Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291  2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301  » »»

Первый" (1-й вариант "На дыбе", 1930, МХАТ 2-й, 2-й вариант - 1935;  3-й
вариант  1938,  Ленингр.  т-р  драмы  им.   Пушкина).   В   этой   пьесе
реалистически изображается эпоха, созданы яркие характеры - образ  Петра
и др.
   Во время Великой Отечеств, войны Т. написал  дилогию  "Иван  Грозный"
(Гос. пр. СССР, 1946), состоящую из пьес "Ор„л и орлица" (1942,  1944  -
Малый т-р, 2-я редакция  спектакля,  в  роли  Ивана  Грозного  -  Н.  А.
Соловь„в) и "Трудные годы"  (1943,  1946-МХАТ,  роль  Ивана  Грозного  -
последняя  работа  Н.  П.  Хмел„ва).  В  этих   пьесах   была   нарушена
историческая правда - создан односторонний, идеализированный образ Ивана
Грозного.
   Гос. пр. СССР, 1941 (за исторический роман "П„тр Первый") и 1943  (за
трилогию "Хождение по мукам"). Др. пьесы: "Выстрел" ("Кукушкины  слезы",
1914, т-р Незлобина, Москва), "Ракета" (1916, петерб. т-р Сабурова;
   1917, Малый т-р), "Бунт машин" (по К.  Чапеку,  1924,  Большой  драм.
т-р), "Золотой ключик" (1936, Центр, детский т-р), "Ч„ртов мост"  (1938,
моек. Камерный  т-р),  "Путь  к  победе"  (1939,  Т-р  им.  Вахтангова),
"Изгнание блудного беса" (1960, Моск. т-р им. Пушкина).
   Соч.: Пьесы, М.-Л., 1949; Полн.  собр.  соч.,  т.  10-11,  М.,  1949;
Краткая автобиография, в сб.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.
   Лит.: Щербина В., А.  Толстой,  М.,  1956;  Очерки  истории  русского
советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60.
   ТОЛСТОЙ, Дмитрий Алексеевич (р. 20.1.1923)- рус. сов. композитор. Сын
А.  Н.  Толстого.  В  1947  окончил  Ленингр.  консерваторию  по  классу
композиции Б.А. Арапова, в 1950-аспирантуру (у Д.Д.Шостаковича, затем  у
В. В. Волошинова). Автор опер- "Маскарад"  по  драме  М.  Ю.  Лермонтова
(1957, Пермский т-р оперы и балета), "Марюта" по повести Б. А. Лаврен„ва
"Сорок первый" (1960, там же;  2-я  ред.  под  назв.-"Повесть  об  одной
любви", 1965, Т-р оперы и балета им. Кирова); балетов -"Нунча" по  итал.
сказке М. Горького  (1964,  спектакль  Ленингр.  хореографич.  уч-ща)  и
"Аэлита" (соч. 1966) по роману А. Н. Толстого; музыки к драм. спектаклям
и др. произв. Написал оперу "Русский характер" по о. п. А.  Н.  Толстого
(1966, Ленингр. студия телевидения).
   Лит.: Белецкий И., Д. Толстой, "Маскарад". Опера, Л., 1959. S. Ш.
   ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич [28.VIII (9.IX). 1828 Ясная  Поляна,-  7(20).
XI. 1910,  Астапово]-рус.  писатель,  автор  многочисл.  произведений  -
романов, повестей, рассказов, пьес, получивших всемирную  известность  и
признание. Т. считал драму самым действенным, самым  значительным  родом
литературы, с большим интересом относился к т-ру. В 1856, почти в  самом
начале своей литературной деятельности Т.  предпринял  попытку  написать
комедию.  Сохранились  фрагменты  комедии  "Дворянское  семейство",   е„
вариант - "Практический человек", сцены из двух комедий на один и тот же
сюжет - "Дядюшкино благословение" и "Свободная  любовь".  Для  домашнего
спектакля Т. написал комедию "Нигилист"  (сохранились  эскизы  первонач.
редакции под назв. "Комедия в трех  действиях").  В  этих  ранних  драм.
опытах Т. обличает дворянский быт,  нравственное  разложение  дворянских
семей. Первая  законченная  комедия  "Т.  "Зараж„нное  семейство",  1864
(первоначально наз. "Старое и новое", "Современные люди", не ставилась),
направлена против эмансипации женщин и др. идей революц. демократов.
   Обращение  Т.  к  драматургии   связано   с   идейным   переломом   в
мировоззрении писателя, когда перед ним открылись  трагич.  противоречия
совр. об-ва. Он придавал большое значение нар. т-рам, протестовал против
низкого уровня балаганных представлений. Стремясь к  защите  страдающего
крестьянства, Т. в 80-е гг., наряду с  рассказами  для  народа,  написал
несколько  пьес  для  нар.  т-ров.  Огромным  успехом  у  нар.   зрителя
пользовалась комедия  Т.  "Первый  винокур,  или  Как  черт„нок  краюшку
заслужил", направленная против пьянства (инсценировка рассказа  Т.  "Как
черт„нок краюшку выкупал", пост. 1886  на  сцене  фарфорового  з-да  под
Петербургом, вскоре была запрещена цензурой; в первые годы  Сов.  власти
ставилась самодеят. кружками; изд. под. назв. "Первый самогонщик").  Для
нар. т-ров предназначалась также незаконченная пьеса Т.  "П„тр  Хлебник"
(1883-94;  пост.  1918,  Т-р  Незлобина,  Москва,  в  том  же   году   в
Александрийском  т-ре,  реж.  Мейерхольд).  К  нар.   драмам   примыкает
написанная Т. сцена "Приезжий п крестьянин" ("Путь освобождения",  1909)
п комедия "От ней все качества" (1910,  первонач.  наз.  "Долг  платежом
красен", 1910; пост. в Т-ре Корша). Учитывая запросы  нар.  зрителя,  Т.
свои нар. драмы делил на короткие сцены,  часто  менял  места  действия,
насыщал действие сценич. эффектами.
   Для нар. т-ров предназначалась и драма Т. "Власть тьмы". Но сложность
этой ньесы не позволяет причислить е„ к открыто назидательным,  нарочито
упрощ„нным нар. драмам. "Власть тьмы, или Коготок  увяз  -  всей  птичке
пропасть" (1886, пост. 1895, петерб. Т-р Лит.-художеств. кружка;  в  том
же  году  в  Александрийском  и  моек.  Малом  т-рах),  комедия   "Плоды
просвещения" (первонач. назв. "Спириты", "Исхитрилась", 1889-1890, пост.
1891,  Об-во  иск-ва  и  лит-ры,  Москва,  реж.  К.  С.   Станиславский;
Александрийский и Малый т-ры) и драма "Живой труп" (1900,  опубл.  после
смерти Т. в 1911, пост. в том же году в  МХТ)  составляют  золотой  фонд
драматур-гич. наследия Т.
   Мужественный, трезвый реализм, стремление раскрыть  сущность  явлений
определяют своеобразие драматургии Т. В основу  сюжетов  своих  драм  Т.
клад„т действительные события и показывает  их  так,  что  они  обличают
совр. писателю общественный уклад. Преступления,  происходящие  в  драме
"Власть тьмы", воспринимаются  как  закономерный  результат  "каторжной"
жизни, "тьмы" рус. деревни, в к-рую вторгается  циничная  власть  денег.
Модное в то время увлечение спиритизмом стало поводом  для  обличения  в
комедии  "Плоды  просвещения"  паразитич.  общества,   построенного   на
ограблении  народа.   Трагическое   противоречие   между   личностью   и
полицейским  государством,  фальшь  и  лицемерие  дворянско-бур-жуазного
общества раскрываются в  пьесе  "Живой  труп",  основой  сюжета  которой
является судебное дело. Обличительная сила толстовских драм  вызвала  их
цензурные преследования. "Власть тьмы", опубл. в 1887, для представлений
была запрещена; в 1895 запрет был снят лишь  частично.  "Неудобной"  для
театра наш„л царь и комедию "Плоды просвещения".
   Сила и непреходящее значение драм Т. - в  их  глубоком  психологизме:
реальные  противоречия  рус.  жизни  раскрываются  Т.  через  правдивые,
волнующие   человеческие   переживания,   страсти.    Благодаря    этому
"крестьянская"  драма  "Власть   тьмы"   прозвучала   как   философская,
психологич. драма,  исполненная  общечеловеческого  смысла,  проникнутая
верой в победу благородного начала  в  человеке,  раздумьями  о  глубине
нравственного падения, об  опасности  компромисса  с  совестью.  "Власть

Страницы: «« « 2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291  2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298   2299   2300   2301  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия