Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290  2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300  » »»

окончил Моск. театр. уч-ще при Т-ре Революции  и  был  принят  в  труппу
этого т-ра  (ныне  моек.  Т-р  им.  Маяковского).  Особая  органичность,
простота,  обаяние  отличали  исполнение  ролей:  Милона  ("Недоросль"),
Варена ("Искусство карьеры" Скриба),  Меркуцио  ("Ромео  и  Джульетта"),
Тристана ("Собака на сене"). Наиболее близки творчеству Т. образы рус. и
совр. драматургии. Одна из его лучших работ в  30-е  гг.-  роль  мичмана
Кнорисса ("Гибель  эскадры"),  к-рого  Т.  трактовал  как  человека,  не
нашедшего верного пути в историч. ситуации. В ряде сов. пьес  Т.  создал
обаятельные образы  современников:  Сергей  Горлов  ("Фронт"),  Огоньков
("Москвичка" Гусева), Бантышев ("Лодочница"  Погодина),  Яша  ("Весна  в
Москве" Гусева).  Все  эти  простые  молодые  люди,  обладающие  сильным
мужественным характером, предшествовали роли Сергея  Тюленина  ("Молодая
гвардия"; Гос. пр. СССР, 1947), наиболее значительной работе Т.  в  40-е
гг. В этом образе соединились психологическое, бытовое и одухотвор„нное.
Среди работ 50- 60-х гг.: Пешек ("Прага оста„тся  моей"  Буряков-ского),
Михаил ("Зыковы"), Присыпкин ("Клоп"),  Кудряш  ("Гроза"),  Вадим  Троян
("Гостиница "Асторня"" Штейна), Ор„л ("Нас где-то ждут" Арбузова),  Иржи
Нечаса ("Поворот ключа" Кундеры).
   В 50-е гг. Т. начал выступать и как режисс„р,  его  лучшие  спектакли
отличаются пластич. и муз. выразительностью, яркостью,  остротой.  Среди
пост. Т.:
   "Поворот ключа" Кундеры (1963) и "Перебежчик" П. Тура (1964),  "Время
тревог" Чаковского (1966). В 1960-62 Т. был художественным руководителем
Московского т-ра им. Ленинского комсомола, затем возвратился в  Т-р  им.
Маяковского. Снимается в кино.
   До. пост.:  "Домик  на  окраине"  Арбузова  (1954),  "Кресло  Js  16"
Угрюмова (1957),  "Маленькая  студентка"  (1958)  и  "Голубая  рапсодия"
(1962)  Погодина,  "Время  любить"  Лас-кина  (1960)  -   в   Т-ре   им.
Маяковского;  "Цветы  живые"  Погодина  (1960)-в  Т-ре  им.   Ленинского
комсомола.
   Я. Вел.
   ТОЛСТОЙ, Алексей Константинович [24.VIII(5.IX). 1817,  Петербург,-28.
IX (10.X). 1875, Красный Рог  Мглинского  у.  Черниговской  губ.  ]-рус.
писатель, поэт, драматург. Род. в семье графа К.  А.  Толстого.  Получив
прекрасное домашнее образование, с детства увлекался поэзией, рано  стал
писать  стихи.  Лит.  деятельность  начал  в  1841  (фантастич.  повесть
"Упырь"). Вместе с братьями А.М. и  В.  М.  Жемчужниковыми  написал  под
коллективным псевд. Козьма Прутков ряд са-тирич. стихов, басен, пьес.  В
1851 на сцене Александрийского т-ра  была  пост.  комедия  Т.  и  А.  М.
Жемчужникова "Фантазия", запрещ„нная после первого же спектакля Николаем
I. В своих историч. произв.,  особенно  драм.  трилогии  "Смерть  Иоанна
Грозного" (1864), "Царь Ф„дор Иоанновпч" (1868),  "Царь  Борис"  (1870),
представляющей собой одно из выдающихся явлений драматургии 1860-х  гг.,
Т. допускал отклонения от история. правды, предпочитая  ей  психологич.,
"человеческую"  правду  характеров.  В  трилогии  отображена  насыщенная
сложными драматич. событиями эпоха рус. истории  конца  16-нач.  17  вв.
Глубина   реалистич.   образов,    острота    конфликтов,    гуманистич.
направленность,  открытое  неприятие  тирании,  деспотизма  (в  трилогии
убедительно звучит тема  обреч„нности  самовластия),  выразительность  и
красочность языка обеспечили этим драм. произв. (особенно трагедии "Царь
Ф„дор  Иоанновнч")  впоследствии  долгую  сценич.  жизнь.  Сво„  критич.
отношение к тирании Т. наиболее  ярко  выразила  1-й  части  трилогии  -
"Смерть Иоанна Грозного".  Но  не  видя  силы,  способной  противостоять
самодержавию, Т. изображает народ как стихийную,  грозную  и  неразумную
силу. Отсюда-трагический и даже пессимистич. характер трилогии. Но своим
художеств. достоинствам одна из лучших пьес Т. -  трагедия  "Царь  Ф„дор
Иоаннович". В центре пьесы - образ душевно чистого, доброго, но  слабого
человека,  беспомощного  правителя.  Конфликт   трагедии   строится   на
несовместимости высоких человеческих качеств с положением монарха.
   "Смерть Иоанна Грозного" в сокращенном цензурой виде впервые пост.  в
Александрийском т-ре  в  1867  в  бенефис  А.  А.  Нильского  (Годунов),
спектакль показывался на сцене Мариинского т-ра, в 1868-  в  Малом  т-ре
(Грозный - Шумский). Среди значительных пост. этой пьесы в сов. время  -
спектакль Центр, т-ра Сов. Армии (1966, Грозный - А.  А.  Попов).  Пьеса
"Царь Ф„дор Иоаннович" в течение 30 лет была запрещена цензурой. Впервые
пост. в 1898 в т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург; Ф„дор -  Орленев).
В том же году спектаклем "Царь Ф„дор Иоаннович" был открыт МХТ (Ф„дор  -
Москвин); впоследствии эту роль играли В. И. Качалов, Н. П.  Хмел„в,  Б.
Г. Добронравов. "Царь Борис" пост. в 1881 в Моск. т-ре Бренко, в 1898  -
в Александрийском т-ре, в 1899-в Малом. Пьесы Т. много  ставились  и  на
провинц. сцене, шли за границей (так, напр., роль Иоанна Грозного играли
Э. Росси, Э. Цаккони, Г. Ирвинг  и  др.).  Т.  принадлежат  также  драма
"Посадник" (1870, не завершена), действие которой происходит в 13  в.  в
Новгороде (1877, Александрийский т-р;  спектакль  показывался  на  сцене
Мариинского т-ра; 1878 - Малый т-р, в главной роли - Самарин; 1918 - там
же, в главной роли - Южин), драматическая поэма "Дон Жуан" (1862).
   Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1913; Пьесы, М., 1959.
   Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч.,  т.  1,
М., 1954; Труды Бахрушинского музея, М., 1941, с. 7-72, 36-43. Я. 3.
   ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII. 1882(10.1. 1883), г.  Николаевск
Самарской губ., ныне г. Пугач„в Саратовской обл.,-23.11. 1945, Москва] -
рус. сов. писатель, драматург. Академик (с 1939). Деп. Верх. Совета СССР
1-го созыва. В 1905-07 были напечатаны первые стихотворные  опыты  Т.  В
1908-12 Т. написал неск. фарсов и комедий, пьесу-сказку "Дочь колдуна  и
заколдованный   королевич"   (пост.    в    литературно-театр.    кабаре
"Лукоморье").  Пост.  пьесы  "Насильники"  (1913,  моек.   Малый   т-р),
критически  изображающей  рус.   поместное   дворянство,   вскоре   была
запрещена. Лучшая среди дореволюц. пьес Т.-"Касатка" (на  сюжет  собств.
рассказа "Неделя в Турен„ве", 1916, Моск. драм. т-р) - острая сатира  на
опустившихся дворян, проводящих жизнь в бесплодных разглагольствованиях.
В 20-е гг., обратившись к событиям недавнего прошлого, Т. написал (совм.
с литературоведом,  историком  П.  Е.  Щ„го-левым)  ряд  пьес.  "Заговор
императрицы" (1924, Т-р б.  Корш,  1925,  Ленингр.  Большой  драм.  т-р)
рассказывает  о  последних  днях  рус.  монархии,  о  закулисной   жизни
придворных кругов, пьеса "Азеф"  (1926,  моек.  Т-р  б.  Корш,  Ленингр.
Большой драм.  т-р)  показывает  предательскую  деятельность  известного
эсера-провокатора. Обе пьесы, хотя и основывались на исторпч. событиях и
были проникнуты  пафосом  разоблачения  самодержавного  строя,  политич.
ренегатства, написаны в  духе  эффектной  мелодрамы.  Более  значительна
масштабная, яркая по языку, оригинальная по композиции  драма  Т.  "П„тр

Страницы: «« « 2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290  2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия