Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302  2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312  » »»

непримиримые силы, но они лишены обычной развязки Т.-  гибели  героя.  В
творчестве  Кальдерона  получили  наиболее  яркое  художеств.  выражение
черты, характерные для Т. этого времени.  Ткань  драматургии  Кальдерона
составляют  разнородные  элементы  -  библейские,  религи-озно-католич.,
античные, национально-испанские; возвышенное сочетается с  комическим  и
низменным (что характерно также для англ. Т.  эпохи  Возрождения).  Исп.
Т.,  в  особенности  у   Кальдерона,   характеризуется   двойственностью
мироощущения:  в  ней  соседствуют  религиозно-мистич.  экстаз  и  жажда
мирских радостей, высокая духовная  отреч„нность  и  светские  интересы.
Противоречие это составляет основу трагизма, проявляющегося в колебаниях
между  крайностями   добродетели   и   порока   ("Чудодейственный   маг"
Кальдерона). Др. тип исп. Т.- т. н. драмы чести, в  к-рых  гл.  конфликт
основан на разладе в душе героя, противоречии между любовью к мнимой или
подлинной нарушительнице верности  и  требованиями  чести  ("Врач  своей
чести" Кальдерона). Высшая доблесть героев  в  том,  чтобы  пожертвовать
чувством во имя идеала абстрактной чести. Исп. драматургия дала  вс„  же
образцы  высокой  Т.,  отличающейся,  как  и  англ.  Т.,  напряж„нностью
конфликта, силой страстей, мощным темпераментом. Как исп., так  и  англ.
Т. были лишены жанровой "чистоты": наряду  с  трагич.  событиями  в  них
имели место комич. происшествия,  шутовские  речи  и  диалоги.  Смешение
трагического и  комического  резко  отличало  Т.  эпохи  Возрождения  от
античной Т.
   Трансформация Т. произошла  во  франц.  т-ре  17  в.  с  утверждением
классицизма  (см.  Французская  драматургия,  П.  Корнелъ,   Ж.   Расин,
Классицизм).  В  противовес  драматургии  Возрождения  с   присущей   ей
сложностью, многоплановостью действия, смешением разнородных элементов в
одном сюжете, драматурги франц. классицизма  стремились  в  своих  Т.  к
композиционному единству. Произошло резкое размежевание с  комедией;  из
Т.   устраняется   вс„   комическое,   утверждается   строгое   единство
эмоционального воздействия. Структура Т. подчиняется  правилам  единства
действия,  места  и  времени  (см.  Три  единства).  Франц.   драматурги
возвращаются к формам античной  Т.,  но  отказываются  от  использования
хора. Вновь появляется статичность, большая часть событий происходит  за
сценой, немногочисленные  персонажи  обсуждают  друг  с  другом  трагич.
происшествия и связанные с ними переживания. Герои франц. Т. не  столько
чувствуют, сколько рассуждают о своих  чувствах.  Несмотря  на  то,  что
франц. классицисты  часто  использовали  античные  сюжеты  и  во  многом
следовали  правилам  композиции  античной  Т.,  их  произв.  дальше   от
др.-греч.  и  рим.  Т.,  чем  пьесы  англ.  и  исп.  драматургов.  В  Т.
классицистов отсутствует наивно-поэтич. ощущение  слитности  человека  с
природой. В основе франц. Т. 17  в.  лежит  философия  рационализма,  от
к-рой драматурги восприняли  стремление  к  анализу  внешних  явлений  и
духовной жизни человека. Если трагедии  П.  Корнеля  представляют  собой
переходную  ступень  от  динамичной  и  многокрасочной  Т.  англичан   и
испанцев, то у Ж. Расина принципы  классицизма  получают  законченное  и
совершенное выражение. Их действие  строится  вокруг  одного  события  и
происходит в момент, когда  противоречия  достигают  наивысшей  остроты.
Композиция трагедий Расина отличается тщательной  согласованностью  всех
частей, строгой продуманностью эффектов, ч„ткостью построения  действия.
Динамичное,  живописное  изображение  страсти,   присущее   Шекспиру   и
Кальдерону, у Расина - глубокого и  тонкого  психолога,  уступает  место
анализу страсти, точному наблюдению над природой человеческих чувств. Т.
классицизма развивалась в период, когда во  Франции  происходил  процесс
концентрации гос. власти,  и  обстановка  абсолютной  монархии  наложила
печать на произв. франц. драматургов. Присущее Т.  свободное  изъявление
воли личности вступает в произв. классицистов в противоречие с  нормами,
предписываемыми гос-вом. Центр, конфликт Т. классицизма принимает  форму
борьбы между чувством и нравственным, обществ., гос. долгом.
   Важнейшие формальные особенности Т. классицизма сохраняются  и  в  18
в., однако идейная  направленность  творчества  драматургов  значительно
изменяется. Художеств, принципы  Т.  классицизма  развивал  Вольтер,  но
конфликт  в  его  произв.  становится  иным.  У   классицистов   периода
господства абсолютизма понятие долга связывалось с подчинением интересов
отд. личности интересам королевской власти, отказом от личных стремлений
во имя  служения  гос-ву.  У  Вольтера  Т.  обретает  тираноборческий  и
антиклерикальный характер,  что  обусловлено  развитием  бурж.  революц.
идеологии.  Однако  Вольтер  еще  сохранял  приверженность  к  сословной
ограниченности Т., считая, что она  должна  изображать  лишь  знатных  и
высокопоставленных особ.
   Развитие бурж. общества сделало  естественным  выдвижение  на  первый
план новых героев, принадлежащих к бурж.  среде.  В  сер.  18  в.  англ.
драматург Дж. Лилло создал первый образец бурж. Т. (или т. н.  мещанской
драмы) - "Лондонский купец". Этот жанр Т. развивали и  просветители  др.
стран. Сведение сюжета к обыденным бытовым конфликтам  и  происшествиям,
отказ от гос. масштабности событий превращали Т. в бурж. драму, развязка
к-рой (гибель героя или героини) сближала е„ с Т., делала  е„  одной  из
разновидностей  Т.  (собственно  драму   отличало   отсутствие   трагич.
развязки). Наибольшего развития бурж. Т. достигает в нем. драматургии 18
в. у писателей-просветителей (Г. Э. Лессинг -  "Мисс  Сара  Сампсон")  и
участников  лит.  движения  "Буря  и  натиск"  (Ф.  Шиллер-"Коварство  и
любовь"). Авторы Т. впервые отказываются от стихотворной речи  и  вводят
прозаич. язык. Из Т.  исчезает  возвышенность.  Приближение  действия  к
обыденной жизни людей среднего состояния (купцы, мещане, горожане,  даже
ремесленники) определяет в значит, мере бытовой характер Т. Вместе с тем
е„ конфликты  иногда  отличаются  социально-политич.  остротой,  отражая
нравственно-бытовой аспект противоречий между дворянством  и  буржуазией
("Эмилия Галотти" Лессинга). Эпич.  размах  и  возвышенный  характер  Т.
обретает  в  драматургии  И.  В.  Г„те  и  Ф.  Шиллера.  Отказываясь  от
классицистских единств, ориентируясь на вольную форму трагедии Шекспира,
драматурги  обратились  к  ср.-век.  и   ренессансным   сюжетам,   часто
использовали эпизоды  истории  своего  народа.  Предреволюц.  обстановка
конца 1революций, поли-тич. переворотов и мятежей ("Г„ц фон Берлихинген"  Г„те,
"Разбойники" и "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера). Франц. бурж. революция
конца 18 в. и наполеоновская  империя,  вызвавшие  обращение  к  внешним
формам сначала республиканского, затем императорского  Рима,  привели  к
возрождению классицизма. В Германии возникла новая его разновидность, т.
н. веймарский классицизм Г„те  и  Шиллера.  В  Т.  ("Эгмонт",  "Торквато
Тассо", "Ифигения в Тавриде" Г„те, "Дон Карлос",  "Валленштейн",  "Мария
Стюарт", "Орлеанская  дева"  и  "Вильгельм  Телль"  Шиллера)  в  нек-рой

Страницы: «« « 2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302  2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия