|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 » »» дуэта выходят за пределы конферанса и являются самостоятельными номерами
программы. Репертуар Т. и Б. (осн. авторы В. Бахнов и Я. Костюковский)
злободневен, остро ставит разл. темы. Артисты осмеивают бюрократов,
взяточников, очковтирателей, демагогов. Соединение рус. (Березин) и укр.
(Тимошенко) языков помогает использовать богатство юмора обоих народов,
иллюстрирует их дружбу, подч„ркивает различие изображаемых акт„рами
характеров. Среди программ Т. и Б. в 50-60-х гг.-"Двадцать с гаком". Т.
и Б. неоднократно снимались в кино. Тимошенко удостоен Гос. пр. СССР
(1950, фильм "Падение Берлина").
Лит.: Бахнов В., Костюковский Я., Тара-пунька и Штепсель, М., 1957;
Мартич Ю., Откуда возникает искра, "Театральная жизнь", 1964, ј 6;
Дмитриев Ю., Двадцать с гаком, "Театр", 1955, ј 5. М. 3.
ТИНН, Олев Эдуардович (р. 3.IX.1920) - эст. сов. акт„р. Засл. арт.
Эст. ССР (1962). Чл. Коммунистпч. партии с 1958. В детстве участвовал в
спектаклях эст. т-ра "Драмастудио" (Таллин), сценич. деятельность начал
в 1941-44, работая в эст. нац. художеств. ансамблях (Ярославль). С 1944
- акт„р Т-ра им. В. Кингиссепа. В 1950 окончил Таллинский театр. пн-т.
Начав с ролей молодых героев (Масленников "Дни и ночи" по Симонову и
др.), Т. вскоре переш„л на характерные роли. С успехом играет комедийные
и сати-рич. роли: Присыпкин ("Клоп" Маяковского), Фарфу-рпди
("Потерянное письмо" Караджале), Муна ("Авария" Паньта), Таску ("Венская
почтовая марка" Лий-веса). Выступает по телевидению и на радио. С. Лев.
ТИНН, Эдуард Янович (р. 1899) - эст. сов. режисс„р и акт„р. Засл.
арт. Эст. ССР (1947). Сценич. образование получил в 1918 в Петрограде в
школе под рук. Л. С. Вивьена, в 1924-27 в Таллинской эст. драматич.
студии. Затем работал в эст. т-ре "Драмастудио" (1927-32) и в т-ре
"Эстония" (1932-34). С 1936 - художеств. руководитель т-ра "Угала" в г.
Вильянди, где пост. "Платон Кречет" (1936), "Андрее и Пэару" по
Таммсааре (1938), "Отелло" (1939), "Чапаев" (1940). Исполнял в этих
спектаклях гл. роли. В годы Отечеств, войны участвовал в работе эст.
художеств. ансамблей в Ярославле. С 1944 работает в Т-ре им. Кингисеппа.
Роли: Полежаев ("Беспокойная старость", 1947), Забелин ("Кремл„вские
куранты", 1947), Шадрин ("Человек с ружь„м", 1949), Курт Шнейдер
("Шакалы" Якобсона, 1951), Неизвестный ("Маскарад", 1954) и др.
ТЙНСКИЙ, Яков Сергеевич (1862-1922)-рус. акт„р. На сцене с 1881
(Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892 играл преим. в провинции
(Екатеринбург, Казань, Киев, Самара, Саратов, Баку, города Сибири и
др.), затем в Петербурге. В 1896-1906 и 1915-16-акт„р петрогр. Т-ра
Лит.-художеств. об-ва. Т. пользовался большим успехом в ролях
героев-любовников, позднее переш„л на роли пожилых героев и характерных
резон„ров. Выступал также как чтец, занимался антрепрен„рской
деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.
Роли: Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович", 1898, и "Смерть Иоанна
Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си-рано де Бержерак (о. п. Ростана,
1898), Калгуев "Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, 1899), Чацкий,
Арбенин; Бушуев ("Не последняя" Плещеева), Ждарский ("Ради счастья"
Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек" Колышко, 1909, и др.).
А.Шн.
ТИНЧУРИН, Карим (15.IX.1887-7.V.1947) - тат. сов. драматург, акт„р,
режисс„р. Учился в медресе. Был исключ„н за участие в демократич.
шакирд-ском (студенческом) движении 1905-07. В 1906 написал первую
комедию "Дискуссия". С 1910 - акт„р, затем и режисс„р труппы "Сайяр"
(Казань), написал для этой труппы пьесы на совр. сюжеты: "Опасный шаг"
(1912-14), "Первые цветы" (1913, там же, 1914), "Капризный жених",
"Голодный влюбл„нный" (1915), "Последний привет", "Ветрогоны" (1916).
Герои этих пьес находят смысл жизни в служении народу.
После Октябрьской революции Т. стал одним из создателей тат. сов.
т-ра; с 1918-руководитель б. труппы "Сайяр", в 1922 участвовал в
создании Гос. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Г. Камала). Т., одному из
первых деятелей тат. сцены, присвоено звание засл. арт. Тат. АССР
(1926). Т. принадлежат первые сов. комедии на совр. сюжеты: "Юсуф и
Зулейха" (1918), "Попугай" (1919), высмеивающие приспособленцев. Гибели
старого мира посв. комедии "Американец" (Тат. гос. т-р, 1924) и "Без
ветрил" (там же, 1927). Вместе с композитором С. Сайдашевым Т.
способствовал развитию жанра муз. драмы: его муз. пьесы - "Голубая шаль"
(1926), "Рой" (1929) и др. - пост. в Тат. академич. т-ре и др. т-рах. В
пьесах "На реке Кандре" (соч. 1930), "Жаворонок" (совм. с Р. Ишмуратом,
1932), "Семья деда Булата" (совм. с К. Наджи, 1932, Тат. академич. т-р)
и "Их было трое" (1935, там же) созданы образы современников, активных
строителей новой жизни. Пьесы Т. отличаются нац. своеобразием, они
насыщены юмором, написаны сочным нар. языком. Т. выступал в печати по
вопросам театр. иск-ва.
Роли: Тагир ("Тагир и Зюгра" Бурнаша), Фердинанд, Вурм, Хлестаков;
Гали ("Молодая жизнь" Кулахметова). В своих пьесах он играл роли Магзума
("Потухшие зв„зды"), Батырхана ("Без ветрил"), Жантимира ("Рой"),
Искандера ("Америк анец"). Булата ("Голубая шаль"), Сафаргали ("Юсуф и
Зулейха").
Пост. спектакли: "Голубая шаль" (1926), "На дне" (1932), "На реке
Кандре" (1933), "Ревизор" (1932);
"Банкрот" Г. Камала (1932), "Враги" Сайфи-Казанлы (1934) и т. д. В
1937 Т. был незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован. Его
произв. приобрели вторую сценич. жизнь.
Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1956.
Лит.: Г и з з а т Б., Предисловие к указанному выше изданию; Ишмурат
Р., Талантливый драматург, "Совет эдабияты", 1957, ј 9 (на тат. яз.);
Минский Г., Мастер сцены и пера, там же; Ишмуратов Р., Карим Тинчурин,
"Советская Татария", 1957, 15 сентября (на рус. яз.); История татарской
советской литературы, М., 1965. ф. Г.
ТЙПОТ, Виктор Яковлевич (16. III. 1893-12. X. 1960) - рус. сов.
драматург, режисс„р. Сотрудничал в "Синей блузе", автор произв. для
эстрады, один из инициаторов создания Моск. т-ра Сатиры. Писал (в
соавторстве с А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Д. Г. Гутманом и др.)
обозрения, шедшие на сценах т-ра Сатиры и др., - "Москва с точки зрения"
(1924), "Спокойно, снимаю!" (1925), "Насч„т любви", "Мишка, верти!",
"Любовь и вс„ остальное" (все в 1926), "Вечерний выпуск", "Игра" (оба в
1927), "Универмаг и волшебник" (1928). Т. является также соавтором
либретто мн. сов. муз. комедий и оперетт: "Свадьба в Малиновке" (1937),
"На берегу Амура" (1939)г "Беспокойное счастье", "Вольный ветер" (обе в
1947), "Девичий переполох", "Сын клоуна" (обе в 1950).
Т. ставил эстрадные номера, обозрение "Приготовьте билеты" (Т-р
Страницы: «« « 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |