Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 » »» эмоциональностью, драм. силой, ярким темпераментом: Василиса ("На дне"), Татьяна ("Враги"), Кукушкина ("Доходное место"), Огудалова ("Бесприданница"), Шамирам ("Ара Прекрасный" Заряна), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Филумена Мартурано (о. п. Де Филиппе), Медея (о. п. Еврипида). ' Б. А. ТОВСТОНОГОВ, Георгий Александрович [р. 15 (28).IX.1915] - рус. сов. режисс„р. Нар. арт. СССР (1957). Сценич. деятельность начал в 1931 как акт„р и ассистент режисс„ра в рус. ТЮЗе (Тбилиси). В 1938 окончил ГИТИС (реж. ф-т, педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов). В 1938-46- режисс„р Тбилисского русского т-ра им. Грибоедова. Пост. здесь спектакли "Дети Ванюшина" Найд„нова (1939), "Кремл„вские куранты" (1940), "Парень из нашего города" (1941); "Школа злословия" Шеридана (1942), "Л„нушка" Леонова (1943), "Лисички" Хелман (1945). В 1946-49 работал в Москве, в Центр, детском т-ре, пост. спектакли "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1949), "Тайна вечной ночи" Луковского (1949) и др. В 1950-56 Т. - гл. реж. Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. С 1956 - гл. реж. Ленингр. Большого драм. т-ра им. Горького. Отдельные пост. осуществлены Т. в Ленингр. т-ре им. Пушкина, в Ленингр. т-ре Комедии и др. Яркая гражданственность, пафос жпзнеутвержде-ния, присущие иск-ву режисс„ра, проявились в пост. историко-революц. пьес - "Гибель эскадры" (1952, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и особенно в спектакле "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. т-р им. Пушкина, Ленинская пр., 1958), получившем широкое общественное признание. Монументальность и строгая простота формы в этпх спектаклях сочетаются с высоким лиризмом в трактовке тра-гич. героич. событий. Пластически выразительный, эмоциональный образ народа складывается в спектакле из резко очерченных судеб отдельных героев. Лирико-героическим, страстно-публицистическим был пост. в Т-ре им. Ленинского комсомола спектакль "Дорогой бессмертия", по произв. Ю. Фучика "Слово перед казнью" (инсценировка Т. совм. с В. Д. Браги-ным, 1951; Гос. пр. СССР, 1951). Эпич. и лирич. начала сочетаются в спектаклях Т., посв. современной сов. действительности, - "Первая весна" Николаевой и Радзинского (1955), пост. в форм,е своеобразного спектакля-концерта пьеса "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Моя старшая сестра" Володина (1961). В центре режисс„рского замысла спектакля "Поднятая целина" по Шолохову (1964) - духовный рост людей, поднимающихся к новой жизни. Творч. поиски режисс„ра широки и многообразны. В жанре, близком трагикомедии, осуществил Т. спектакль "Варвары" (1959), показав остроту столкновения смешного и драматического в человеческих характерах и в российской действительности в целом. С одухотвор„нной силой выражены им гуманистич. темы творчества Достоевского в спектакле "Идиот" (1957 и 1966). Острота сатирич. обличения, граничащая с гротеском, отличала спектакль "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр. т-р Комедии). Значит, событием театр. жизни явился спектакль "Горе от ума" (1962). Обращаясь к совр. зарубежной прогрессивной драматургии, Т. создал герои-ко-философские спектакли - "Лиса и виноград" Фи-гейреду (1957) и "Не склонившие головы" по сценарию Дугласа и Смита (1961). Поставленный в 1964 спектакль "Три сестры" переда„т большую любовь к людям, гневный протест Чехова против пошлости, бесчеловечности и мещанства. В 1966 Т. пост. "Мещане". Т. предъявляет к исполнителям требование сочетать в своей игре точные психологич. характеристики, острую эмоциональность и высокую интеллектуальность. В спектаклях Т. раскрылись дарования акт„ров И. М. Смоктуновского, Т. В. Дорониной, К. Ю. Лаврова, Е. А. Лебедева, С. Ю. Юрского и др. Т. занимается педагогич. деятельностью, преподавал в Театр. ин-те им. Руставели (Тбилиси), зав. кафедрой режиссуры и акт„рского мастерства (профессор) в Ленингр. театр. ин-те им. Островского. Др. пост.: "Гроза" (1951); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), ' "Новые люди" (по роману Чернышевского "Что делать?", 1953), Счастливой" Принцева (1954)- пост. в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола; "Безымянная звезда" Себастьяна (1956), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (1958), "Воспоминания -о двух понедельниках" Миллера (1960), "Пять вечеров" Володина (1961), "Сколько лет, сколько зим" Пановой (1966). Соч.: Режисс„рский замысел, в кн.: Записки о театре, Л.-М., 1960; Современность в современном театре. Беседы о режиссуре, М.-Л., 1962; О профессии режисс„ра, М., 1965; Мера гражданственности, "Театр", 1965, ј 8, с. 3-7. Лит.: Б e н ь я ш Р., Георгий Товстоногов, [Л.- М., 1961]; Капралов Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов Ленинской премии Г. А. Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959. А. О. ТОГАТА (лат. comoedia togata или fabula togata, букв. - комедия тоги) - разновидность др.-римской комедии. Назв. происходит от римской тоги (род одежды). В отличие от паллиаты, Т. были написаны не на греч., а на местные римско-италнйскпе сюжеты. Предположительно основоположником Т. является римский поэт Невий (3 в. до н. э.); расцвет е„ относится ко времени роста обществ, самосознания в широких кругах италийского населения п развития самобытных нац. тенденций в рпм. культуре 2-й пол. 2 в.- нач. 1 в. до н. э. Т. пришла на смену комедиям Те-ренция и стала новым этапом в развитии римского сце-нич. иск-ва. Сохранились небольшие отрывки из Т. драматургов Титинпя, Афрання, Атты (2-1 вв. до н. э.). Обычные сюжеты Т. - семейные и бытовые конфликты, место действия - Лациум и др. италийские города; действ, лица, как правило, ремесленники: сапожники, ткачи, валяльщики, портные и т. д. В Т. заметно влияние комедий Плавта и Теренция. Нек-рые комедии Атты п Афрания шли на рим. сцене вплоть до врем„н Нерона. Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Scaenicae romanorum poesis fragmenta, v. l, Lipsiae, 1871; [Kroll W.], Togata, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbbd 12, Stuttg., 1937, Kol. 1660-1662. Лид. Ф. ТОДИ (Todi) (урожд.- д'А г ь я p, (PAgmar), Луиза Роза (9.1.1753 - 1.Х.1833) - португ. артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась у Д. Переса в Лисабоне. Артистич. деятельность начала там же в качестве драматич. актрисы в 1768. Европ. известность получила после выступления в Париже (1778). Гастролировала в Германии, Франции и Италии, в России (1784-89). Оставила сцену в 1796. Т. - одна из величайших певиц 18 в. Е„ Страницы: «« « 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 2296 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |