Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 » »» Роли: Фароруриди, Пордаке ("Потерянное письмо", "Во время карнавала" И. Л. Караджале), Рэдеш ("Рэзван и Видра Хашдеу), Зелик Шор ("Манасса" Романа), Лэкустэ-Воевода ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Арган ("Мнимый больной"), Фигаро и др. ТОПАНОВ, Александр Михайлович (1903-1959) - хакасский сов. драматург. Один из основоположников хакасской сов. лит-ры. Лит. деятельность начал в 1920. Принимал активное участие в работе кружков художеств. самодеятельности. Создал в Абакане кружок "Синей блузы", на базе к-рого в 1931 был осн. Хакасский нац. т-р, и был первым художеств. руководителем этого т-ра и акт„ром. Автор пьес: "С грамотой без нужды" (соч. 1928; пост. 1932, Хакасский нац. т-р), "Чертополох" (1932), "От ружья к трактору" (1933, там же), "Классовые враги" (1933, там же), "Бабий выигрыш" (1938, там же). Пьесы Т. показывают классовую борьбу в деревне в период коллективизации, старое и новое в жизни хакасов. В период Отечеств, войны Т. написал одноактные пьесы "Кровь за кровь", "Стальные сердца", "Месть". Написал (совм. с Н. М. Зингеровским) муз. комедию "Одураченный Хорхло (1942, там же), в к-рой широко использовал хакасский фольклор. Лит.: Трояков П., Очерки развития хакасской литературы, Абакан, 1963; его же. Хакасская драматургия, "Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории", 1958, вып. VI. Д. Ив. ТОПЕНГ - индонез. традиционный театр масок. Получил развитие в раннем средневековье. Испытал влияние инд. иск-ва. Сюжеты представлений заимствуются из древнеинд. эпоса "Рамаяна" и "Махаб-харата", а также разл. легенд и историч. хроник. Наиболее распространены яванская и балийская театр. форма Т.-ваянг. В этих представлениях часто гротесково изображаются традиционные герои - надменные раджи, отважные воины, лукавые царедворцы и др. Т. называют также маску, к-рую носят акт„ры этого т-ра (сделана из дерева и раскрашена). Во время представления акт„р держит маску зубами за деревянную ручку или кожаный ремешок, прикрепл„нный к задней стенке. Акт„р в силу этого лиш„н возможности говорить и представление сопровождает ведущий, к-рый носит полумаску. Сценич. образы Т. статичны, игра акт„ров условна. В спектакль вводятся танц. сцены. На острове Бали Т. используют также акт„ры (паджечаны), каждый акт„р играет несколько ролей и по ходу спектакля меняет маски. Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л.,1929; "Budaya", Djokjakarta, 1957, .ј 6; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group (Methnen), L., 1959. Д. Д. . ТОПОЛ (Topol.), Йосеф (р. 1.1 V. 1935) - чехословацкий драматург. В 1955 окончил Академию иск-в (АМУ) в Праге. Будучи студентом, написал драматич. поэму "Полночный ветер" (1955, Художеств. т-р армии, Прага). Пьесы Т.: "Их день" (1959, Нац. т-р, Прага), посв. совр. молод„жи Чехословакии, "Конец мясопуста" (1963, Т-р им. Стнбора, Оломоуи) рассказывают о крахе индивидуализма; "Кошка на рельсах" (1965, "Т-р За браной", Прага) раскрывает духовный мир молодого поколения совр. Чехословакии. В своих пьесах Т. стремится к психологич. обрисовке образов, детальной разработке характеров, философскому осмыслению проблем современности. Перев„л для пражского Нац. т-ра пьесы "Чайка" Чехова и "Ромео и Джульетта" Шекспира. Соч.: "Pulnocni vitr", Praha, 1956; "Jejich den", Praha, 19в0; "Konec masopustu", Divadlo, 1963, ј 5; "Kocka na kolejich", "Divadlo", 1965, ј 2. Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М.. 1962. Д. Сол. ТОПОРКОВ, Афанасий Яковлевич (ок.1727-1761)- рус. артист балета. В 1738-42 обучался в танц. школе Ж. Б. Ланде (первый набор). По окончании школы вош„л в состав первой рус. балетной труппы. Выступал в т. н. "серь„зных" балетах на пасторальные и мифологич. сюжеты, к-рые были пост. Ланде и А. Ринальди (Фоссано), а также в аллегорич. балетах. С 1752 - придворный танцмейстер. Лит.'. Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935; Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К р а-совская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета, М., 1965. Г. Ш. ТОПОРКОВ, Василий Осипович [р. 4(16).III.1889]- рус. сов. акт„р. Нар. арт. СССР (1948). Доктор искусствоведения (1965). В 1909 окончил Петерб. театр. уч-ще. В 1909-14-акт„р Петерб. т-ра Лит.-художеств. об-ва. С успехом сыграл роль Платона Каратаева ("Война и мир" по Л. Н. Толстому). В 1919-27 работал в б. Т-ре Корша. Играл гл. обр. характерные, часто комедийные роли: Труф-фальдино ("Слуга двух господ"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзампнова" Островского), капитан Христоферсон ("Анна Кристи" О'Нила), Сан-чо Пансо ("Освобожд„нный Дон Кихот" Луначарского). С 1927 работает во МХАТе. Т.-акт„р широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего и внутреннего перевоплощения. Одно из его основных качеств - умение довести характерность каждой роли, сущность его героя "до высшей меры", по выражению К. С. Станиславского. Игра акт„ра отличается предельной органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Первые акт„рские работы Т. во МХАТе, подготовленные под рук. Станиславского,- кассир Ванечка ("Растратчики" Катаева, 1928) и Чичиков ("М„ртвые души", 1932). С глубоким проникновением в природу творчества Гоголя Т. сыграл Чичикова; он создал образ авантюриста-приобретателя, основанный на ясном социальном анализе явлений, отличавшийся тонким психологич. рисунком. То же сочетание беспощадности психологич. анализа и л„гкости, изящества комедийной формы продемонстрировал Т. в роли одураченного, доверчивого Оргона ("Тартюф", 1939). Образ страстного мечтателя, человека высокой принципиальности и чистоты создал Т., играя роль председателя горисполкома коммуниста Береста ("Платон Кречет", 1935). Одержимость человека, отдающего все силы труду, передал Т. в роли геолога Мориса ("Глубокая разведка" Крона, 1943; Гос. пр. СССР, 1946). Значительными в творчестве акт„ра были такие разнохарактерные образы, как маскирующийся контрреволюционер Антонов ("Земля" Вирты, 1937), агент царской охранки Битков ("Последние дни" Булгакова, 1943), Аркашка Счастливцев (1948), грустнонелепый Епиходов ("Вишн„вый сад", 1949), философ Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду, 1958), Мак ("Над Днепром" Корнейчука, 1961). Одна из лучших ролей Т.са-тирич. образ профессора Кругосветлова ("Плоды просвещения" Страницы: «« « 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |