Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 » »» степени возродились элементы просветительского классицизма. Не следуя строго правилу тр„х единств, а иногда отказываясь от него, Г„те и Шиллер создали Т. огромного социаль-яо-фплософского содержания, гл. действ, лица выступают в них как выразители неких общих тенденций, с одной стороны - деспотизма, с другой - свободолюбия, героизма и т. п. В трагедиях Г„те и Шиллера получили выражение большие идейные конфликты, герои их - сознательные поборники определ„нных принципов. Драм. развитие идеи -составляет основу великого творения Г„те - философской Т. "Фауст". Драматурги романтизма во Франции, Италии, Англии начали с разрушения поэтики Т. 17-18 вв. (в Германии оно было начато раньше, в период "Бури и натиска"). Особенно острый характер приняла борьба против классицистской Т. во Франции. Были отвергнуты правила единства места и времени, единство действия стали толковать расширительно. Рационализму классицистов романтики противопоставляли эмоциональность. Романтики не принимали и прозаизм бурж. Т., они вернули Т. стихотворную форму речи, наполнив е„ лиризмом. Центр, конфликт роман-тич. Т.- столкновение личности и общества, в к-ром гос-во, власть, общество выступают как силы, губительные для человека, требующие от него отказа от своей индивидуальности. Если в Т. просветителей 18 в. герои выступают как поборники общих нравственных и гражданских принципов, то герои романтиков-яркие личности, борющиеся за частные интересы, нередко стоящие вне общества и не признающие над собой его законов. Романтич. герой - всегда бунтарь, борющийся в одиночку против определ„нного социального строя. В романтич. трагедиях В. Гюго, А. де Виньи, Дж. Байрона, А. Мюссе, Г. Гейне получил выражение протест против подавления личности, е„ нивелировки в аристократич. и бурж. обществе. Историч. и вымышленные сюжеты романтич. Т. отличаются исключительностью драм. ситуаций, они далеки от повседневного быта, герои и их чувства крайне экзальтированы. В Т. романтиков отсутствуют реальные жизненные ситуации и конфликты. Эпоха-бурж. революций и национально-освободит. движений определила возникновение не только романтизма, но и реализма, в лит-ре и иск-ве. В 1-й пол. 19 в. появляется реалистическая Т. социально-историческая Т. Лучшие образцы е„: "Жакерия" Мериме, "Борис Годунов" Пушкина, "Смерть Дантона" Бюхнера. В этих Т. основу составляет изображение трагич. периодов истории, гл. герои в них - не отдельные личности, а массы людей и в первую очередь народ. Трагедия народа, терпящего поражение в революции, живущего в эпоху смуты и безвременья, или запутавшегося в противоречиях революции, не сумевшей покончить с неравенством и социальной несправедливостью - таково гл. содержание этих Т. Вместе с тем авторы реалистич. Т. показывают, что ход истории не зависит от отдельных выдающихся личностей, к-рые сами зависят от общих .закономерностей социального развития, от противоречий между общественно-политич. силами. В реалистич. Т. история предста„т во всей конкретности, правдиво и ярко изображаются представители определ„нных классов и социальных групп. В Т. этого времени, как правило, нет традиционной фигуры героя, вокруг к-рого строится действие. В сер. 19 в. драматурги возвращаются к показу судьбы отдельной личности через конфликты большого социально-историч. значения. К. Гуцков, Ф. Хеббель, О. Людвиг, А. К. Толстой, Г. Ибсен (в период создания им национально-романтпч. и исторпч. Т.) демонстрируют бессилие личности, невозможность изменить что-либо в историч. процессе. Постепенно намечается новая тенденция - выявлять трагизм повседневной жизни обыкновенных рядовых людей (пьесы Хеббеля, Людвига). Сферой Т. вновь, как в 18 в., становится бурж. быт. Но в отличие от пьес, в центре к-рых - величественные события исторпч. характера,-бурж. Т. называются авторами "драмой", их содержанием по существу является трагизм жизни. Наиболее значит, трагич. драмы создал Г. Ибсен, показавший трагич. жизненные противоречия в семейных и обществ, отношениях в бурж. обществе ("Нора", "Бранд", "Враг народа" и др.). По тому же пути ид„т Г. Гауптман. Наряду с пьесами из бурж. быта Гауптман создал первую политич. Т. "Ткачи"-о революц. борьбе рабочего класса. В бурж. драматургии конца 19 в. проявилась присущая натурализму тенденция объяснять корни трагического био-логич. природой человека. Драматурги стремились показать трагическое, как явление, присущее жизни всех людей. Но трагизм в бытовой Т. оказался сниженным, лиш„нным поэтич. ореола; мн. авторы пытались научно объяснить трагич. конфликты действительности в духе философии позитивизма. В драматургии символистов (см. Символизм) конца 19 -начала 20 вв. происходит возрождение поэтич. Т. Даже в тех случаях, когда драматурги пишут их прозой, в них ощущается лирич. начало, им присущи образность, метафоричность языка. М. Метерлинк, О. Уайльд, Г. Д'Аннунцио, Э. Верхарн, А. Блок, В. Брюсов, И. Анненский изображали людей, одержимых могучими и роковыми страстями, тщетно пытающихся утвердить свою индивидуальность в жестоком и бездушном мире. Страсти героев подчас вступают в конфликт с моралью, и в таких случаях утверждение'личности мыслится в форме нарушения офи' циальной нравственности бурж. мира. Однако в драматургии символистов человек не способен противостоять миру, он - игрушка в руках мистич. сил. Поэтич. оболочка символистских Т. нередко прикрывала упадочные мотивы, присущие мировоззрению нек-рых писателей этого направления. В драматургии 20 в. заметно стремление возродить поэтич. Т., приближающуюся к образцам классич. или романтич. Т. прошлого. Поиски монументальных форм, стремление вернуть Т. масштабность и величественность тесно связаны с историч. событиями, потрясшими мир. Мировые войны, Великая Октябрьская социалистич. революция и национально-освободит. революц. движения во мн. странах обнажили борьбу старого и нового, поставили перед человечеством вопрос о дальнейших судьбах общества, цивилизации, культуры. В этих условиях выдающиеся драматурги обратились к жянру Т. Были созданы произв., отразившие противоречивые социальные и идейные тенденции эпохи. Революц. тенденции в драматургии выразили: А. В. Луначарский, М. Горький, К. А. Трен„в, В. В. Вишневский, А. Е. Корнейчук, Р. Роллан, Ш. 0'Кейси, Ф. Вольф, В. Брехт. В разных манерах - реалистической ро-мантико-символистской, экспрессионистской - драматурги отражали революц. сдвиги 20 в., героич. характер борьбы нар. масс, трагизм судьбы героев, погибающих во имя победы новых начал жизни. В одних случаях Т. выражала тенденцию к созданию обобщ„нного образа народа, в других - стремление выделить индивидуальные героич. судьбы, выражающие трагич. противоречия эпохи. Бурж. об-во выдвинуло художников, написавших консервативно-охранительные Страницы: «« « 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 2311 2312 2313 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |