Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301  2302   2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  » »»

губительным последствиям [напр., желание Эдипа  узнать,  кто  виновен  в
несчастии его народа ("Царь Эдип" Софокла), любовь Ромео и Джульетты (о.
п. Шекспира), Фердинанда и  Луизы  ("Коварство  и  любовь"),  стремление
Брута спасти республику от тирана ("Юлий Цезарь" Шекспира)].  Вследствие
несовершенства жизни и чистые,  возвышенные  чувства  также  оказываются
гибельными для героев. Героем Т. может  быть  и  человек,  попавший  под
влияние дурных чувств и стремлений. Подлинно трагич. героями оказываются
люди, к-рые совершают роковые  ошибки  и  даже  преступления,-  ревнивец
Отелло, одержимая страстью Федра (о. п.  Расина),  честолюбивый  Макбет.
Великие драматурги создают Т. не с целью  осуждения,  а  со  стремлением
понять трагич. героев истории или  историч.  предания.  В  разные  эпохи
драматургия возвращается к одним и тем же героям  и  трагич.  ситуациям.
Проме-тей ("Прометей прикованный" Эсхила), царь Эдип,  Антигона  (о.  п.
Софокла), Орест (о. п. Еврипида), Фауст (о. п. Г„те), Юлий Цезарь (о. п.
Шекспира) представляют вечный интерес, ибо в их судьбах, как и в судьбах
др. трагич. героев, сосредоточены вечные жизненные проблемы, на к-рые  в
разные времена и с разных идейных позиций даются ответы. Но  эти  ответы
никогда не бывают окончательными и исчерпывающими.
   Т. возбуждает чувства, мысли, созда„т напряжение душевных сил зрителя
и доставляет радость или эстетич. наслаждение. В древности считали,  что
Т. имела своего рода целительную силу и "очищала" от  разл.  страстей  и
аффектов (см. Катарсис). Большинство мыслителей нового времени  считает,
что Т. расширяет и углубляет духовный мир зрителей, стимулирует душевную
и интеллектуальную деятельность человека, обогащает его  жизнь  идеалами
высокой   человечности.   Общественно   воспитательное    значение    Т.
определяется тем, что она изображает, каким великим и  прекрасным  может
быть человек в страдании, в самых тяж„лых жизненных положениях. Создание
Т.  требует  от  е„  автора  глубокой,  обобщающей  силы  мысли,  особой
выразительности и монументальности  слова,  строгого  чувства  меры.  По
сравнению с др.  видами  драматургии,  напр.  комедией,  Т.  развивалась
неравномерно. Е„ расцвет приходится на ранние эпохи  культурной  истории
человечества, как это было отмечено К. Марксом.
   Т. возникла в Др. Греции, где появилось и само  название  этого  вида
драмы, указывающее на происхождение Т. от  языч.  религиозного  ритуала,
связанного с жертвоприношением. Аристотель писал, что  Т.  произошла  от
дифирамба и от сатировских пьес. Уч„ные пришли к убеждению,  что  истоки
Т. - в языч. обрядах, связанных с представлениями  о  смене  в  природе:
расцвете и увядании, рождении и смерти. Идея гибели и  следующего  затем
обновления жизни составляет духовную  основу  Т.  Возникновение  Т.  как
художеств. жанра связано с таким периодом развития  античного  общества,
когда старое  религиозное  мировоззрение  стало  подвергаться  сомнению,
возникли  новые  философские  учения.  Древнегреч.  Т.-ярчайшее  явление
мировой художеств.  культуры,  она  заложила  основы  жанра  Т.  В  этод
песенно-лирич. драме изображались не столько  трагич.  события,  сколько
отношение к ним персонажей, число к-рых было ограниченным. (Сами события
- битвы, убийства и т. п., происходили либо до начала действия, либо  за
сценой, и о них рассказывали герои пьесы или вестники). По мере эволюции
греч. Т. уменьшалась роль  хора  и  возрастало  значение  индивидуальных
персонажей (число их могло достигать десяти, но  одновременно  выступало
не  больше  тр„х).  Композиция  греч.  Т.  была  построена  на   строгом
чередовании хоровых выступлений и речей  персонажей.  Греч.  Т.  присуще
обобщ„нное   изображение   человеч.   характеров,   богатство   идейного
содержания.  В  ней  с  большой  обобщающей  силой  отражены   конфликты
государственные, идейные,  семейные.  Осн.  источник  сюжетов  др.-греч.
Т.-мифы, но были и Т., написанные на  совр.  сюжеты  ("Персы"  Эсхила  и
др.). Не только песенно-лирич. строй др.-греч. Т. определял  е„  высокую
поэтичность. Поэтичным был и сам взгляд греков на  природу  и  человека.
Наивные анимистич. представления сочетались в Т. с глубокой  философской
мыслью и изощр„нной софистикой (см. Древнегреческая драматургия).
   Римская Т., сохраняя внешние формы греч. Т., отличается  от  не„  гл.
обр. показом ужасных и кровавых злодеяний, внешними эффектами.  Это  уже
не  песенно-хоровая,  а  литературная  Т.  Мн.   Т.   (Сенеки   и   др.)
предназначались не для сцены, а для чтения.
   После многовекового перерыва Т. возникла снова в эпоху Возрождения  в
Италии (см. Итальянская драматургия), а затем в др. странах Зап. Европы.
Новая Т. заимствовала у древней  лишь  отдельные  элементы,  значительно
видоизменив е„ форму. Наиболее значит, образцы Т. в конце 16-нач. 17 вв.
появились в Англии (см. Английская драматургия  К.  Марло  У.  Шекспир).
Англ. драматурги отказались от строгого единства действия,  характерного
для античной Т. Они изображали события, происходившие  на  '  протяжении
длительного периода времени, действие протекало в разных местах,  в  н„м
участвовали   многочисл.    персонажи,    хотя    и    здесь    действие
концентрировалось вокруг одного или двух гл. персонажей.  Мн.  англ.  Т.
отличаются сложностью композиции, имеющей две и три  параллельные  линии
действия. Большая динамичность англ. Т. проявлялась  в  обилии  событий,
составлявших непосредственное содержание пьес,  в  том,  что  почти  все
события, включая битвы и  убийства,  происходили  непосредственно  перед
зрителями. Основу сюжетов англ. Т. составляли не мифы, а события истории
и легенды, к-рым придавалось  значение  реально  происходивших  событий.
Если в античных Т. человек зависел  от  божественных  сил  и  сами  боги
иногда непосредственно влияли на его судьбу,  то  ренессансная  Т.  была
свободна от наивно-религиозных представлений. Но и  для  не„  характерно
понятие о некоем  единстве  всего  космического  строя  жизни.  Ощущение
единства  мировой  жизни  создавало  поэтич.  основу  драматургии  эпохи
Возрождения (особенно  конца  эпохи).  В  англ.  Т.  и  прежде  всего  у
величайшего драматурга Шекспира  в  центре  конфликта  -  многосторонняя
ти-танич. личность, в ходе действия раскрывается  сложнейшая  диалектика
душевной жизни, глубокие противоречия характера героя. Как и в др.-греч.
Т., герои Шекспира многообразно связаны с окружающим  их  обществом,  но
конфликты, в к-рых они участвуют, отражают  усложн„нность  жизни  нового
времени. Социально-философская значимость Т. Шекспира столь  же  велика,
как  и  греч.  Т.,  но  человеческие  характеры  здесь  более  сложны  и
индивидуализированы.  Герои  античных   Т.,   воплощающие   определ„нные
человеч. типы, более  просты,  однолинейны,  тогда  как  герои  Шекспира
наделены внутренне сложным, противоречивым характером.
   Исп. драма "золотого  века"  (см.  Испанская  драматургия  Л.  Ф.Вега
Карпъо, Кальдерой де ла Барка) из-за  господства  католицизма  приобрела
особый характер. Ряд произв. исп.  драматургов  этого  времени:  "Фуэнте
овехуна" ("Овечий источник") Лопе де Вега, "Жизнь есть сон"  Кальдерона,
имеет  в  своей  основе  трагедийные  конфликты,  в   них   сталкиваются

Страницы: «« « 2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301  2302   2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия