|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 » »» Т. (П. Клодель, П. Валери, Т. С. Элиот). Между этими двумя полюсами
находятся драматурги, отразившие трагич. противоречия совр. мира,
протестующие против несправедливости капиталистич. общества, но не
примыкающие к революц. социали-стич. направлению в драматургии: У. Б.
Йитс, Г. Гофмансталь, Дж. Мейсфилд.ТК. Жиро9г/,Дж.Синг, Ж. Ануй, Ж. П.
Сартр и др. В пьесах этих авторов в значит, мере отражены трагич.
противоречия совр. мира. Т. 20 в. не имеет устойчивых канонизированных
форм, в ней используются традиции многовекового развития жанра, каждый
драматург избирает наиболее близкие ему формы. Нек-рые драматурги
возрождают античные мифы, другие - культивируют исто-рич. драму больших
социальных масштабов; третьи ограничивают проблематику Т. узким кругом
семейных отношений. Нек-рые авторы придают прозаич. речи персонажей
большую поэтпч. выразительность (Вишневский, 0'Кейси, Брехт). Историзм,
суровая правда реальной жизни и в то же время романтика, символика,
аллегория - эти разнообразные элементы входят в ткань мн. совр. Т. Новые
формы Т. получают выражение в драматургии "т-ра абсурда" (С. Беккет и
др.), в к-рой утверждается бессмысленность жизни в бурж. обществе, а
также в направлении документализма (Р. Хоххут, П. Вейс, А. Гат-ти),
отражающем трагические события 20 в.: 2-я мировая война, массовое
истребление людей фашистами и др.
Лит.: Б о ре в Ю-, О трагическом, М., 1961; V о 1-k e 1 t J.,
Aesthetik des Tragischen, 4 Aufl., Munch., 1923;
Vaughan C. E., Types of Tragic drama, L., 1908;
D i x o n W. M., Tragedy, 3 ed.. L., 1929; H e D n T. R., The harvest
of tragedy, L., 1956; Mac С о 1 I o m W. G., Tragedy, N. Y., 1957; 01 so
n E., Tragedy and the theory of drama, Deitroit, 1961; SewaU R. В., The
vision of tragedy, New Haven, 1962. См. также лит. при ст. Драма. A.A.
"ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В 17
в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской драме А.
Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я. Ленца и Ф. М.
Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается как
особый жанр. Наиболее ярким выразителем его был драматург Вернер,
написавший драмы "24 февраля" и "Крест у Балтийского моря". Его
продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В основе "Т. р." лежит
идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью
человека. "Т. р." во многом отражает сущность немецкого романтизма -
уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок (фатум) является
движущей силой в пьесах драматургов этого направления. Отличительные
черты "Т. р." - запутанный сюжет, героев преследуют мистич. видения,
роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.
Лит.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936; Немецкая романтическая
повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama seiner Zeit,
B., 1933. Г. Гур.
"ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16 в. Возник под
влиянием творчества Сенеки. В произв. этого жанра изображались
преступные страсти, зверские жестокости; пьесы изобиловали кровавыми
сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т. у."-мрачная житейская
философия; в них трактуются мотивы изменчивости судьбы, непрочности
счастья, ничтожности всего существующего. Эти настроения выражали
упадочные вкусы аристократич. общества в период феодально-католич.
реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка" Джиральди Чинтпо (1541),
"Канака" Сперонп (1542), "Марианна" Дольче (1565), "Далида" Грото
(1572),
ТРАГИК (трагедийный акт„р, трагедийная актриса)-1) Сценич. амплуа;
акт„р (актриса), исполняющий трагедийные роли в класич. репертуаре.
Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра (о. п.
Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Мария Стюарт, Карл Моор, Арбенин, Любовь Яровая; Комиссар
("Оптимистическая трагедия") и др.
Среди выдающихся акт„ров, исполнявших роли этого амплуа,- П. С.
Мочалов, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. М.
Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен (рус. театр); П. Адамян (арм.
театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе, А. Хорава, В. Анджапаридзе
(груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр);
Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини, Э. Дузе
(итал. театр); А. Лекувр„р, М. Дю-мениль, Клерон, Ж. Ф. Тальма, Э.
Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США) и мн.
др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн.
ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дириж„р,
хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дириж„р Гос. т-ра оперы п балета в
Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван Сусанин", нац. опереттой
"Рассвет" К. Коно. Р. К.
"ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}).
ТРАМ (Театр рабочей мол од„ж и)- рус. сов, театр преимущественно
самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее
развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в
Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930
количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве,
Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре,
Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. -
отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а
также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках.
В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молод„жи к
иск-ву, е„ художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с
комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич.
спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в
духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом,
высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к
насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы,
социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали,
культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь
предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали
передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на
выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в
заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является
агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать
"...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..."
("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких,
интересных акт„ров, режисс„ров, художников, композиторов. С Т. связано
начало творческого пути акт„ров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловь„ва,
Страницы: «« « 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |