Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304  2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314  » »»

Т. (П. Клодель, П. Валери, Т. С.  Элиот).  Между  этими  двумя  полюсами
находятся  драматурги,  отразившие  трагич.  противоречия  совр.   мира,
протестующие  против  несправедливости  капиталистич.  общества,  но  не
примыкающие к революц. социали-стич. направлению в  драматургии:  У.  Б.
Йитс, Г. Гофмансталь, Дж. Мейсфилд.ТК. Жиро9г/,Дж.Синг, Ж. Ануй,  Ж.  П.
Сартр и др. В пьесах  этих  авторов  в  значит,  мере  отражены  трагич.
противоречия совр. мира. Т. 20 в. не имеет  устойчивых  канонизированных
форм, в ней используются традиции многовекового развития  жанра,  каждый
драматург  избирает  наиболее  близкие  ему  формы.  Нек-рые  драматурги
возрождают античные мифы, другие - культивируют исто-рич. драму  больших
социальных масштабов; третьи ограничивают проблематику Т.  узким  кругом
семейных отношений. Нек-рые  авторы  придают  прозаич.  речи  персонажей
большую поэтпч. выразительность (Вишневский, 0'Кейси, Брехт).  Историзм,
суровая правда реальной жизни и в  то  же  время  романтика,  символика,
аллегория - эти разнообразные элементы входят в ткань мн. совр. Т. Новые
формы Т. получают выражение в драматургии "т-ра абсурда"  (С.  Беккет  и
др.), в к-рой утверждается бессмысленность жизни  в  бурж.  обществе,  а
также в направлении документализма (Р.  Хоххут,  П.  Вейс,  А.  Гат-ти),
отражающем трагические  события  20  в.:  2-я  мировая  война,  массовое
истребление людей фашистами и др.
   Лит.: Б о ре в Ю-, О трагическом, М.,  1961;  V  о  1-k  e  1  t  J.,
Aesthetik des Tragischen, 4 Aufl., Munch., 1923;
   Vaughan C. E., Types of Tragic drama, L., 1908;
   D i x o n W. M., Tragedy, 3 ed.. L., 1929; H e D n T. R., The harvest
of tragedy, L., 1956; Mac С о 1 I o m W. G., Tragedy, N. Y., 1957; 01 so
n E., Tragedy and the theory of drama, Deitroit, 1961; SewaU R. В.,  The
vision of tragedy, New Haven, 1962. См. также лит. при ст. Драма. A.A.
   "ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В  17
в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской  драме  А.
Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я.  Ленца  и  Ф.  М.
Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается  как
особый жанр.  Наиболее  ярким  выразителем  его  был  драматург  Вернер,
написавший  драмы  "24  февраля"  и  "Крест  у  Балтийского  моря".  Его
продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В  основе  "Т.  р."  лежит
идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью
человека. "Т. р." во многом отражает  сущность  немецкого  романтизма  -
уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок  (фатум)  является
движущей силой в пьесах  драматургов  этого  направления.  Отличительные
черты "Т. р." - запутанный сюжет,  героев  преследуют  мистич.  видения,
роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.
   Лит.: Ранний буржуазный реализм.  Л.,  1936;  Немецкая  романтическая
повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama  seiner  Zeit,
B., 1933. Г. Гур.
   "ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16  в.  Возник  под
влиянием  творчества  Сенеки.  В  произв.   этого   жанра   изображались
преступные страсти, зверские  жестокости;  пьесы  изобиловали  кровавыми
сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т.  у."-мрачная  житейская
философия; в них  трактуются  мотивы  изменчивости  судьбы,  непрочности
счастья,  ничтожности  всего  существующего.  Эти  настроения   выражали
упадочные  вкусы  аристократич.  общества  в  период  феодально-католич.
реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка"  Джиральди  Чинтпо  (1541),
"Канака"  Сперонп  (1542),  "Марианна"  Дольче  (1565),  "Далида"  Грото
(1572),
   ТРАГИК (трагедийный акт„р, трагедийная  актриса)-1)  Сценич.  амплуа;
акт„р (актриса), исполняющий  трагедийные  роли  в  класич.  репертуаре.
Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра  (о.  п.
Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и  Джульетта"  Шекспира),
Мария   Стюарт,   Карл   Моор,   Арбенин,   Любовь   Яровая;    Комиссар
("Оптимистическая трагедия") и др.
   Среди выдающихся акт„ров,  исполнявших  роли  этого  амплуа,-  П.  С.
Мочалов, М. Н.  Ермолова,  П.  А.  Стрепетова,  П.  Н.  Орленев,  Л.  М.
Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен  (рус.  театр);  П.  Адамян  (арм.
театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе,  А.  Хорава,  В.  Анджапаридзе
(груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр);
   Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини,  Э.  Дузе
(итал. театр); А. Лекувр„р, М.  Дю-мениль,  Клерон,  Ж.  Ф.  Тальма,  Э.
Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США)  и  мн.
др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн.
   ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дириж„р,
хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дириж„р Гос. т-ра оперы  п  балета  в
Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван  Сусанин",  нац.  опереттой
"Рассвет" К. Коно. Р. К.
   "ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}).
   ТРАМ (Театр рабочей мол од„ж  и)-  рус.  сов,  театр  преимущественно
самодеят. или  полу-проф.  типа.  Широкое  театр.  движение,  получившее
развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России,  на  Украине,  в
Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11  Т.,  к  1930
количество их возросло До 70 (наиболее  значит,  в  Ленинграде,  Москве,
Ростове, Иванове, Воронеже, Перми,  Владивостоке,  Свердловске,  Самаре,
Баку, Харькове, Минске и др.). В нач.  30-х  гг.  возникли  новые  Т.  -
отраслевые, районные, заводские, колхозные и  совхозные,  пионерские,  а
также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках.
   В деятельности Т. нашли  выражение  огромная  тяга  сов.  молод„жи  к
иск-ву, е„ художеств.  активность.  Значение  Т.  -  в  тесной  связи  с
комсомолом,  в   горячем   стремлении   создавать   агитационно-полнтич.
спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в
духе борьбы за социализм. Вся  деятельность  Т.  пронизана  энтузиазмом,
высокой романтикой  дел  и  стремлений  комсомольцев.  Т.  обращались  к
насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы,
социа-листич.  соревнование,  интернац.  воспитание,   вопросы   морали,
культурной революции, они освещали злободневные вопросы,  текущую  жизнь
предприятий.  Спектакли  "трам-ядра"  на  предприятии   популяризировали
передовиков,  осмеивали  отстающих,  агитировали  и  мобилизовывали   на
выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах,  в
заводских  клубах.  А.  В.  Луначарский  писал,  что   Т.   "...является
агитационно-пропагандистским  институтом...",  что   он   должен   стать
"...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..."
   ("Искусство",  1929,  ј  5-6,  с.  18).  Т.  выдвинули  много  ярких,
интересных акт„ров, режисс„ров, художников, композиторов. С  Т.  связано
начало творческого пути акт„ров -  В.  Д.  Доронина,  В.  Р.  Соловь„ва,

Страницы: «« « 2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304  2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия