Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314  2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324  » »»

   Платон Кречет; Фердинанд ("Коварство и любовь"), С.  М.  Киров  ("Аул
Батыр" Шортанова), боец за счастье народа Канамат ("Канамат и  Касбулат"
Ше-риева), зловещий Амырхан  ("Мать  сирот"  Туаева),  создал  искренние
образы людей, исполненных душевной чистоты: Максим Максимыч  ("Бэла"  по
Лермонтову), парторг  колхоза  Жантемир  ("На  чужого  коня  не  садись"
Тубаева и Яралова), патриот Жантоха ("Испытание" Теунова).
   Как драматург дебютировал в 1938 пьесой "Маджид и Марьят" по  мотивам
кабардинского фольклора. Героизму сов. людей  в  Отечеств,  войне  посв.
пьеса "Парень из Кабарды" (1949). Совр. жизнь  кабардинского  народа  Т.
изображает в пьесах: "Светлый путь" (1951), "На чужого коня  не  садись"
(совм. с А. Ярало-вым, 1960), "Счастье надо беречь" (1960). Написал  ряд
одноактных пьес. Драматургия Т. вошла в репертуар Каб.-Балк. т-ра и  др.
т-ров Сев. Кавказа.
   ТУБИН, Линда (р.  22.VIII.1905)-  эст.  сов.  актриса,  Занималась  в
Тартуской музыкальной школе. В 1927 стала работать  в  т-ре  "Ванемуйне"
(Тарту), выступала как солистка оперы и драм. актриса. С 1940 -  актриса
Т-ра  им.  В.  Кингисеппа  (Таллин).  Сценич.  творчество  Т.   отмечено
эмоциональностью, лспхологич. глубиной.
   Партии:  Микаэла  ("Кармен"),   Мюзетта   ("Богема",   1934),   Вайке
("Викерры" Аава, 1935),  Сантуцца  ("Сельская  честь"  Масканьи,  1935),
Сольвейг ("Пер Гюнт" Грига, 1940).
   Роли:Василиса  ("Надне"),  Тийна   ("Оборотень"   Китцбер-га),   Анна
Николаевна ("Нашествие", 1945), Простакова ("Недоросль", 1952) и др.  М.
Вал.
   ТУБИН, Эдуард (р. 18. VI, 1905) - эст. композитор и дириж„р.  Окончил
Тартуское высшее муз.  уч-ще  (1930,  класс  композиции  X.  Эллера).  В
1934-44 - дириж„р т-ра "Ванемуйне" (Тарту).  Пост.  здесь  оперы  "Тихий
Дон" Дзержинского (1940), "Чио-Чио-сан" (1940); оперетту "Орфей  в  аду"
Оффенбаха (1940); балет "Эсмеральда"  (1941)  -  первую  самостоятельную
пост. балетной труппы этого т-ра. Написал музыку к ряду драм. спектаклей
т-ра "Ванемуйне". Т.- автор первого эст. балета  "Кратть"  (1943,  1961,
т-р "Ванемуйне"; 1944, 1966, т-р "Эстония"). С 1944 жив„т в  Стокгольме,
зав. муз частью Дротнингхольмского дворцового т-ра. Ар. Т.
   ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.  Тувинская  драматургия  зародилась  в
сер. 20-х гг. 20 в.
   В своих пьесах тувинские  драматурги  обличали  античеловечные  феод.
порядки ("Ханский закон" коллектива авторов, "Добрый день" В.  Кок-оола)
сатирически изображали духовных лиц - лам и  шаманов  ("Человекоподобная
еда" С.  Сарыг-оола  и  Хойлакаа),  раскрывали  значение  революции  для
освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую  жизнь
("Чего мать не видела, дочь  увидит"  Сарыг-оола,  "Женщина"  С.  Тока),
поднимали  общественно-политич.  и  моральные  проблемы  ("Узун-Кара   и
Семис-Кара" Тока, "Не забывайте джут",  "Чалым-Хая"  Кок-оола).  В  годы
становления национальной драматургии пьесы  тув.  писателей  носили  гл.
обр. агитационный  характер,  им  была  свойственна  нек-рая  наивность,
схематизм. К концу  30-х  гг.  тувинская  драматургия  достигла  значит,
успехов;  в  1936-38  появляются  пьесы:  "Хайыран   бот"   Кок-оола   и
"Тонгур-оол" Тока, сохраняющиеся в репертуаре.  Трагич.  гибель  героини
пьесы Кок-оол показал  как  неизбежное  следствие  феодальных  порядков.
Пьеса Тока -  сатира  на  политически  беспечного  руководителя,  в  ней
показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы  в
дальнейшем подверглись значительной переработке).
   После вступления Тувы в  состав  СССР  (1944)  драматурги  стремились
отразить новые процессы жизни, писали о  коллективизации,  строительстве
социализма. Этим темам были посв. пьесы: "Учитель в сумоне" (1948) и "На
стане" (1947) Сарыг-оола,  "Стремление"  О.  Саган-оола(1950).  В  пьесе
Саган-оола "В  одном  сельсовете"  (1954)  разоблачается  бюрократизм  и
карьеризм; в драме "Спою тебе" рассказывается о  борьбе  со  старым,  опобеде нового, в историч. драме  "Пробуждение"  показаны  рост  политич.
сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революц.
события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока "Осуществл„нная мечта"  посв.  Вел.
Отечеств, войне, дружбе народов СССР.
   В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К.
Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию "Ах, красавица!"  и  пьесу
"Самбажык" о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды  в  пьесе
"Путь девушки" рассказала о тувинской молод„жи. Сарыг-оол написал первое
тувинское оперное либретто  "Чечен  и  Белекмаа",  М.  Мун-зук  -  пьесу
"Товарищ директор" о жизни тувинского совхоза. Тув. проф. т-р  возник  в
сер. 30-х гг.
   В 1936 по решению  Президиума  Малого  хурала  Тув.  Нар.  Республики
основана  театр.  студия  в  Кызыле  (открылась  пьесой  "Хайыран   бот"
Кок-оола). Студия совмещала  производственную  деятельность  с  учебной,
готовила кадры работников т-ров. Большую помощь тув. народу  в  развитии
нац.  культуры  оказали  деятели  сов.  иск-ва:  режисс„р  И.  Исполнев,
композиторы Р. Миронович, А. Акс„нов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было
образовано Театр. уч-ще, в к-ром занимались  и  акт„ры  т-ра.  Ставились
спектакли; "Мятеж", "Любовь  Яровая",  "Русские  люди".  В  1939  группа
акт„ров во главе  с  В.  Оскал-оолом  организовала  цирковой  коллектив,
получивший широкую известность.
   В 1945 в Туве создан проф. нац. т-р. В 1947  при  т-ре  создана  рус.
труппа. В 1950 при Нац. т-ре организована акт„рская студия. В 1958  Нац.
т-р реорганизован  в  Муз.-драм.  т-р;  муз.  комедии  идут  на  рус.  и
тувинском яз. (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской нац.  студии
при Ленингр. театр. ин-те). Тувинская труппа муз.-драм. т-ра пост. пьесы
тувинских драматургов,  в  т.  ч.:  "Стремление"  (1949),  "Пробуждение"
(1957), "В одном сельсовете" (1954) Саган-оола, "Ах, красавица!" (1959),
"Самбажык" (1963) Кок-оола, "Тонгур-оол" (1950,  1961),  "Осуществл„нная
мечта" (1954) Тока, "Товарищ директор" Мунзука  (1961),  "Дорогу  осилит
идущий" ("Счастье трудных дорог") В.  Журавл„ва  (1964),  "Любовью  надо
дорожить" С. Пюрбю (1964).
   Тувинский т-р пост.  произв.  Островского  ("Гроза",  1962,  и  др.),
Гоголя ("Ревизор", 1952), Горького ("Васса  Железнова",  1958),  Шиллера
("Коварство и любовь", 1965), рус. сов. драматургии ("Человек с ружь„м",
1957, в  роли  В.  И.  Ленина  -  О.  Намдара),  пьесы  туркм.,  казах.,
хакасских, бурятских, осетинских, укр.,  белорус.  драматургов.  В  1941
пост. первый тувинский муз. спектакль "Хайран-бот" (музыка осн. на  нар.
мелодиях, обраб. А. Акс„новым). В  1964  комп.  Р.  Кенденбиль  закончил
оперу "Чечен и Белек-маа" на сюжет сказки С. Тока.
   Среди тув. певиц и певцов: .засл. арт. РСФСР Кара-Кыс,  Мунзук,  арт.
Д. Дамба-Даржа, Л. Хур-гулек, О, Болдукпан. В числе деятелей  тувинского

Страницы: «« « 2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314  2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия