|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 » »» окончил Моск. театр. уч-ще при Т-ре Революции и был принят в труппу
этого т-ра (ныне моек. Т-р им. Маяковского). Особая органичность,
простота, обаяние отличали исполнение ролей: Милона ("Недоросль"),
Варена ("Искусство карьеры" Скриба), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"),
Тристана ("Собака на сене"). Наиболее близки творчеству Т. образы рус. и
совр. драматургии. Одна из его лучших работ в 30-е гг.- роль мичмана
Кнорисса ("Гибель эскадры"), к-рого Т. трактовал как человека, не
нашедшего верного пути в историч. ситуации. В ряде сов. пьес Т. создал
обаятельные образы современников: Сергей Горлов ("Фронт"), Огоньков
("Москвичка" Гусева), Бантышев ("Лодочница" Погодина), Яша ("Весна в
Москве" Гусева). Все эти простые молодые люди, обладающие сильным
мужественным характером, предшествовали роли Сергея Тюленина ("Молодая
гвардия"; Гос. пр. СССР, 1947), наиболее значительной работе Т. в 40-е
гг. В этом образе соединились психологическое, бытовое и одухотвор„нное.
Среди работ 50- 60-х гг.: Пешек ("Прага оста„тся моей" Буряков-ского),
Михаил ("Зыковы"), Присыпкин ("Клоп"), Кудряш ("Гроза"), Вадим Троян
("Гостиница "Асторня"" Штейна), Ор„л ("Нас где-то ждут" Арбузова), Иржи
Нечаса ("Поворот ключа" Кундеры).
В 50-е гг. Т. начал выступать и как режисс„р, его лучшие спектакли
отличаются пластич. и муз. выразительностью, яркостью, остротой. Среди
пост. Т.:
"Поворот ключа" Кундеры (1963) и "Перебежчик" П. Тура (1964), "Время
тревог" Чаковского (1966). В 1960-62 Т. был художественным руководителем
Московского т-ра им. Ленинского комсомола, затем возвратился в Т-р им.
Маяковского. Снимается в кино.
До. пост.: "Домик на окраине" Арбузова (1954), "Кресло Js 16"
Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1958) и "Голубая рапсодия"
(1962) Погодина, "Время любить" Лас-кина (1960) - в Т-ре им.
Маяковского; "Цветы живые" Погодина (1960)-в Т-ре им. Ленинского
комсомола.
Я. Вел.
ТОЛСТОЙ, Алексей Константинович [24.VIII(5.IX). 1817, Петербург,-28.
IX (10.X). 1875, Красный Рог Мглинского у. Черниговской губ. ]-рус.
писатель, поэт, драматург. Род. в семье графа К. А. Толстого. Получив
прекрасное домашнее образование, с детства увлекался поэзией, рано стал
писать стихи. Лит. деятельность начал в 1841 (фантастич. повесть
"Упырь"). Вместе с братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми написал под
коллективным псевд. Козьма Прутков ряд са-тирич. стихов, басен, пьес. В
1851 на сцене Александрийского т-ра была пост. комедия Т. и А. М.
Жемчужникова "Фантазия", запрещ„нная после первого же спектакля Николаем
I. В своих историч. произв., особенно драм. трилогии "Смерть Иоанна
Грозного" (1864), "Царь Ф„дор Иоанновпч" (1868), "Царь Борис" (1870),
представляющей собой одно из выдающихся явлений драматургии 1860-х гг.,
Т. допускал отклонения от история. правды, предпочитая ей психологич.,
"человеческую" правду характеров. В трилогии отображена насыщенная
сложными драматич. событиями эпоха рус. истории конца 16-нач. 17 вв.
Глубина реалистич. образов, острота конфликтов, гуманистич.
направленность, открытое неприятие тирании, деспотизма (в трилогии
убедительно звучит тема обреч„нности самовластия), выразительность и
красочность языка обеспечили этим драм. произв. (особенно трагедии "Царь
Ф„дор Иоанновнч") впоследствии долгую сценич. жизнь. Сво„ критич.
отношение к тирании Т. наиболее ярко выразила 1-й части трилогии -
"Смерть Иоанна Грозного". Но не видя силы, способной противостоять
самодержавию, Т. изображает народ как стихийную, грозную и неразумную
силу. Отсюда-трагический и даже пессимистич. характер трилогии. Но своим
художеств. достоинствам одна из лучших пьес Т. - трагедия "Царь Ф„дор
Иоаннович". В центре пьесы - образ душевно чистого, доброго, но слабого
человека, беспомощного правителя. Конфликт трагедии строится на
несовместимости высоких человеческих качеств с положением монарха.
"Смерть Иоанна Грозного" в сокращенном цензурой виде впервые пост. в
Александрийском т-ре в 1867 в бенефис А. А. Нильского (Годунов),
спектакль показывался на сцене Мариинского т-ра, в 1868- в Малом т-ре
(Грозный - Шумский). Среди значительных пост. этой пьесы в сов. время -
спектакль Центр, т-ра Сов. Армии (1966, Грозный - А. А. Попов). Пьеса
"Царь Ф„дор Иоаннович" в течение 30 лет была запрещена цензурой. Впервые
пост. в 1898 в т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург; Ф„дор - Орленев).
В том же году спектаклем "Царь Ф„дор Иоаннович" был открыт МХТ (Ф„дор -
Москвин); впоследствии эту роль играли В. И. Качалов, Н. П. Хмел„в, Б.
Г. Добронравов. "Царь Борис" пост. в 1881 в Моск. т-ре Бренко, в 1898 -
в Александрийском т-ре, в 1899-в Малом. Пьесы Т. много ставились и на
провинц. сцене, шли за границей (так, напр., роль Иоанна Грозного играли
Э. Росси, Э. Цаккони, Г. Ирвинг и др.). Т. принадлежат также драма
"Посадник" (1870, не завершена), действие которой происходит в 13 в. в
Новгороде (1877, Александрийский т-р; спектакль показывался на сцене
Мариинского т-ра; 1878 - Малый т-р, в главной роли - Самарин; 1918 - там
же, в главной роли - Южин), драматическая поэма "Дон Жуан" (1862).
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1913; Пьесы, М., 1959.
Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
М., 1954; Труды Бахрушинского музея, М., 1941, с. 7-72, 36-43. Я. 3.
ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич [29.XII. 1882(10.1. 1883), г. Николаевск
Самарской губ., ныне г. Пугач„в Саратовской обл.,-23.11. 1945, Москва] -
рус. сов. писатель, драматург. Академик (с 1939). Деп. Верх. Совета СССР
1-го созыва. В 1905-07 были напечатаны первые стихотворные опыты Т. В
1908-12 Т. написал неск. фарсов и комедий, пьесу-сказку "Дочь колдуна и
заколдованный королевич" (пост. в литературно-театр. кабаре
"Лукоморье"). Пост. пьесы "Насильники" (1913, моек. Малый т-р),
критически изображающей рус. поместное дворянство, вскоре была
запрещена. Лучшая среди дореволюц. пьес Т.-"Касатка" (на сюжет собств.
рассказа "Неделя в Турен„ве", 1916, Моск. драм. т-р) - острая сатира на
опустившихся дворян, проводящих жизнь в бесплодных разглагольствованиях.
В 20-е гг., обратившись к событиям недавнего прошлого, Т. написал (совм.
с литературоведом, историком П. Е. Щ„го-левым) ряд пьес. "Заговор
императрицы" (1924, Т-р б. Корш, 1925, Ленингр. Большой драм. т-р)
рассказывает о последних днях рус. монархии, о закулисной жизни
придворных кругов, пьеса "Азеф" (1926, моек. Т-р б. Корш, Ленингр.
Большой драм. т-р) показывает предательскую деятельность известного
эсера-провокатора. Обе пьесы, хотя и основывались на исторпч. событиях и
были проникнуты пафосом разоблачения самодержавного строя, политич.
ренегатства, написаны в духе эффектной мелодрамы. Более значительна
масштабная, яркая по языку, оригинальная по композиции драма Т. "П„тр
Страницы: «« « 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |