|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 » »» Первый" (1-й вариант "На дыбе", 1930, МХАТ 2-й, 2-й вариант - 1935; 3-й
вариант 1938, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). В этой пьесе
реалистически изображается эпоха, созданы яркие характеры - образ Петра
и др.
Во время Великой Отечеств, войны Т. написал дилогию "Иван Грозный"
(Гос. пр. СССР, 1946), состоящую из пьес "Ор„л и орлица" (1942, 1944 -
Малый т-р, 2-я редакция спектакля, в роли Ивана Грозного - Н. А.
Соловь„в) и "Трудные годы" (1943, 1946-МХАТ, роль Ивана Грозного -
последняя работа Н. П. Хмел„ва). В этих пьесах была нарушена
историческая правда - создан односторонний, идеализированный образ Ивана
Грозного.
Гос. пр. СССР, 1941 (за исторический роман "П„тр Первый") и 1943 (за
трилогию "Хождение по мукам"). Др. пьесы: "Выстрел" ("Кукушкины слезы",
1914, т-р Незлобина, Москва), "Ракета" (1916, петерб. т-р Сабурова;
1917, Малый т-р), "Бунт машин" (по К. Чапеку, 1924, Большой драм.
т-р), "Золотой ключик" (1936, Центр, детский т-р), "Ч„ртов мост" (1938,
моек. Камерный т-р), "Путь к победе" (1939, Т-р им. Вахтангова),
"Изгнание блудного беса" (1960, Моск. т-р им. Пушкина).
Соч.: Пьесы, М.-Л., 1949; Полн. собр. соч., т. 10-11, М., 1949;
Краткая автобиография, в сб.: Советские писатели, т. 2, М., 1959.
Лит.: Щербина В., А. Толстой, М., 1956; Очерки истории русского
советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60.
ТОЛСТОЙ, Дмитрий Алексеевич (р. 20.1.1923)- рус. сов. композитор. Сын
А. Н. Толстого. В 1947 окончил Ленингр. консерваторию по классу
композиции Б.А. Арапова, в 1950-аспирантуру (у Д.Д.Шостаковича, затем у
В. В. Волошинова). Автор опер- "Маскарад" по драме М. Ю. Лермонтова
(1957, Пермский т-р оперы и балета), "Марюта" по повести Б. А. Лаврен„ва
"Сорок первый" (1960, там же; 2-я ред. под назв.-"Повесть об одной
любви", 1965, Т-р оперы и балета им. Кирова); балетов -"Нунча" по итал.
сказке М. Горького (1964, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща) и
"Аэлита" (соч. 1966) по роману А. Н. Толстого; музыки к драм. спектаклям
и др. произв. Написал оперу "Русский характер" по о. п. А. Н. Толстого
(1966, Ленингр. студия телевидения).
Лит.: Белецкий И., Д. Толстой, "Маскарад". Опера, Л., 1959. S. Ш.
ТОЛСТОЙ, Лев Николаевич [28.VIII (9.IX). 1828 Ясная Поляна,- 7(20).
XI. 1910, Астапово]-рус. писатель, автор многочисл. произведений -
романов, повестей, рассказов, пьес, получивших всемирную известность и
признание. Т. считал драму самым действенным, самым значительным родом
литературы, с большим интересом относился к т-ру. В 1856, почти в самом
начале своей литературной деятельности Т. предпринял попытку написать
комедию. Сохранились фрагменты комедии "Дворянское семейство", е„
вариант - "Практический человек", сцены из двух комедий на один и тот же
сюжет - "Дядюшкино благословение" и "Свободная любовь". Для домашнего
спектакля Т. написал комедию "Нигилист" (сохранились эскизы первонач.
редакции под назв. "Комедия в трех действиях"). В этих ранних драм.
опытах Т. обличает дворянский быт, нравственное разложение дворянских
семей. Первая законченная комедия "Т. "Зараж„нное семейство", 1864
(первоначально наз. "Старое и новое", "Современные люди", не ставилась),
направлена против эмансипации женщин и др. идей революц. демократов.
Обращение Т. к драматургии связано с идейным переломом в
мировоззрении писателя, когда перед ним открылись трагич. противоречия
совр. об-ва. Он придавал большое значение нар. т-рам, протестовал против
низкого уровня балаганных представлений. Стремясь к защите страдающего
крестьянства, Т. в 80-е гг., наряду с рассказами для народа, написал
несколько пьес для нар. т-ров. Огромным успехом у нар. зрителя
пользовалась комедия Т. "Первый винокур, или Как черт„нок краюшку
заслужил", направленная против пьянства (инсценировка рассказа Т. "Как
черт„нок краюшку выкупал", пост. 1886 на сцене фарфорового з-да под
Петербургом, вскоре была запрещена цензурой; в первые годы Сов. власти
ставилась самодеят. кружками; изд. под. назв. "Первый самогонщик"). Для
нар. т-ров предназначалась также незаконченная пьеса Т. "П„тр Хлебник"
(1883-94; пост. 1918, Т-р Незлобина, Москва, в том же году в
Александрийском т-ре, реж. Мейерхольд). К нар. драмам примыкает
написанная Т. сцена "Приезжий п крестьянин" ("Путь освобождения", 1909)
п комедия "От ней все качества" (1910, первонач. наз. "Долг платежом
красен", 1910; пост. в Т-ре Корша). Учитывая запросы нар. зрителя, Т.
свои нар. драмы делил на короткие сцены, часто менял места действия,
насыщал действие сценич. эффектами.
Для нар. т-ров предназначалась и драма Т. "Власть тьмы". Но сложность
этой ньесы не позволяет причислить е„ к открыто назидательным, нарочито
упрощ„нным нар. драмам. "Власть тьмы, или Коготок увяз - всей птичке
пропасть" (1886, пост. 1895, петерб. Т-р Лит.-художеств. кружка; в том
же году в Александрийском и моек. Малом т-рах), комедия "Плоды
просвещения" (первонач. назв. "Спириты", "Исхитрилась", 1889-1890, пост.
1891, Об-во иск-ва и лит-ры, Москва, реж. К. С. Станиславский;
Александрийский и Малый т-ры) и драма "Живой труп" (1900, опубл. после
смерти Т. в 1911, пост. в том же году в МХТ) составляют золотой фонд
драматур-гич. наследия Т.
Мужественный, трезвый реализм, стремление раскрыть сущность явлений
определяют своеобразие драматургии Т. В основу сюжетов своих драм Т.
клад„т действительные события и показывает их так, что они обличают
совр. писателю общественный уклад. Преступления, происходящие в драме
"Власть тьмы", воспринимаются как закономерный результат "каторжной"
жизни, "тьмы" рус. деревни, в к-рую вторгается циничная власть денег.
Модное в то время увлечение спиритизмом стало поводом для обличения в
комедии "Плоды просвещения" паразитич. общества, построенного на
ограблении народа. Трагическое противоречие между личностью и
полицейским государством, фальшь и лицемерие дворянско-бур-жуазного
общества раскрываются в пьесе "Живой труп", основой сюжета которой
является судебное дело. Обличительная сила толстовских драм вызвала их
цензурные преследования. "Власть тьмы", опубл. в 1887, для представлений
была запрещена; в 1895 запрет был снят лишь частично. "Неудобной" для
театра наш„л царь и комедию "Плоды просвещения".
Сила и непреходящее значение драм Т. - в их глубоком психологизме:
реальные противоречия рус. жизни раскрываются Т. через правдивые,
волнующие человеческие переживания, страсти. Благодаря этому
"крестьянская" драма "Власть тьмы" прозвучала как философская,
психологич. драма, исполненная общечеловеческого смысла, проникнутая
верой в победу благородного начала в человеке, раздумьями о глубине
нравственного падения, об опасности компромисса с совестью. "Власть
Страницы: «« « 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |