Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280  2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290  » »»

дуэта выходят за пределы конферанса и являются самостоятельными номерами
программы. Репертуар Т. и Б. (осн. авторы В. Бахнов и  Я.  Костюковский)
злободневен, остро ставит  разл.  темы.  Артисты  осмеивают  бюрократов,
взяточников, очковтирателей, демагогов. Соединение рус. (Березин) и укр.
(Тимошенко) языков помогает использовать богатство юмора обоих  народов,
иллюстрирует их  дружбу,  подч„ркивает  различие  изображаемых  акт„рами
характеров. Среди программ Т. и Б. в 50-60-х гг.-"Двадцать с гаком".  Т.
и Б. неоднократно снимались в кино. Тимошенко  удостоен  Гос.  пр.  СССР
(1950, фильм "Падение Берлина").
   Лит.: Бахнов В., Костюковский Я., Тара-пунька и Штепсель,  М.,  1957;
Мартич Ю., Откуда возникает  искра,  "Театральная  жизнь",  1964,  ј  6;
Дмитриев Ю., Двадцать с гаком, "Театр", 1955, ј 5. М. 3.
   ТИНН, Олев Эдуардович (р. 3.IX.1920) - эст. сов.  акт„р.  Засл.  арт.
Эст. ССР (1962). Чл. Коммунистпч. партии с 1958. В детстве участвовал  в
спектаклях эст. т-ра "Драмастудио" (Таллин), сценич. деятельность  начал
в 1941-44, работая в эст. нац. художеств. ансамблях (Ярославль). С  1944
- акт„р Т-ра им. В. Кингиссепа. В 1950 окончил Таллинский  театр.  пн-т.
Начав с ролей молодых героев (Масленников "Дни и  ночи"  по  Симонову  и
др.), Т. вскоре переш„л на характерные роли. С успехом играет комедийные
и   сати-рич.   роли:   Присыпкин   ("Клоп"   Маяковского),   Фарфу-рпди
("Потерянное письмо" Караджале), Муна ("Авария" Паньта), Таску ("Венская
почтовая марка" Лий-веса). Выступает по телевидению и на радио. С. Лев.
   ТИНН, Эдуард Янович (р. 1899) - эст. сов.  режисс„р  и  акт„р.  Засл.
арт. Эст. ССР (1947). Сценич. образование получил в 1918 в Петрограде  в
школе под рук. Л. С. Вивьена, в  1924-27  в  Таллинской  эст.  драматич.
студии. Затем работал в эст.  т-ре  "Драмастудио"  (1927-32)  и  в  т-ре
"Эстония" (1932-34). С 1936 - художеств. руководитель т-ра "Угала" в  г.
Вильянди,  где  пост.  "Платон  Кречет"  (1936),  "Андрее  и  Пэару"  по
Таммсааре (1938), "Отелло" (1939),  "Чапаев"  (1940).  Исполнял  в  этих
спектаклях гл. роли. В годы Отечеств, войны  участвовал  в  работе  эст.
художеств. ансамблей в Ярославле. С 1944 работает в Т-ре им. Кингисеппа.
   Роли: Полежаев ("Беспокойная старость", 1947), Забелин  ("Кремл„вские
куранты",  1947),  Шадрин  ("Человек  с  ружь„м",  1949),  Курт  Шнейдер
("Шакалы" Якобсона, 1951), Неизвестный ("Маскарад", 1954) и др.
   ТЙНСКИЙ, Яков Сергеевич  (1862-1922)-рус.  акт„р.  На  сцене  с  1881
(Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892  играл  преим.  в  провинции
(Екатеринбург, Казань, Киев, Самара,  Саратов,  Баку,  города  Сибири  и
др.), затем в Петербурге. В  1896-1906  и  1915-16-акт„р  петрогр.  Т-ра
Лит.-художеств.  об-ва.  Т.  пользовался   большим   успехом   в   ролях
героев-любовников, позднее переш„л на роли пожилых героев и  характерных
резон„ров.  Выступал   также   как   чтец,   занимался   антрепрен„рской
деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.
   Роли: Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович", 1898, и  "Смерть  Иоанна
Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си-рано де Бержерак  (о.  п.  Ростана,
1898), Калгуев "Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко,  1899),  Чацкий,
Арбенин; Бушуев ("Не  последняя"  Плещеева),  Ждарский  ("Ради  счастья"
Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек"  Колышко,  1909,  и  др.).
А.Шн.
   ТИНЧУРИН, Карим (15.IX.1887-7.V.1947) - тат. сов.  драматург,  акт„р,
режисс„р. Учился в  медресе.  Был  исключ„н  за  участие  в  демократич.
шакирд-ском (студенческом)  движении  1905-07.  В  1906  написал  первую
комедию "Дискуссия". С 1910 - акт„р, затем  и  режисс„р  труппы  "Сайяр"
(Казань), написал для этой труппы пьесы на совр. сюжеты:  "Опасный  шаг"
(1912-14), "Первые цветы"  (1913,  там  же,  1914),  "Капризный  жених",
"Голодный влюбл„нный" (1915), "Последний  привет",  "Ветрогоны"  (1916).
Герои этих пьес находят смысл жизни в служении народу.
   После Октябрьской революции Т. стал одним  из  создателей  тат.  сов.
т-ра; с  1918-руководитель  б.  труппы  "Сайяр",  в  1922  участвовал  в
создании Гос. т-ра в Казани (ныне Т-р им.  Г.  Камала).  Т.,  одному  из
первых деятелей тат.  сцены,  присвоено  звание  засл.  арт.  Тат.  АССР
(1926). Т. принадлежат первые сов. комедии  на  совр.  сюжеты:  "Юсуф  и
Зулейха" (1918), "Попугай" (1919), высмеивающие приспособленцев.  Гибели
старого мира посв. комедии "Американец" (Тат. гос.  т-р,  1924)  и  "Без
ветрил"  (там  же,  1927).  Вместе  с  композитором  С.  Сайдашевым   Т.
способствовал развитию жанра муз. драмы: его муз. пьесы - "Голубая шаль"
(1926), "Рой" (1929) и др. - пост. в Тат. академич. т-ре и др. т-рах.  В
пьесах "На реке Кандре" (соч. 1930), "Жаворонок" (совм. с Р.  Ишмуратом,
1932), "Семья деда Булата" (совм. с К. Наджи, 1932, Тат. академич.  т-р)
и "Их было трое" (1935, там же) созданы образы  современников,  активных
строителей новой жизни.  Пьесы  Т.  отличаются  нац.  своеобразием,  они
насыщены юмором, написаны сочным нар. языком. Т. выступал  в  печати  по
вопросам театр. иск-ва.
   Роли: Тагир ("Тагир и Зюгра" Бурнаша),  Фердинанд,  Вурм,  Хлестаков;
Гали ("Молодая жизнь" Кулахметова). В своих пьесах он играл роли Магзума
("Потухшие  зв„зды"),  Батырхана  ("Без  ветрил"),  Жантимира   ("Рой"),
Искандера ("Америк анец"). Булата ("Голубая шаль"), Сафаргали  ("Юсуф  и
Зулейха").
   Пост. спектакли: "Голубая шаль" (1926), "На  дне"  (1932),  "На  реке
Кандре" (1933), "Ревизор" (1932);
   "Банкрот" Г. Камала (1932), "Враги" Сайфи-Казанлы (1934) и  т.  д.  В
1937 Т.  был  незаконно  репрессирован,  посмертно  реабилитирован.  Его
произв. приобрели вторую сценич. жизнь.
   Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1956.
   Лит.: Г и з з а т Б., Предисловие к указанному выше изданию;  Ишмурат
Р., Талантливый драматург, "Совет эдабияты", 1957, ј 9  (на  тат.  яз.);
Минский Г., Мастер сцены и пера, там же; Ишмуратов Р.,  Карим  Тинчурин,
"Советская Татария", 1957, 15 сентября (на рус. яз.); История  татарской
советской литературы, М., 1965. ф. Г.
   ТЙПОТ, Виктор Яковлевич (16. III.  1893-12.  X.  1960)  -  рус.  сов.
драматург, режисс„р. Сотрудничал в  "Синей  блузе",  автор  произв.  для
эстрады, один из  инициаторов  создания  Моск.  т-ра  Сатиры.  Писал  (в
соавторстве с А.  М.  Арго,  В.  Е.  Ардовым,  Д.  Г.  Гутманом  и  др.)
обозрения, шедшие на сценах т-ра Сатиры и др., - "Москва с точки зрения"
(1924), "Спокойно, снимаю!" (1925),  "Насч„т  любви",  "Мишка,  верти!",
"Любовь и вс„ остальное" (все в 1926), "Вечерний выпуск", "Игра" (оба  в
1927), "Универмаг и  волшебник"  (1928).  Т.  является  также  соавтором
либретто мн. сов. муз. комедий и оперетт: "Свадьба в Малиновке"  (1937),
"На берегу Амура" (1939)г "Беспокойное счастье", "Вольный ветер" (обе  в
1947), "Девичий переполох", "Сын клоуна" (обе в 1950).
   Т. ставил  эстрадные  номера,  обозрение  "Приготовьте  билеты"  (Т-р

Страницы: «« « 2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280  2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия