Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261   2262  2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272  » »»

("Художественная целостность спектакля", 1959), Н. В. Петрова ("Режисс„р
в театре", 1961), М. О. Кнебель ("О действенном анализе пьесы  и  роли",
1961), Б. Е. Захавы и  др.  Увеличилось  количество  монографий  о  сов.
акт„рах  книги  С.  Л.  Ц  им  бала  о  Певцове,  С.   С.   Данилова   о
Корчагиной-Александровской, П.  И.  Новицкого  и  X.  Н.  Херсонского  о
Щукине, В.  Я.  Виленкина  о  Москвине,  Качалове,  М.  И.  Туровской  о
Книппер-Чеховой). Вклад в разработку проблем  акт„рского  иск-ва  вносит
серия массовых брошюр, выходящих в изд-ве  "Искусство".  О  связи  Т.  и
театральной критики свидетельствуют сборники театрально-кри-тич.  статей
- П. А. Маркова (1965),  Г.  Н.  Бояджиева  (1960),  С.  С.  Мокульского
(1963), И. И. Юзовско-го и др.
   Расширение "географии"  сов.  Т.  подтверждают  книги  о  рус.  т-рах
периферии - С. Г. Ландау об Омском т-ре, А. П. Панфилова о  Свердловском
т-ре, (1957), П. Г. Маляревского  об  Иркутском  т-ре,  И.  А.  Крути  о
Казанском рус. т-ре.
   Дальнейшее развитие получает  Т.  в  республиках.  Были  опубликованы
крупные  работы  по  истории  театр.  иск-ва  народов  СССР:  "200   лет
армянского театра" Г. И. Гояна (1952), "Таджикский  народный  театр"  И.
Нурджанова (1956). Очерки по истории республи-канских т-ров  создали  В.
И. Нефед (Белорусский т-р, 1959), Н. И. Львов (Казахский т-р. 1961),  К.
Керими (Туркменский т-р, 1964), К. Кундзинь (Латышский т-р, 1963), Д. Л.
Брудный (Киргизский т-р, 1959), М. Лакербай (Абхазский т-р, 1957) и  др.
Монографии о грузинских т-рах написали  Э.  Гугушвили  и  Д.  Джанелидзе
(1958), Ш. Абхаидзе и Н. Швангирадзе (1958), А. В.  Февральский  (1959),
об Азербайджанском т-ре- Д. Джафаров (1951) и др. Изданы  сб.  статей  о
т-рах Латвии (1955), Эстонии (1956).
   Проблемам взаимосвязи рус. и нац. т-ров посв. работы Б. Б.  Арутюняна
(1952, 1957), О. Н.  Олидор  (1952),  Н.  К.  Иосипенко  (1954),  Г.  В.
Бухникашвили (1945). Театроведы республик написали ряд монографий о нац.
акт„рах. В Армении С. С. Арутюнян написал об А.  Восканян  (1953)  и  В.
Вагаршяне (1959), в Белоруссии В. И.  Нефед  -  о  В.  И.  Владомир-ском
(1954), У. Стельмах - о Г. Д. Глебове (1954), А. Б. Скибневский - об  А.
К. Ильинском (1954), А. Есаков - о В.  Н.  Крыловиче  (1956).  В  Грузии
вышел сб., посв. творчеству К. А. Марджанишвили (1961), и ряд др.  Этими
работами было подготовлено создание общих историй  т-ра  на  Украине,  в
Узбекистане и др., положено начало работе над многотомной историей т-ров
народов СССР, предпринятой Ин-том истории иск-в(в 1966 вышло два тома).
   В 1950-60-е гг. были  опубликованы  новые  документальные  материалы,
подготовлена широкая источ-никоведч. база для исследований истории  рус.
т-ра. Были изданы сб., посв. М.  С.  Щепкину  (1952),  II.  С.  Мочалову
(1953), М.  Н.  Ермоловой  (1956),  П.  А.  Стрепетовой  (1959),  М.  Ф.
Андреевой (1961), В. Ф. Компссаржевской (1964) и др. Акт„рское искусство
получило отражение в трудах "Акт„рское искусство в России" Б. В. Алперса
(т. 1, 1945), "М. Н. Ермолова" С. Н. Дурылина (1953), "М. Г. Савина"  И.
И. Шнейдермана (1956), "А. П. Ленский" Н. Г. Зографа (1955), "Мочалов  -
акт„р-романтик" Ю. А. Дмитриева (1961), "Н. X. Рыбаков" А. П.  Клин-чина
(1952), "А. Е. Мартынов" А. Я. Альтшуллера (1959), "Екатерина  Сем„нова"
И. Н. Медведевой (1964).
   Общий процесс истории рус. т-ра  отраж„н  в  книгах  С.  С.  Данилова
("Очерки по  истории  русского  драматического  театра",  1948),  В.  Н.
Всеволодского-Герн-гросса ("Русский театр от истоков до  середины  XVIII
века", М., 1957; "Русский театр второй половины XVIII века", М.,  1960),
Б. Н. Асеева ("Русский драматический театр XVII- XVIII веков", 1958), Н.
Г. Зографа ("Малый театр второй половины XIX в.", 1960; "Малый  театр  в
конце XIX - начале XX в." 1966), Т.  М.  Родиной  ("Русское  театральное
искусство в начале XIX века", 1961).
   Подъ„м сов. Т. проявился и в расширении круга тем, ставших  предметом
историч.  исследований.  Большее   количество   театроведов   занимается
зап.-европ. т-ром. Опубликован капитальный  труд  "Итальянская  народная
комедия масок" А. К. Джпвелегова (1954). Творчество Шекспира изучали  М.
М. Морозов, А. А. Смирнов, А. А. Аникст  ("Творчество  Шекспира",  1963,
"Шекспир", 1964, "Театр эпохи Шекспира", 1965). Развитие сов. Т. сделало
возможным  подготовку  обобщающего  труда  "История  западноевропейского
т-ра" под общей ред. С. С. Мокульского (1-й т.- 1956, 2-й - 1957, 3-й  -
1963, 4-й - 1964). В этом труде впервые  освещается  театр.  иск-во  мн.
стран, ранее не изучавшееся сов. театроведами.  Сов.  Т.  пересматривает
традицию бурж. науки рассматривать  историю  мирового  т-ра  только  как
историю т-ра романо-герм. стран.  В  орбиту  изучения  сов.  театроведов
вовлекаются т-ры стран Вост. Европы, ныне входящих в соцпалистич. лагерь
(работы К. Н. Державина,  С.  С.  Игнатова,  Б.  И.  Ростоцкого,  Л.  П.
Солнцевой,  А.  А.  Гершковича).  Это  восполняет  ограниченность   заи.
бурж.Т.,  игнорировавшего  театр.  культуры  вост.-евреи,  народов   или
недооценивавших их. О совр. зарубежном т-ре пишут Б. И. Зингерман, А. Г.
Образцова, Г. Н. Бояджиев, П. А. Марков, А. А. Аникст и др. Нск-ву цирка
и эстрады посв. работы Е. М. Кузнецова, Ю. А. Дмитриева и др.
   Подготовка театроведов производится в ГИТИСе, в Ленингр. ин-те  т-ра,
музыки и кинематографии, в театр. ин-тах союзных республик.
   Работу в области Т. ведут Ин-т истории иск-в  в  Москве,  Ин-т  т-ра,
музыки и кинематографии в Ленинграде и научно-исследовательские ин-ты  в
Армении, на Украине,  в  Белоруссии,  Азербайджане,  Узбекистане  и  др.
республиках, театр. музеи Москвы, Ленинграда, Тбилиси,  Киева,  Еревана,
кафедры Т. в спец. высших театр. учебных заведениях и т. д. АН.  А.,  Ю.
Д., Б. Рос.
   Музыкальный театр. Опера. Рус.  дореволюц.  музыкознание  развивалось
преим. в сфере муз. критики (см. Театральная критика, раздел Музыкальный
театр). В отдельных биографич. очерках и в муз.-критич.  работах  В.  Ф.
Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Ц. А. Кюи, Г. А. Лароша, Н.  Д.
Каш-кипа, нередко перераставших  в  разв„рнутые  исследования,  получили
серь„зную разработку многие вопросы оперной эстетики и драматургии.
   Выдающуюся роль в становлении и развитии рус. научного музыкознания в
50-60-х гг. 19 в. сыграли труды Серова. В своих  работах  он  исследовал
стилистич.  особенности  опер  Глинки  и  Даргомыжского,  поднял  многие
теоретич. вопросы  оперного  иск-ва,  охарактеризовал  особенности  рус.
оперной школы.  С  широких  историч.  и  теоретич.  позиций  исследованы
Серовым партитуры "Дон Жуана" и др. опер Моцарта. Вместе с тем увлечение
вагнеровской  идеей  синтеза  иск-в  в  муз.  драме  привело  Серова   к
односторонности в трактовке проблем оперной драматургии (в частности,  к
непониманию эпич. драматургии "Руслана и  Людмилы')).  Для  последующего
исследования  опер  Глинки  и  Даргомыжского,   а   также   произведений
Мусоргского,  Бородина  и  Римского-Корсакова,  большое  значение  имели

Страницы: «« « 2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261   2262  2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия