Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2251 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 2260 2261 2262 2263 2264 2265 2266 2267 2268 2269 » »» "Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий" (1888). Большую научную ценность представляют исследования Н. С. Тихонравова, П. А. Кулиша, В. И. Шенрока о Гоголе, Е. Н. Сверчевского, А. М. Скабичевского о Грибоедове, Александра Н. Веселов-ского о Фонвизине и т. п. В те же годы печатаются очерки о жизни и творчестве акт„ров, содержащие фактич. материал, но лиш„нные методологич. основы: работы А. Н. Сиротинина о Я. Е. Шушерине (1890), А. А. Ярцева о П. С. Мочало-ве (1898), А. Швырева "Знаменитые акт„ры и актрисы" (1902) и др. Продолжается публикация фактич. материала: "Архив Дирекции императорских театров" (4 тт., 1892) и др. Русские уч„ные всегда уделяли большое внимание вопросам зарубежного искусства, в том числе драматургии и театру. Ряд работ был посвящ„н драматургии Шекспира, Мольера, Шиллера, Гюго и др. В 1872 Н. И. Стороженко опубликовал книгу "Предшественники Шекспира", доказывая в ней что на становление англ. т-ра большое влияние оказало нар. иск-во. Богатый фактич. материал содержит книга А. Н. Веселовского "Старинный театр в Европе" (1870). Гл. внимание исследователь уделяет сравнительному анализу т-ров разных стран, их взаимовлиянию. В конце 19 в. вышли в свет первые работы о провинциальном т-ре (Н. И. Николаева о т-ре Киева, А. С. Гациского о т-ре Нижнего Новгорода и др.). Т. о., к этому времени накапливается большой фактич. материал. Но отсутствие подлинно научной методологии мешало Т. стать самостоятельной наукой. В конце 19 и нач. 20 вв. появились работы революционеров-марксистов по общим вопросам иск-ва. Но существенного воздействия эти работы на уч„ных, в ту пору занимающихся т-ром, не оказали. В Т. преим. внимание уделялось академич. филологии, изучению фактологии (много новых фактов содержат книги Н. В. Дризена "Материалы к истории русского театра", 1905, "Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881", 1917, и др.). Т. по-прежнему отличается эмпиризмом, отсутствием выводов и обобщений. В то же время в работах по т-ру заметно стремление авторов освещать его развитие в связи с общественными событиями. Т-р рассматривается как самостоятельное иск-во, а не один из разделов лит-ры ("Театр в России в эпоху Отечественной войны" В. Н. Все-володского-Гернгросса, 1912, "История театрального образования в России", его же, 1913). В 1908-10 вышло две части "Истории русского театра" Б. В. Варнеке. В 1914 изда„тся первый том "Истории русского театра" под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса. В этот период начали появляться первые'работы режисс„ров (В. И. Немировича-Данчен-ко, В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф. Комиссаржевского, Н. Н. Евреинова, В. Г. Сахновского), вн„сшие вклад в Т. Однако в ряде трудов проявились модернистские тенденции. В них отрицалась идеологич. сущность т-ра ("Театр как таковой" Н. Н. Евреинова и др.) и значение т-ра как самостоятельного вида иск-ва (Ю. И. Айхенвальд "Отрицание театра", 1912), осн. внимание уделялось внешним формам сценич. иск-ва. Эти тенденции Т. отражали общий кризис театр. иск-ва перед революцией. Советское театроведение. После Октябрьской революции перед Т. возникли новые задачи, связанные с требованиями, предъявлявшимися Коммунистич. партией и Сов. правительством к иск-ву т-ра, с утверждением его воспитательного значения. Наследуя достижения рус. прогрессивной мысли, эстетич. принципы великих рус. писателей и критиков-революц. демократов (Пушкина, Гоголя, Белинского), сов. Т. развивалось, как и другие отрасли искусствознания, на основе марксистско-ленинской эстетики. Развитие сов. т-ра, как иск-ва, отражающего жизнь народа, борющегося за построение коммунизма, определили эстетич. критерии сов. Т. Строительство сов. театр. иск-ва с первых же дней возникновения потребовало науч. изучения закономерностей его формирования. Сов. т-р не мог развиваться вне историко-теоретич. осмысления своего опыта. После Октябрьской революции Т. становится отраслью самостоятельного научного исследования. Были созданы важнейшие идейные предпосылки, организационные и материальные условия, обеспечивающие подъ„м Т., его постепенное обособление в самостоятельную науч. дисциплину. Еще в 1918 в Театр. отделе Наркомпроса была образована историко-театр. секция, ставившая задачей собирание и изучение материалов по т-ру, пропагандировавшая театр. знания. Позже учреждаются театр. отделы в Гос. академии художественных наук (ГАХН) в Москве (1921-31) и в Российском ин-те истории иск-в (РИИИ) в Петрограде. В науч. работу в области истории т-ра включаются театр. музеи во главе с Гос. центральным театр. музеем им. А. А. Бахрушина (Москва). Работы первых послевоен. лет носили преим. фак-тологич. характер ("Старинный театр в России" А. И. Белецкого, 1923, сб. "Старинный театр в России XVII-XVIII вв.", 1928). Первые статьи и книги о сов. т-ре, появившиеся в 20-е гг., содержали большое количество фактов, попытки обобщить эти факты в свете задач развития революц. иск-ва. Для Т. 20-х гг., в отличие от дореволюц. Т., занимавшегося преим. вопросами драматургии, характерно внимание к изучению вопросов режиссуры, акт„рского иск-ва, декорац. оформления и др. компонентов спектакля. Предметом изучения стали иск-во оперы, балета, пантомимы, массовые зрелища. Уже в 20-е гг. определился значит, отряд сов. уч„ных, занимающихся Т. К авторам, книги к-рых появились ещ„ до революции (Н. Е. Эфрос, Ю. В. Соболева В. А. Филиппов, А. Р. Кугелъ, Э. М. Веснин), присоединились новые искусствоведы -П. А. Марков, Б. В. Алперс, С. С. Игнатов, Е. М. Кузнецов, П. И. Новицкий, Д. Л. Тальников, С. Н. Дурылин, Н.Ц.Волков, большинство к-рых входило в театр. секцию ГАХН. В коллектив уч„ных, объедин„нных в РИИИ в Петрограде (с 1931 - Гос. академия искусствознания, ГАИС, позднее-Ленпнгр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), входили: А. А. Гвоздев, С. С. Мокулъский, А. И. Пиотровский, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, К. Н. Державин, С. С. Данилов, А. С. Булгаков, И. И. Соллертинский и др.; в работе ин-та принимали участие Н. И. Конрад, В. Н. Пер„тц и др. Работам этих уч„ных были присущи и нек-рые недостатки. Влияние нем. уч„ного М. Германа, призывавшего к созданию истории т-ра на основе реконструкции спектаклей, привело к недооценке изучения драматургии, как основы спектакля; преимущественное внимание уделялось внешнему оформлению спектакля, технике сцены. Это определило и формальный подход к изучению истории т-ра ("Очерки тто истории европейского театра", 1923). В последующие годы сов. театроведы осознают необходимость изучения истории т-ра в связи с обществ. жизнью и обращаются к анализу драматургии. Однако на их работах сказалось влияние Страницы: «« « 2251 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 2260 2261 2262 2263 2264 2265 2266 2267 2268 2269 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |