Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305   2306  » »»

   Роли: Фароруриди, Пордаке ("Потерянное письмо", "Во время  карнавала"
И. Л. Караджале), Рэдеш ("Рэзван и Видра Хашдеу), Зелик  Шор  ("Манасса"
Романа), Лэкустэ-Воевода ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Арган ("Мнимый
больной"), Фигаро и др.
   ТОПАНОВ, Александр Михайлович (1903-1959) - хакасский сов. драматург.
Один из основоположников хакасской сов. лит-ры. Лит. деятельность  начал
в  1920.  Принимал  активное  участие  в   работе   кружков   художеств.
самодеятельности. Создал в Абакане кружок "Синей блузы", на базе  к-рого
в  1931  был  осн.  Хакасский  нац.  т-р,  и   был   первым   художеств.
руководителем этого т-ра и акт„ром. Автор пьес: "С грамотой  без  нужды"
(соч. 1928; пост. 1932, Хакасский нац. т-р),  "Чертополох"  (1932),  "От
ружья к трактору" (1933, там же),  "Классовые  враги"  (1933,  там  же),
"Бабий выигрыш" (1938, там же). Пьесы Т. показывают классовую  борьбу  в
деревне в период коллективизации, старое и  новое  в  жизни  хакасов.  В
период Отечеств, войны Т. написал одноактные  пьесы  "Кровь  за  кровь",
"Стальные сердца", "Месть". Написал (совм. с Н.  М.  Зингеровским)  муз.
комедию "Одураченный Хорхло (1942, там же), в к-рой  широко  использовал
хакасский фольклор.
   Лит.: Трояков П., Очерки развития хакасской литературы, Абакан, 1963;
его     же.     Хакасская     драматургия,      "Записки      Хакасского
научно-исследовательского института языка, литературы и истории",  1958,
вып. VI.
   Д. Ив.
   ТОПЕНГ - индонез. традиционный театр масок. Получил развитие в раннем
средневековье.  Испытал  влияние  инд.  иск-ва.   Сюжеты   представлений
заимствуются из древнеинд. эпоса "Рамаяна"  и  "Махаб-харата",  а  также
разл. легенд и  историч.  хроник.  Наиболее  распространены  яванская  и
балийская театр. форма Т.-ваянг. В этих представлениях часто  гротесково
изображаются традиционные  герои  -  надменные  раджи,  отважные  воины,
лукавые царедворцы и др.
   Т. называют также маску, к-рую носят акт„ры этого  т-ра  (сделана  из
дерева и раскрашена). Во время представления акт„р держит  маску  зубами
за деревянную ручку или кожаный ремешок, прикрепл„нный к задней  стенке.
Акт„р  в  силу  этого  лиш„н  возможности   говорить   и   представление
сопровождает ведущий, к-рый носит полумаску. Сценич. образы Т. статичны,
игра акт„ров условна. В спектакль вводятся танц. сцены. На острове  Бали
Т. используют также акт„ры (паджечаны), каждый  акт„р  играет  несколько
ролей и по ходу спектакля меняет маски.
   Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л.,1929;
"Budaya", Djokjakarta, 1957, .ј 6; Wagner F. A., Indonesia. The  art  of
an island group (Methnen), L., 1959. Д. Д.
   . ТОПОЛ (Topol.), Йосеф (р. 1.1 V. 1935) - чехословацкий драматург. В
1955 окончил Академию иск-в (АМУ) в  Праге.  Будучи  студентом,  написал
драматич. поэму "Полночный ветер" (1955, Художеств. т-р  армии,  Прага).
Пьесы Т.: "Их день"  (1959,  Нац.  т-р,  Прага),  посв.  совр.  молод„жи
Чехословакии,  "Конец  мясопуста"  (1963,  Т-р  им.  Стнбора,   Оломоуи)
рассказывают о крахе индивидуализма; "Кошка на рельсах" (1965,  "Т-р  За
браной",  Прага)  раскрывает  духовный  мир  молодого  поколения   совр.
Чехословакии. В  своих  пьесах  Т.  стремится  к  психологич.  обрисовке
образов,  детальной  разработке  характеров,   философскому   осмыслению
проблем современности. Перев„л для пражского  Нац.  т-ра  пьесы  "Чайка"
Чехова и "Ромео и Джульетта" Шекспира.
   Соч.: "Pulnocni vitr", Praha, 1956; "Jejich den", Praha, 19в0; "Konec
masopustu", Divadlo, 1963, ј 5; "Kocka na kolejich", "Divadlo", 1965,  ј
2.
   Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М.. 1962. Д. Сол.
   ТОПОРКОВ, Афанасий Яковлевич (ок.1727-1761)- рус.  артист  балета.  В
1738-42 обучался в танц. школе Ж. Б. Ланде (первый набор). По  окончании
школы вош„л в состав первой рус.  балетной  труппы.  Выступал  в  т.  н.
"серь„зных" балетах на пасторальные  и  мифологич.  сюжеты,  к-рые  были
пост. Ланде и А. Ринальди (Фоссано), а также  в  аллегорич.  балетах.  С
1752 - придворный танцмейстер.
   Лит.'. Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, Л.,  1935;
Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т.  1,
Л., 1938; К р а-совская В., Русский балетный театр от  возникновения  до
середины XIX века, Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета,
М., 1965. Г. Ш.
   ТОПОРКОВ, Василий Осипович [р. 4(16).III.1889]- рус. сов. акт„р. Нар.
арт. СССР (1948). Доктор искусствоведения (1965). В 1909 окончил Петерб.
театр. уч-ще. В 1909-14-акт„р  Петерб.  т-ра  Лит.-художеств.  об-ва.  С
успехом сыграл роль Платона Каратаева ("Война и мир" по Л. Н. Толстому).
В 1919-27 работал в б. Т-ре Корша. Играл  гл.  обр.  характерные,  часто
комедийные  роли:  Труф-фальдино  ("Слуга  двух  господ"),   Бальзаминов
("Женитьба  Бальзампнова"  Островского),  капитан  Христоферсон   ("Анна
Кристи" О'Нила), Сан-чо Пансо ("Освобожд„нный Дон Кихот"  Луначарского).
С 1927 работает во МХАТе.
   Т.-акт„р широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего  и
внутреннего перевоплощения.  Одно  из  его  основных  качеств  -  умение
довести характерность каждой роли, сущность его героя "до высшей  меры",
по выражению К. С. Станиславского.  Игра  акт„ра  отличается  предельной
органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Первые  акт„рские
работы Т. во МХАТе,  подготовленные  под  рук.  Станиславского,-  кассир
Ванечка ("Растратчики" Катаева, 1928) и Чичиков ("М„ртвые души",  1932).
С  глубоким  проникновением  в  природу  творчества  Гоголя  Т.   сыграл
Чичикова; он создал образ авантюриста-приобретателя, основанный на ясном
социальном анализе явлений, отличавшийся тонким психологич. рисунком. То
же сочетание беспощадности психологич.  анализа  и  л„гкости,  изящества
комедийной формы продемонстрировал Т. в роли  одураченного,  доверчивого
Оргона ("Тартюф", 1939). Образ страстного  мечтателя,  человека  высокой
принципиальности  и  чистоты  создал   Т.,   играя   роль   председателя
горисполкома коммуниста Береста  ("Платон  Кречет",  1935).  Одержимость
человека, отдающего все силы труду, передал Т.  в  роли  геолога  Мориса
("Глубокая разведка" Крона, 1943;
   Гос. пр. СССР, 1946). Значительными в творчестве  акт„ра  были  такие
разнохарактерные образы,  как  маскирующийся  контрреволюционер  Антонов
("Земля" Вирты, 1937), агент царской  охранки  Битков  ("Последние  дни"
Булгакова, 1943), Аркашка Счастливцев  (1948),  грустнонелепый  Епиходов
("Вишн„вый сад", 1949),  философ  Эзоп  ("Лиса  и  виноград"  Фигейреду,
1958), Мак ("Над  Днепром"  Корнейчука,  1961).  Одна  из  лучших  ролей
Т.са-тирич.  образ   профессора   Кругосветлова   ("Плоды   просвещения"

Страницы: «« « 2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305   2306  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия