Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271  2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281  » »»

(1953, т-р "Лирик", Хам-мерсмит), "Гедда Габлер" Ибсена (1954, там  же),
"Жетидина с моря" Ибсена (1961,  т-р  "Куинс");  постановки  пьес  совр.
драматургов: "Стража на Рейне" Хелман (1942,  т-р  "Олдуич"),  "Глубокие
корни" Гоу и Д'Юссо (1947, т-р "Уиндемс"), "Смерть коммивояж„ра" Миллера
(1949, т-р "Финикс"), "Жаворонок" Ануя (1955, т-р "Лирик",  Хаммерсмит),
"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хэкетта (1956, т-р "Финикс"), "Человек для
всех врем„н" Болта (1960, т-р "Глобус").
   Фирма  привлекала  к  работе  крупных  режисс„ров  il   акт„ров:   Г.
Байем-Шоу, М. Бенталл, Т. Гатри, Дж. Гилгуд, Э. Эванс,  С.  Джонсон,  А.
Куэйл, М. Лейтон, Дж. Невилл, Р. Паско, М. и В. Ред-грев, Р.  Ричардсон,
П. Скофилд, Ф. Робсон, Р. Хели-ман, П. Эшкрофт  и  др.;  художников:  Б.
Аронсон;
   С. Битон, П. Майо, О. Мессел, Т. Моисеевич, Мотли (псевдоним О. С.  и
М. Харрис и Э. Монтгомери), А. Холленд и др. Спектакль "Гамлет" в  пост.
П. Брука был показан на гастролях в Сов. Союзе (1955). Ф. К.
   ТЕННЕССИ УЙЛЬЯМС - см. Уильяме Теннесси.
   ТЕННИСОН (Tennyson), Алфред (6. VI II. 1809- 6. X. 1892) - англ. поэт
и драматург. Род. в семье сельского священника. Лит. деятельность  начал
в 1830, с 1850 - поэт-лауреат. В 1884 ему был присвоен титул лорда.  Как
драматург  впервые  выступил  в  1847,  написав   мелодраму   в   стихах
"Принцесса". Автор пьес на псторич. и сказочные сюжеты "Королева  Мария"
(1876, т-р "Лицеум", в обработке  Г.  Ирвинга),  "Гарольд"  (изд.  1876;
1928,   "Бирмингемский   репертуарный   т-р"),   "Сокол"   (1879,    т-р
"Сент-Джеймсес"), "Кубок" (1881, т-р "Лицеум"),  "Жители  лесов"  (1892,
там же), "Беккет" (1893, там же) н  пьесы  на  совр.  сюжет  -  "Майское
обещание"  (1882,  т-р  "Глобус")  и  др.  В  своих  пьесах  Т.  пытался
продолжить традиции романтической драматургии, но они не  утвердились  в
репертуаре т-ров, т. к. появились  в  период  господства  бурж.  бытовой
драмы и мелодрамы. Нек-рый успех имели только пьесы "Беккет" и "Кубок".
   Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М, 1955. Ю. К.
   ТЕНОР (итал. tenore, от лат. teneo -  держу)  -  1)  Высокий  мужской
певческий голос. Диапазон: д о малой октавы - до  2-й  октавы.  В  совр.
нотной записи партия Т. обозначается  октавой  выше  е„  действительного
звучания. Партии Т. приобретают ведущее значение в европ. опере с начала
19 в., после снижения популярности певцов-кастратов. Осн.  разновидности
Т.: лирический (тенор ди грациа  -  tenor  di  grazia)  п  драматический
(тенор ди форца - tenor di forza).
   Лпрпч. Т.  свойственны  мягкая  задушевность  тембра,  способность  к
передаче  мелодий  певучего  характера,  л„гкая   подвижность.   Партии:
Альмавива, Фауст, Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"),  Левко  ("Майская
ночь") и  др.  Драм.  Т.  отличается  большой  силой  звучания  на  вс„м
диапазоне, выразительным, горячим, ярким тембром. Певцы,  имеющие  драм.
Т., исполняют  обычно  партии  мужественных,  энергичных  героев:  Рауль
("Гугеноты"), Радамес; Отелло (о. п. Верди), Хозе, Канио, Герман, Садко.
Бывает также лирико-драм. Т. (меццо-характерный) и Т.-аль-тино (диапазон
до м и 2-й октавы, для  к-рого  предназначены  нек-рые  оперные  партии:
Звездоч„т ("Золотой петушок"), Капитан ("Воццек" Берга) и др. Выдающиеся
певцы-Т.: Н. Н. Фигнер, В. П. Дамаев, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов,  Дж.
Рубини, Э. Тамберлик, Т. Скипа, Э. Карузо, М. Ланца, Б. Джильи, М.  дель
Монако, Дж. диСтефано,А. Нурри, Г. Зобиан, М. Гар-сиа (отец); среди сов.
певцов- И. В. Ершов, H.C. Ханаев, С. П. Юдин, Н. К.  Печковский,  И.  С.
Козловский, С. Я. Лемешев, Г. М. Нэлепп, 3. И. Анджапаридзе.
   2) Один из средних голосов в многоголосном произв. или партия средних
голосов-в хоре.
   Лит.: Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964; Т и м о  х
и н В., Выдающиеся итальянские певцы,  М.,  1962;  Озеров  Н.,  Оперы  и
певцы, М., 1964.. Д,
   TEO Наркомпроса - театр.  отдел  Народного  комиссариата  просвещения
РСФСР. Создан в янв. 1918 для руководства театр. делом. ТЕО  боролся  за
создание  нового  революц.  т-ра,   нового   репертуара,   за   освоение
культурного наследия  прошлого.  Большое  влияние  на  деятельность  ТЕО
Наркомпроса  оказал   "Декрет   об   объединении   театрального   дела",
подписанный В. И. Лениным в авг. 1919. В состав ТЕО  входил  ряд  секций
(историко-теоретич., репертуарная, режисс„рская, педагогич.)  и  отделов
(экспериментальный,  детских  т-ров,  национальных  т-ров  и  др.).  ТЕО
организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки  лучших
драм. произв., занимался уч„том  и  охраной  частных  театр.  библиотек,
музеев и коллекций. Указами Ленина в ведение ТЕО  были  переданы  Театр.
музей им. А. А. Бахрушина в Москве (февр. 1919) и Ин-т истории  иск-в  в
Петрограде (1920).
   ТЕО возглавляли А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд и др. В 1920  ТЕО
был реорганизован: часть  его  функций  передана  Управлению  акаде-мич.
т-рами (рук. Е. К. Малиновская), др. часть- Главполитпросвету.
   Лит.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 1,  1917-1934,
Л., 1963, с.  9-10,  27-28,  30;  Литовский  О.,  Так  и  было.  Очерки.
Воспоминания.  Встречи,  М.,  1958,  с.   182-84;   Первые   мероприятия
Наркомпроса по управлению театрами, "Исторический архив",  1959,  N"  i,
янв.-февр., с. 50-60; В ТЕО (Сводка работ), "Вестник  театра",  1921,  ј
78-79, с. 22-24. Д. Ним.
   ТЕОДОР [Theodore, наст. имя и фам.-Мари-Мадлен  Крепе  (Crepe);  6.X.
1760  -  9.IX.1799]-  франц.  артистка  балета.  Ученица  Ж.  Б.   Лани.
Дебютировала в Парижской Опере  в  1777.  В  1785-96  (с  перерывами)  -
ведущая танцовщица "Т-ра Гран" в Бордо, где выступала в  балетах  своего
мужа балетмейстера Ж.  Доберваля.  Партии:  Луиза  ("Дезертир"  на  муз.
Монсиньи),Лиза     ("Тщетная     предосторожность",     1789;     первая
исполнительница). Гл. партии  в  балетах  "Ветреный  паж",  "Деревенский
праздник", "Телемак на острове  Калипсо".  Танец  Т.  был  грациозным  и
воздушным.  Ж.  Ж.  Новер  отмечал  л„гкость   и   непринужд„нность   е„
исполнения: "благодаря одной лишь эластичности  подъ„ма  ступни,-  писал
он,- даже не сделав прыжка, она создавала впечатление пол„та ивовсе не касалась пола".
   Лит.: Слонимский Ю., Тщетная  предосторожность,  Л.,  1961,  с.  7-9;
Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 66; Х у д e к о в С.  Н.,  История
танцев, ч. 3, П., 1915, с. 50; Du Bois A., Une  page  de  la  vie  d'une
danseuse francaise au XVIII siecle, m-lle Theodore,  Brux.,  1896;  Т  о
u-chard  Lafosse  G.,  Chroniques  seeretes  et  galantes  de   l'Opera.
1667-1845, v. 3, P., 1846, p. 146-52,265-67.
   A. A. B. ТЕОДОРЙНИ (Teodorini), Елена (25. III. 1857- 1. III. 1926) -
рум.  артистка  оперы  (меццо-сопрано),  педагог.  Училась  в  Миланской
консерватории (1871-76). В 1877-80 участвовала в спектаклях итал. труппы

Страницы: «« « 2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271  2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия