Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272   2273  2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281   2282   2283  » »»

политич. обозрение-"Путешествие Бульбуса 17-21"  Гутмана,  Адуева,  Арго
(все в 1920-21),  "Город  в  кольце"  Минина,  "Железная  пята"  по  Дж.
Лондону, "Земля обетованная" - политсатира  Д.  Бедного  (все  в  1921);
"Овод"  Вой-нич  (1922).  В  этот  период  т-р  постепенно  переходит  к
многоактным   спектаклям,   острого   политич.   социального   звучания.
Режисс„рами т-ра были: А. П. Петровский, М. А. Разумный, В. Б. Вильнер и
др. В 1922 Т. реорганизован в Моск. театр Революции.
   Лит.: Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, [М.],  1933.
Л. Ним.
   ТЕРЕГУЛОВ, Мамед Ханифа Гасанович (27.XI. 1877-18.XII.1942) -  азерб.
сов. акт„р и театр. деятель.  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1905.  Герой
Труда..
   Окончил в 1899 Закавказскую учительскую  семинарию  в  Гори,  работал
педагогом в Ереванской губернии, затем в Баку. Т. оказал большую  помощь
в формировании нац. муз. т-ра (1910). Был одним из ведущих  исполнителей
(баритон),  способствовал  организации  оперного  хора.  Создавал  яркие
сценич. образы в муз. произв. У.  Гаджибекова  и  М.  Магомаева:  Нофель
("Лейли и Меджнун"), Ма-ставар ("Шах Аббас и  Хуршид  Бану"),  священник
Арсен ("Асли и Керем"), Шах-Аслан ("Шах Ис-маил") и др. К. Kac.
   ТЕРЕНЦИЙ,       Публий       Теренций       Африканец        (Publius
Тегеп1л18А1ег)(ок.185-159до н.э.),- древнеримский драматург. По античным
свидетельствам, родом из Карфагена. В раннем  возрасте  попал  в  Рим  в
качестве раба к сенатору Теренцию Лукану, к-рый дал  ему  образование  и
отпустил на волю. Т. написал 6 комедий  в  жанре  паллиаты:  "Андриянка"
(166 до н. э.), "Свекровь" (165), "Сам себя наказывающий" (163), "Евнух"
и "Формион" (обе 161), "Братья" (160).
   Т.  примыкал  к  влиятельной  эллинофильской   группировке   Сципиона
Младшего, к-рая стремилась к примирению обществ,  противоречий  в  среде
римских граждан, а в области идеологии пропагандировала социальный  мир,
гуманное    отношение    к    людям.    В    соответствии     с     этой
либерально-филантропич.  установкой  Т.  ориентировался  в  основном  на
произв. Ме-нандра и отказывался от  комич.  при„мов  Плавта  (буффонада,
нарушение  театр.  иллюзии  и  т.  п.).  Осн.  внимание  Т.  обращал  на
изображение характеров героев, часто используя для этого варианты  одних
и тех же сценич. персонажей. Т.  подч„ркивал  положит.  качества  героев
(благожелательное отношение родителей к детям,  чистота  чувств  молодых
людей). Так, напр., в  комедии  "Свекровь"  действующие  лица  проявляют
максимальное благородство и сочувствие друг к другу в трудных  жизненных
обстоятельствах, в комедии  "Братья"  утверждается  либеральная  система
воспитания юношества, основанная на  гуманистич.  принципах  эллинистич.
философии, требующая взаимного  доверия,  уважения  в  отношениях  между
поколениями.
   Используя традиционные для новой аттич.  комедии  ситуации  (насилие,
соверш„нное над  девушкой  неизвестным  молодым  человеком;  потеря  или
похищение реб„нка с последующим его "узнаванием"; любовь молодых  людей,
не встречающая одобрения у родителей), Т. стремился  к  естественному  и
правдоподобному  сюжету,  к  раскрытию  чувств,  побуждающих  героев   к
действию. Он отказался  от  экспозиционного  пролога,  характерного  для
греч. образцов, и достиг более увлекательного развития интриги;  прологи
использовались Т. для лит. полемики и изложения своих  творч.  принципов
(в частности, обоснование права на контаминацию).
   Произв. Т. способствовали  созданию  новой  европ.  комедии.  "Евнух"
наряду с "Племянниками" Плавта послужил  образцом  для  комедии  Ариосто
"Подмен„нные" (1509). "Формион" стал основой комедии  "Плутни  Ска-пена"
(1671), в "Школе мужей" Мольера заметно влияние "Братьев".  Эта  комедия
Т. благодаря е„ "просветительской" тенденции была особенно  популярна  в
18 в. ("Холерик" Камберленда, 1774), а творчество Т. привлекало внимание
создателей и теоретиков "мещанской драмы" (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг).
   Соч.: [Tragedie], t. 1-2, Р., 1958; в рус. пер. - Комедии, пер. А. В.
Артюшкова,  М.-Л.,  1934;  "Адельфы"  (введение  и  комментарий  С.   И.
Соболевского), М., 1954.
   Лит.: Савельева Л. И., Художественный метод П. Теренция Афра, Казань,
1960; Norwood G., The art of Terence,  Oxf.,  1923;  Duckworth  G.,  The
nature of roman comedy, Princeton, 1952; В г о z e k  M.,  Terencjusz  i
jego komedie, Wr., 1960. В. Я.
   ТЕРЕШКОВИЧ, Макс Абрамович [i 7(29). XI. 1897-24.11.1939] - рус. сов.
акт„р, режисс„р, педагог. Творч. деятельность начал в 1914 в Моск.  т-ре
им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-22 работал в Т-ре РСФСР 1-м, в 1922-33
- в Моск. т-ре Революции.
   Лучшие  роли:  Интеллигент   ("Мистерия-Буфф"   Маяковского,   1921),
Тарелкин ("Смерть  Тарелкина"  Сухо-во-Кобылина,  1922),  Крон,'Гранатов
("Озеро Люль", 1923, "Человек с портфелем", 1928,  Файко),  Коромыс-лов,
Севастьянов  ("Воздушный  пирог",  1925,  "Конец  Криворыльска",   1926,
Ромашова), Ермаков ("Инга" Глебова, пост. Т., 1929). Т. играл  гл.  обр.
остро сати-рич. роли, соединяя яркую театральность,  при„мы  гротеска  с
художественной правдой. С 1927 выступал как режисс„р. В 1929 организовал
Театр-студию им. А. В. Луначарского,  к-рая  в  1931  влилась  в  труппу
Театра-студии  им.  М.  Н.   Ермоловой.   В   1933-36   был   художеств.
руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Бедность не  порок"  (1933),
"Последняя жертва"  (1934);  "Бойцы"  Ромашова  (1934,  совм.  с  А.  И.
Пла-тоновым), "Искусство интриги"  Скриба  (1935),  "M'd-чеха"  Бальзака
(1936) - оба совм. с М. О. Кне-бель.
   Др. пост.: "Наследство Рабурдена" Золя (1927, Т-р Революции),  "Город
Глупов" (по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1932,  Моск.  т-р
Сатиры), "Тихий Дон" Дзержинского (1985, Ленингр.  Малый  оперный  т-р),
"Луиза Миллер" Верди (1936, Ленингр. т-р оперы и балета им. Ки-Рова). А.
Шн.
   ТЕРЕЩЕНКО, Марк Степанович (р. 6.1.1894) - укр. сов. режисс„р.  Засл.
арт. УССР (1930). В 1914 окончил муз.-драм. школу Н.  Лысенко  в  Киеве.
Сценич. деятельность начал как акт„р в Молодом т-ре  (Киев).  В  1921-26
возглавлял Т-р Г. Михайличенко в  Киеве,  пост.  здесь  на  основе  лит.
композиций монументальные представления, т. н. "мистецтва д1йства":
   "Печаль последняя", "Поэма отваги", "Небо  горит",  "Карнавал",  "Дом
Нового  века"  и  др.  В  1927-32  работал  как  режисс„р  и  художеств.
руководитель в Одесском гос. драм. т-ре, в Харьковском  т-ре  Революции.
Пост. спектакли: "Диктатура", "Кадры", "Девушки нашей страны" Микитенко,
"Рельсы гудят", "Хлеб" Киршона, "Страх"  Афиногенова.  Работал  в  кино.
Автор книги о режисс„рском построении массовых сцен "Мистецтво  д1йства"
(1921), воспоминаний о ведущих деятелях укр. сов. т-ра. Вед„т педагогич.
работу. Л. Б,

Страницы: «« « 2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272   2273  2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281   2282   2283  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия