Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261  2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271  » »»

Дмитриева, Б. И. Ростоцкого,  Н.  Н.  Чушкина,  Е.  Д.  Суркова,  Ю.  С.
Калашникова.
   С 30-х гг. театроведческая работа вед„тся на кафедрах высших  учебных
заведений, в республиканских театр. об-вах. В 1944 в Москве создан  Ин-т
истории иск-в, включающий сектор т-ра. Аналогичные ин-ты организуются  в
ряде    союзных    республик.    В    Ленинграде    с    1939    работал
Научно-исследовательский ин-т т-ра и музыки (с 1961 слит с Ин-том им. А.
Н. Островского и называется Ин-том т-ра, музыки и кинематографии).
   Характерной чертой  сов.  Т.  является  его  тесная  связь  с  творч.
практикой - обращение акт„ров и режисс„ров к науке о  т-ре,  а  уч„ных-к
изучению совр. практики художеств. коллективов, связь Т.  и  театральной
критики. Ещ„ в 20-х  гг.  была  опубликована  "Моя  жизнь  в  искусстве"
Станиславского, ставшая настольной книгой деятелей сов. т-ра.  Тогда  же
были изданы книги В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, во многом  спорные,
но отразившие творч. искания  этих  мастеров.  Основополагающим  трудом,
определившим развитие сценич. иск-ва, стала книга К.  С.  Станиславского
"Работа акт„ра над собой" (1938)  и  труды  его  сподвижников  -  В.  И.
Немировича-Данченко  и  Е.  Б.  Вахтангова.  Расширяются  масштабы   Т.:
появляются книги о крупнейших т-рах периферии (книга  Е.  Д.  Суркова  о
Горьковском т-ре и др.), формируется Т. в республиках (выходят  книги  и
статьи по истории укр., груз., азербайджанского т-ров).
   В годы  войны  развитие  сов.  Т.  не  приостановилось.  Были  изданы
сборники статей, а также альманахи ВТО.
   Во 2-й пол. 40-х-нач. 50-х гг. создаются обобщ„нные труды, освещающие
путь сов. т-ра. Среди них  сборник  "Советский  театр.  К  тридцатилетию
Советского государства" (1947, под общей ред. М. С. Григорьева) и 1-й т.
"Очерков истории  русского  советского  драматического  театра"  (1954),
подготовленный Ин-том истории иск-в АН СССР. Однако в этих работах,  как
и в других, изданных в те же годы, отразились догматич. влияния.  Ошибки
историч. науки, выразившиеся  в  субъективизме,  произвольности  оценок,
нашли отражение и в Т.
   В то же время в  Т.  получили  развитие  и  прогрессивные  тенденции,
противостоявшие догматич.  представлениям.  Началась  систематич.  науч.
публикация лит. наследия Станиславского и Немировича-Дан-ченко.  Издание
восьмитомного  собр.  соч.  Станиславского   (1954-61)   и   двухтомника
Немировича-Данченко (1952-54),  опубликование  режисс„рских  экземпляров
пьес,  стенограмм  репетиций   выдающихся   режисс„ров,   подготовленных
Комиссией по изданию трудов основателей МХТ, свидетельствуют об огромном
значении разработки вопросов теории и истории т-ра в СССР. Рядом с этими
изданиями видное место заняли  "Ежегодники  МХТ"  (за  1943-58).  Творч.
осмысление идей Станиславского  и  Немировпча-Данченко  с  точки  зрения
современности  придало  особый  интерес  книгам,  посв.   их   наследию:
"Режисс„рские уроки К. С. Станиславского" Н. М. Горчакова (1950);
   "К. С. Станиславский на репетиции" В. О. Топоркова (1949). Эти  книги
явились как бы продолжением связи Т. со сценич. практикой.
   Подъ„м в развитии всех областей сов. культуры вызванный решениями XX,
а затем XXII и XXIII съездов КПСС, ч„тко обозначился и в развитии Т. у в
особенности в сфере изучения сов. сценич. иск-ва. Решения  съездов  КПСС
открыли перед наукой о т-ре  творч.  перспективы,  помогли  сов.  уч„ным
преодолеть пережитки догматизма, определили подлинна историч.  подход  к
исследованию и оценке явлений театр. иск-ва, свободный от предвзятости и
схемати-. зации. Это сказалось в отказе от искусственного сужения  круга
явлений, подвергающихся  науч.  рассмотрению,  в  преодолении  узости  и
вульгаризации оценок.
   Процесс углубления и обновления  сов.  Т.  отразился  в  коллективных
трудах сов. уч„ных  -  во  2-м  и  3-м  тт.  "Очерков  истории  русского
советского  драматического  театра"  (1960,   1961).   Творч.   наследие
Станиславского и Немировича-Данченко получили  дальнейшую  разработку  в
книгах - "Режиссура В. И. Немировича-Данченко в музыкальном  театре"  П.
А. Маркова (1960), "Система Станиславского  и  советский  театр"  Н.  А.
Абалкина  (1950,2   изд.,   1954),"О   последних   творческих   исканиях
Станиславского" (1954), "В спорах  о  Станиславском"  В.  Н.  Прокофьева
(1962), "Эстетический идеал К.  С.  Станиславского"  Ю.  С.  Калашникова
(1965),   выдвинувших   важные   вопросы   теории    т-ра.    Творчеству
Станиславского и Мемиро-вича-Данченко посв. свои книги В.  Я.  Виленкин,
М. Н. Строева, Г. В. Кристи.
   Преодоление  догматизма,  восстановление  справедливой,   исторически
точной оценки значительных явлений сов. т-ра  проявились  в  работах  "О
режисс„рском творчестве В. 3. Мейерхольда" Б. И.  Ростоцкого  (1960),  в
сб. "Новаторство советского театра" (авторы  А.  Н.  Анастасьев,  Г.  Н.
Бояджиев,  А.  Г.  Образцова,  К.   Л.   Рудницкий,   1963).   Освещению
многообразия творч. индивидуальностей художников  и  театр.  коллективов
посв. книга Г. Н. Бояджиева  "Театральность  и  правда"  (1945).  Многие
театроведы показали в своих работах богатство  и  многогранность  метода
социалистич. реализма, теоретически осмыслили художеств. достижения сов.
т-ра.
   Наряду  с  изучением  истории  отдельных  т-ров  (в  т.  ч.  и  т-ров
периферии), творчества режисс„ров, акт„ров, театр. художников (работы М.
Н. Пожарской, Ф. Я. Сыркиной, Н. Н.  Чушкина  и  др.)  большое  внимание
уделяется творчеству крупнейших сов. драматургов.  В  числе  этих  работ
исследования И. И. Юзов-ского и С. С.  Данилова  о  М.  Горьком,  Б.  И.
Ростоцкого о В. Маяковском, А. О. Богуславского, А. В. Ка-раганова об А.
Н. Афиногенове, Е. Д. Суркова о К. А. Трен„ве, Е. Н. Горбуновой об А. Е.
Корнейчуке, Н. В. Зайцева о Н. Ф. Погодине и др.
   Внимание  исследователей  привлекает  драматургия  крптич.  реализма:
написаны работы о драматургии Д. И. Фонвизина  (К.  В.  Пигарев,  Г.  П.
Макого-ненко), А. С.  Грибоедова  (М.В.  Нечкина,  В.Н.  Орлов),  А.  С.
Пушкина (Б. В. Томашевский, Д.  Д.  Благой,  Б.  П.  Городецкий,  Б.  С.
Мейлах), А. Н. Островского  (А.  II.  Ревякин,  Л.  М.  Лотман),  А.  В.
Сухово-Ко-былпна  (И.  М.  Клейнер   и   К.   Л.   Рудницкий),   М.   Е.
Салтыкова-Щедрина (Д. И. Золотницкий), А. П. Чехова (В. В.  Ермилов,  Г.
П. Бердников). Общие вопросы драматургии разрабатываются в книгах И.  Л.
Альтмана (1936), Ю. А. Осноса,  Е.  Г.  Холо-дова,  М.  С.  Гуса.  Вышли
"Очерки истории рус. сов. драматургии" (2 тт., 1963, 1966).
   Творч. опыт крупнейших режисс„ров и акт„ров получил отражение  в  сб.
"Спектакли этих лет" (1957) и  "В  творческом  соревновании"  (1958),  в
книгах "В.  П.  Марецкая"  Г.  Н.  Бояджиева  (1954),  "Качалов"  В.  Я.
Виленкина (1962), "Гамлет - Качалов" Н. Н. Чушкина (1966) и др.
   Разработку проблем режиссуры продолжают труды деятелей сов. т-ра - В.
Г.   Сахновского   ("Мысли   о   режиссуре".   1947),   А.   Д.   Попова

Страницы: «« « 2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261  2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия