Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295  2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305  » »»

1949). С 1948 - солистка этого т-ра.  Т.  обладает  сильным  и  глубоким
голосом густого тембра, исполняет партии  героические  и  драматические.
По„т также контральтовые партии.
   Партии: Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лукерья ("Заря над
Двиной"  Мейтуса),  Ирина  ("Судьба  человека"   Дзержинского),   Ратмир
("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек и  Ф„дор
("Борис Годунов"),  Любовь  ("Мазепа"),  Марфа  ("Хованщина"),  Амнерис;
Азучена ("Трубадур"), Ульрика ("Бал-маскарад"  Верди),  Кармен;  Ортруда
("Лоэнгрин") и др.
   Выступает как камерная, певица. А. Ив.
   ТОМО‚СИ МУРАЯМА  -  см.  Мураяма  Томо„си.  ТОМПУРИ  (Tompuri),  Элли
(20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р  Антуана),  в  Вене
("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в
1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки),  в  1904-05  -  актриса  и
директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором
т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров.
   Роли:  Джульетта  ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),  Катюша  Маслова
("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса),  Нора;
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и
др.
   Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др.
   Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin  paattyki  tie?,  Hels.,  1944;
Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др.
   С. Л. ТОМСКИЙ,  Александр  Романович  [р.  3(16).1.1905]-  рус.  сов.
артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил
вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера).  В
1923-27-артист  балета  Свободной  оперы  (Москва),   в   1927-29-солист
балетной труппы Моск.  т-ра  оперетты,  в  1929-41  -  артист  балета  и
балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова,
Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар"  Адана  и
Пуни и др. В Т-ре оперы и балета  им.  Навои  пост.  первый  узб.  балет
"Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз.  т-ра  им.
Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета  Большого
т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы  этого  т-ра,  в
1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в  1960-62-  гл.
режисс„р муз. вещания Центр, телевидения. В
   1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра
им. Станиславского и  Неми-ровича-Данченко.  С  ноября  1964-управляющий
балетной труппой Большого т-ра.  .  Пост.  за  рубежом:  Чехословакия  -
"Бахчисарайский фонтан"  (1954),  "Лебединое  озеро"  (1955),  "Каменный
цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок"  (1961);  Чили  -  "Лебединое
озеро" (1962). А.  Дин.  ТОНАДЙЛЬЯ  (tonaldil-la)  -  жанр  исп.  театр.
представления.  Возник   из   песенно-танцевального   номера   (tonada),
открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями  (17-  нач.  18
вв.). К середине 18 в. Т. формируется  как  самостоятельный  театральный
жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным
сюжетом. По содержанию и по форме Т. была  нар.  жанром,  пользовавшимся
популярностью  у  демократич.  зрителя  и   отрицавшимся   аристократич.
публикой. В нар. бытовых сценках  нередко  содержались  сатирич.  выпады
против  господствующих  классов,  против  распростран„нной  в  то  время
галломании. Музыка и танцы были народными или создавались  композиторами
на  основе  муз.  фольклора.  Первая   Т.   "Трактирщица   и   погонщик"
приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона,
к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А.
Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б.  де  Ласерна  (автор  св.  800  Т.),  X.
Вальедор. В большинстве случаев  они  писали  также  и  либретто;  среди
драматургов-либреттистов известны Р. де  ла  Крус.  Л.  Ф.  Комелья,  С.
Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось  влияние  итал.  компч.  оперы.  В
числе исполнителей Т. видные акт„ры:
   X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А.  Фернандес  ("Ла  Карамба"),  М.
Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер.  19  в.  Т.  сошла  со  сцены,  оказав
значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу.
   Лит.: Cotarelo y Mori E.,  Coleccion  de  entremeses,  loas,  bailes,
jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados  del  XIX,  v.
1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e  d
r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al  siglo  XIX,  v.  1-2,  La
Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica,  v.  1-3,  Madrid,
1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. ??. П.
   ТОНДУ, Тоомас (наст. имя и фам.- Юри Юрьевич К о и к) (6.XII. 1888  -
22.VIII.  1928)  -  эст.  акт„р.  Сценич.  деятельность  начал  в   т-ре
"Ванемуйне" (1907). В  1911-12  работал  режисс„ром  и  акт„ром  т-ра  в
Вильянди. В  1912  переш„л  в  т-р  "Эстония"  (Таллин).  Творчество  Т.
отличалось искренним, часто лирич. комизмом и  стремлением  к  аналитич.
работе над ролью.
   Лучшие роли: Эрнест ("В усадьбе  "'Пюве""  Китцберга,  1916),  Пелеас
("Пелеас-и Мелисанда" Метерлинка, 1919),  Поташ  ("Поташ  и  Перламутр",
1920), Гарпагон ("Скупой", 1923). М. Вал.
   ТОНС, Эдгар Оттович (р. 17.1.1917) - латыш. сов. дириж„р.  Нар.  арт.
Латв.  ССР  (1962).  В  1943  окончил  Латв.  консерваторию  по   классу
контрабаса,  в  1950  по  классу  дирижирования   Л.   Э.   Вигнера.   В
1950-52-стаж„р в Т-ре оперы и балета им. Кирова (Ленинград).  С  1947  -
дириж„р, с 1954 - гл. дириж„р Т-ра оперы  и  балета  Латв.  ССР  (Рига).
Гастролировал с  Т-ром  оперы  и  балета  Латв.  ССР  в  Москве  (1955),
Ленинграде (1958, 1961, 1964), Киеве и др. городах. Т. обладает  высокой
муз. культурой, мн. работает над пост. совр. опер. Рукооодил пост. опер:
"Банюта" Калныня (1953), "К новому берегу"  (1955),  "Зел„ная  мельница"
(1958), "Опера нищих" (1965)  Зариня,  "Тангейзер"  (1956),  "Валькирия"
(1963) Вагнера, "Саломея" Р. Штрауса (1959), "Война  и  мир"  Прокофьева
(DGl),  "Судьба  человека"  Дзержинского  (1962),  "Катерина  Измайлова"
Шостаковича  (1963),  "Питер  Граймс"   Бриттена   (1964);   дирижировал
балетами: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1953), "Сакта свободы"  Скултэ
(1955) и др.
   'Лит.: Кенигсберг А., Эдгар Тоне, "Сов. музыка", 1965, .No 7. Я. В.
   ТОНЯНУ  (Toneanu),  Bacime  (15.X.1869-30.IIL  1933)  -  рум.  акт„р.
Образование получил в Бухарестской консерватории (ученик Ш. Веллеску). В
сезон 1888-89 И. Л. Караджале пригласил Т. в труппу  бухарестского  Нац.
т-ра, где он работал до 1925. Т. обладал  ярким  комедийным  дарованием,
его  иск-во  было  глубоко  гуманистично,  заразительный   юмор   иногда
переходил в беспощадную сатиру.  Иск-во  Т.  способствовало  утверждению
нац. драматургии в рум. т-ре.

Страницы: «« « 2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295  2296   2297   2298   2299   2300   2301   2302   2303   2304   2305  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия