Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 » »» Толстого, 1951; Гос. пр. СССР, 1952). Т. выступает и как режисс„р, пост. спектакль "Последние дни" Булгакова (1943, совм. с В. Я. Ста-ницыным), совм. с М. Н. Кедровым завершил пост. "Тартюфа" (1939); с Н. М. Горчаковым пост. спектакли "Азорские острова" и "Весенний смотр" Шквар-кина в Моск. т-ре Сатиры. Т.-страстный пропагандист системы К. С. Станиславского, в многочисл. книгах, статьях, беседах, лекциях он популяризирует сущность театр. педагогики Станиславского. Занимается педагогич. деятельностью в Школе-студии МХАТа (с 1948 - профессор). / Др. роли: Тихон ("Гроза"), Павлин ("Егор Буличов и другие", 1934), Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по о. п. Диккенса, 1934), Хрипун ("Фронт", 1942), Дергач„в ("Последняя жертва" Островского, 1944), Ремизов ("Дни и ночи" Симонова, 1947), Лемм ("Дворянское гнездо" по о. п. Тургенева, 1957). С о ч.: К. С. Станиславский на репетиции, М.-Л., 1949; О технике актера, М., 1954; Разведчики будущего, в сб.: Образ моего современника, М., 1951; Из жизни в театре, в сб.: Театральный альманах, кн. 3 (5), М., 1946; Теория и практика системы К. С. Станиславского, "Театр", 1950, ,ј 2; Действие, слово, сверхзадача, там же, 1950, ј 11; Жизненная правда сценического действия, там же, 1951, ;ј 11; Актер в ансамбле, там же, 1952, ј 4; К. С. Станиславский, режиссер-педагог, "Театральная жизнь", 1961, Л" 7, 8, 9, 23; Импровизация в творчестве актера, там же, 1964, ј 7. Лит.: Полякова Е., Художник воинствующего гуманизма, "Театр", 1950, ј 4; ее же , Полвека и еще четверть века, "Театральная жизнь", 1964, ј 6; Ю з о в-с к и и Ю., "Тартюф", в его кн.: Зачем люди ходят в театр. М., 1964. А. О. ТОРАДЗЕ, Давид Александрович (р. 14. IV. 1922) - груз. сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР 1961). Чл. Коммунистнч. партии с 1951. В 1939-41 учился в Моск. консерватории (класс Р. М. Глиэра), в 1948 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1951 там же - аспирантуру. Автор опер: "Призыв гор" (1947), "Невеста севера" (1958); балетов: "Горда" (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир" (1953, все пост. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси); муз. комедий: "Натэла" (1948), "Мститель" (1952, обе пост. в Тбилисском т-ре муз. комедии); музыки к драматич. спектаклям и фильмам; симфонпч., камерных и вок. произв. С 1954 препода„т в Тбилисской консерватории (с 1964 - доцент). Лит.: Г р о ш е в а Е., Новые достижения советской оперной культуры, "Театр", 1951, ј4; Рославлева Н., Балет "Горда", "Муз. жизнь", 1958, ј 4. В. Бр. ТОР‚ЛЛИ (Torelli), Джакомо (1.IX. 1608 - 17. VI. 1678) - итал. театр. архитектор и декоратор. Работал в венецианских т-рах "Сан-Джованни-э-Паоло", "Новпссимо", где усовершенствовал систему кулисных машин, примен„нную его учителем Дж. Алеотти. С 1645 был директором т-ра "Пти-Бурбон" в Париже. Участвовал в пост. спектаклей: "Притворная сумасшедшая" (1641-45, муз. Ф. Сакрати), "Андромеда" П. Корнеля (1650), "Деидамия" (1644), "Свадьба Фетиды и Пелся" (1654) Кавалли, "Докучные" Мольера (1661) и др. Машины, изобрет„нные Т. для этих пост., давали возможность производить быстрые перемены декораций. Вернувшись в Италию (1662), разработал проект постройки т-ра "Фортуна" (г. Фано), строительство к-рого было завершено в 1677. Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, М.-Л., 1940. с. 50-52. ТбРНДАЙК (Thorndike), Сибил (р. 24. X. 1882) - англ. актриса. Муз. образование получила в "Гилд-холл-скул"-школе музыки, театральное-в Академии Б. Грита. В 1904 дебютировала в Кембридже, в т-ре "Нью", в TpynneJB. Грпта. В 1904-08 гастролировала с этой труппой в США. С 1908 играла в труппах А. Э. Хорнимен, Ч. Фромана. В 1914 впервые выступила на сцене т-ра "Олд Вик". В дальнейшем играла в разл. т-рах Лондона, но к работе в т-ре "Олд Вик" возвращалась неоднократно. Среди лучших ролей: леди Макбет; Гекуба ("Троянки" Еврп-пида), Осе ("Пер Гюнт" Ибсена), Иокаста . ("Эдип-царь" Софокла), Кандида и Жанна (о. п. и "Святая Жанна" Б. Шоу), Беатриче ("Ченчи" Шелли), Медея (о. п. Еврппида). Выступала в ролях шекспировского репертуара. Т.- актриса большой трагедийной силы. Многие бытовые образы, созданные Т., отмечены искренностью, лиризмом, отличаются психо-логич. глубиной, интеллектуальностью. Играя роли Жанны и Осе, Т. трактовала эти персонажи как выразительниц нар. мудрости. В 1939-44 с труппой "Олд Вик" играла в рабочих пос„лках и деревнях Англии. Много гастролировала: в Юж. Африке, Франции, США, Египте, Палестине, Германии, Австралии, Индии и др. В 1963 выступала с Л. Кэссоном (мужем и постоянным партн„ром) на сцене т-ра "Хей-маркет" с отрывками из различных пьес и чтением стихов. С 1922 снималась в кино. Лит.: Thorndike R., Sybil Thorndike, L., 1929; Т г e w i n J. С., Sybil Thorndike, L., 1955. ф, К. ТОРОПОВ, Акиндин Маркелович [р. 18.IV. 1918] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1964). Окончил декоративное отд. Самаркандского художеств. уч-ща (1939). Работу в т-ре начал во Фрунзе (ТЮЗ, 1936). В 1945-47 - гл. художник т-ра рус. драмы, с 1947 - Кирг. драм. т-ра. Оформил спектакли: "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1946, фрунзенский Т-р рус. драмы); в Кирг. драм. т-ре: "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951), "Егор Булычев и другие" (1953), "Дочь Атабека" Абдумо-мунова (1955), "На высокой земле" Маликова (1956), "Кур-манбек" Джантошева (1957), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (1959), "Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле" (1964), "Джамиля" (1965) по Айтматову,"Король Лир" (1963), "Горе от ума" (1966) и др. Д.Бр. ТОРРЕС HAAPPO (Torres Naharro), Бартоломе де (последняя четв. 15 в.ок. 1531) - исп. поэт и драматург. Был солдатом, попал в плен в Алжире, после освобождения стал священником, жил в Риме и Неаполе. Пьесы Т. Н. ставились во дворцах знати и опубликованы в сб. "Пропалладия" ("В честь Афины Паллады", 1517). В предисловии к этой книге Т. Н. излагает свои взгляды на драм. иск-во. Опираясь на нек-рые принципы античной поэтики и итал. уч„но-гуманистич. т-ра, Т. Н. считал возможным смешение в пьесе трагич. и комич., отказывался от деления пьес на "высокие" и "низкие" жанры, разделяя их по стилевому признаку на "комедии вымысла" ("comedias a fantasia") и "бытовые комедии" ("comedias a noticia"). Большинство пьес Т. Н. - "комедии вымысла" у пьесы с фантастич. сюжетами ("Хасинта") и комедии с вымышленным, но правдоподобным сюжетом -/- "Серафина", "Трофей", пост. во дворце папы Льва X, 1512. Пьесы "Акилана" Страницы: «« « 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |