Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260  2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270  » »»

формально-социологич.  метода,  приведшего  к  вульгарному  социологизму
(классовое содержание иск-ва  трактовалось  упрощ„нно:  между  явлениями
иск-ва   и   социаль-но-экономич.   факторами   эпохи    устанавливалась
непосредственная связь). Влияние пролеткультовских тенденций, породивших
неверную оценку творчества старейших рус. т-ров,  противопоставление  им
т-рбв,  возникших  после  Октябрьской  революции,-  также   ограничивало
развитие Т. 20-х гг.
   Но уже в этот период  появляются  отдельные  работы  (вначале  обычно
статьи), в к-рых содержатся важные предпосылки  для  науч.  исследования
процесса развития сов. т-ра как новой страницы в истории мировой  театр.
культуры. Принципы марксистско-ленинской эстетики  утверждают  статьи  и
книги  А.  В.  Луначарского.  Важное  значение  для  развития  Т.  имело
партийное Совещание по вопросам т-ра (1927), на  к-ром  получило  резкую
оценку нпги-листич. отрицание традиций рус.  дореволюц.  т-ра,  значения
классич. наследия. В 1930-31  проходила  театроведческая  дискуссия,  на
к-рой были подвергнуты критике формальный метод и вульгарно-социо-логич.
тенденции. Впервые в рус. Т.  объектом  исследования  становится  творч.
коллектив,  выражающий  определ„нные   художеств.   воззрения,   история
развития этого коллектива в связи с обществ, жизнью страны. В сер. 20  -
нач. 30-х гг. вышли сборники и монографии, посв. как т-рам, возникшим до
революции  ("Московский  Художественный  театр"  Н.  Е.  Эфроса,   1924,
"Московский  Художественный  театр"  Ю.   В.   Соболева,   1928,   сб-ки
"Московский Малый театр. 1824-1924",  "Сто  лет  Малого  театра",  1924,
"Московский Художественный театр Второй", 1925), так и т-рам,  возникшим
после Октября ("Театр пм. Вс. Мейерхольда" А. А. Гвоздева,  1927,  книги
Б. В. Алперса о Т-ре Революции, 1928, В. И.  Блюма  о  Т-ре  им.  МГСПС,
1928, К. Н. Державина о Камерном  т-ре,  1934).  Театроведческие  работы
отражали многообразие художеств. направлений сов. т-ра. Первой  работой,
обобщившей опыт сов. т-ра ранних пореволюционных лет, стала книга П.  А.
Маркова "Новейшие театральные течения" (1924). Были предприняты  попытки
суммирования и публикации богатого документального материала, связанного
с  характеристикой  жизни  сов.  т-ров  (напр.,  сб.   "Театры   Москвы.
1917-1927", 1928).
   Опыты науч. исследования сов. сценич. иск-ва получили развитие в 30-е
гг. В эти годы утвердился осн. творч. метод сов. иск-ва  -  социалистич.
реализм,  открывший  возможность  ч„ткого  идейного  осмысления   этапов
развития  сов.  т-ра.  Лучшие  работы  в  области   т-ра   противостояли
формалистич. устремлениям, вульгарному социологи зированию,  нигилистпч.
отношению к классич. наследию. Решение ЦК КПСС о ликвидации РАПП  (1932)
способствовало преодолению вульгарно-социологич. влияний.  Среди  работ,
определяющих научный подход к оценке историч. процесса,- 1-й т. "Истории
советского театра", подготовленный Гос. академией искусствознания (1933,
Ленинград). Хотя и. не свободная от формально-социологич. тенденций, эта
книга   освещала   деятельность   петроградских   т-ров    в    1917-21,
воспроизводила широкую картину обществ, жизни и  явилась  первым  опытом
историч.  исследования  развития  сов.   т-ра.   Принцип   историзма   в
рассмотрении осн. течений совр. т-ра проявился и в др. исследовательских
работах того времени,  в  частности  в  книге  К.  Н.  Державина  "Эпохи
Александрийской сцены" (1932).
   Плодотворным оказалось  преодоление  формально-социологич.  метода  в
изучении  т-ра:  исследователи   обращаются   к   изучению   драмы   как
органической неотъемлемой части  театр.  пск-ва,  рассматривают  сценич.
иск-во в единстве и взаимодействии с лит-рой. Возникает серия  сборников
и монографий, посв. творчеству крупных драматургов, их  взаимоотношениям
с  т-ром,  сценич.  историям  отдельных  пьес  и  т.  п.:  книги  А.  В.
Февральского о Маяковском (1940), Б. А. Бялика о Горьком (1938),  А.  А.
Смир-нова о Шекспире (1934), С. С.  Мокульского  о  Мольере-(1935-36)  и
Бомарше (1936).
   Разработка  истории  зарубежного  т-ра  в  30-е  гг.  характеризуется
отказом  театроведов  от   упрощ„н-но-социологич.   схем,   глубоким   и
последовательным раскрытием народной  основы  передовых  явлений  театр.
культуры прошлого, определением их неповторимых  эстетич.  особенностей.
Это нашло отражение в обобщающих трудах, ставших учебными пособиями:
   "История западноевропейского театра" С. С. Мокуль-ского (т. 2, 1939),
"История западноевропейского театра" от возникновения до 1789  года"  А.
К. Дживе-легова и Г. Н. Бояджиева (1941),  "История  западноевропейского
театра нового времени" С. С. Игнатова (1940), "Западноевропейский  театр
на рубеже XIX и XX столетий" А. А.  Гвоздева  (1939).  Восполняя  пробел
бурж. Т., умаляющего значение развития иск-ва  в  революц.  эпохи,  сов.
театроведы создают книги о  т-ре  франц.  революции  (К.  Н.  Державин),
Парижской Коммуны (Ю. И. Данилин).
   Освобождаясь от ошибочных тенденций, сов. Т. утверждалось как  наука,
основанная на марксистско-ленинской  методологии.  Расширяя  и  углубляя
изучение рус. драматургии, сов.  исследователи  раскрывают  общественный
смысл театр. иск-ва, связь драматургии и  т-ра  с  развитием  освободит,
движения, значение критич. реализма: "Гоголь и  театр"  С.  С.  Данилова
(1936), "Пушкин и театр" М. Б. Загорского (1940)  и  др.;  монографии  и
сборники о сце-нич. истории отдельных пьес - ""Ревизор" на сцене" С.  С.
Данилова (1934) и др. В конце 30-х гг.  ВТО  предприняло  издание  серии
монографий  о  спектаклях  под  ред.  И.  И.  Юзовского  (""Царь   Ф„дор
Иоанно-вич "на сцене МХАТ" Б. И.  Ростоцкого  и  Н.  Н.  Чуш-кина;  ""На
всякого мудреца  довольно  простоты"  в  Малом  т-ре"  С.  Н.  Дурылина;
""Горячее сердце" на сцене МХАТ" Д. Л. Тальникова и  др.).  Продолжается
изучение отдельных  т-ров  ("Сто  лет.  Александрийский  театр  -  Театр
Госдрамы", 1932, "Моск. Художеств, театр в  иллюстрациях  и  документах,
1898-1938", 1938).
   Обогащение методов театроведческого исследования, углубление внимания
к отдельным элементам сценич. творчества  проявились  в  работах,  посв.
режисс„рскому творчеству (двухтомник "Мейерхольд" Н. Д.  Волкова,  1929,
монография "Вахтангов" Н. Г. Зог-рафа, 1939, и др.),  акт„рскому  иск-ву
("Театральные портреты" П. А. Маркова,  1939,  "Образы  акт„ров"  П.  И.
Новицкого, 1941, "Акт„р Южин" В. А.  Филиппова,  1941,  и  др.),  работе
художника в т-ре ("Художник в театре" А. А. Гвоздева, 1931). Публикуются
книги  акт„ров,  являющиеся  обобщением  их  творч.  опыта.   Появляются
монографии об  отдельных  акт„рах  и  режисс„рах:  "П.  Мочалов"  Ю.  В.
Соболева (1937), "М. С. Щепкин" С. С. Данилова (1938), "В.  Н.  Давыдов"
А. М. Брянского (1939), "Гликерия Федотова" Г. И. Гояна (1940) и др.
   Отряд сов. уч„ных,  работающих  в  области  Т.,  пополнился  за  сч„т
обращения к науке о т-ре критиков и литературоведов: И. Л. Альтмана,  Г.
Н. Бояджиева, И. И. Юзовского, А. С. Гурвича,  А.  П.  Мац-кина,  Ю.  А.

Страницы: «« « 2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260  2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия