Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269  » »»

"Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII  столетий"  (1888).  Большую
научную ценность представляют исследования  Н.  С.  Тихонравова,  П.  А.
Кулиша, В. И. Шенрока о Гоголе, Е. Н. Сверчевского, А. М.  Скабичевского
о Грибоедове, Александра Н. Веселов-ского о Фонвизине и т. п.
   В те  же  годы  печатаются  очерки  о  жизни  и  творчестве  акт„ров,
содержащие фактич. материал, но лиш„нные методологич. основы: работы  А.
Н. Сиротинина о Я. Е. Шушерине (1890), А. А. Ярцева о  П.  С.  Мочало-ве
(1898),  А.  Швырева  "Знаменитые  акт„ры  и  актрисы"  (1902)   и   др.
Продолжается публикация фактич. материала: "Архив Дирекции императорских
театров" (4 тт., 1892) и др.
   Русские уч„ные всегда уделяли большое внимание  вопросам  зарубежного
искусства, в том числе драматургии и  театру.  Ряд  работ  был  посвящ„н
драматургии Шекспира,  Мольера,  Шиллера,  Гюго  и  др.  В  1872  Н.  И.
Стороженко опубликовал книгу "Предшественники Шекспира", доказывая в ней
что на становление англ.  т-ра  большое  влияние  оказало  нар.  иск-во.
Богатый фактич. материал содержит книга А.  Н.  Веселовского  "Старинный
театр   в   Европе"   (1870).   Гл.   внимание   исследователь   уделяет
сравнительному анализу т-ров разных стран, их взаимовлиянию. В конце  19
в. вышли в свет первые работы о провинциальном т-ре (Н. И.  Николаева  о
т-ре Киева, А. С. Гациского о т-ре Нижнего Новгорода и др.).  Т.  о.,  к
этому времени накапливается  большой  фактич.  материал.  Но  отсутствие
подлинно научной методологии мешало Т. стать самостоятельной наукой.
   В конце 19 и нач. 20 вв. появились  работы  революционеров-марксистов
по общим вопросам иск-ва. Но существенного  воздействия  эти  работы  на
уч„ных, в ту пору занимающихся т-ром, не оказали. В Т.  преим.  внимание
уделялось академич. филологии, изучению фактологии (много  новых  фактов
содержат книги Н. В. Дризена  "Материалы  к  истории  русского  театра",
1905, "Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881",  1917,  и  др.).  Т.
по-прежнему отличается эмпиризмом, отсутствием выводов и обобщений. В то
же время в работах по  т-ру  заметно  стремление  авторов  освещать  его
развитие в связи с  общественными  событиями.  Т-р  рассматривается  как
самостоятельное иск-во, а не один из разделов лит-ры ("Театр в России  в
эпоху  Отечественной  войны"  В.  Н.  Все-володского-Гернгросса,   1912,
"История театрального образования в России", его же, 1913).
   В 1908-10 вышло две части "Истории русского театра" Б. В. Варнеке.  В
1914 изда„тся первый том  "Истории  русского  театра"  под  ред.  В.  В.
Каллаша и Н. Е. Эфроса. В этот период  начали  появляться  первые'работы
режисс„ров  (В.  И.  Немировича-Данчен-ко,  В.  Э.  Мейерхольда,  Ф.  Ф.
Комиссаржевского, Н. Н. Евреинова, В. Г. Сахновского), вн„сшие  вклад  в
Т. Однако в  ряде  трудов  проявились  модернистские  тенденции.  В  них
отрицалась идеологич. сущность т-ра ("Театр как таковой" Н. Н. Евреинова
и  др.)  и  значение  т-ра  как  самостоятельного  вида  иск-ва  (Ю.  И.
Айхенвальд "Отрицание театра", 1912), осн.  внимание  уделялось  внешним
формам сценич. иск-ва. Эти тенденции Т.  отражали  общий  кризис  театр.
иск-ва перед революцией.
   Советское  театроведение.  После  Октябрьской  революции   перед   Т.
возникли  новые  задачи,  связанные  с  требованиями,   предъявлявшимися
Коммунистич. партией и Сов. правительством к иск-ву т-ра, с утверждением
его воспитательного значения.  Наследуя  достижения  рус.  прогрессивной
мысли, эстетич. принципы  великих  рус.  писателей  и  критиков-революц.
демократов (Пушкина, Гоголя, Белинского), сов.  Т.  развивалось,  как  и
другие  отрасли   искусствознания,   на   основе   марксистско-ленинской
эстетики. Развитие сов. т-ра,  как  иск-ва,  отражающего  жизнь  народа,
борющегося за построение коммунизма, определили эстетич.  критерии  сов.
Т.
   Строительство сов. театр.  иск-ва  с  первых  же  дней  возникновения
потребовало науч. изучения закономерностей его формирования. Сов. т-р не
мог развиваться вне историко-теоретич. осмысления  своего  опыта.  После
Октябрьской революции Т. становится отраслью  самостоятельного  научного
исследования.    Были    созданы    важнейшие    идейные    предпосылки,
организационные и материальные условия, обеспечивающие  подъ„м  Т.,  его
постепенное обособление в самостоятельную науч. дисциплину. Еще в 1918 в
Театр.  отделе  Наркомпроса  была  образована  историко-театр.   секция,
ставившая   задачей   собирание   и   изучение   материалов   по   т-ру,
пропагандировавшая театр. знания. Позже учреждаются театр. отделы в Гос.
академии художественных наук (ГАХН) в Москве (1921-31)  и  в  Российском
ин-те истории иск-в (РИИИ)  в  Петрограде.  В  науч.  работу  в  области
истории т-ра включаются театр. музеи во главе с Гос. центральным  театр.
музеем им. А. А. Бахрушина (Москва).
   Работы первых послевоен.  лет  носили  преим.  фак-тологич.  характер
("Старинный театр в России" А. И. Белецкого, 1923, сб. "Старинный  театр
в России XVII-XVIII вв.", 1928). Первые статьи  и  книги  о  сов.  т-ре,
появившиеся в 20-е гг., содержали  большое  количество  фактов,  попытки
обобщить эти факты в свете задач развития революц. иск-ва. Для  Т.  20-х
гг.,  в  отличие  от  дореволюц.  Т.,  занимавшегося  преим.   вопросами
драматургии,  характерно  внимание  к   изучению   вопросов   режиссуры,
акт„рского иск-ва, декорац.  оформления  и  др.  компонентов  спектакля.
Предметом изучения  стали  иск-во  оперы,  балета,  пантомимы,  массовые
зрелища.
   Уже в 20-е гг. определился значит, отряд сов. уч„ных, занимающихся Т.
К авторам, книги к-рых появились ещ„ до революции (Н. Е.  Эфрос,  Ю.  В.
Соболева В. А. Филиппов, А. Р. Кугелъ,  Э.  М.  Веснин),  присоединились
новые искусствоведы -П. А. Марков, Б. В. Алперс, С. С.  Игнатов,  Е.  М.
Кузнецов, П. И. Новицкий, Д. Л. Тальников, С.  Н.  Дурылин,  Н.Ц.Волков,
большинство к-рых входило в театр.  секцию  ГАХН.  В  коллектив  уч„ных,
объедин„нных  в  РИИИ   в   Петрограде   (с   1931   -   Гос.   академия
искусствознания,   ГАИС,   позднее-Ленпнгр.   ин-т   т-ра,   музыки    и
кинематографии), входили:  А.  А.  Гвоздев,  С.  С.  Мокулъский,  А.  И.
Пиотровский,  В.  Н.  Всеволодский-Гернгросс,  К.  Н.  Державин,  С.  С.
Данилов, А. С. Булгаков, И. И.  Соллертинский  и  др.;  в  работе  ин-та
принимали участие Н. И. Конрад, В. Н. Пер„тц и др. Работам  этих  уч„ных
были присущи и нек-рые недостатки.  Влияние  нем.  уч„ного  М.  Германа,
призывавшего к созданию истории т-ра на основе реконструкции спектаклей,
привело  к  недооценке  изучения  драматургии,  как  основы   спектакля;
преимущественное  внимание  уделялось  внешнему  оформлению   спектакля,
технике сцены. Это определило и формальный  подход  к  изучению  истории
т-ра ("Очерки тто истории европейского театра", 1923).
   В последующие годы сов. театроведы  осознают  необходимость  изучения
истории  т-ра  в  связи  с  обществ.  жизнью  и  обращаются  к   анализу
драматургии.    Однако    на    их     работах     сказалось     влияние

Страницы: «« « 2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия