|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 » »» 1949). С 1948 - солистка этого т-ра. Т. обладает сильным и глубоким
голосом густого тембра, исполняет партии героические и драматические.
По„т также контральтовые партии.
Партии: Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лукерья ("Заря над
Двиной" Мейтуса), Ирина ("Судьба человека" Дзержинского), Ратмир
("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек и Ф„дор
("Борис Годунов"), Любовь ("Мазепа"), Марфа ("Хованщина"), Амнерис;
Азучена ("Трубадур"), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Кармен; Ортруда
("Лоэнгрин") и др.
Выступает как камерная, певица. А. Ив.
ТОМО‚СИ МУРАЯМА - см. Мураяма Томо„си. ТОМПУРИ (Tompuri), Элли
(20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р Антуана), в Вене
("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в
1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки), в 1904-05 - актриса и
директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором
т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров.
Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Катюша Маслова
("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса), Нора;
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и
др.
Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др.
Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin paattyki tie?, Hels., 1944;
Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др.
С. Л. ТОМСКИЙ, Александр Романович [р. 3(16).1.1905]- рус. сов.
артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил
вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера). В
1923-27-артист балета Свободной оперы (Москва), в 1927-29-солист
балетной труппы Моск. т-ра оперетты, в 1929-41 - артист балета и
балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова,
Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар" Адана и
Пуни и др. В Т-ре оперы и балета им. Навои пост. первый узб. балет
"Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз. т-ра им.
Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета Большого
т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы этого т-ра, в
1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в 1960-62- гл.
режисс„р муз. вещания Центр, телевидения. В
1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра
им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. С ноября 1964-управляющий
балетной труппой Большого т-ра. . Пост. за рубежом: Чехословакия -
"Бахчисарайский фонтан" (1954), "Лебединое озеро" (1955), "Каменный
цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок" (1961); Чили - "Лебединое
озеро" (1962). А. Дин. ТОНАДЙЛЬЯ (tonaldil-la) - жанр исп. театр.
представления. Возник из песенно-танцевального номера (tonada),
открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями (17- нач. 18
вв.). К середине 18 в. Т. формируется как самостоятельный театральный
жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным
сюжетом. По содержанию и по форме Т. была нар. жанром, пользовавшимся
популярностью у демократич. зрителя и отрицавшимся аристократич.
публикой. В нар. бытовых сценках нередко содержались сатирич. выпады
против господствующих классов, против распростран„нной в то время
галломании. Музыка и танцы были народными или создавались композиторами
на основе муз. фольклора. Первая Т. "Трактирщица и погонщик"
приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона,
к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А.
Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна (автор св. 800 Т.), X.
Вальедор. В большинстве случаев они писали также и либретто; среди
драматургов-либреттистов известны Р. де ла Крус. Л. Ф. Комелья, С.
Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось влияние итал. компч. оперы. В
числе исполнителей Т. видные акт„ры:
X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А. Фернандес ("Ла Карамба"), М.
Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер. 19 в. Т. сошла со сцены, оказав
значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу.
Лит.: Cotarelo y Mori E., Coleccion de entremeses, loas, bailes,
jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados del XIX, v.
1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e d
r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al siglo XIX, v. 1-2, La
Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica, v. 1-3, Madrid,
1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. ??. П.
ТОНДУ, Тоомас (наст. имя и фам.- Юри Юрьевич К о и к) (6.XII. 1888 -
22.VIII. 1928) - эст. акт„р. Сценич. деятельность начал в т-ре
"Ванемуйне" (1907). В 1911-12 работал режисс„ром и акт„ром т-ра в
Вильянди. В 1912 переш„л в т-р "Эстония" (Таллин). Творчество Т.
отличалось искренним, часто лирич. комизмом и стремлением к аналитич.
работе над ролью.
Лучшие роли: Эрнест ("В усадьбе "'Пюве"" Китцберга, 1916), Пелеас
("Пелеас-и Мелисанда" Метерлинка, 1919), Поташ ("Поташ и Перламутр",
1920), Гарпагон ("Скупой", 1923). М. Вал.
ТОНС, Эдгар Оттович (р. 17.1.1917) - латыш. сов. дириж„р. Нар. арт.
Латв. ССР (1962). В 1943 окончил Латв. консерваторию по классу
контрабаса, в 1950 по классу дирижирования Л. Э. Вигнера. В
1950-52-стаж„р в Т-ре оперы и балета им. Кирова (Ленинград). С 1947 -
дириж„р, с 1954 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига).
Гастролировал с Т-ром оперы и балета Латв. ССР в Москве (1955),
Ленинграде (1958, 1961, 1964), Киеве и др. городах. Т. обладает высокой
муз. культурой, мн. работает над пост. совр. опер. Рукооодил пост. опер:
"Банюта" Калныня (1953), "К новому берегу" (1955), "Зел„ная мельница"
(1958), "Опера нищих" (1965) Зариня, "Тангейзер" (1956), "Валькирия"
(1963) Вагнера, "Саломея" Р. Штрауса (1959), "Война и мир" Прокофьева
(DGl), "Судьба человека" Дзержинского (1962), "Катерина Измайлова"
Шостаковича (1963), "Питер Граймс" Бриттена (1964); дирижировал
балетами: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1953), "Сакта свободы" Скултэ
(1955) и др.
'Лит.: Кенигсберг А., Эдгар Тоне, "Сов. музыка", 1965, .No 7. Я. В.
ТОНЯНУ (Toneanu), Bacime (15.X.1869-30.IIL 1933) - рум. акт„р.
Образование получил в Бухарестской консерватории (ученик Ш. Веллеску). В
сезон 1888-89 И. Л. Караджале пригласил Т. в труппу бухарестского Нац.
т-ра, где он работал до 1925. Т. обладал ярким комедийным дарованием,
его иск-во было глубоко гуманистично, заразительный юмор иногда
переходил в беспощадную сатиру. Иск-во Т. способствовало утверждению
нац. драматургии в рум. т-ре.
Страницы: «« « 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 2297 2298 2299 2300 2301 2302 2303 2304 2305 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |