Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322  2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332  » »»

   Т.  д.   зародилась   в   русле   агитационной   драматургии   первых
послереволюц. лет. В 20-х гг. создавались пьесы гл. обр. на бытовые темы
и пьесы о борьбе с басмачеством. Против принудительного брака направлены
пьесы: "Неравенство" Б. Абдуллина (1927), "Айджамал" Ш. Керими (1925)  и
"Торг  не  состоялся"  Яраданкули  (1926).  В  пьесе  "Без  калыма"   А.
Хал-дурдыева  (1929)  показана  борьба  сов.  людей   за   раскрепощение
женщины-туркменки. Этой же теме посв.  пьеса  "Кровавый  лес"  Каушутова
(1928). Курителей опиума  и  невежественных  знахарей  высмеивает  пьеса
"Терьякеш и табиб" Б. Кербабаева (1926).
   Значит, идеи, образы и конфликты выдвигает Т. д. в 30-е гг. Пьесы  "В
пустыне Кара-Кумы" Ш. Р?екило-ва, X. Чарыева, М. Клычева (1934) и "Кель"
Г. Карпова, Н. Новроцкой и Д. Волжина (1935) посв. борьбе с басмачеством
и раскрепощению женщины-туркменки. В пьесах "Подъ„м" Кербабаева (1937) и
"Айна"  А.  Карлиева  (1937)  сделана  попытка  показать   совр.   жизнь
колхозного крестьянства.
   Во  2-й  пол.  30-х  гг.  развитие  Т.  д.  ид„т  по   тр„м   руслам:
историко-революц. пьесы ("Джума" Каушутова  1939),  пьесы  на  сюжет  из
совр.  жизни  республики   ("Шемшат"   Т.Эсеновой,1937,   пост.   1941),
героико-роман-тич. пьесы, основанные на фольклоре и произведениях туркм.
классич. лит-ры ("Кеймир К„р" К. Бурунова и Б. Аманова, 1940,  "Зохре  и
Тахыр" Аманова и X. Чарыева, 1939). Туркм. драматурги расширяют тематич.
и жанровые границы. Возникают новые жанры  -  Драма  ("Айна"),  трагедия
("Зохре и  Тахыр"),  комедия  ("Шемшат"),  разрабатываются  разл.  темы.
Развитие  Т.  д.  этих  лет  характеризуется   реалистич.   образностью,
повышением мастерства драматургов, стремлением к  психологически  точной
обрисовке характеров, использованиемдраматургии. Изменилась природа драматич.  конфликта:  в  основе  многих
пьес не социальное столкновение противодействующих сил, а морально-этич.
проблемы, борьба с  пережитками  прошлого  в  сознании  людей  ("Шемшат"
Эсеновой).
   В годы Великой Отечеств, войны драматурги создали ряд произведений на
историко-фольклорном материале.  Кербабаев  написал  историко-биографич.
драму  "Махтумкули"  (1941),  инсценировал  дестан  "Хур-луга  и  Хемра"
(1943), Каушутов написал героич. драму  "Гер  оглы"  по  мотивам  туркм.
эпоса (1943), Аманов  -  трагедию  "Солтан  Санджар"  (1945)  и  комедию
"Кемпне" (1942).
   Большое внимание уделялось  созданию  либретто  опер  и  балетов  для
организованного нац. муз. т-ра. На  совр.  сюжет  были  написаны  пьесы:
"Любовь к Родине" (1941), "Братья" (1944)  Кербабаева,  "Кур-бан  Дурды"
Кербабаева и А. Кекилова (1942) и др,
   Решения партии по идеологическим вопросам определили дальнейший  путь
развития нац. туркм. драматургии. В конце 40-х -  нач.  50-х  гг  туркм.
писатели обратились к совр. тематике.  Они  показывали  в  своих  пьесах
лучшие черты колх. крестьянства, рабочего класса, сов. интеллигенции,  В
эти годы были созданы пьесы:  "Семья  Аллана"  (1947),  "Вес„лый  гость"
(1954) Г. Мухтарова,  "Сын  пастуха"  (1949)  и  "Серебряный  портсигар"
(1949) Г. Мухтарова и К. Сейтлиева, "Испытание" Б. Аннанурова (1952). Т.
д. приобретает черты, присущие всей  сов.  .драматургии:  широта  охвата
жизненных явлений, углубл„нное  проникновение  в  сущность  изображаемых
событий и характеров, яркий  нац.  колорит,  многообразие  тем,  жанров,
конфликтов. Среди драматургич. произв. 50-60-х гг.: инсценировка  романа
Кербабаева  "Решающий  шаг"  (1957),  пьесы  "30-е  годы"  (1958),   "На
рассвете" (1962),  "Кто  преступник?"  (1963)  Мухтарова,  "Совесть"  Б.
Пурлиева (1964) и др.
   Лит.: Керими К., Туркменский театр. М., 1964;
   Репин И., Расцвет культуры Советского Туркменистана,  Ашхабад,  1957;
Очерк по истории туркменской  советской  литературы,  ч.  1-2,  Ашхабад,
1958-62 (на туркм. яз.), Степанова Е. И., Развитие туркменской советской
драматургии, Ашхабад, 1957. f{. Kep.
   ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР. До Октябрьской  революции  туркм.  народ  не  имел
проф. т-ра. Его заменяли муз. и поэтич.  фольклор,  иск-во  нар.  певцов
(бахши) и сказителей (гоенде), игры и обряды, включавшие элементы театр.
зрелища.  В  1926  была  организована  первая   туркм.   драм.   студия,
объединившая участников самодеятельных театр. кружков, возникших в  годы
гражд. войны под влиянием выступлений рус., узб., азерб., тат. трупп.  В
этом же году в Ашхабаде'создан рус. т-р (ныне -  Ашхабадский  гос.  рус.
драм. т-р им. Пушкина), ставший пропагандистом рус. сценич.  культуры  в
республике.
   В 1929 на базе студии возник проф. туркм. т-р (ныне - Туркм. гос. т-р
драмы им.  Молланепеса).  С  деятельностью  т-ра  связано  зарождение  и
развитие  в  нач.  20-х  гг.  туркменской  драматургии.   Т-р   открылся
спектаклем "Без калыма" Халдурдыева. Затем были  пост.  пьесы:  "Подъ„м"
(1937), "Решающий  шаг"  (1957)  Кербабаева,  "Джума"  Каушутова  (1939,
1966), "Кеймир К„р" Бурунова  и  Аманова  (1940,1965),  "Айна"  Карлиева
(1937), "Шемшат" Эсеновой (1941), "Семья  Аллана"  (1949),  "30-е  годы"
(1958),  "Кто  преступник?"  (1963)  Мухтарова,  "Сын  пастуха"  (1949),
"Серебряный  портсигар"  (1949)  Мухтарова  и  Сейтлиева,   "Кушкин-ская
крепость" Атаджанова (1964) и др. В репертуар т-ра  включалась  классич.
драматургия. Были пост.:
   "Ревизор" (1934, 1945, 1955),  "Доходное  место"  (1950),  "Без  вины
виноватые" (1951), "Враги" (1941), "Васса  Железнова"  (1959),  "Отелло"
(1940, 1954), "Король
   Лир" (1964),  комедии  К.  Гольдони,  Мольера  и  др.  Из  пьес  сов.
драматургов  -  "Любовь  Яровая"  (1937),   "Русский   вопрос"   (1948),
"Кремл„вские куранты" (1960), "Платон Кречет" (1936) и  "Фронт"  (1943);
"Ле-вониха на  орбите"  Мака„нка  (1961),  "1905-й  год"  Дж.  Джабарлы,
"Больные зубы"  Каххара  (1956)  и  др.  Т-р  ставил  пьесы  драматургов
зарубежного Востока:
   "Тайфун" Цао Юя (1956), "Легенда о  любви"  Назы-ма  Хпкмета  (1957),
"Белый лотос" по Шудраке (1958).
   Иск-во  т-ра  определяется  творчеством  талантливых  акт„ров,  среди
к-рых: нар. арт. СССР-А. Кульмаме-дов, Сона Мурадова,  Б.  Аманов,  нар.
арт. Туркм. ССР- К. Бердыев, М. Черкезов, Н.  Союнова,  А.  Дурдыев,  К.
Дурдыев, М. Сейтниязов, А. Бекмурадов, Сурай Мурадова,  Н.  Бекмиев,  К.
Херраев. Т-р пополнялся выпускниками студии ГИТИСа, воспитанниками О. И.
Пыжовой, Б. В. Бибикова и Н. В. Петрова; среди молодых акт„ров  -  засл.
арт. Туркм. ССР X. Аннама-медов, А. Курбандурдыев, О. Хаджимурадов и др.
   В числе нац. режисс„ров: А. Карлиев, М. Сейтниязов, Б. Аманов; первый
туркм. театр. художник - X. Аллабердыев. Большую помощь в развитии  т-ра
оказали рус. режисс„ры: А. Аврусин, Н. Теппер, 3. Вин, И. Громов, Я.  С.

Страницы: «« « 2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322  2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия