Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326  2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336  » »»

Багдасар, Абисогом-ага (о. п., "Высокочтимые  попрошайки"  Пароняна).  В
1891 приехал в  Тифлис  по  приглашению  Арм.  театр.  комитета.  Сыграл
заглавную роль в пьесе Мольера "Господин  де  Пурсонь-як"  (в  30-летний
юбилей сценич. деятельности Т.). В этом же сезоне  Т.  выступил  в  роли
Серопа в пьесе А.  Ерицяна  "Ошибочный  расч„т",  ставшей  его  коронной
ролью, как и роль Тартюфа. Т. обладал ярким даром перевоплощения,  живой
мимикой, игра  его  отличалась  глубоким  реализмом,  была  свободна  от
внешних эффектов. Совр. критика сравнивала его с Б. К.  Кокленом.  Акт„р
Г. Аветян писал о "великолепных паузах"  Т.,  во  время  к-рых  "публика
задыхалась от смеха" ("45 лет на армянской сцене", 1933). Б. А.
   ТУСКИЯ, Иона Ираклиевич  [11(24).XII.1901-  8.X.1963]  -  груз.  сов.
композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии
с 1949. В 1926 окончил Тифлисскую консерваторию (класс композиции М.  М.
Ипполитова-Иванова, класс скрипки М. Васильева), в 1931 -  Ленинградскую
консерваторию (класс В. В. Щербач„ва). Автор оперы "Родина"  (1941,  Т-р
оперы и балета им. Палиашвили); спмф., камерных соч., музыки к фильмам и
спектаклям (более 40),  в  т.  ч.:  "Ламара"  по  Важа  Пшавела  (1926),
"Разлом"  (198);  "Тетнульд"  Дадиани  (1931),  "Осенние   дворяне"   С.
Клдиашвилп (1936), "Человек с ружь„м" (1939), "Отелло" (1937);  "Великий
государь" Вл. Соловь„ва (1945), "Орлиное гнездо" Долидзе (1948) и др.все
в Т-ре им. Руставели.
   Один из организаторов Об-ва молодых грузинских музыкантов  (1922).  С
1932 в„л педагогич. работу (с 1947  -  профессор,  в  1952-61  -  ректор
Тбилисской консерватории). В. Бр.
   Лит.: Торадзе Г., Иона Туския, Тб., 1962.
   ТУСУЗОВ, Георгий  Баронович[р.  15(27).III.1891]-  рус.  сов.  акт„р.
Засл. арт. РСФСР (1956). В 1915 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та.  Театр.
образование  получил  в   Театр.   мастерской   (Ростов-на-Дону,   затем
Ленинград), где и начал проф. сценич. деятельность (первая роль - Гильом
во франц. фарсе  "Адвокат  Патлен").  В  1922-33  выступал  в  эстрадных
концертах,  работал  в  т-рах  миниатюр  ("Не  рыдай",  "Синяя   блуза",
"Современная буффонада" и др.). С 1934 - в труппе Моск. т-ра Сатиры.  За
исполнение ролей Гостя ("Клоп") и Чудотворца ("Мистерия-Буфф") награжд„н
дипломом 1-й степени на Всесоюзном  фестивале  т-ров  в  честь  40-летия
Великой Октябрьской революции. Мастер эпизодич. ролей.
   Роли:   Четвериков   ("Мелкие   козыри"    Ардова),    Брынзо-венеску
("Потерянное письмо" Караджале),  Замухрышкин  ("Игроки"  Гоголя),  Куил
("Судья в  ловушке"  Филдинга),  Александр  Миронович  ("Чужой  реб„нок"
Шкваркина), Глухой ("Дамоклов меч" Назыма Хикмета), Больной  ("Четв„ртый
позвонок" по Ларни) и др.
   ТУУРАНД, Александр (7. IV. 1888-5. IX. 1936) - эст. театр.  художник.
В 1907 начал работать в т-ре "Ванемуйне". В  1922-25  -  художник  Драм.
т-ра в
   Таллине,  в  1925-36  -  т-ра  "Эстония".  Вначале   Т.   тяготел   к
стилизованным живописным декорациям ("Ка-левипоэг и Сарвик" Симма, 1919,
и др.), испытал влияние конструктивизма ("С утра до  полуночи"  Кайзера,
1924). В  дальнейшем  развивал  принципы  живописно-объ„мных  декораций:
"Синимандрия"  Раудсеппа  (1927),  "Как  вам  это  понравится"  Шекспира
(1935), "Мария Стюарт" (1935). Э. П.
   ТУХУЖЕВ, Али Матыкович [р. 7(20).X.1917] - кабардинский  сов.  акт„р.
Нар.  арт.  Каб.-Балк.  АССР  (1951),  засл.  арт.  РСФСР  (1957).   Чл.
Коммунистпч. партии с 1943. Окончил ГИТИС в  1940  и  вступил  в  труппу
Кабардино-Балкарского  т-ра  им.  А.  Шоген-цукова.  Т.  обладает  ярким
комедийным  дарованием.  Наиболее  близки  ему  характеры,  отличающиеся
добротой и мягкой вес„лостью.
   Роли:  Муса  ("Когда  загорается  свет"  Шортанова),  Ходжа   ("Ходжа
Насреддин" Кардангушева и  Махова),  Кужа  ("Ла-шин"  Аксирова),  Шмага;
Кончано   ("Самодуры"   Гольдони),   Подкол„син   ("Женитьба"),   Хлопов
("Ревизор"),   Градобоев   ("Горячее   сердце"),   Гремио    ("Укрощение
строптивой") и ДР- Л. Ним.
   ТХАПСАЕВ, Владимир Васильевич [р.2 (15).VII. 1910]  -осетинский  сов.
акт„р. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии  с  1948.  Депутат
Верх. Совета СССР 6-го  созыва,  Верх.  Совета  Сев.-Осет.  АССР  2-5-го
созывов. Работал на руднике и на строительстве. С 1933 учился  в  студии
при рус. т-ре в г. Орджоникидзе. В 1935 был принят в  Сев.-Осет.  т-р  в
качестве акт„ра вспомогательного состава и пом. реквизитора,  но  вскоре
вош„л в состав осн. труппы. Дебютировал в фарсовой роли судьи  Бартолена
("Адвокат Патлен"). Первая значит, работа Т.-  роль  Татаркана  в  пьесе
"Две  сестры"  Бритаева  -  жестокого,  властного  старика,   продающего
доверенных  ему  сирот-племянниц.  Позднее  Т.  создал  обличит.   образ
Амырхана в пьесе "Мать сирот" Туаева.
   Центр, тема творчества Т.- утверждение героич. начала жизни. Он играл
мужественного нар. героя  Чермена  (о.  п.  Плиева),  Галилея  ("Великий
еретик"   Персонова   и   Добржинского),   Егора   Булычева;    Забелина
("Кремл„вские куранты"), Макарова ("Под золотым орлом"  Галана),  Макара
Дубраву (о. п. Корнейчука), Швандю; старого Дзамболата  ("Ч„рный  туман"
Джимиева), остро характерную роль Бетре ("Поми-налыцики" Туаева) и др.
   Богатство  выразительных  средств  -  голоса,  мими  ки,  пластики  -
направлено в творчестве Т. на глубокое  раскрытие  внутр.  мира  героев.
Активная, действенная, страстная манера исполнения сочетается у акт„ра с
особым целомудрием, простотой, лиризмом игры. В 1940 Т. впервые исполнил
роль   Отелло,   передав   благородную   человечность   своего    героя,
непобежд„нную муками ревности (играл эту роль св. 20 лет,  совершенствуя
е„). Т. играл также роли короля Лира и Макбета.  Тему  крушения  старого
мира Т. выразил в обличительном образе Князя в  пьесе  "Ч„рная  девушка"
Хубецовой. Снимается в кино,
   Лит.: Л и т в и н е н к о М.,  В.  В.  Тхапсаев,  Дзауджи-кау,  1951;
КариаеваТ. Х.,Сила таланта, Орджоникидзе, 1960. Е )f(
   "ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ" ("La Fille mal  gardee")  -  балет,  автор
либр. Ж. Доберваль. Автор  муз.  неизвестен.  Пост.  1  июля  1789,  т-р
"Гранд", Бордо (Лиза -  Теодор,  Колен  -  Доберваль,  Э.  Гюс;  балетм.
Доберваль); 1791, т-р, "Пантеон", Лондон (Лиза - Теодор, Колен -  Дидло;
балетм. тот же); Новая пост. 1793, т-р "Сан-Самуэле", Венеция [Лиза - М.
Вигано (М. Медина), Колен - С. Вигано; балетм. С. Вигано]; 13 окт.
   1803, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (Лиза - Лаура, Колен - Спиталье  и
Корнильон; балетм. Гюс); новая пост. 1809, Придворный нац. оперный  т-р,
Вена  (балетм.  Ж.  Омер);  Королевская  опера,  Стокгольм  (балетм.  Ж.
Брюл-ло); 1813, Придворный нац. оперный т-р,  Вена  (балетм.  Л.  Дюпор;
новое назв. "Лиза и Колен"); 17 нояб. 1819, Королевский т-р, Копенгаген;
31  июля  1828,  т-р  "Лафайетт",  Нью-Йорк   (балетм.   А.Леон;   новое

Страницы: «« « 2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326  2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия