|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2267 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 » »» M. Мур.
Т‚РРИ (Terry), ЭлленАлис(27.П.1847, Ковентри,- 21.VII.1928, Кент) -
англ. актриса. Род. в акт„рской семье. Дебютировала в Лондоне в
девятилетнем возрасте в роли Мамиллия ("Зимняя сказка" Шекспира, т-р
"Принсесс", рук. Ч. Кин). Выступала в этом т-ре до 1859. В 1859-63,
1867-68 гастролировала по стране. После длительного перерыва вернулась
на сцену в 1874. С успехом исполнила роли Порции ("Венецианский купец",
1875, т-р принца Уэлльского) и Оливии (о. п. Уилса по роману
"Векфильдский священник" Голдсмита, 1878, т-р "Корт"). В 1878-1902
работала в т-ре "Лпцеум", к-рым руководил Ирвинг, являлась его
постоянной партн„ршей. Т. была широко образованным человеком, хорошо
знала живопись и музыку, во время репетиций давала ценные указания
Ирвингу, проводила занятия с молодыми актрисами (Л. Фонтейн, В. Ванбру).
Т. тщательно изучала свои роли, продолжала работать над ними и после
премьеры. Обладала музыкальным, выразительным голосом, позволявшим
передавать тончайшие оттенки чувств. Образы, созданные Т., отличались
эмоциональностью, трепетностью, задушевностью. Это - женщины, активно
борющиеся за сво„ счастье, не покоряющиеся судьбе (Порция -
"Венецианский купец", Виола - "Двенадцатая ночь", Беатриче - "Много шума
из ничего"), и женщины, раздавленные судьбой и покорившиеся' ей (Офелия;
Маргарита - "Фауст" Г„те;
Оливия - "Векфильдский священник"). Несмотря на то, что причину
трагедии женской судьбы Т. видит в некоем абстрактном зле, в роке, сила
протеста, выраженная в е„ иск-ве, так искренна и велика, что значение
его в борьбе за социальные права женщины стоит на одном уровне с
борьбой, к-рую вели е„ современники - Г. Ибсен, Г. Гауптман, Б. Шоу, Дж.
Гол-суорси.
Роли: Дездемона; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Камма и
Розамунда ("Кубок" и "Беккет" Тен-нисона, 1881, 1892), Летиция .Харди
("Уловки красавицы" Коулей, 1881), Эллалина ("Янтарное сердце" Кальмора,
1887), Имогена и Волумния ("Цимбелин" и "Кориолан" Шекспира, 1895,
1901).
В 1902 ушла из т-ра "Лицеум" и руководила т-ром "Импириал", где пост.
совм. с Г. Крэгом (сын Т.) "Воители в Хельгеланде" Ибсена (исполнила
роль Йордис) и "Много шума из ничего" (1903). Т. играла в много-числ.
мелодрамах. Позднее выступала в ролях: леди Сесилии, написанной для не„
Б. Шоу ("Обращение капитана Брэссбаунда", т-р "Корт", 1906), Книртье
("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1904), Элис Грей ("Элис-сиди-у-огня"
Дж. Барри, т-р "Дьюк оф Йорке", 1905). С 1910 гастролировала по городам
Англии, Австралии, США и др. Выступала с лекциями о Шекспире,
сопровождая их исполнением отрывков из ролей в драматургии Шекспира.
Снималась в кино. Брат и сестры Т. были также акт„рами: Флоренс
(1854-1896), Фред (1863-1933), К e и т (1844-1924), Марнон (1856-1930).
С о ч.: The story of my life, L., 1908, Ellen Terry and Bernard Shaw.
A correspondence, N. Y., 1931; История моей жизни, пер. с англ., Л.-,
М., 1963.
Лит.: С г a i g E. G.. Ellen Terry and her secret self, L.,1931; H
iatt Ch., Ellen Terry and her impersonations, L., 1898; Pemberton T. E.,
Ellen Terry and her sisters, L., 1902: St. John C., Ellen Terry, L.,
1907. (См. также лит. к ст. Ирвинг Г.). ф f{
ТЕР-СЕМ‚НОВ, Николай Георгиевич [22.XII. 1897 (3.1.1898) -
4.VII.1960] - рус. сов. акт„р. Нар. арт. Арм. ССР (1954). Спенич.
деятельность начал в 1919 в Севастополе. Затем работал в Вологде,
Калуге, Свердловске, Симферополе. В 1947-60 - акт„р Ереванского рус.
т-ра.
Роли: Кудряш ("Гроза"), Бублик ("Платон Кречет"), Грубек ("Под
каштанами Праги" Симонова), Счастливцев;
Сорокин ("В одном городе" Софронова), Барабошев ("Правда хорошо, а
счастье лучше" Островского), Хлестаков; Робинзон ("Бесприданница"),
Расплюев ("Свадьба Кречинского") и др. Играл роль В. И. Ленина в
спектаклях "Кремл„вские куранты" (1956); "Юность отцов" Горбатова
(1959). E. X.
ТЕРЦЕТ (итал. terzetto, от лат. tertius - третий) - вокальный
ансамбль из тр„х исполнителей (трио) в опере, оперетте, оратории,
кантате. В опере - Т. чаще всего смешанные, в них соединены женские и
мужские голоса. Есть Т., в к-рых участвуют только мужские или только
женские голоса, при это1 обычно сочетаются голоса разной высоты и разных
тембров. Т. в опере - одна из форм обобщения драматич. ситуаций. Т.
может выражать общность состояния героев - "ансамбли согласия"
(лирический терцет Алексея, Андрея и Анюты в 3-м д., 9-й картине
"Повести о настоящем человеке" Прокофьева; скорбный терцет Антонины,
Вани и Собинина в финале оперы "Иван Сусанин"; терцет Григория, Любаши и
Бомелия в 1-м д. "Царской невесты", выражающий мрачные предчувствия
героев). Др. вид Т. - "ансамбли разногласия", в к-рых каждый из героев
находится в сво„м, отличном от другого эмоциональном состоянии (терцет
Аиды, Амнерис и Радамеса в 1-м д. "Аиды"; терцет Марфы, Андрея
Хованского и Эммы в 1-м д. "Хованщины"). Т. часто встречаются в
комических операх.
Лит.: Друекин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952;
Яру-стовский Б., Драматургия русской оперной классик, М., 1952. Р. Л,
ТЕССЕЙР-ДОНЕЦ, Мария Эдуардовна (р. 4.V. 1889) - укр. сов. артистка
оперы (колоратурное con-рано), вок. педагог. Засл. деят. иск-в УССР
(1960). Училась в Венской п Миланской консерваториях. В 1915-48 (с
перерывом) - солистка Киевского оперного т-ра (с 1948 - Т-ра оперы и
балета им. Шевченко). В 1923-26 пела в оперных т-рах Одессы, Харькова,
Житомира, Свердловска.
Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Марильца, Панночка, Оксана
("Тарас Бульба", "Утопленница", "Рождественская ночь" Лысенко), Царевна
Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Антонида ("Иван Сусанин"), Виолетта;
Маргарита ("Фауст"), Розина, Джильда и др.
С 1935 вед„т педагогич. деятельность (с 1953 - профессор Киевской
консерватории). Среди учени-ков - И. И. Масленникова, E. С. Мирошниченко
и др. Т.-Д. - автор ряда работ по методике преподавания пения. Ек. Л.
ТЕССИТУРА (итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать) -
отрезок звукового диапазона певческого голоса пли муз. инструмента,
занимающий определ„нное высотное положение. Соответствие Т. характеру
голоса певца или выразительным и технпч. возможностям инструмента -
необходимое условие художеств. исполнения.
ТЕССЬЕ (Tessier), Валентина (р. 1892) - франц. актриса. Ученица П.
Муне. С 1913 работала в т-ре "Вь„ коломбье" (Селимена - "Мизантроп"
Страницы: «« « 2267 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |