Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303  2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313  » »»

степени возродились элементы просветительского  классицизма.  Не  следуя
строго правилу тр„х единств, а иногда отказываясь от него, Г„те и Шиллер
создали Т. огромного  социаль-яо-фплософского  содержания,  гл.  действ,
лица выступают в них как  выразители  неких  общих  тенденций,  с  одной
стороны - деспотизма, с другой  -  свободолюбия,  героизма  и  т.  п.  В
трагедиях Г„те и Шиллера получили выражение большие  идейные  конфликты,
герои их - сознательные поборники определ„нных принципов. Драм. развитие
идеи -составляет основу великого творения Г„те - философской Т. "Фауст".
   Драматурги романтизма во Франции, Италии, Англии начали с  разрушения
поэтики Т. 17-18 вв. (в Германии оно было начато раньше, в период  "Бури
и  натиска").   Особенно   острый   характер   приняла   борьба   против
классицистской Т. во Франции. Были отвергнуты правила единства  места  и
времени, единство действия стали толковать  расширительно.  Рационализму
классицистов романтики противопоставляли эмоциональность.  Романтики  не
принимали и прозаизм бурж. Т., они вернули Т. стихотворную  форму  речи,
наполнив  е„  лиризмом.  Центр,  конфликт  роман-тич.  Т.-  столкновение
личности и общества, в к-ром  гос-во,  власть,  общество  выступают  как
силы, губительные для  человека,  требующие  от  него  отказа  от  своей
индивидуальности. Если в Т. просветителей  18  в.  герои  выступают  как
поборники  общих  нравственных  и  гражданских   принципов,   то   герои
романтиков-яркие  личности,  борющиеся  за  частные  интересы,   нередко
стоящие вне общества и не признающие над собой  его  законов.  Романтич.
герой -  всегда  бунтарь,  борющийся  в  одиночку  против  определ„нного
социального строя. В романтич. трагедиях  В.  Гюго,  А.  де  Виньи,  Дж.
Байрона, А. Мюссе, Г. Гейне получил выражение протест против  подавления
личности, е„ нивелировки в аристократич. и бурж.  обществе.  Историч.  и
вымышленные  сюжеты  романтич.  Т.  отличаются  исключительностью  драм.
ситуаций, они далеки от повседневного быта, герои и  их  чувства  крайне
экзальтированы. В Т. романтиков отсутствуют реальные жизненные  ситуации
и конфликты.
   Эпоха-бурж. революций и  национально-освободит.  движений  определила
возникновение не только романтизма, но и реализма, в лит-ре и иск-ве.  В
1-й пол. 19 в. появляется реалистическая  Т.  социально-историческая  Т.
Лучшие образцы е„: "Жакерия" Мериме, "Борис  Годунов"  Пушкина,  "Смерть
Дантона" Бюхнера.  В  этих  Т.  основу  составляет  изображение  трагич.
периодов истории, гл. герои в них - не отдельные личности, а массы людей
и в  первую  очередь  народ.  Трагедия  народа,  терпящего  поражение  в
революции, живущего в эпоху смуты и  безвременья,  или  запутавшегося  в
противоречиях  революции,  не  сумевшей  покончить  с   неравенством   и
социальной несправедливостью - таково гл. содержание этих  Т.  Вместе  с
тем авторы реалистич. Т. показывают,  что  ход  истории  не  зависит  от
отдельных  выдающихся   личностей,   к-рые   сами   зависят   от   общих
.закономерностей   социального   развития,   от    противоречий    между
общественно-политич. силами. В реалистич. Т. история предста„т  во  всей
конкретности, правдиво и ярко  изображаются  представители  определ„нных
классов и социальных  групп.  В  Т.  этого  времени,  как  правило,  нет
традиционной фигуры героя, вокруг к-рого строится действие.
   В сер. 19  в.  драматурги  возвращаются  к  показу  судьбы  отдельной
личности  через  конфликты  большого  социально-историч.  значения.   К.
Гуцков, Ф. Хеббель, О.  Людвиг,  А.  К.  Толстой,  Г.  Ибсен  (в  период
создания им национально-романтпч. и исторпч. Т.) демонстрируют  бессилие
личности,  невозможность  изменить   что-либо   в   историч.   процессе.
Постепенно намечается новая тенденция -  выявлять  трагизм  повседневной
жизни обыкновенных рядовых людей (пьесы  Хеббеля,  Людвига).  Сферой  Т.
вновь, как в 18 в., становится бурж. быт. Но в отличие от пьес, в центре
к-рых - величественные события исторпч. характера,-бурж.  Т.  называются
авторами "драмой", их содержанием по существу  является  трагизм  жизни.
Наиболее значит, трагич.  драмы  создал  Г.  Ибсен,  показавший  трагич.
жизненные противоречия в семейных и обществ, отношениях в бурж. обществе
("Нора", "Бранд", "Враг  народа"  и  др.).  По  тому  же  пути  ид„т  Г.
Гауптман. Наряду с пьесами из бурж. быта Гауптман создал первую политич.
Т. "Ткачи"-о революц. борьбе рабочего класса. В бурж. драматургии  конца
19  в.  проявилась  присущая  натурализму  тенденция   объяснять   корни
трагического  био-логич.  природой   человека.   Драматурги   стремились
показать трагическое, как явление, присущее жизни всех людей. Но трагизм
в бытовой Т. оказался сниженным, лиш„нным  поэтич.  ореола;  мн.  авторы
пытались научно объяснить  трагич.  конфликты  действительности  в  духе
философии позитивизма.
   В драматургии символистов (см. Символизм) конца  19  -начала  20  вв.
происходит возрождение поэтич. Т. Даже в тех случаях,  когда  драматурги
пишут их прозой, в них ощущается лирич. начало, им  присущи  образность,
метафоричность  языка.  М.  Метерлинк,  О.  Уайльд,  Г.  Д'Аннунцио,  Э.
Верхарн, А. Блок, В. Брюсов, И. Анненский  изображали  людей,  одержимых
могучими  и  роковыми  страстями,  тщетно  пытающихся   утвердить   свою
индивидуальность в жестоком и  бездушном  мире.  Страсти  героев  подчас
вступают в конфликт с моралью, и в  таких  случаях  утверждение'личности
мыслится в форме нарушения  офи'  циальной  нравственности  бурж.  мира.
Однако в драматургии символистов человек не способен противостоять миру,
он - игрушка в руках мистич.  сил.  Поэтич.  оболочка  символистских  Т.
нередко прикрывала  упадочные  мотивы,  присущие  мировоззрению  нек-рых
писателей этого направления.
   В  драматургии  20  в.  заметно  стремление  возродить  поэтич.   Т.,
приближающуюся к образцам классич. или  романтич.  Т.  прошлого.  Поиски
монументальных   форм,   стремление   вернуть    Т.    масштабность    и
величественность тесно связаны с  историч.  событиями,  потрясшими  мир.
Мировые   войны,   Великая   Октябрьская   социалистич.   революция    и
национально-освободит. революц. движения во мн. странах обнажили  борьбу
старого и нового, поставили  перед  человечеством  вопрос  о  дальнейших
судьбах общества, цивилизации,  культуры.  В  этих  условиях  выдающиеся
драматурги обратились  к  жянру  Т.  Были  созданы  произв.,  отразившие
противоречивые социальные и идейные тенденции эпохи. Революц.  тенденции
в драматургии выразили: А. В. Луначарский, М. Горький, К. А. Трен„в,  В.
В. Вишневский, А. Е. Корнейчук, Р. Роллан,  Ш.  0'Кейси,  Ф.  Вольф,  В.
Брехт.  В  разных  манерах  -  реалистической  ро-мантико-символистской,
экспрессионистской - драматурги отражали революц. сдвиги 20 в.,  героич.
характер борьбы нар. масс, трагизм  судьбы  героев,  погибающих  во  имя
победы новых начал жизни.  В  одних  случаях  Т.  выражала  тенденцию  к
созданию обобщ„нного образа  народа,  в  других  -  стремление  выделить
индивидуальные героич. судьбы, выражающие  трагич.  противоречия  эпохи.
Бурж. об-во выдвинуло художников, написавших консервативно-охранительные

Страницы: «« « 2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303  2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия