Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2265 2266 2267 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 » »» политич. обозрение-"Путешествие Бульбуса 17-21" Гутмана, Адуева, Арго (все в 1920-21), "Город в кольце" Минина, "Железная пята" по Дж. Лондону, "Земля обетованная" - политсатира Д. Бедного (все в 1921); "Овод" Вой-нич (1922). В этот период т-р постепенно переходит к многоактным спектаклям, острого политич. социального звучания. Режисс„рами т-ра были: А. П. Петровский, М. А. Разумный, В. Б. Вильнер и др. В 1922 Т. реорганизован в Моск. театр Революции. Лит.: Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, [М.], 1933. Л. Ним. ТЕРЕГУЛОВ, Мамед Ханифа Гасанович (27.XI. 1877-18.XII.1942) - азерб. сов. акт„р и театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Герой Труда.. Окончил в 1899 Закавказскую учительскую семинарию в Гори, работал педагогом в Ереванской губернии, затем в Баку. Т. оказал большую помощь в формировании нац. муз. т-ра (1910). Был одним из ведущих исполнителей (баритон), способствовал организации оперного хора. Создавал яркие сценич. образы в муз. произв. У. Гаджибекова и М. Магомаева: Нофель ("Лейли и Меджнун"), Ма-ставар ("Шах Аббас и Хуршид Бану"), священник Арсен ("Асли и Керем"), Шах-Аслан ("Шах Ис-маил") и др. К. Kac. ТЕРЕНЦИЙ, Публий Теренций Африканец (Publius Тегеп1л18А1ег)(ок.185-159до н.э.),- древнеримский драматург. По античным свидетельствам, родом из Карфагена. В раннем возрасте попал в Рим в качестве раба к сенатору Теренцию Лукану, к-рый дал ему образование и отпустил на волю. Т. написал 6 комедий в жанре паллиаты: "Андриянка" (166 до н. э.), "Свекровь" (165), "Сам себя наказывающий" (163), "Евнух" и "Формион" (обе 161), "Братья" (160). Т. примыкал к влиятельной эллинофильской группировке Сципиона Младшего, к-рая стремилась к примирению обществ, противоречий в среде римских граждан, а в области идеологии пропагандировала социальный мир, гуманное отношение к людям. В соответствии с этой либерально-филантропич. установкой Т. ориентировался в основном на произв. Ме-нандра и отказывался от комич. при„мов Плавта (буффонада, нарушение театр. иллюзии и т. п.). Осн. внимание Т. обращал на изображение характеров героев, часто используя для этого варианты одних и тех же сценич. персонажей. Т. подч„ркивал положит. качества героев (благожелательное отношение родителей к детям, чистота чувств молодых людей). Так, напр., в комедии "Свекровь" действующие лица проявляют максимальное благородство и сочувствие друг к другу в трудных жизненных обстоятельствах, в комедии "Братья" утверждается либеральная система воспитания юношества, основанная на гуманистич. принципах эллинистич. философии, требующая взаимного доверия, уважения в отношениях между поколениями. Используя традиционные для новой аттич. комедии ситуации (насилие, соверш„нное над девушкой неизвестным молодым человеком; потеря или похищение реб„нка с последующим его "узнаванием"; любовь молодых людей, не встречающая одобрения у родителей), Т. стремился к естественному и правдоподобному сюжету, к раскрытию чувств, побуждающих героев к действию. Он отказался от экспозиционного пролога, характерного для греч. образцов, и достиг более увлекательного развития интриги; прологи использовались Т. для лит. полемики и изложения своих творч. принципов (в частности, обоснование права на контаминацию). Произв. Т. способствовали созданию новой европ. комедии. "Евнух" наряду с "Племянниками" Плавта послужил образцом для комедии Ариосто "Подмен„нные" (1509). "Формион" стал основой комедии "Плутни Ска-пена" (1671), в "Школе мужей" Мольера заметно влияние "Братьев". Эта комедия Т. благодаря е„ "просветительской" тенденции была особенно популярна в 18 в. ("Холерик" Камберленда, 1774), а творчество Т. привлекало внимание создателей и теоретиков "мещанской драмы" (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Соч.: [Tragedie], t. 1-2, Р., 1958; в рус. пер. - Комедии, пер. А. В. Артюшкова, М.-Л., 1934; "Адельфы" (введение и комментарий С. И. Соболевского), М., 1954. Лит.: Савельева Л. И., Художественный метод П. Теренция Афра, Казань, 1960; Norwood G., The art of Terence, Oxf., 1923; Duckworth G., The nature of roman comedy, Princeton, 1952; В г о z e k M., Terencjusz i jego komedie, Wr., 1960. В. Я. ТЕРЕШКОВИЧ, Макс Абрамович [i 7(29). XI. 1897-24.11.1939] - рус. сов. акт„р, режисс„р, педагог. Творч. деятельность начал в 1914 в Моск. т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-22 работал в Т-ре РСФСР 1-м, в 1922-33 - в Моск. т-ре Революции. Лучшие роли: Интеллигент ("Мистерия-Буфф" Маяковского, 1921), Тарелкин ("Смерть Тарелкина" Сухо-во-Кобылина, 1922), Крон,'Гранатов ("Озеро Люль", 1923, "Человек с портфелем", 1928, Файко), Коромыс-лов, Севастьянов ("Воздушный пирог", 1925, "Конец Криворыльска", 1926, Ромашова), Ермаков ("Инга" Глебова, пост. Т., 1929). Т. играл гл. обр. остро сати-рич. роли, соединяя яркую театральность, при„мы гротеска с художественной правдой. С 1927 выступал как режисс„р. В 1929 организовал Театр-студию им. А. В. Луначарского, к-рая в 1931 влилась в труппу Театра-студии им. М. Н. Ермоловой. В 1933-36 был художеств. руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Бедность не порок" (1933), "Последняя жертва" (1934); "Бойцы" Ромашова (1934, совм. с А. И. Пла-тоновым), "Искусство интриги" Скриба (1935), "M'd-чеха" Бальзака (1936) - оба совм. с М. О. Кне-бель. Др. пост.: "Наследство Рабурдена" Золя (1927, Т-р Революции), "Город Глупов" (по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1932, Моск. т-р Сатиры), "Тихий Дон" Дзержинского (1985, Ленингр. Малый оперный т-р), "Луиза Миллер" Верди (1936, Ленингр. т-р оперы и балета им. Ки-Рова). А. Шн. ТЕРЕЩЕНКО, Марк Степанович (р. 6.1.1894) - укр. сов. режисс„р. Засл. арт. УССР (1930). В 1914 окончил муз.-драм. школу Н. Лысенко в Киеве. Сценич. деятельность начал как акт„р в Молодом т-ре (Киев). В 1921-26 возглавлял Т-р Г. Михайличенко в Киеве, пост. здесь на основе лит. композиций монументальные представления, т. н. "мистецтва д1йства": "Печаль последняя", "Поэма отваги", "Небо горит", "Карнавал", "Дом Нового века" и др. В 1927-32 работал как режисс„р и художеств. руководитель в Одесском гос. драм. т-ре, в Харьковском т-ре Революции. Пост. спектакли: "Диктатура", "Кадры", "Девушки нашей страны" Микитенко, "Рельсы гудят", "Хлеб" Киршона, "Страх" Афиногенова. Работал в кино. Автор книги о режисс„рском построении массовых сцен "Мистецтво д1йства" (1921), воспоминаний о ведущих деятелях укр. сов. т-ра. Вед„т педагогич. работу. Л. Б, Страницы: «« « 2265 2266 2267 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |