скрипки М. Васильева), в 1931 - Ленинградскую консерваторию (класс В. В. Щербач„ва). Автор оперы "Родина" (1941, Т-р оперы и балета им. Палиашвили); спмф., камерных соч., музыки к фильмам и спектаклям (более 40), в т. ч.: "Ламара" по Важа Пшавела (1926), "Разлом" (198); "Тетнульд" Дадиани (1931), "Осенние дворяне" С. Клдиашвилп (1936), "Человек с ружь„м" (1939), "Отелло" (1937); "Великий государь" Вл. Соловь„ва (1945), "Орлиное гнездо" Долидзе (1948) и др.все в Т-ре им. Руставели. Один из организаторов Об-ва молодых грузинских музыкантов (1922). С 1932 в„л педагогич. работу (с 1947 - профессор, в 1952-61 - ректор Тбилисской консерватории). В. Бр. Лит.: Торадзе Г., Иона Туския, Тб., 1962. ТУСУЗОВ, Георгий Баронович[р. 15(27).III.1891]- рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1915 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Театр. образование получил в Театр. мастерской (Ростов-на-Дону, затем Ленинград), где и начал проф. сценич. деятельность (первая роль - Гильом во франц. фарсе "Адвокат Патлен"). В 1922-33 выступал в эстрадных концертах, работал в т-рах миниатюр ("Не рыдай", "Синяя блуза", "Современная буффонада" и др.). С 1934 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. За исполнение ролей Гостя ("Клоп") и Чудотворца ("Мистерия-Буфф") награжд„н дипломом 1-й степени на Всесоюзном фестивале т-ров в честь 40-летия Великой Октябрьской революции. Мастер эпизодич. ролей. Роли: Четвериков ("Мелкие козыри" Ардова), Брынзо-венеску ("Потерянное письмо" Караджале), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Куил ("Судья в ловушке" Филдинга), Александр Миронович ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Глухой ("Дамоклов меч" Назыма Хикмета), Больной ("Четв„ртый позвонок" по Ларни) и др. ТУУРАНД, Александр (7. IV. 1888-5. IX. 1936) - эст. театр. художник. В 1907 начал работать в т-ре "Ванемуйне". В 1922-25 - художник Драм. т-ра в Таллине, в 1925-36 - т-ра "Эстония". Вначале Т. тяготел к стилизованным живописным декорациям ("Ка-левипоэг и Сарвик" Симма, 1919, и др.), испытал влияние конструктивизма ("С утра до полуночи" Кайзера, 1924). В дальнейшем развивал принципы живописно-объ„мных декораций: "Синимандрия" Раудсеппа (1927), "Как вам это понравится" Шекспира (1935), "Мария Стюарт" (1935). Э. П. ТУХУЖЕВ, Али Матыкович [р. 7(20).X.1917] - кабардинский сов. акт„р. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистпч. партии с 1943. Окончил ГИТИС в 1940 и вступил в труппу Кабардино-Балкарского т-ра им. А. Шоген-цукова. Т. обладает ярким комедийным дарованием. Наиболее близки ему характеры, отличающиеся добротой и мягкой вес„лостью. Роли: Муса ("Когда загорается свет" Шортанова), Ходжа ("Ходжа Насреддин" Кардангушева и Махова), Кужа ("Ла-шин" Аксирова), Шмага; Кончано ("Самодуры" Гольдони), Подкол„син ("Женитьба"), Хлопов ("Ревизор"), Градобоев ("Горячее сердце"), Гремио ("Укрощение строптивой") и ДР- Л. Ним. ТХАПСАЕВ, Владимир Васильевич [р.2 (15).VII. 1910] -осетинский сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Депутат Верх. Совета СССР 6-го созыва, Верх. Совета Сев.-Осет. АССР 2-5-го созывов. Работал на руднике и на строительстве. С 1933 учился в студии при рус. т-ре в г. Орджоникидзе. В 1935 был принят в Сев.-Осет. т-р в качестве акт„ра вспомогательного состава и пом. реквизитора, но вскоре вош„л в состав осн. труппы. Дебютировал в фарсовой роли судьи Бартолена ("Адвокат Патлен"). Первая значит, работа Т.- роль Татаркана в пьесе "Две сестры" Бритаева - жестокого, властного старика, продающего доверенных ему сирот-племянниц. Позднее Т. создал обличит. образ Амырхана в пьесе "Мать сирот" Туаева. Центр, тема творчества Т.- утверждение героич. начала жизни. Он играл мужественного нар. героя Чермена (о. п. Плиева), Галилея ("Великий еретик" Персонова и Добржинского), Егора Булычева; Забелина ("Кремл„вские куранты"), Макарова ("Под золотым орлом" Галана), Макара Дубраву (о. п. Корнейчука), Швандю; старого Дзамболата ("Ч„рный туман" Джимиева), остро характерную роль Бетре ("Поми-налыцики" Туаева) и др. Богатство выразительных средств - голоса, мими ки, пластики - направлено в творчестве Т. на глубокое раскрытие внутр. мира героев. Активная, действенная, страстная манера исполнения сочетается у акт„ра с особым целомудрием, простотой, лиризмом игры. В 1940 Т. впервые исполнил роль Отелло, передав благородную человечность своего героя, непобежд„нную муками ревности (играл эту роль св. 20 лет, совершенствуя е„). Т. играл также роли короля Лира и Макбета. Тему крушения старого мира Т. выразил в обличительном образе Князя в пьесе "Ч„рная девушка" Хубецовой. Снимается в кино, Лит.: Л и т в и н е н к о М., В. В. Тхапсаев, Дзауджи-кау, 1951; КариаеваТ. Х.,Сила таланта, Орджоникидзе, 1960. Е )f( "ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ" ("La Fille mal gardee") - балет, автор либр. Ж. Доберваль. Автор муз. неизвестен. Пост. 1 июля 1789, т-р "Гранд", Бордо (Лиза - Теодор, Колен - Доберваль, Э. Гюс; балетм. Доберваль); 1791, т-р, "Пантеон", Лондон (Лиза - Теодор, Колен - Дидло; балетм. тот же); Новая пост. 1793, т-р "Сан-Самуэле", Венеция [Лиза - М. Вигано (М. Медина), Колен - С. Вигано; балетм. С. Вигано]; 13 окт. 1803, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (Лиза - Лаура, Колен - Спиталье и Корнильон; балетм. Гюс); новая пост. 1809, Придворный нац. оперный т-р, Вена (балетм. Ж. Омер); Королевская опера, Стокгольм (балетм. Ж. Брюл-ло); 1813, Придворный нац. оперный т-р, Вена (балетм. Л. Дюпор; новое назв. "Лиза и Колен"); 17 нояб. 1819, Королевский т-р, Копенгаген; 31 июля 1828, т-р "Лафайетт", Нью-Йорк (балетм. А.Леон; новое Страницы: «« « 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |