Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 » »» А к с e л ь p о д Л. (Ортодокс), Мораль и красота в произведениях Уайльда, Иваново-Воз-несенск, 1923; А н и v с т А., Оскар Уайльд и его драматургия, в кн.: Уайльд О., Пьесы, М., 1960, с. 5-19. А. А. УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от ouvrir - открывать) - 1) Вступит, оркестровый номер к опере, балету, оперетте, оратории, кантате, драм. пьесе. Задача У.- подготовить восприятие последующего действия. На раннем этапе развития оперы У. была небольшим инструмент, вступлением, сосредоточивавшим внимание зрителей ("Орфей" Монтеверди). К концу 17 в. определились два типа У.: а) франц. У., в к-рой оживл„нная основная часть предварялась медленным величавым вступлением, иногда повторявшимся в конце, б) птал. У. из 3 частей (крайние - быстрые, энергичные, средняя - медленная, певучая). В последней трети 18 в. в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини устанавливается класспч. тип одночастной У., использующий драматически действенную сонатную форму. Классич. У. либо вводит в общую атмосферу оперы ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все" Моцарта, "Севильский цирюльник" и др.), либо обобщ„нно раскрывает е„ идейно-эмоц. содержание ("Аль-цеста" Глюка). Эта задача определила непосредственные интонационно-тематич. п драматургнч. связи У. с самой оперой (У. к операм "Ифигення в Авлиде" Глюка, "Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). Этот процесс усиливается у Бетховена (У. "Леонора" ј 2 и ј 3 - две У. к опере "Фиделпо"), ещ„ более - у Вебера (У. к операм "Вольный стрелок", "Эврпанта", "Оберон"), а затем у Вагнера (У. к операм "Летучий голландец", "Тангейзер"). Одновременно выявилась специфика У. как произв., законченного по концепции, с динамичным концентрированным развитием и подч„ркнутой характерностью образов, отражающих е„ театр. природу. Выдающиеся образцы класспч. У. к драм. пьесам: "Эгмонт" и "Кориолан" Бетховена, "Сон в летнюю ночь" Мендельсона к однопм. комедии Шекспира, "Князь Холмский" Глинки к однопм. трагедии Кукольника, "Король Лир" Балакирева к трагедии Шекспира. В жанре компч. оперы и оперетты большое распространение получили У. типа попурри. С сер. 19 в. композиторы вс„ чаще стали заменять разв„рнутую оперную У. классич. типа более лаконичной У.-вступлением (интродукцией, прелюдией). Мн. У.-вступления фиксируют внимание слушателей на какой-то важной мысли, образе, состоянии (У. к операм "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера, "Травиата", "Риголетто"; "Чародейка", "Иоланта" Чайковского). Иногда они являются вступлением к первой картине оперы (У. к тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). В ряде случаев У.-вступления строятся на ярком сопоставлении неск. важных муз. образов (У. к операм "Аида", "Кармен", "Пиковая дама"). С конца 19 в. нек-рые оперы пишутся без У. ("Фальстаф" Верди, оперы Пуччини и др.). В рус. музыке ранние образцы У. создали E. И. Фомин (к опере "Ямщики на подставе", мелодраме "Орфей"). Основополагающее значение для развития этого жанра имели увертюры Глинки к операм "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Мусоргский использовал во всех своих операх тип У.-вступления. Разнообразны по типу, форме, масштабу У. в операх Чайковского и Римского-Корсакова. 2) Самостоятельная концертная оркестровая пьеса. Жанр концертной У. получил широкое распространение в европ. музыке с начала 19 в. Мн. из них написаны на программы, взятые из театр.-сценич. произв. ("Король Лир" Берлиоза, "Фауст" Вагнера, "Гроза", "Ромео и Джульетта", "Гамлет" Чайковского). Распростран„нными видамина нар. темы, особенно многочисленные в рус. и сов. музыке ("Испанские увертюры" Глинки, "Увертюра на три русские темы", "Русь", "В Чехии" Балакирева, две У. на греч. темы Глазунова, "Дружба народов" Глиэра, "Русская увертюра" Будашкина и др.) и торжественные У. ("1812 год" Чайковского, "Академическая торжественная" Брамса, "Праздничная" - у Шостаковича, Арутюняна, Будашкина и др.). Лит.: Botstiber H., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913; А с а ф ь е в Б. В., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, [М.], 1947; его же, Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в его кн.: Избранные труды, т. 1, М., 1952. ?, Бр. "УГАЛА"-драм. т-р в г. Вильянди Эст. ССР. Театр. жизнь в Вильянди началась в 1873; в об-ве "Крит" была пост. пьеса Л. Койдулы "Этакий мульк". Деятельность труппы об-ва "Койт" (под рук. А. Суур-каска) стала особенно интенсивной накануне 1-й мировой войны. В 1920 создана любительская труппа "Угала", ставшая в 1926 профессиональной. В становлении т-ра принимали участие Э. Леммисте, А. Мерпнг и Э. Тинн. Новый этап в жизни т-ра начинается после восстановления Сов. власти в Эстонии (1940). Большое значение в творч. развитии т-ра имели режисс„ры К. Адер и А. Сатс, воспитавшие многих молодых акт„ров. При т-ре работает студия. В репертуаре т-ра существ, место занимают пьесы о молод„жи. Спектакли отличаются психологич. глубиной, камерньш характером. Среди спектаклей т-ра: "Привидения" (1956, реж. К. Адер); "Хотя и осень" Приеде (1958, А. Сатс), "Вели Хенн и Хенну Вели" Китцберга (1957, Э. Тоона), "Домик у моря" Цвейга (1958, Сатс), "Укрощение строптивой" (1964, Сатс). В т-ре работают (1967): засл. арт. Эст. ССР А. Пыльдре и Э. Торгер; засл. деят. иск-в Эст. ССР К. Адер; X. Арус. К. Лийганд, Э. Неемре, Ф. Т ил к, Э. Балге и др. Гл. реж.- нар. арт. Эст. ССР А. Сатс. УГРИНОВИЧ, Григорий Петрович (1857 - г. смерти неизв.) - рус. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Гос. оперы (1918). В 1885-1924-солист Мариин-ского т-ра. У. имел высокий голос светлого тембра, в совершенстве владел иск-вом фразировки; обладал комич. талантом, с успехом исполнял характерные партии. Был первым исполнителем на рус. сцене партий-Ерошки ("Князь Игорь"), Медведчпка, Дьяка ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии", "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсако-ва), Перстеня ("Князь Серебряный" Казаченко), Ша-башкина ("Дубровский" Направника), Дона Октавио ("Жуан ди Тенорио" Фитингофа-Шеля). Др. партии: Боян, Финн ("Руслан и Людмила"), Собинин ("Иван Сусанин"), Боярин ("Нижегородцы" Направника), Княжой дурак ("Рогнеда" Серова), Чекалинский, Школьный учитель ("Пиковая дама", "Черевички" Чайковского), Ми-саил. Подьячий ("Борис Годунов", "Хованщина") и др. Лит.: С т а р к Э. [Зигфрид], Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.- М., 1940; Угринович Г. П., "Бирюч петроградских государственных театров", 1918, .ј4. Д. Ив. У-ДАНЬ - см. Дань. УДМУРТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Удм. драматургия возникла после Великой Окт. социа-листич. революции. До революции единственным опытом в Страницы: «« « 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |