Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286  2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  » »»

эмоциональностью, драм. силой, ярким темпераментом: Василиса ("На дне"),
Татьяна   ("Враги"),    Кукушкина    ("Доходное    место"),    Огудалова
("Бесприданница"), Шамирам ("Ара Прекрасный" Заряна), Мария Тюдор (о. п.
Гюго), Филумена Мартурано (о. п. Де Филиппе), Медея (о. п. Еврипида).  '
Б. А.
   ТОВСТОНОГОВ, Георгий Александрович [р. 15 (28).IX.1915] -  рус.  сов.
режисс„р. Нар. арт. СССР (1957). Сценич. деятельность начал в  1931  как
акт„р и ассистент режисс„ра в рус. ТЮЗе (Тбилиси). В 1938 окончил  ГИТИС
(реж. ф-т, педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов).  В  1938-46-  режисс„р
Тбилисского русского т-ра им. Грибоедова. Пост.  здесь  спектакли  "Дети
Ванюшина" Найд„нова (1939), "Кремл„вские  куранты"  (1940),  "Парень  из
нашего города" (1941);  "Школа  злословия"  Шеридана  (1942),  "Л„нушка"
Леонова (1943), "Лисички" Хелман (1945). В 1946-49 работал в  Москве,  в
Центр, детском т-ре,  пост.  спектакли  "Где-то  в  Сибири"  Ирошниковой
(1949), "Тайна вечной ночи" Луковского
   (1949) и др. В 1950-56 Т. - гл. реж.  Ленингр.  т-ра  им.  Ленинского
комсомола. С 1956 - гл. реж. Ленингр. Большого драм. т-ра им.  Горького.
Отдельные пост. осуществлены Т. в Ленингр. т-ре им. Пушкина, в  Ленингр.
т-ре Комедии и др.
   Яркая гражданственность,  пафос  жпзнеутвержде-ния,  присущие  иск-ву
режисс„ра, проявились в пост. историко-революц. пьес - "Гибель  эскадры"
(1952, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола)  и  особенно  в  спектакле
"Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. т-р  им.  Пушкина,  Ленинская
пр., 1958), получившем широкое общественное признание.  Монументальность
и строгая простота формы в этпх спектаклях сочетаются с высоким лиризмом
в  трактовке  тра-гич.  героич.  событий.   Пластически   выразительный,
эмоциональный образ народа складывается в спектакле из резко  очерченных
судеб отдельных  героев.  Лирико-героическим,  страстно-публицистическим
был  пост.  в  Т-ре  им.   Ленинского   комсомола   спектакль   "Дорогой
бессмертия", по произв. Ю. Фучика "Слово перед казнью" (инсценировка  Т.
совм. с В. Д. Браги-ным, 1951; Гос. пр. СССР, 1951).
   Эпич. и лирич. начала сочетаются в спектаклях Т.,  посв.  современной
сов. действительности, - "Первая весна" Николаевой и Радзинского (1955),
пост.  в  форм,е  своеобразного  спектакля-концерта   пьеса   "Иркутская
история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961),  "Моя  старшая  сестра"
Володина (1961). В  центре  режисс„рского  замысла  спектакля  "Поднятая
целина" по Шолохову (1964) - духовный рост людей, поднимающихся к  новой
жизни.
   Творч. поиски режисс„ра  широки  и  многообразны.  В  жанре,  близком
трагикомедии, осуществил Т. спектакль "Варвары" (1959), показав  остроту
столкновения смешного и драматического в  человеческих  характерах  и  в
российской действительности в целом. С одухотвор„нной силой выражены  им
гуманистич. темы творчества Достоевского в  спектакле  "Идиот"  (1957  и
1966). Острота сатирич.  обличения,  граничащая  с  гротеском,  отличала
спектакль "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954,  Ленингр.
т-р Комедии). Значит, событием театр. жизни явился  спектакль  "Горе  от
ума" (1962). Обращаясь к совр. зарубежной прогрессивной драматургии,  Т.
создал герои-ко-философские спектакли -  "Лиса  и  виноград"  Фи-гейреду
(1957) и "Не склонившие головы" по  сценарию  Дугласа  и  Смита  (1961).
Поставленный в 1964 спектакль "Три сестры"  переда„т  большую  любовь  к
людям,  гневный  протест  Чехова  против  пошлости,  бесчеловечности   и
мещанства. В 1966 Т. пост. "Мещане".
   Т. предъявляет к исполнителям требование сочетать в своей игре точные
психологич.   характеристики,   острую   эмоциональность    и    высокую
интеллектуальность. В спектаклях Т. раскрылись дарования акт„ров  И.  М.
Смоктуновского, Т. В. Дорониной, К. Ю. Лаврова, Е. А.  Лебедева,  С.  Ю.
Юрского и др.
   Т. занимается педагогич. деятельностью, преподавал в Театр. ин-те им.
Руставели (Тбилиси), зав. кафедрой  режиссуры  и  акт„рского  мастерства
(профессор) в Ленингр. театр. ин-те им. Островского.
   Др. пост.: "Гроза" (1951); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), ' "Новые
люди"  (по  роману  Чернышевского  "Что  делать?",  1953),   Счастливой" Принцева  (1954)-  пост.  в  Ленингр.  т-ре  им.  Ленинского
комсомола; "Безымянная звезда" Себастьяна (1956),  "Синьор  Марио  пишет
комедию" Николаи (1958), "Воспоминания -о  двух  понедельниках"  Миллера
(1960), "Пять вечеров"  Володина  (1961),  "Сколько  лет,  сколько  зим"
Пановой (1966).
   Соч.: Режисс„рский замысел, в кн.: Записки  о  театре,  Л.-М.,  1960;
Современность в современном театре. Беседы о режиссуре, М.-Л.,  1962;  О
профессии режисс„ра, М., 1965;
   Мера гражданственности, "Театр", 1965, ј 8, с. 3-7.
   Лит.: Б e н ь я ш Р., Георгий Товстоногов, [Л.- М.,  1961];  Капралов
Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов Ленинской премии  Г.  А.
Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959. А. О.
   ТОГАТА (лат. comoedia togata или fabula togata, букв. - комедия тоги)
- разновидность др.-римской комедии. Назв. происходит  от  римской  тоги
(род одежды). В отличие от паллиаты, Т. были написаны не на греч., а  на
местные римско-италнйскпе сюжеты. Предположительно  основоположником  Т.
является римский поэт Невий (3 в. до н. э.);  расцвет  е„  относится  ко
времени  роста  обществ,  самосознания  в  широких  кругах   италийского
населения п развития самобытных нац. тенденций в рпм. культуре 2-й  пол.
2 в.- нач. 1 в. до н. э. Т. пришла на смену комедиям Те-ренция  и  стала
новым этапом в развитии римского сце-нич. иск-ва. Сохранились  небольшие
отрывки из Т. драматургов Титинпя, Афрання, Атты (2-1  вв.  до  н.  э.).
Обычные сюжеты Т. - семейные  и  бытовые  конфликты,  место  действия  -
Лациум и др. италийские города; действ, лица, как правило, ремесленники:
сапожники, ткачи, валяльщики, портные и  т.  д.  В  Т.  заметно  влияние
комедий Плавта и Теренция. Нек-рые комедии Атты п Афрания  шли  на  рим.
сцене вплоть до врем„н Нерона.
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра,  М.,  1940;  Scaenicae
romanorum poesis fragmenta, v. l, Lipsiae, 1871; [Kroll W.],  Togata,  в
кн.:      Paulys-Wissowa      Realencyclopadie      der      classischen
Altertumswissenschaft,  2  Reihe,  Halbbd  12,   Stuttg.,   1937,   Kol.
1660-1662. Лид. Ф.
   ТОДИ (Todi) (урожд.- д'А г ь я p, (PAgmar), Луиза  Роза  (9.1.1753  -
1.Х.1833) - португ. артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась  у  Д.
Переса в Лисабоне. Артистич.  деятельность  начала  там  же  в  качестве
драматич. актрисы в 1768. Европ. известность получила после  выступления
в Париже (1778). Гастролировала в Германии, Франции и Италии,  в  России
(1784-89). Оставила сцену в 1796. Т. - одна из величайших певиц 18 в. Е„

Страницы: «« « 2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286  2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия