|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 2260 2261 2262 2263 2264 2265 2266 2267 2268 2269 2270 » »» формально-социологич. метода, приведшего к вульгарному социологизму
(классовое содержание иск-ва трактовалось упрощ„нно: между явлениями
иск-ва и социаль-но-экономич. факторами эпохи устанавливалась
непосредственная связь). Влияние пролеткультовских тенденций, породивших
неверную оценку творчества старейших рус. т-ров, противопоставление им
т-рбв, возникших после Октябрьской революции,- также ограничивало
развитие Т. 20-х гг.
Но уже в этот период появляются отдельные работы (вначале обычно
статьи), в к-рых содержатся важные предпосылки для науч. исследования
процесса развития сов. т-ра как новой страницы в истории мировой театр.
культуры. Принципы марксистско-ленинской эстетики утверждают статьи и
книги А. В. Луначарского. Важное значение для развития Т. имело
партийное Совещание по вопросам т-ра (1927), на к-ром получило резкую
оценку нпги-листич. отрицание традиций рус. дореволюц. т-ра, значения
классич. наследия. В 1930-31 проходила театроведческая дискуссия, на
к-рой были подвергнуты критике формальный метод и вульгарно-социо-логич.
тенденции. Впервые в рус. Т. объектом исследования становится творч.
коллектив, выражающий определ„нные художеств. воззрения, история
развития этого коллектива в связи с обществ, жизнью страны. В сер. 20 -
нач. 30-х гг. вышли сборники и монографии, посв. как т-рам, возникшим до
революции ("Московский Художественный театр" Н. Е. Эфроса, 1924,
"Московский Художественный театр" Ю. В. Соболева, 1928, сб-ки
"Московский Малый театр. 1824-1924", "Сто лет Малого театра", 1924,
"Московский Художественный театр Второй", 1925), так и т-рам, возникшим
после Октября ("Театр пм. Вс. Мейерхольда" А. А. Гвоздева, 1927, книги
Б. В. Алперса о Т-ре Революции, 1928, В. И. Блюма о Т-ре им. МГСПС,
1928, К. Н. Державина о Камерном т-ре, 1934). Театроведческие работы
отражали многообразие художеств. направлений сов. т-ра. Первой работой,
обобщившей опыт сов. т-ра ранних пореволюционных лет, стала книга П. А.
Маркова "Новейшие театральные течения" (1924). Были предприняты попытки
суммирования и публикации богатого документального материала, связанного
с характеристикой жизни сов. т-ров (напр., сб. "Театры Москвы.
1917-1927", 1928).
Опыты науч. исследования сов. сценич. иск-ва получили развитие в 30-е
гг. В эти годы утвердился осн. творч. метод сов. иск-ва - социалистич.
реализм, открывший возможность ч„ткого идейного осмысления этапов
развития сов. т-ра. Лучшие работы в области т-ра противостояли
формалистич. устремлениям, вульгарному социологи зированию, нигилистпч.
отношению к классич. наследию. Решение ЦК КПСС о ликвидации РАПП (1932)
способствовало преодолению вульгарно-социологич. влияний. Среди работ,
определяющих научный подход к оценке историч. процесса,- 1-й т. "Истории
советского театра", подготовленный Гос. академией искусствознания (1933,
Ленинград). Хотя и. не свободная от формально-социологич. тенденций, эта
книга освещала деятельность петроградских т-ров в 1917-21,
воспроизводила широкую картину обществ, жизни и явилась первым опытом
историч. исследования развития сов. т-ра. Принцип историзма в
рассмотрении осн. течений совр. т-ра проявился и в др. исследовательских
работах того времени, в частности в книге К. Н. Державина "Эпохи
Александрийской сцены" (1932).
Плодотворным оказалось преодоление формально-социологич. метода в
изучении т-ра: исследователи обращаются к изучению драмы как
органической неотъемлемой части театр. пск-ва, рассматривают сценич.
иск-во в единстве и взаимодействии с лит-рой. Возникает серия сборников
и монографий, посв. творчеству крупных драматургов, их взаимоотношениям
с т-ром, сценич. историям отдельных пьес и т. п.: книги А. В.
Февральского о Маяковском (1940), Б. А. Бялика о Горьком (1938), А. А.
Смир-нова о Шекспире (1934), С. С. Мокульского о Мольере-(1935-36) и
Бомарше (1936).
Разработка истории зарубежного т-ра в 30-е гг. характеризуется
отказом театроведов от упрощ„н-но-социологич. схем, глубоким и
последовательным раскрытием народной основы передовых явлений театр.
культуры прошлого, определением их неповторимых эстетич. особенностей.
Это нашло отражение в обобщающих трудах, ставших учебными пособиями:
"История западноевропейского театра" С. С. Мокуль-ского (т. 2, 1939),
"История западноевропейского театра" от возникновения до 1789 года" А.
К. Дживе-легова и Г. Н. Бояджиева (1941), "История западноевропейского
театра нового времени" С. С. Игнатова (1940), "Западноевропейский театр
на рубеже XIX и XX столетий" А. А. Гвоздева (1939). Восполняя пробел
бурж. Т., умаляющего значение развития иск-ва в революц. эпохи, сов.
театроведы создают книги о т-ре франц. революции (К. Н. Державин),
Парижской Коммуны (Ю. И. Данилин).
Освобождаясь от ошибочных тенденций, сов. Т. утверждалось как наука,
основанная на марксистско-ленинской методологии. Расширяя и углубляя
изучение рус. драматургии, сов. исследователи раскрывают общественный
смысл театр. иск-ва, связь драматургии и т-ра с развитием освободит,
движения, значение критич. реализма: "Гоголь и театр" С. С. Данилова
(1936), "Пушкин и театр" М. Б. Загорского (1940) и др.; монографии и
сборники о сце-нич. истории отдельных пьес - ""Ревизор" на сцене" С. С.
Данилова (1934) и др. В конце 30-х гг. ВТО предприняло издание серии
монографий о спектаклях под ред. И. И. Юзовского (""Царь Ф„дор
Иоанно-вич "на сцене МХАТ" Б. И. Ростоцкого и Н. Н. Чуш-кина; ""На
всякого мудреца довольно простоты" в Малом т-ре" С. Н. Дурылина;
""Горячее сердце" на сцене МХАТ" Д. Л. Тальникова и др.). Продолжается
изучение отдельных т-ров ("Сто лет. Александрийский театр - Театр
Госдрамы", 1932, "Моск. Художеств, театр в иллюстрациях и документах,
1898-1938", 1938).
Обогащение методов театроведческого исследования, углубление внимания
к отдельным элементам сценич. творчества проявились в работах, посв.
режисс„рскому творчеству (двухтомник "Мейерхольд" Н. Д. Волкова, 1929,
монография "Вахтангов" Н. Г. Зог-рафа, 1939, и др.), акт„рскому иск-ву
("Театральные портреты" П. А. Маркова, 1939, "Образы акт„ров" П. И.
Новицкого, 1941, "Акт„р Южин" В. А. Филиппова, 1941, и др.), работе
художника в т-ре ("Художник в театре" А. А. Гвоздева, 1931). Публикуются
книги акт„ров, являющиеся обобщением их творч. опыта. Появляются
монографии об отдельных акт„рах и режисс„рах: "П. Мочалов" Ю. В.
Соболева (1937), "М. С. Щепкин" С. С. Данилова (1938), "В. Н. Давыдов"
А. М. Брянского (1939), "Гликерия Федотова" Г. И. Гояна (1940) и др.
Отряд сов. уч„ных, работающих в области Т., пополнился за сч„т
обращения к науке о т-ре критиков и литературоведов: И. Л. Альтмана, Г.
Н. Бояджиева, И. И. Юзовского, А. С. Гурвича, А. П. Мац-кина, Ю. А.
Страницы: «« « 2252 2253 2254 2255 2256 2257 2258 2259 2260 2261 2262 2263 2264 2265 2266 2267 2268 2269 2270 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |