Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 » »» Немирович-Данченко, дириж„р Столяров, худ. Вильяме). Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1936, 1948, 1958), Алма-Ата (1938), Днепропетровск (1938), Тбилиси (1939, 1961), Минск (1941, 1946), Таллин (1941), Баку (1941), Казань (1941), Киев П946), Ашхабад (1947), Харьков (1947), Фрунзе (1948), Вильнюс (1952), Кишин„в (1963) и др. Издания: "Т." -партитура, Mil., G. Ricordi 8c С , [1959]; клавир. Р., Escudier, fs. d. ]; с рус. текстом- М., Гутхейль, [1890 ], поел. изд. лит. ред. либретто и частично новые переводы А. А. Ефременкова, М., Музгиз, 1953. Н.Гр. ТРАГЕДИЯ [греч. ????????, от ?????? - коз„л (которого приносили в жертву богу Дионису) и ??? - песнь] - драм. произведение, изображающее печальные и мрачные события, в основе к-рых лежат конфликты непримиримых сил, с неизбежностью ведущие к гибели героя. Действие Т. касается жизненно важных вопросов, от решения к-рых зависит судьба отдельного человека, групп людей, классов, народа пли гос-ва. Предметом Т. являются такие моменты жизни, когда долго назревавшие противоречия достигают наибольшей остроты и приобретают форму конфликта, в к-ром герой оказывается перед необходимостью принять определ„нное решение, выбрать определ„нный жизненный путь и способы для достижения своей цели. Субъективные намерения героя в Т. всегда имеют объективно принципиальный смысл; его поступки оказывают влияние на его собств. судьбу и на судьбу окружающих. Трагедийное иск-во с древности отдавало предпочтение героям, занимающим высокое положение (монархи, полководцы и т. д.), т. к. их поступки и личная судьба имели значение для всего общества или части его. Герои Т. неуклонно стремятся к своей цели и не признают компромиссов. Они находятся во власти могучих страстей, безудержных желаний, ими владеют глубокие убеждения. В конфликтах Т. отражается отношение человека к своему классу, народу, гос-ву, отношение к религии, к законам, к морали; большое место занимают в них семейные и нравственные вопросы. События приобретают драм. характер, когда обнаруживается, что стремления героя вступают в противоречие с существующими гос. и моральными установлениями. Т. обычно изображает те моменты жизни, когда е„ нормальное течение нарушено. Т. показывает не обычное, а исключительное, крайности, нарушения норм, принятых данным обществом. Через разл. рода конфликты Т. отражает глубокие изменения в строе жизни, структуре общества, развитии нравственных понятий. В судьбах героев, в их взглядах и складе чувств воплощаются перемены, происходящие в обществе,-гибель старых форм жизни и рождение новых. Герои Т. часто борются и гибнут потому, что они не в силах утвердить новое, отстоять его от противоборствующих сил, либо потому, что они слепо привержены старому. Одни погибают потому, что отмирают жизненные нормы и законы, оправдывавшие их существование; другие - потому, что новое еще не созрело. В Т. сталкиваются такие жизненные ситуации, в к-рых одновременно проявляется сила героя и его объективное бессилие. Величественность, масштабность событий - один из непременных элементов истинной Т. Конфликт приобретает титанич. характер в зависимости от того, что герой совершает или готов совершить нечто необычное, нарушающее установленный миропорядок. Независимо от того, что определяет его поступки - стремление восстановить попранную справедливость, любовь, ревность, месть, властолюбие,- герой выступает судь„й определ„нного жизненного уклада, вершителем человеческих судеб. Внутр. смысл Т. образуют переживания героя, происходящая в его душе борьба противоположных стремлений, осознание им мучительных противоречий жизни: конфликт между любовью и долгом, между личным желанием и нравственным принципом, между личными целями и исто-рич. условиями общественного развития. Герой Т. понимает, что его действия и желания противоречат принятым нормам жизни, он созна„т значение совершаемых им нарушений. Герои Т.- люди, впервые или заново решающие кардинальные вопросы жизни. Какова бы ни была частная ситуация, в к-рой оказывается герой, решая конкретные жизненные задачи, он выражает в своих поступках некое общее решение обществ, и нравственных проблем. Индивидуальный случай обретает в Т. обобщ„нное значение. В Т. всегда ставится вопрос о смысле жизни, о ценности человека, о значении созданных им общественных и моральных норм. Решая для себя, каков его долг перед собой и перед людьми, герой избирает путь, приводящий его к гибели. Из этого, однако, не следует, что гл. тема Т.- смерть. Наоборот, помыслы героев Т. посвящены жизни, жизненным интересам. Но возможность гибели почти всегда незримо присутствует в Т., ?? герои нередко сознают, что, выбирая этот путь, они рискуют собств. жизнью, а в ряде случаев и жизнью своих близких. То, что действие происходит между жизнью и смертью и гибель является неизбежным уделом героя, созда„т особую остроту действия Т., но не прида„т, однако, ей пессимистич. характера. Жизнь на острие ножа, бок о бок со смертью обостряет чувства героя. В тра-гич. ситуации в н„м пробуждается желание свершения, стремление выполнить сво„ назначение прежде чем наступит конец. Так в Т., вопреки гибели и разрушению, происходит вечное обновление жизни. Т. возвышает героя, да„т ему сознание непрерывности жизни, побеждает страх смерти. В трагич. ситуации обнаруживается героич. начало в человеке, к-рое проявляется мерой нравственного напряжения героя, масштабом душевных сил. Доводя до предела свои чувства и переживания, прилагая величайшие усилия для достижения поставленных им перед собой целей, герой Т. испытывает себя, свои душевные способности; его самосознание развито до такой степени, что даже в порыве страсти он обычно отда„т себе отч„т в своих переживаниях. Глубочайшее значение Т. в том, что борьба, переживания и страдания героя дают возможность показать достоинства человека, силу его воли, величие характера, душевную красоту. Вместе с тем Т. обнаруживает несовершенство жизни и человека. Дисгармония действительности - первооснова трагич. мировосприятия. Но непосредственный предмет Т. - не объективные противоречия действительности, а отражение их через сознание героя. Характер героя имеет поэтому первостепенное значение в художеств. композиции Т. Он - центр и гл. содержание Т. Недаром Т. обычно называются по имени героя, п имена героев Т. становятся нарицательными для обозначения больших страстей, душевных волнений человека. Уже Аристотель справедливо считал, что героем Т. не может быть ни идеально прекрасный человек, ни закоренелый злодей. Т. тогда оказывает воздействие на зрителя, когда возбуждает в н„м понимание трагичности ситуации, в к-рой находится герой, и сострадание к нему. Двойственность чувств зрителя, напряжение его мысли возбуждается в особенности тем, что не только слабости человека и даже не столько они, сколько его достоинства и положительные стремления тоже приводят к роковым, Страницы: «« « 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 2306 2307 2308 2309 2310 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |