|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 » »» Лейпцига, Бремена, Мюнхена. Гастролировала в Москве, Лондоне, городах
США. Т. обладала красивым голосом широкого диапазона, сочного и
насыщенного тембра, драматич. дарованием. Исполняла почти все ведущие
партии классич. оперного репертуара: Аида, Тоска; Маргарита ("Фауст") и
др. Большой успех имела в операх Р. Вагнера: Елизавета ("Тангейзер"),
Кундри ("Парсифаль"), Зиглинда, Брунгильда ("Кольцо Нибелунга"). В
1913-41 - профессор Муз. академии в Загребе. Алъб. К.
ТРНКА (Trnka), Йиржи (р. 24.II.1912) - чехословацкий режисс„р и
художник т-ра кукол. Нар. арт. ЧССР (1963). Ученик И. Скупы. Творч.
деятельность начал в 1928 в т-ре кукол "Сериальных колоний" в г. Пльзене
как резчик кукол, художник и акт„р. По окончании Пражского
художеств.-промышленного техникума (1935) работал как художник-график, в
1936 основал кукольный Деревянный т-р Трнки, в 1941-45 оформлял
спектакли Нац. т-ра в Праге ("Зимняя сказка" Шекспира, "Волынщик из
Стракониц" Тыла, "Либуше" Сметаны и др.). Один из основоположников
чехословацкой кукольной кинематографии. В 1945 возглавил в Праге студию
мультипликационных фильмов "Братья в трико". В иск-ве Т. лучшие традиции
нац. т-ра кукол и фольклора сочетаются с остротой, лаконизмом,
подч„ркнутой условностью совр. при„мов. Его пост. отличаются ч„ткостью
поли-тич. замысла, демократизмом, гуманистич. идейностью, нар. юмором.
Гос. пр. ЧССР (1954) и Пр. Мира ЧССР (1958).
Лит.: "Искусство кино", 1959, ј 12; "В защиту мира", 1957, ј 78;
"Социалистическая Чехословакия", 1963 ј4; В о cek J., Jiri Trnka, Praha,
1963; Benesova M., Od "Spalicku" ke "Snu noci svatojanske", Praha, 1961.
C. Др.
ТРОЕПОЛЬСКАЯ, Татьяна Михайловна (г. рожд. неизв.- ум. в 1774) - рус.
актриса. Одна из первых рус. актрис. Сценич. деятельность начала в 1757
в Университетском т-ре в Москве. В 1762(?) была принята на петерб.
придворную сцену. Т. "соединяла красоту и благородство с приятнейшим
голосом п редкой чувствительностью" ("Драматический вестник", 1808, ч.
1, с. 53), "почиталась всеми знатоками, в том числе самим Дмитревским,
не уступавшею в искусстве первейшим артистам того века: Ле-кувр„р,
Клерон, Дю-мениль" ("Отечественные записки", 1822, ј 32, ч. 12, с. 388).
Свои наиболее значит. роли исполнила в трагедиях А. П. Сумарокова:
Ильмена ("Синав и Трувор"), Семира (о. п.), Зенида
("Вышеслав"), Ксения ("Димитрий Самозванец"), Ольга ("Мстислав").
Играла также в трагедиях др. рус. драматургов: Флавия ("Борислав"
Хераскова), Агриопа (о. п. Майкова). Выступала и в комедиях (Клеопатра и
Маремьяна -"Мот, любовью исправленный" и "Пустомеля" Лукина,
Изабелла-"Менехмы" Реньяра), мещанских драмах (г-жа Беверлей- "Беверлей"
Сорена). В последний раз выступила па сцене в 1774. Муж Т., Василий
Алексеевич Т. (1737 - ум. ок. 1800), судейский чиновник, был известным
акт„ром-любителем. Вместе с женой играл в спектаклях Университетского
т-ра, затем нек-рое время выступал в Петербурге.
Лит.: С у м а р о к о в П. И., О Российском театре, от начала оного
до конца царствования Екатерины II, "Отечественные налиски", 1822, ј 32,
1823, .ј 35; С и р о т и н и н А., Татьяна Михайловна Троспольская,
"Русский архив", 1887, ј 11; В с е в о л о д с к и й-Г ерн гросс В. Н.,
РУССКИЙ театр второй половины XVIII века, М., 1960, с. 102-05, 358-59.
В. Вир.
ТРОИЦКИЙ, Николай ' Иванович (Петрович) (1838- 9(22). IX. 1903] -
рус. артист балета. Один из наиболее одар„нных рус. танцовщиков-комиков
2-й пол. 19 в. В 1854 начал сценич. деятельность, будучи учеником
Петерб. театр. уч-ща. В 1857-84 - ведущий танцовщик петерб. балетной
труппы. В 1864, после исполнения партии Иванушки (первая пост. балета
"Кон„к-Горбунок" Пуни), прославился как исполнитель комич. партий. Был
известен также как преподаватель бальных танцев в учебных заведениях
Петербурга (Смольный ин-т и др.).
Др. партии: Джон Буль ("Дочь фараона" Пуни), Бертрам ("Роберт
иБертрам,или Два вора" Г. Шмидта иПуни),Никез ("Тщетная
предосторожность"), Фризак ("Фризак-Цирюль-ник, или Двойная свадьба"
Минкуса), Сотине ("Мельник, или Ночное свидание" Тивольского) и др.
Лит.: Борисоглебский М. (сост. J, Материалы по истории русского
балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр второй
половины XIX века, д.-м. 1963; Бахрушин Ю. А., История русского балета,
М., 1965. Г. Ш.
"ТРОПОЮ ГРОМА" - балет К. А. Караева, либр. Ю. И. Слонимского (по
одноим. роману П. А. Абрахамса). Пост. 31 дек. 1957, Т-р оперы и балета
им. Кирова, Ленинград (Ленни - Сергеев, Сари - Дудинская, Лиззи - Легат;
балетм. Сергеев, дириж„р Грикуров, худ. Доррер). 1959, Большой т-р,
Москва (Ленни - Кондратов, Сари - Лепе-шинская, Лиззи- Готлиб; балетм.
Сергеев, дириж„р Светла-нов, худ. Доррер). Пост. в т-рах оперы и балета
др. городов:
Свердловск (1959), Саратов, Минск, Новосибирск, Фрунзе, Донецк, Баку,
Казань, Горький (1960), Уфа, Челябинск, Куйбышев, Кишин„в (1961),
Петрозаводск (1962), Ташкент, Воронеж, Львов (1963) и др. За рубежом - в
Чехословакии (1961), Болгарии (1962).
Лит.: Т о м с о н Г. В. [сост.], "Тропою грома" Кара Караева, [Л.],
1962. Г. Ш.
ТРОСТЕВАЯ КУКЛА в театре кукол- разновидность верховой куклы.
Получила назв. от тростей, при помощи к-рых акт„р управляет руками
куклы. Происхождение - остров Ява. В СССР впервые применены в 1918 Н. Я.
и И. С. Ефимовыми в спектакле "Басни Крылова". Туловище Т. к. делается
обычно из дерева. Руки куклы из дерева и проволоки сгибаются во всех
сочленениях и соединяются с плечами ремешком. Трости могут находиться
как вне корпуса куклы (открыто или замаскированно), так и внутри не„.
Конструкция тростей зависит от характера жестов, к-рые должна делать
кукла, от е„ костюма (при замаскированных тростях). Голова Т. к.
изготовляется и управляется так же, как и голова верховой куклы
(пальцами акт„ра), или при помощи специальной трости - гапита, к-рую
акт„р держит в руке. Высота Т. к.60-80сл(.Т.к. обладают широким
пла-стич. жестом и потому применяются часто в героико-романтич. пьесах.
Лит.: Федотов А. Я., Техника театра кукол, М., 1953, с. 35-52. В.
Дис.
ТРОШЕВА, Юлия Ивановна [р.24.Х1(7.ХП).1916]- коми сов. актриса. Нар.
арт. Коми АССР (1951). Засл. арт. РСФСР (1961), Чл. Коммунистпч. партии
с 1943. Депутат Верх. Совета Коми АССР 2-го созыва. Играла в спектаклях
художеств. самодеятельности с. По-моздино. В 1936 выдвинулась на смотре
художеств. самодеятельности в г. Сыктывкаре (в пост. старинной свадьбы
исполняла роль невесты) и была приглашена в Т-р Коми АССР. В 1939
Страницы: «« « 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |