Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 » »» Т. (П. Клодель, П. Валери, Т. С. Элиот). Между этими двумя полюсами находятся драматурги, отразившие трагич. противоречия совр. мира, протестующие против несправедливости капиталистич. общества, но не примыкающие к революц. социали-стич. направлению в драматургии: У. Б. Йитс, Г. Гофмансталь, Дж. Мейсфилд.ТК. Жиро9г/,Дж.Синг, Ж. Ануй, Ж. П. Сартр и др. В пьесах этих авторов в значит, мере отражены трагич. противоречия совр. мира. Т. 20 в. не имеет устойчивых канонизированных форм, в ней используются традиции многовекового развития жанра, каждый драматург избирает наиболее близкие ему формы. Нек-рые драматурги возрождают античные мифы, другие - культивируют исто-рич. драму больших социальных масштабов; третьи ограничивают проблематику Т. узким кругом семейных отношений. Нек-рые авторы придают прозаич. речи персонажей большую поэтпч. выразительность (Вишневский, 0'Кейси, Брехт). Историзм, суровая правда реальной жизни и в то же время романтика, символика, аллегория - эти разнообразные элементы входят в ткань мн. совр. Т. Новые формы Т. получают выражение в драматургии "т-ра абсурда" (С. Беккет и др.), в к-рой утверждается бессмысленность жизни в бурж. обществе, а также в направлении документализма (Р. Хоххут, П. Вейс, А. Гат-ти), отражающем трагические события 20 в.: 2-я мировая война, массовое истребление людей фашистами и др. Лит.: Б о ре в Ю-, О трагическом, М., 1961; V о 1-k e 1 t J., Aesthetik des Tragischen, 4 Aufl., Munch., 1923; Vaughan C. E., Types of Tragic drama, L., 1908; D i x o n W. M., Tragedy, 3 ed.. L., 1929; H e D n T. R., The harvest of tragedy, L., 1956; Mac С о 1 I o m W. G., Tragedy, N. Y., 1957; 01 so n E., Tragedy and the theory of drama, Deitroit, 1961; SewaU R. В., The vision of tragedy, New Haven, 1962. См. также лит. при ст. Драма. A.A. "ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В 17 в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской драме А. Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я. Ленца и Ф. М. Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается как особый жанр. Наиболее ярким выразителем его был драматург Вернер, написавший драмы "24 февраля" и "Крест у Балтийского моря". Его продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В основе "Т. р." лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. "Т. р." во многом отражает сущность немецкого романтизма - уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок (фатум) является движущей силой в пьесах драматургов этого направления. Отличительные черты "Т. р." - запутанный сюжет, героев преследуют мистич. видения, роковые предзнаменования, таинственные предчувствия. Лит.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936; Немецкая романтическая повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama seiner Zeit, B., 1933. Г. Гур. "ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16 в. Возник под влиянием творчества Сенеки. В произв. этого жанра изображались преступные страсти, зверские жестокости; пьесы изобиловали кровавыми сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т. у."-мрачная житейская философия; в них трактуются мотивы изменчивости судьбы, непрочности счастья, ничтожности всего существующего. Эти настроения выражали упадочные вкусы аристократич. общества в период феодально-католич. реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка" Джиральди Чинтпо (1541), "Канака" Сперонп (1542), "Марианна" Дольче (1565), "Далида" Грото (1572), ТРАГИК (трагедийный акт„р, трагедийная актриса)-1) Сценич. амплуа; акт„р (актриса), исполняющий трагедийные роли в класич. репертуаре. Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра (о. п. Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Мария Стюарт, Карл Моор, Арбенин, Любовь Яровая; Комиссар ("Оптимистическая трагедия") и др. Среди выдающихся акт„ров, исполнявших роли этого амплуа,- П. С. Мочалов, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. М. Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен (рус. театр); П. Адамян (арм. театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе, А. Хорава, В. Анджапаридзе (груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр); Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини, Э. Дузе (итал. театр); А. Лекувр„р, М. Дю-мениль, Клерон, Ж. Ф. Тальма, Э. Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США) и мн. др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн. ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дириж„р, хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дириж„р Гос. т-ра оперы п балета в Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван Сусанин", нац. опереттой "Рассвет" К. Коно. Р. К. "ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}). ТРАМ (Театр рабочей мол од„ж и)- рус. сов, театр преимущественно самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930 количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве, Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре, Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. - отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках. В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молод„жи к иск-ву, е„ художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич. спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом, высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы, социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали, культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать "...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..." ("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких, интересных акт„ров, режисс„ров, художников, композиторов. С Т. связано начало творческого пути акт„ров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловь„ва, Страницы: «« « 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 2314 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |