|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 » »» Платон Кречет; Фердинанд ("Коварство и любовь"), С. М. Киров ("Аул
Батыр" Шортанова), боец за счастье народа Канамат ("Канамат и Касбулат"
Ше-риева), зловещий Амырхан ("Мать сирот" Туаева), создал искренние
образы людей, исполненных душевной чистоты: Максим Максимыч ("Бэла" по
Лермонтову), парторг колхоза Жантемир ("На чужого коня не садись"
Тубаева и Яралова), патриот Жантоха ("Испытание" Теунова).
Как драматург дебютировал в 1938 пьесой "Маджид и Марьят" по мотивам
кабардинского фольклора. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв.
пьеса "Парень из Кабарды" (1949). Совр. жизнь кабардинского народа Т.
изображает в пьесах: "Светлый путь" (1951), "На чужого коня не садись"
(совм. с А. Ярало-вым, 1960), "Счастье надо беречь" (1960). Написал ряд
одноактных пьес. Драматургия Т. вошла в репертуар Каб.-Балк. т-ра и др.
т-ров Сев. Кавказа.
ТУБИН, Линда (р. 22.VIII.1905)- эст. сов. актриса, Занималась в
Тартуской музыкальной школе. В 1927 стала работать в т-ре "Ванемуйне"
(Тарту), выступала как солистка оперы и драм. актриса. С 1940 - актриса
Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Сценич. творчество Т. отмечено
эмоциональностью, лспхологич. глубиной.
Партии: Микаэла ("Кармен"), Мюзетта ("Богема", 1934), Вайке
("Викерры" Аава, 1935), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи, 1935),
Сольвейг ("Пер Гюнт" Грига, 1940).
Роли:Василиса ("Надне"), Тийна ("Оборотень" Китцбер-га), Анна
Николаевна ("Нашествие", 1945), Простакова ("Недоросль", 1952) и др. М.
Вал.
ТУБИН, Эдуард (р. 18. VI, 1905) - эст. композитор и дириж„р. Окончил
Тартуское высшее муз. уч-ще (1930, класс композиции X. Эллера). В
1934-44 - дириж„р т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Пост. здесь оперы "Тихий
Дон" Дзержинского (1940), "Чио-Чио-сан" (1940); оперетту "Орфей в аду"
Оффенбаха (1940); балет "Эсмеральда" (1941) - первую самостоятельную
пост. балетной труппы этого т-ра. Написал музыку к ряду драм. спектаклей
т-ра "Ванемуйне". Т.- автор первого эст. балета "Кратть" (1943, 1961,
т-р "Ванемуйне"; 1944, 1966, т-р "Эстония"). С 1944 жив„т в Стокгольме,
зав. муз частью Дротнингхольмского дворцового т-ра. Ар. Т.
ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Тувинская драматургия зародилась в
сер. 20-х гг. 20 в.
В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феод.
порядки ("Ханский закон" коллектива авторов, "Добрый день" В. Кок-оола)
сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов ("Человекоподобная
еда" С. Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для
освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь
("Чего мать не видела, дочь увидит" Сарыг-оола, "Женщина" С. Тока),
поднимали общественно-политич. и моральные проблемы ("Узун-Кара и
Семис-Кара" Тока, "Не забывайте джут", "Чалым-Хая" Кок-оола). В годы
становления национальной драматургии пьесы тув. писателей носили гл.
обр. агитационный характер, им была свойственна нек-рая наивность,
схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значит,
успехов; в 1936-38 появляются пьесы: "Хайыран бот" Кок-оола и
"Тонгур-оол" Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагич. гибель героини
пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков.
Пьеса Тока - сатира на политически беспечного руководителя, в ней
показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы в
дальнейшем подверглись значительной переработке).
После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились
отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве
социализма. Этим темам были посв. пьесы: "Учитель в сумоне" (1948) и "На
стане" (1947) Сарыг-оола, "Стремление" О. Саган-оола(1950). В пьесе
Саган-оола "В одном сельсовете" (1954) разоблачается бюрократизм и
карьеризм; в драме "Спою тебе" рассказывается о борьбе со старым, опобеде нового, в историч. драме "Пробуждение" показаны рост политич.
сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революц.
события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока "Осуществл„нная мечта" посв. Вел.
Отечеств, войне, дружбе народов СССР.
В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К.
Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию "Ах, красавица!" и пьесу
"Самбажык" о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды в пьесе
"Путь девушки" рассказала о тувинской молод„жи. Сарыг-оол написал первое
тувинское оперное либретто "Чечен и Белекмаа", М. Мун-зук - пьесу
"Товарищ директор" о жизни тувинского совхоза. Тув. проф. т-р возник в
сер. 30-х гг.
В 1936 по решению Президиума Малого хурала Тув. Нар. Республики
основана театр. студия в Кызыле (открылась пьесой "Хайыран бот"
Кок-оола). Студия совмещала производственную деятельность с учебной,
готовила кадры работников т-ров. Большую помощь тув. народу в развитии
нац. культуры оказали деятели сов. иск-ва: режисс„р И. Исполнев,
композиторы Р. Миронович, А. Акс„нов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было
образовано Театр. уч-ще, в к-ром занимались и акт„ры т-ра. Ставились
спектакли; "Мятеж", "Любовь Яровая", "Русские люди". В 1939 группа
акт„ров во главе с В. Оскал-оолом организовала цирковой коллектив,
получивший широкую известность.
В 1945 в Туве создан проф. нац. т-р. В 1947 при т-ре создана рус.
труппа. В 1950 при Нац. т-ре организована акт„рская студия. В 1958 Нац.
т-р реорганизован в Муз.-драм. т-р; муз. комедии идут на рус. и
тувинском яз. (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской нац. студии
при Ленингр. театр. ин-те). Тувинская труппа муз.-драм. т-ра пост. пьесы
тувинских драматургов, в т. ч.: "Стремление" (1949), "Пробуждение"
(1957), "В одном сельсовете" (1954) Саган-оола, "Ах, красавица!" (1959),
"Самбажык" (1963) Кок-оола, "Тонгур-оол" (1950, 1961), "Осуществл„нная
мечта" (1954) Тока, "Товарищ директор" Мунзука (1961), "Дорогу осилит
идущий" ("Счастье трудных дорог") В. Журавл„ва (1964), "Любовью надо
дорожить" С. Пюрбю (1964).
Тувинский т-р пост. произв. Островского ("Гроза", 1962, и др.),
Гоголя ("Ревизор", 1952), Горького ("Васса Железнова", 1958), Шиллера
("Коварство и любовь", 1965), рус. сов. драматургии ("Человек с ружь„м",
1957, в роли В. И. Ленина - О. Намдара), пьесы туркм., казах.,
хакасских, бурятских, осетинских, укр., белорус. драматургов. В 1941
пост. первый тувинский муз. спектакль "Хайран-бот" (музыка осн. на нар.
мелодиях, обраб. А. Акс„новым). В 1964 комп. Р. Кенденбиль закончил
оперу "Чечен и Белек-маа" на сюжет сказки С. Тока.
Среди тув. певиц и певцов: .засл. арт. РСФСР Кара-Кыс, Мунзук, арт.
Д. Дамба-Даржа, Л. Хур-гулек, О, Болдукпан. В числе деятелей тувинского
Страницы: «« « 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |