Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  » »»

Лейпцига, Бремена, Мюнхена. Гастролировала в  Москве,  Лондоне,  городах
США.  Т.  обладала  красивым  голосом  широкого  диапазона,  сочного   и
насыщенного тембра, драматич. дарованием. Исполняла  почти  все  ведущие
партии классич. оперного репертуара: Аида, Тоска; Маргарита ("Фауст")  и
др. Большой успех имела в операх Р.  Вагнера:  Елизавета  ("Тангейзер"),
Кундри  ("Парсифаль"),  Зиглинда,  Брунгильда  ("Кольцо  Нибелунга").  В
1913-41 - профессор Муз. академии в Загребе. Алъб. К.
   ТРНКА (Trnka), Йиржи  (р.  24.II.1912)  -  чехословацкий  режисс„р  и
художник т-ра кукол. Нар. арт. ЧССР  (1963).  Ученик  И.  Скупы.  Творч.
деятельность начал в 1928 в т-ре кукол "Сериальных колоний" в г. Пльзене
как  резчик  кукол,   художник   и   акт„р.   По   окончании   Пражского
художеств.-промышленного техникума (1935) работал как художник-график, в
1936  основал  кукольный  Деревянный  т-р  Трнки,  в  1941-45   оформлял
спектакли Нац. т-ра в Праге  ("Зимняя  сказка"  Шекспира,  "Волынщик  из
Стракониц" Тыла, "Либуше"  Сметаны  и  др.).  Один  из  основоположников
чехословацкой кукольной кинематографии. В 1945 возглавил в Праге  студию
мультипликационных фильмов "Братья в трико". В иск-ве Т. лучшие традиции
нац.  т-ра  кукол  и  фольклора  сочетаются  с   остротой,   лаконизмом,
подч„ркнутой условностью совр. при„мов. Его пост.  отличаются  ч„ткостью
поли-тич. замысла, демократизмом, гуманистич. идейностью,  нар.  юмором.
Гос. пр. ЧССР (1954) и Пр. Мира ЧССР (1958).
   Лит.: "Искусство кино", 1959, ј 12; "В  защиту  мира",  1957,  ј  78;
"Социалистическая Чехословакия", 1963 ј4; В о cek J., Jiri Trnka, Praha,
1963; Benesova M., Od "Spalicku" ke "Snu noci svatojanske", Praha, 1961.
C. Др.
   ТРОЕПОЛЬСКАЯ, Татьяна Михайловна (г. рожд. неизв.- ум. в 1774) - рус.
актриса. Одна из первых рус. актрис. Сценич. деятельность начала в  1757
в Университетском т-ре в Москве.  В  1762(?)  была  принята  на  петерб.
придворную сцену. Т. "соединяла красоту  и  благородство  с  приятнейшим
голосом п редкой чувствительностью" ("Драматический вестник",  1808,  ч.
1, с. 53), "почиталась всеми знатоками, в том числе  самим  Дмитревским,
не уступавшею в  искусстве  первейшим  артистам  того  века:  Ле-кувр„р,
Клерон, Дю-мениль" ("Отечественные записки", 1822, ј 32, ч. 12, с. 388).
Свои наиболее значит. роли  исполнила  в  трагедиях  А.  П.  Сумарокова:
Ильмена ("Синав и Трувор"), Семира (о. п.), Зенида
   ("Вышеслав"), Ксения  ("Димитрий  Самозванец"),  Ольга  ("Мстислав").
Играла также  в  трагедиях  др.  рус.  драматургов:  Флавия  ("Борислав"
Хераскова), Агриопа (о. п. Майкова). Выступала и в комедиях (Клеопатра и
Маремьяна   -"Мот,   любовью   исправленный"   и   "Пустомеля"   Лукина,
Изабелла-"Менехмы" Реньяра), мещанских драмах (г-жа Беверлей- "Беверлей"
Сорена). В последний раз выступила па сцене  в  1774.  Муж  Т.,  Василий
Алексеевич Т. (1737 - ум. ок. 1800), судейский чиновник,  был  известным
акт„ром-любителем. Вместе с женой играл  в  спектаклях  Университетского
т-ра, затем нек-рое время выступал в Петербурге.
   Лит.: С у м а р о к о в П. И., О Российском театре, от  начала  оного
до конца царствования Екатерины II, "Отечественные налиски", 1822, ј 32,
1823, .ј 35; С и р о т и н и  н  А.,  Татьяна  Михайловна  Троспольская,
"Русский архив", 1887, ј 11; В с е в о л о д с к и й-Г ерн гросс В.  Н.,
РУССКИЙ театр второй половины XVIII века, М., 1960, с.  102-05,  358-59.
В. Вир.
   ТРОИЦКИЙ, Николай ' Иванович (Петрович) (1838-  9(22).  IX.  1903]  -
рус. артист балета. Один из наиболее одар„нных рус.  танцовщиков-комиков
2-й пол. 19 в.  В  1854  начал  сценич.  деятельность,  будучи  учеником
Петерб. театр. уч-ща. В 1857-84 -  ведущий  танцовщик  петерб.  балетной
труппы. В 1864, после исполнения партии Иванушки  (первая  пост.  балета
"Кон„к-Горбунок" Пуни), прославился как исполнитель комич.  партий.  Был
известен также как преподаватель бальных  танцев  в  учебных  заведениях
Петербурга (Смольный ин-т и др.).
   Др.  партии:  Джон  Буль  ("Дочь  фараона"  Пуни),  Бертрам  ("Роберт
иБертрам,или   Два    вора"    Г.    Шмидта    иПуни),Никез    ("Тщетная
предосторожность"), Фризак  ("Фризак-Цирюль-ник,  или  Двойная  свадьба"
Минкуса), Сотине ("Мельник, или Ночное свидание" Тивольского) и др.
   Лит.: Борисоглебский М.  (сост.  J,  Материалы  по  истории  русского
балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В.,  Русский  балетный  театр  второй
половины XIX века, д.-м. 1963; Бахрушин Ю. А., История русского  балета,
М., 1965. Г. Ш.
   "ТРОПОЮ ГРОМА" - балет К. А. Караева, либр.  Ю.  И.  Слонимского  (по
одноим. роману П. А. Абрахамса). Пост. 31 дек. 1957, Т-р оперы и  балета
им. Кирова, Ленинград (Ленни - Сергеев, Сари - Дудинская, Лиззи - Легат;
балетм. Сергеев, дириж„р Грикуров,  худ.  Доррер).  1959,  Большой  т-р,
Москва (Ленни - Кондратов, Сари - Лепе-шинская, Лиззи-  Готлиб;  балетм.
Сергеев, дириж„р Светла-нов, худ. Доррер). Пост. в т-рах оперы и  балета
др. городов:
   Свердловск (1959), Саратов, Минск, Новосибирск, Фрунзе, Донецк, Баку,
Казань,  Горький  (1960),  Уфа,  Челябинск,  Куйбышев,  Кишин„в  (1961),
Петрозаводск (1962), Ташкент, Воронеж, Львов (1963) и др. За рубежом - в
Чехословакии (1961), Болгарии (1962).
   Лит.: Т о м с о н Г. В. [сост.], "Тропою грома" Кара  Караева,  [Л.],
1962. Г. Ш.
   ТРОСТЕВАЯ  КУКЛА  в  театре  кукол-  разновидность  верховой   куклы.
Получила назв. от тростей,  при  помощи  к-рых  акт„р  управляет  руками
куклы. Происхождение - остров Ява. В СССР впервые применены в 1918 Н. Я.
и И. С. Ефимовыми в спектакле "Басни Крылова". Туловище Т.  к.  делается
обычно из дерева. Руки куклы из дерева и  проволоки  сгибаются  во  всех
сочленениях и соединяются с плечами ремешком.  Трости  могут  находиться
как вне корпуса куклы (открыто или замаскированно), так  и  внутри  не„.
Конструкция тростей зависит от характера  жестов,  к-рые  должна  делать
кукла, от  е„  костюма  (при  замаскированных  тростях).  Голова  Т.  к.
изготовляется  и  управляется  так  же,  как  и  голова  верховой  куклы
(пальцами акт„ра), или при помощи специальной  трости  -  гапита,  к-рую
акт„р  держит  в  руке.  Высота  Т.  к.60-80сл(.Т.к.  обладают   широким
пла-стич. жестом и потому применяются часто в героико-романтич. пьесах.
   Лит.: Федотов А. Я., Техника театра кукол, М.,  1953,  с.  35-52.  В.
Дис.
   ТРОШЕВА, Юлия Ивановна [р.24.Х1(7.ХП).1916]- коми сов. актриса.  Нар.
арт. Коми АССР (1951). Засл. арт. РСФСР (1961), Чл. Коммунистпч.  партии
с 1943. Депутат Верх. Совета Коми АССР 2-го созыва. Играла в  спектаклях
художеств. самодеятельности с. По-моздино. В 1936 выдвинулась на  смотре
художеств. самодеятельности в г. Сыктывкаре (в пост.  старинной  свадьбы
исполняла роль невесты) и была  приглашена  в  Т-р  Коми  АССР.  В  1939

Страницы: «« « 2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия