Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258  2259   2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268  » »»

(рукопись не сохранилась).
   С конца 18 в. под влиянием роста  революц.  настроений,  связанных  с
франц. бурж. революцией и Крестьянской войной под  предводительством  Е.
Пугач„ва.   начинается   процесс   демократизации   иск-ва,   отказ   от
выспренности в пользу правдивого  изображения  жизни.  В  предисловии  к
переводу "Юлия Цезаря" (1787) и  в  "Письмах  русского  путешественника"
(1789) Н. М. Карамзин  выступает  против  классицизма  и  пропагандирует
драматургию Шекспира.  А.  Н.  Радищев  в  работе  "О  человеке,  о  его
смертности и бессмертии" (1792) утверждает, что т-р должен следовать  за
природой.
   В 1-й пол. 19 в. пробуждается интерес к  истории  рус.  т-ра.  П.  И.
Сумароков публикует статью "Некоторые рассуждения о А. П.  Сумарокове  и
начале  российского  театра"  (1806).   Появляются   театр.   отделы   в
лит.-художеств.  журналах.  В   печати   начинают   освещаться   вопросы
театральной практики и акт„рского быта, возникают споры вокруг театра.
   Большое внимание уделяли т-ру декабристы, подч„ркивавшие его значение
в борьбе против деспотизма. Они  утверждали  принципы  гражданственности
иск-ва, по-новому толковали эстетику классицизма, романтизма (статья  А.
Д. Улыбышева "Сон", 1819, предисловие П. А.  Вяземского  к  Соч.  В.  А.
Озерова, 1816-1817, высказывания Н. И. Гнедича и др.). Значительную роль
в формировании рус. Т. сыграли работы  А.  С.  Пушкина.  В  статье  "Мои
замечания об русском театре"  (1820)  он  показал  зависимость  т-ра  от
эстетич. подготовленности публики, предостер„г от возможности вырождения
театра в пустую забаву. В статье "О  народной  драме  и  драме  Погодина
"Марфа  Посадница"  (1830)  Пушкин,  развивая  теорию  реалистич.  т-ра,
выдвинул  положения  о  взаимодействии  судьбы  человеческой  с  судьбой
народной, об истине страстей в предполагаемых  обстоятельствах,  ставших
краеугольным камнем реалистической эстетики.
   Романтич. театр. иск-ву большое  внимание  уделял  журн.  "Московский
телеграф". Его редактор  Н.  А.  Полевой  выступал  против  классицизма,
призывал  т-р  обратиться  к  совр.   жизни.   Взглядам   представителей
консервативных кругов (А. А. Шаховской, М. Н. Загоскин, А. И.  Писарев),
считавших, что комедия должна лишь  высмеивать  частные  явления  жизни,
противостояли писатели, поддерживавшие принципы Д. И.  Фонвизина  (книга
П.  А.   Вяземского   "Фонвизин",   1848),   его   критику   крепостнич.
действительности. Особое  значение  имели  высказывания  о  т-ре  Н.  В.
Гоголя. Он утверждал равенство высокой сатирич.  комедии  со  всеми  др.
жанрами и сурово критиковал  пошлость  современного  репертуара.  Гоголь
первый показал значение режисс„ра как руководителя спектакля,  сравнивая
спектакль с хорошо слаженным оркестром.
   В 1-й пол. 19 в. разрабатываются  эстетич.  проблемы  театр.  иск-ва.
Основу эстетич. взглядов в области т-ра заложили В. Г. Белинский  и  др.
рус.  революц.  демократы.  В  статье  "Литературные  мечтания"   (1834)
Белинский писал, что хотел бы увидеть на сцене всю Русь, с е„  добром  и
злом, с е„ высоким и смешным. Вначале сторонник революц. романтизма,  он
впоследствии приш„л к утверждению  реализма  как  высшей  формы  пск-ва.
Театр. по мнению Белинского, должен  раскрывать  образ  человека  в  его
социальной  и  индивидуальной  сущности.  Белинский   первый   отстаивал
самостоятельное значение  иск-ва  т-ра,  связанного  с  лит-рой,  но  не
подчин„нного ей. Из этого проистекал  особый  интерес  критика  к  таким
акт„рам, как П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.
   Большое  значение  при  разработке  проблемы  назначения  т-ра  имела
диссертация Н. Г.  Чернышевского  "Эстетические  отношения  искусства  к
действительности" (1855), утверждавшая, что цель  иск-ва  заключается  в
воспроизведении жизни, объяснении е„ и вынесении  ей  приговора.  Н.  А.
Добролюбов  считал,  что  главное  назначение  литературы,  в  т.  ч.  и
драматургии, в том,  чтобы  преследовать  остатки  крепостного  права  в
общественной жизни, вступать в  борьбу  со  всеми  проявлениями  реакции
("т„много царства") ради утверждения нормальных человеческих  отношений.
Он призывал писателей объяснять причины нар. бедствий. Эти же  положения
поддерживал и М. Е. Салтыков-Щедрин.
   В спор с революц. демократами вступили Д.  В.  Аверкиев,  писавший  в
книге "О драме" (1877-78), что иск-во не выполняет обществ, функции и не
может быть тенденциозным, и др. литераторы консервативного  направления.
Развитие общеэстетич. мысли подготовило возникновение Т. Во 2-й пол.  19
в. начинается изучение истории т-ра. В спец. театр. журналах ("Репертуар
русского и  Пантеон  всех  европейских  театров",  "Антракт",  "Артист",
"Театральная библиотека", "Музыкальный и  театральный  вестник"  и  др.)
получает развитие  театр.  критика.  Составляются  первые  библиографич.
справочники.   Исследователи   рус.   т-ра   стремились   показать   его
демократичность, связь с нар. традицией. Отсюда интерес к нар. обрядам и
к иск-ву скоморохов (книга А. С. Фамин-цына "Скоморохи на Руси", 1889, и
др.). И. Е. Забелин в работах "Из хроники общественной  жизни  в  Москве
при разработке проблемы назначения  театра  в  XVIII  столетии"  (1891),
"Домашний быт русских царей в XVI-XVII веках"  (1862)  и  др.  исследует
театр. представления во  дворце  и  на  площадях  для  простого  народа.
Появляются  работы  по  школьному   т-ру,   придворному   т-ру   Алексея
Михайловича, публичному т-ру при Петре I.
   Большое значение для истории т-ра имела публикация новых материалов о
жизни и творчестве А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, В. А. Каратыгина,
М. С. Щепкина, П. М. Садовского, В. В. Самойлова и др., а также  издание
воспоминаний М. С. Щепкина  (1864),  П.  А.  Каратыгина  (1872),  В.  В.
Самойлова (1875), Л.  П.  Никулиной-Косицкой  (1878),  Л.  Н.  Самсонова
(1880) и др.
   Первые попытки написать историю рус. т-ра принимают форму летописи. К
"Драматическому альбому", изданному П. Н. Араповым  и  А.  Роппольтом  в
1850, Арапов предпосылает "Очерк постепенного хода и  усовершенствования
русского театра". В 1861 выходит его же "Летопись  русского  театра",  в
к-рой утверждается, что возникновение рус. т-ра  связано  с  зап.-европ.
т-ром,  но  при  этом  прослеживаются  театр.  элементы   в   Др.   Руси
("Летопись", однако, содержит много фактич. ошибок).  С  серией  очерков
"Русский театр. его судьбы и его историки" выступил Ф. А.  Кони  (1864).
С. Бураковский начал издание "Очерков истории русской сцены в биографиях
ее  главнейших  деятелей"  (1877).  А.  И.  Вольф   в   своей   "Хронике
Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881  года"  (части  1-111,
1877-1884) дал описание спектаклей, шедших  на  петерб.  сцене.  В  этих
книгах ценные фактич. сведения перемежаются с  ошибочными  данными.  Для
всех работ характерна эмпиричность, отсутствие выводов.
   С 80-х гг. 19 в. к изучению т-ра обращаются уч„ные-филологи. Но  круг
их интересов ограничен  только  драматургией.  П.  О.  Морозов,  написал

Страницы: «« « 2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258  2259   2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия