Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331  2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341  » »»

А к с e л ь p о д  Л.  (Ортодокс),  Мораль  и  красота  в  произведениях
Уайльда, Иваново-Воз-несенск, 1923; А н и v с т А., Оскар Уайльд  и  его
драматургия, в кн.: Уайльд О., Пьесы, М., 1960, с. 5-19. А. А.
   УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от ouvrir  -  открывать)  -  1)  Вступит,
оркестровый номер к опере, балету, оперетте,  оратории,  кантате,  драм.
пьесе. Задача  У.-  подготовить  восприятие  последующего  действия.  На
раннем этапе развития оперы У. была небольшим  инструмент,  вступлением,
сосредоточивавшим внимание зрителей ("Орфей" Монтеверди). К концу 17  в.
определились два типа У.: а) франц.  У.,  в  к-рой  оживл„нная  основная
часть предварялась медленным величавым вступлением, иногда повторявшимся
в конце, б) птал. У. из 3 частей (крайние - быстрые, энергичные, средняя
- медленная, певучая). В последней  трети  18  в.  в  творчестве  Глюка,
Моцарта,  Керубини  устанавливается   класспч.   тип   одночастной   У.,
использующий драматически действенную сонатную форму. Классич.  У.  либо
вводит в общую атмосферу оперы ("Свадьба Фигаро",  "Так  поступают  все"
Моцарта, "Севильский цирюльник" и др.),  либо  обобщ„нно  раскрывает  е„
идейно-эмоц.  содержание  ("Аль-цеста"  Глюка).  Эта  задача  определила
непосредственные интонационно-тематич. п драматургнч. связи У.  с  самой
оперой (У. к операм "Ифигення в Авлиде" Глюка,  "Похищение  из  сераля",
"Дон Жуан", "Волшебная флейта"  Моцарта).  Этот  процесс  усиливается  у
Бетховена (У. "Леонора" ј 2 и ј 3 - две У. к опере "Фиделпо"), ещ„ более
- у Вебера (У. к операм  "Вольный  стрелок",  "Эврпанта",  "Оберон"),  а
затем  у  Вагнера  (У.  к  операм  "Летучий  голландец",   "Тангейзер").
Одновременно  выявилась  специфика  У.  как  произв.,  законченного   по
концепции,  с  динамичным  концентрированным  развитием  и  подч„ркнутой
характерностью образов, отражающих е„ театр. природу. Выдающиеся образцы
класспч. У. к драм. пьесам: "Эгмонт"  и  "Кориолан"  Бетховена,  "Сон  в
летнюю ночь" Мендельсона к однопм. комедии  Шекспира,  "Князь  Холмский"
Глинки к однопм. трагедии Кукольника, "Король Лир" Балакирева к трагедии
Шекспира. В  жанре  компч.  оперы  и  оперетты  большое  распространение
получили У. типа попурри.
   С сер. 19 в. композиторы вс„ чаще стали заменять разв„рнутую  оперную
У.  классич.  типа  более   лаконичной   У.-вступлением   (интродукцией,
прелюдией). Мн. У.-вступления фиксируют внимание слушателей на  какой-то
важной мысли, образе, состоянии (У.  к  операм  "Лоэнгрин",  "Тристан  и
Изольда"  Вагнера,  "Травиата",  "Риголетто";   "Чародейка",   "Иоланта"
Чайковского). Иногда они являются вступлением к первой картине оперы (У.
к тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). В ряде  случаев  У.-вступления
строятся на ярком сопоставлении неск. важных муз. образов (У.  к  операм
"Аида", "Кармен", "Пиковая дама"). С конца 19 в. нек-рые  оперы  пишутся
без У. ("Фальстаф" Верди, оперы Пуччини и др.).
   В рус. музыке ранние образцы У. создали E. И. Фомин (к опере  "Ямщики
на подставе", мелодраме "Орфей"). Основополагающее значение для развития
этого жанра имели увертюры Глинки к операм "Иван Сусанин"  и  "Руслан  и
Людмила". Мусоргский использовал во всех своих операх тип У.-вступления.
Разнообразны  по  типу,  форме,  масштабу  У.  в  операх  Чайковского  и
Римского-Корсакова.
   2) Самостоятельная концертная оркестровая пьеса. Жанр  концертной  У.
получил широкое распространение в европ. музыке с начала 19  в.  Мн.  из
них написаны на программы, взятые  из  театр.-сценич.  произв.  ("Король
Лир" Берлиоза, "Фауст" Вагнера, "Гроза", "Ромео и  Джульетта",  "Гамлет"
Чайковского). Распростран„нными видамина нар. темы, особенно многочисленные в рус. и сов.  музыке  ("Испанские
увертюры" Глинки, "Увертюра на три  русские  темы",  "Русь",  "В  Чехии"
Балакирева, две У. на греч. темы  Глазунова,  "Дружба  народов"  Глиэра,
"Русская увертюра" Будашкина и  др.)  и  торжественные  У.  ("1812  год"
Чайковского, "Академическая торжественная"  Брамса,  "Праздничная"  -  у
Шостаковича, Арутюняна, Будашкина и др.).
   Лит.:  Botstiber  H.,  Geschichte  der  Ouverture  und   der   freien
Orchesterformen, Lpz., 1913; А с  а  ф  ь  е  в  Б.  В.,  О  французской
классической увертюре и, в особенности, об  увертюрах  Керубини,  в  его
кн.: Глинка, [М.], 1947; его же, Увертюра "Руслан и Людмила"  Глинки,  в
его кн.:
   Избранные труды, т. 1, М., 1952. ?, Бр.
   "УГАЛА"-драм. т-р в г. Вильянди Эст. ССР.  Театр.  жизнь  в  Вильянди
началась в 1873; в об-ве "Крит" была  пост.  пьеса  Л.  Койдулы  "Этакий
мульк". Деятельность труппы об-ва "Койт" (под рук. А. Суур-каска)  стала
особенно  интенсивной  накануне  1-й  мировой  войны.  В  1920   создана
любительская  труппа  "Угала",  ставшая  в  1926   профессиональной.   В
становлении т-ра принимали участие Э. Леммисте, А. Мерпнг и Э. Тинн.
   Новый этап в жизни т-ра начинается после восстановления Сов. власти в
Эстонии (1940). Большое значение в творч. развитии т-ра имели  режисс„ры
К. Адер и А. Сатс, воспитавшие многих молодых акт„ров. При т-ре работает
студия. В репертуаре т-ра существ,  место  занимают  пьесы  о  молод„жи.
Спектакли отличаются психологич. глубиной, камерньш характером.
   Среди спектаклей т-ра: "Привидения" (1956, реж.  К.  Адер);  "Хотя  и
осень" Приеде (1958, А. Сатс), "Вели Хенн и Хенну Вели" Китцберга (1957,
Э. Тоона), "Домик у моря" Цвейга (1958,  Сатс),  "Укрощение  строптивой"
(1964, Сатс).
   В т-ре работают (1967): засл. арт. Эст. ССР А. Пыльдре и  Э.  Торгер;
засл. деят. иск-в Эст. ССР К. Адер; X. Арус. К. Лийганд, Э. Неемре, Ф. Т
ил к, Э. Балге и др. Гл. реж.- нар. арт. Эст. ССР А. Сатс.
   УГРИНОВИЧ, Григорий Петрович (1857 - г. смерти неизв.) - рус.  артист
оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Гос. оперы (1918).  В  1885-1924-солист
Мариин-ского т-ра. У. имел высокий голос светлого тембра, в совершенстве
владел иск-вом фразировки; обладал комич. талантом, с  успехом  исполнял
характерные партии. Был первым исполнителем на рус. сцене  партий-Ерошки
("Князь Игорь"), Медведчпка, Дьяка ("Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февро-нии", "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсако-ва),  Перстеня
("Князь Серебряный" Казаченко),  Ша-башкина  ("Дубровский"  Направника),
Дона Октавио ("Жуан ди Тенорио" Фитингофа-Шеля).
   Др.  партии:  Боян,  Финн  ("Руслан  и  Людмила"),   Собинин   ("Иван
Сусанин"), Боярин ("Нижегородцы" Направника),  Княжой  дурак  ("Рогнеда"
Серова), Чекалинский,  Школьный  учитель  ("Пиковая  дама",  "Черевички"
Чайковского), Ми-саил. Подьячий ("Борис Годунов", "Хованщина") и др.
   Лит.: С т а р к Э.  [Зигфрид],  Петербургская  опера  и  ее  мастера.
1890-1910,  Л.-  М.,  1940;  Угринович  Г.  П.,   "Бирюч   петроградских
государственных театров", 1918, .ј4. Д. Ив. У-ДАНЬ - см. Дань.
   УДМУРТСКИЙ ТЕАТР  И  ДРАМАТУРГИЯ.  Удм.  драматургия  возникла  после
Великой Окт. социа-листич. революции. До революции единственным опытом в

Страницы: «« « 2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331  2332   2333   2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия