|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 » »» Толстого, 1951; Гос. пр. СССР, 1952).
Т. выступает и как режисс„р, пост. спектакль "Последние дни"
Булгакова (1943, совм. с В. Я. Ста-ницыным), совм. с М. Н. Кедровым
завершил пост. "Тартюфа" (1939); с Н. М. Горчаковым пост. спектакли
"Азорские острова" и "Весенний смотр" Шквар-кина в Моск. т-ре Сатиры.
Т.-страстный пропагандист системы К. С. Станиславского, в многочисл.
книгах, статьях, беседах, лекциях он популяризирует сущность театр.
педагогики Станиславского. Занимается педагогич. деятельностью в
Школе-студии МХАТа (с 1948 - профессор). /
Др. роли: Тихон ("Гроза"), Павлин ("Егор Буличов и другие", 1934),
Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по о. п. Диккенса, 1934), Хрипун
("Фронт", 1942), Дергач„в ("Последняя жертва" Островского, 1944),
Ремизов ("Дни и ночи" Симонова, 1947), Лемм ("Дворянское гнездо" по о.
п. Тургенева, 1957).
С о ч.: К. С. Станиславский на репетиции, М.-Л., 1949;
О технике актера, М., 1954; Разведчики будущего, в сб.:
Образ моего современника, М., 1951; Из жизни в театре, в сб.:
Театральный альманах, кн. 3 (5), М., 1946; Теория и практика системы К.
С. Станиславского, "Театр", 1950, ,ј 2; Действие, слово, сверхзадача,
там же, 1950, ј 11;
Жизненная правда сценического действия, там же, 1951, ;ј 11; Актер в
ансамбле, там же, 1952, ј 4; К. С. Станиславский, режиссер-педагог,
"Театральная жизнь", 1961, Л" 7, 8, 9, 23; Импровизация в творчестве
актера, там же, 1964, ј 7.
Лит.: Полякова Е., Художник воинствующего гуманизма, "Театр", 1950, ј
4; ее же , Полвека и еще четверть века, "Театральная жизнь", 1964, ј 6;
Ю з о в-с к и и Ю., "Тартюф", в его кн.: Зачем люди ходят в театр. М.,
1964. А. О.
ТОРАДЗЕ, Давид Александрович (р. 14. IV. 1922) - груз. сов.
композитор. Нар. арт. Груз. ССР 1961). Чл. Коммунистнч. партии с 1951. В
1939-41 учился в Моск. консерватории (класс Р. М. Глиэра), в 1948
окончил Тбилисскую консерваторию, в 1951 там же - аспирантуру. Автор
опер: "Призыв гор" (1947), "Невеста севера" (1958); балетов: "Горда"
(1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир" (1953, все пост. в Т-ре оперы и
балета им. Палиашвили, Тбилиси); муз. комедий: "Натэла" (1948),
"Мститель" (1952, обе пост. в Тбилисском т-ре муз. комедии); музыки к
драматич. спектаклям и фильмам; симфонпч., камерных и вок. произв. С
1954 препода„т в Тбилисской консерватории (с 1964 - доцент).
Лит.: Г р о ш е в а Е., Новые достижения советской оперной культуры,
"Театр", 1951, ј4; Рославлева Н., Балет "Горда", "Муз. жизнь", 1958, ј
4. В. Бр.
ТОР‚ЛЛИ (Torelli), Джакомо (1.IX. 1608 - 17. VI. 1678) - итал. театр.
архитектор и декоратор. Работал в венецианских т-рах
"Сан-Джованни-э-Паоло", "Новпссимо", где усовершенствовал систему
кулисных машин, примен„нную его учителем Дж. Алеотти. С 1645 был
директором т-ра "Пти-Бурбон" в Париже. Участвовал в пост. спектаклей:
"Притворная сумасшедшая" (1641-45, муз. Ф. Сакрати), "Андромеда" П.
Корнеля (1650), "Деидамия" (1644), "Свадьба Фетиды и Пелся" (1654)
Кавалли, "Докучные" Мольера (1661) и др. Машины, изобрет„нные Т. для
этих пост., давали возможность производить быстрые перемены декораций.
Вернувшись в Италию (1662), разработал проект постройки т-ра "Фортуна"
(г. Фано), строительство к-рого было завершено в 1677.
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, М.-Л., 1940. с. 50-52.
ТбРНДАЙК (Thorndike), Сибил (р. 24. X. 1882) - англ. актриса. Муз.
образование получила в "Гилд-холл-скул"-школе музыки, театральное-в
Академии Б. Грита. В 1904 дебютировала в Кембридже, в т-ре "Нью", в
TpynneJB. Грпта. В 1904-08 гастролировала с этой труппой в США. С 1908
играла в труппах А. Э. Хорнимен, Ч. Фромана. В 1914 впервые выступила на
сцене т-ра "Олд Вик". В дальнейшем играла в разл. т-рах Лондона, но к
работе в т-ре "Олд Вик" возвращалась неоднократно. Среди лучших ролей:
леди Макбет; Гекуба ("Троянки" Еврп-пида), Осе ("Пер Гюнт" Ибсена),
Иокаста . ("Эдип-царь" Софокла), Кандида и Жанна (о. п. и "Святая Жанна"
Б. Шоу), Беатриче ("Ченчи" Шелли), Медея (о. п. Еврппида). Выступала в
ролях шекспировского репертуара. Т.- актриса большой трагедийной силы.
Многие бытовые образы, созданные Т., отмечены искренностью, лиризмом,
отличаются психо-логич. глубиной, интеллектуальностью. Играя роли Жанны
и Осе, Т. трактовала эти персонажи как выразительниц нар. мудрости. В
1939-44 с труппой "Олд Вик" играла в рабочих пос„лках и деревнях Англии.
Много гастролировала: в Юж. Африке, Франции, США, Египте, Палестине,
Германии, Австралии, Индии и др. В 1963 выступала с Л. Кэссоном (мужем и
постоянным партн„ром) на сцене т-ра "Хей-маркет" с отрывками из
различных пьес и чтением стихов. С 1922 снималась в кино.
Лит.: Thorndike R., Sybil Thorndike, L., 1929;
Т г e w i n J. С., Sybil Thorndike, L., 1955. ф, К.
ТОРОПОВ, Акиндин Маркелович [р. 18.IV. 1918] - рус. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1964). Окончил декоративное отд.
Самаркандского художеств. уч-ща (1939). Работу в т-ре начал во Фрунзе
(ТЮЗ, 1936). В 1945-47 - гл. художник т-ра рус. драмы, с 1947 - Кирг.
драм. т-ра.
Оформил спектакли: "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1946,
фрунзенский Т-р рус. драмы); в Кирг. драм. т-ре: "Мы не те, что были"
Маликова и Куттубаева (1951), "Егор Булычев и другие" (1953), "Дочь
Атабека" Абдумо-мунова (1955), "На высокой земле" Маликова (1956),
"Кур-манбек" Джантошева (1957), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (1959),
"Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле"
(1964), "Джамиля" (1965) по Айтматову,"Король Лир" (1963), "Горе от ума"
(1966) и др. Д.Бр.
ТОРРЕС HAAPPO (Torres Naharro), Бартоломе де (последняя четв. 15
в.ок. 1531) - исп. поэт и драматург. Был солдатом, попал в плен в
Алжире, после освобождения стал священником, жил в Риме и Неаполе. Пьесы
Т. Н. ставились во дворцах знати и опубликованы в сб. "Пропалладия" ("В
честь Афины Паллады", 1517). В предисловии к этой книге Т. Н. излагает
свои взгляды на драм. иск-во. Опираясь на нек-рые принципы античной
поэтики и итал. уч„но-гуманистич. т-ра, Т. Н. считал возможным смешение
в пьесе трагич. и комич., отказывался от деления пьес на "высокие" и
"низкие" жанры, разделяя их по стилевому признаку на "комедии вымысла"
("comedias a fantasia") и "бытовые комедии" ("comedias a noticia").
Большинство пьес Т. Н. - "комедии вымысла" у пьесы с фантастич. сюжетами
("Хасинта") и комедии с вымышленным, но правдоподобным сюжетом -/-
"Серафина", "Трофей", пост. во дворце папы Льва X, 1512. Пьесы "Акилана"
Страницы: «« « 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |