|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 » »» непримиримые силы, но они лишены обычной развязки Т.- гибели героя. В
творчестве Кальдерона получили наиболее яркое художеств. выражение
черты, характерные для Т. этого времени. Ткань драматургии Кальдерона
составляют разнородные элементы - библейские, религи-озно-католич.,
античные, национально-испанские; возвышенное сочетается с комическим и
низменным (что характерно также для англ. Т. эпохи Возрождения). Исп.
Т., в особенности у Кальдерона, характеризуется двойственностью
мироощущения: в ней соседствуют религиозно-мистич. экстаз и жажда
мирских радостей, высокая духовная отреч„нность и светские интересы.
Противоречие это составляет основу трагизма, проявляющегося в колебаниях
между крайностями добродетели и порока ("Чудодейственный маг"
Кальдерона). Др. тип исп. Т.- т. н. драмы чести, в к-рых гл. конфликт
основан на разладе в душе героя, противоречии между любовью к мнимой или
подлинной нарушительнице верности и требованиями чести ("Врач своей
чести" Кальдерона). Высшая доблесть героев в том, чтобы пожертвовать
чувством во имя идеала абстрактной чести. Исп. драматургия дала вс„ же
образцы высокой Т., отличающейся, как и англ. Т., напряж„нностью
конфликта, силой страстей, мощным темпераментом. Как исп., так и англ.
Т. были лишены жанровой "чистоты": наряду с трагич. событиями в них
имели место комич. происшествия, шутовские речи и диалоги. Смешение
трагического и комического резко отличало Т. эпохи Возрождения от
античной Т.
Трансформация Т. произошла во франц. т-ре 17 в. с утверждением
классицизма (см. Французская драматургия, П. Корнелъ, Ж. Расин,
Классицизм). В противовес драматургии Возрождения с присущей ей
сложностью, многоплановостью действия, смешением разнородных элементов в
одном сюжете, драматурги франц. классицизма стремились в своих Т. к
композиционному единству. Произошло резкое размежевание с комедией; из
Т. устраняется вс„ комическое, утверждается строгое единство
эмоционального воздействия. Структура Т. подчиняется правилам единства
действия, места и времени (см. Три единства). Франц. драматурги
возвращаются к формам античной Т., но отказываются от использования
хора. Вновь появляется статичность, большая часть событий происходит за
сценой, немногочисленные персонажи обсуждают друг с другом трагич.
происшествия и связанные с ними переживания. Герои франц. Т. не столько
чувствуют, сколько рассуждают о своих чувствах. Несмотря на то, что
франц. классицисты часто использовали античные сюжеты и во многом
следовали правилам композиции античной Т., их произв. дальше от
др.-греч. и рим. Т., чем пьесы англ. и исп. драматургов. В Т.
классицистов отсутствует наивно-поэтич. ощущение слитности человека с
природой. В основе франц. Т. 17 в. лежит философия рационализма, от
к-рой драматурги восприняли стремление к анализу внешних явлений и
духовной жизни человека. Если трагедии П. Корнеля представляют собой
переходную ступень от динамичной и многокрасочной Т. англичан и
испанцев, то у Ж. Расина принципы классицизма получают законченное и
совершенное выражение. Их действие строится вокруг одного события и
происходит в момент, когда противоречия достигают наивысшей остроты.
Композиция трагедий Расина отличается тщательной согласованностью всех
частей, строгой продуманностью эффектов, ч„ткостью построения действия.
Динамичное, живописное изображение страсти, присущее Шекспиру и
Кальдерону, у Расина - глубокого и тонкого психолога, уступает место
анализу страсти, точному наблюдению над природой человеческих чувств. Т.
классицизма развивалась в период, когда во Франции происходил процесс
концентрации гос. власти, и обстановка абсолютной монархии наложила
печать на произв. франц. драматургов. Присущее Т. свободное изъявление
воли личности вступает в произв. классицистов в противоречие с нормами,
предписываемыми гос-вом. Центр, конфликт Т. классицизма принимает форму
борьбы между чувством и нравственным, обществ., гос. долгом.
Важнейшие формальные особенности Т. классицизма сохраняются и в 18
в., однако идейная направленность творчества драматургов значительно
изменяется. Художеств, принципы Т. классицизма развивал Вольтер, но
конфликт в его произв. становится иным. У классицистов периода
господства абсолютизма понятие долга связывалось с подчинением интересов
отд. личности интересам королевской власти, отказом от личных стремлений
во имя служения гос-ву. У Вольтера Т. обретает тираноборческий и
антиклерикальный характер, что обусловлено развитием бурж. революц.
идеологии. Однако Вольтер еще сохранял приверженность к сословной
ограниченности Т., считая, что она должна изображать лишь знатных и
высокопоставленных особ.
Развитие бурж. общества сделало естественным выдвижение на первый
план новых героев, принадлежащих к бурж. среде. В сер. 18 в. англ.
драматург Дж. Лилло создал первый образец бурж. Т. (или т. н. мещанской
драмы) - "Лондонский купец". Этот жанр Т. развивали и просветители др.
стран. Сведение сюжета к обыденным бытовым конфликтам и происшествиям,
отказ от гос. масштабности событий превращали Т. в бурж. драму, развязка
к-рой (гибель героя или героини) сближала е„ с Т., делала е„ одной из
разновидностей Т. (собственно драму отличало отсутствие трагич.
развязки). Наибольшего развития бурж. Т. достигает в нем. драматургии 18
в. у писателей-просветителей (Г. Э. Лессинг - "Мисс Сара Сампсон") и
участников лит. движения "Буря и натиск" (Ф. Шиллер-"Коварство и
любовь"). Авторы Т. впервые отказываются от стихотворной речи и вводят
прозаич. язык. Из Т. исчезает возвышенность. Приближение действия к
обыденной жизни людей среднего состояния (купцы, мещане, горожане, даже
ремесленники) определяет в значит, мере бытовой характер Т. Вместе с тем
е„ конфликты иногда отличаются социально-политич. остротой, отражая
нравственно-бытовой аспект противоречий между дворянством и буржуазией
("Эмилия Галотти" Лессинга). Эпич. размах и возвышенный характер Т.
обретает в драматургии И. В. Г„те и Ф. Шиллера. Отказываясь от
классицистских единств, ориентируясь на вольную форму трагедии Шекспира,
драматурги обратились к ср.-век. и ренессансным сюжетам, часто
использовали эпизоды истории своего народа. Предреволюц. обстановка
конца 1революций, поли-тич. переворотов и мятежей ("Г„ц фон Берлихинген" Г„те,
"Разбойники" и "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера). Франц. бурж. революция
конца 18 в. и наполеоновская империя, вызвавшие обращение к внешним
формам сначала республиканского, затем императорского Рима, привели к
возрождению классицизма. В Германии возникла новая его разновидность, т.
н. веймарский классицизм Г„те и Шиллера. В Т. ("Эгмонт", "Торквато
Тассо", "Ифигения в Тавриде" Г„те, "Дон Карлос", "Валленштейн", "Мария
Стюарт", "Орлеанская дева" и "Вильгельм Телль" Шиллера) в нек-рой
Страницы: «« « 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |