|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 » »» степени возродились элементы просветительского классицизма. Не следуя
строго правилу тр„х единств, а иногда отказываясь от него, Г„те и Шиллер
создали Т. огромного социаль-яо-фплософского содержания, гл. действ,
лица выступают в них как выразители неких общих тенденций, с одной
стороны - деспотизма, с другой - свободолюбия, героизма и т. п. В
трагедиях Г„те и Шиллера получили выражение большие идейные конфликты,
герои их - сознательные поборники определ„нных принципов. Драм. развитие
идеи -составляет основу великого творения Г„те - философской Т. "Фауст".
Драматурги романтизма во Франции, Италии, Англии начали с разрушения
поэтики Т. 17-18 вв. (в Германии оно было начато раньше, в период "Бури
и натиска"). Особенно острый характер приняла борьба против
классицистской Т. во Франции. Были отвергнуты правила единства места и
времени, единство действия стали толковать расширительно. Рационализму
классицистов романтики противопоставляли эмоциональность. Романтики не
принимали и прозаизм бурж. Т., они вернули Т. стихотворную форму речи,
наполнив е„ лиризмом. Центр, конфликт роман-тич. Т.- столкновение
личности и общества, в к-ром гос-во, власть, общество выступают как
силы, губительные для человека, требующие от него отказа от своей
индивидуальности. Если в Т. просветителей 18 в. герои выступают как
поборники общих нравственных и гражданских принципов, то герои
романтиков-яркие личности, борющиеся за частные интересы, нередко
стоящие вне общества и не признающие над собой его законов. Романтич.
герой - всегда бунтарь, борющийся в одиночку против определ„нного
социального строя. В романтич. трагедиях В. Гюго, А. де Виньи, Дж.
Байрона, А. Мюссе, Г. Гейне получил выражение протест против подавления
личности, е„ нивелировки в аристократич. и бурж. обществе. Историч. и
вымышленные сюжеты романтич. Т. отличаются исключительностью драм.
ситуаций, они далеки от повседневного быта, герои и их чувства крайне
экзальтированы. В Т. романтиков отсутствуют реальные жизненные ситуации
и конфликты.
Эпоха-бурж. революций и национально-освободит. движений определила
возникновение не только романтизма, но и реализма, в лит-ре и иск-ве. В
1-й пол. 19 в. появляется реалистическая Т. социально-историческая Т.
Лучшие образцы е„: "Жакерия" Мериме, "Борис Годунов" Пушкина, "Смерть
Дантона" Бюхнера. В этих Т. основу составляет изображение трагич.
периодов истории, гл. герои в них - не отдельные личности, а массы людей
и в первую очередь народ. Трагедия народа, терпящего поражение в
революции, живущего в эпоху смуты и безвременья, или запутавшегося в
противоречиях революции, не сумевшей покончить с неравенством и
социальной несправедливостью - таково гл. содержание этих Т. Вместе с
тем авторы реалистич. Т. показывают, что ход истории не зависит от
отдельных выдающихся личностей, к-рые сами зависят от общих
.закономерностей социального развития, от противоречий между
общественно-политич. силами. В реалистич. Т. история предста„т во всей
конкретности, правдиво и ярко изображаются представители определ„нных
классов и социальных групп. В Т. этого времени, как правило, нет
традиционной фигуры героя, вокруг к-рого строится действие.
В сер. 19 в. драматурги возвращаются к показу судьбы отдельной
личности через конфликты большого социально-историч. значения. К.
Гуцков, Ф. Хеббель, О. Людвиг, А. К. Толстой, Г. Ибсен (в период
создания им национально-романтпч. и исторпч. Т.) демонстрируют бессилие
личности, невозможность изменить что-либо в историч. процессе.
Постепенно намечается новая тенденция - выявлять трагизм повседневной
жизни обыкновенных рядовых людей (пьесы Хеббеля, Людвига). Сферой Т.
вновь, как в 18 в., становится бурж. быт. Но в отличие от пьес, в центре
к-рых - величественные события исторпч. характера,-бурж. Т. называются
авторами "драмой", их содержанием по существу является трагизм жизни.
Наиболее значит, трагич. драмы создал Г. Ибсен, показавший трагич.
жизненные противоречия в семейных и обществ, отношениях в бурж. обществе
("Нора", "Бранд", "Враг народа" и др.). По тому же пути ид„т Г.
Гауптман. Наряду с пьесами из бурж. быта Гауптман создал первую политич.
Т. "Ткачи"-о революц. борьбе рабочего класса. В бурж. драматургии конца
19 в. проявилась присущая натурализму тенденция объяснять корни
трагического био-логич. природой человека. Драматурги стремились
показать трагическое, как явление, присущее жизни всех людей. Но трагизм
в бытовой Т. оказался сниженным, лиш„нным поэтич. ореола; мн. авторы
пытались научно объяснить трагич. конфликты действительности в духе
философии позитивизма.
В драматургии символистов (см. Символизм) конца 19 -начала 20 вв.
происходит возрождение поэтич. Т. Даже в тех случаях, когда драматурги
пишут их прозой, в них ощущается лирич. начало, им присущи образность,
метафоричность языка. М. Метерлинк, О. Уайльд, Г. Д'Аннунцио, Э.
Верхарн, А. Блок, В. Брюсов, И. Анненский изображали людей, одержимых
могучими и роковыми страстями, тщетно пытающихся утвердить свою
индивидуальность в жестоком и бездушном мире. Страсти героев подчас
вступают в конфликт с моралью, и в таких случаях утверждение'личности
мыслится в форме нарушения офи' циальной нравственности бурж. мира.
Однако в драматургии символистов человек не способен противостоять миру,
он - игрушка в руках мистич. сил. Поэтич. оболочка символистских Т.
нередко прикрывала упадочные мотивы, присущие мировоззрению нек-рых
писателей этого направления.
В драматургии 20 в. заметно стремление возродить поэтич. Т.,
приближающуюся к образцам классич. или романтич. Т. прошлого. Поиски
монументальных форм, стремление вернуть Т. масштабность и
величественность тесно связаны с историч. событиями, потрясшими мир.
Мировые войны, Великая Октябрьская социалистич. революция и
национально-освободит. революц. движения во мн. странах обнажили борьбу
старого и нового, поставили перед человечеством вопрос о дальнейших
судьбах общества, цивилизации, культуры. В этих условиях выдающиеся
драматурги обратились к жянру Т. Были созданы произв., отразившие
противоречивые социальные и идейные тенденции эпохи. Революц. тенденции
в драматургии выразили: А. В. Луначарский, М. Горький, К. А. Трен„в, В.
В. Вишневский, А. Е. Корнейчук, Р. Роллан, Ш. 0'Кейси, Ф. Вольф, В.
Брехт. В разных манерах - реалистической ро-мантико-символистской,
экспрессионистской - драматурги отражали революц. сдвиги 20 в., героич.
характер борьбы нар. масс, трагизм судьбы героев, погибающих во имя
победы новых начал жизни. В одних случаях Т. выражала тенденцию к
созданию обобщ„нного образа народа, в других - стремление выделить
индивидуальные героич. судьбы, выражающие трагич. противоречия эпохи.
Бурж. об-во выдвинуло художников, написавших консервативно-охранительные
Страницы: «« « 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |