Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269  2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279  » »»

(существовавший  с  конца  90-х  гг.  19  в.  до   1916),   объединявший
прогрессивных  писателей  и   драматургов   (А.   И.   Куприн,   Д.   H.
Ma-мип-Сибиряк, С. А. Найд„нов и др.). На собраниях кружка  (проходивших
у Т.) читались и обсуждались новые произв. его участников  (в  т.  ч.  и
пьесы). Здесь бывали художник А. М. Васнецов, акт„ры В. II. Качалов,  Ф.
И. Шаляпин и др. После 1909 в кружок вошли А. Н. Толстой, К. А. Трен„в и
др. Деятельность Т. как писателя-демократа, организатора кружка "Среда",
активного участника сборников "Знание" высоко ценил М. Горький.  С  1923
Т.  был  научным  сотрудником   Архивно-музейной   части,   с   1926   -
руководителем музея  МХАТа.  Писал  о  совр.  т-ре,  акт„рах.  В  книгах
"Литературные воспоминания", "Записки писателя" и др.  большое  внимание
уделил т-ру.
   Соч.:  Избр.  сочинения,   т.   1-3,   M.,   1956;   Начальные   годы
Художественного театра, "Красная новь", 1937, ј 6;
   Музей  Московского  Художественного   театра,   в   кн.:   Московский
Художественный Театр в иллюстрациях и документах, М., 1938; Литературные
воспоминания, [M., 1931J; Все проходит, [М.,  1931J;  Записки  писателя,
М., 1943, поел. изд.- 1961. С. Г.
   ТЕЛУГУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ  -  театр  п  драматургия  народа  телугу,
населяющего Юж. Индию (штат Андхра-Прадеш) (см. ст. Андхра}.
   ТЕЛЬГАРАЕВ, Сайфулла (р. 1910) - казах, сов. акт„р. Нар. арт.  Казах.
ССР (1958). Чл. Коммуни-стич.  партии.  В  1930-32-рук.  Карагандинского
ТРАМа. С 1932 - акт„р Казахского  академич.  т-ра.  Игра  Т.  отличается
естественностью, обаянием, мягким юмором.
   Среди ролей: Сайран ("Дружба и  любовь"  Абишева),  Жомарт,  Джумажан
("На границе, "Ночные раскаты" Ауэзо-ва), Айдар ("Миллионер" Мустафина),
Жайнак ("Чокан Ва-лиханов" Муканова), Пикалов ("Любовь Яровая"), Кандыба
("Калиновая роща" Корнейчука), Минутка  ("Победители"  Чирскова),  Ф„дор
("Любовь на рассвете" Галана),  Родриго,  Грумио  ("Отелло",  "Укрощение
строптивой"), Бобчинский ("Ревизор"),  Вася  ("Таланты  и  поклонники"),
Труффаль-дино ("Слуга двух господ"),  Кокым  ("Единая  семья"  Абишева),
Лука ("На дне"), Абильбек ("Одно дерево не лес" Тажибаева).
   ТЕЛЬС (Те1з),'Эллен (псевдоним;  наст.  имя  и  фам.-  Элла  Ивановна
Бартельс; по первому мужу- К н и п п е р, по второму - P а б ен е к; ок.
1881- после 1930) - рус. танцовщица, педагог и балетмейстер.  В  1904-07
училась в балетной школе в Берлине у Е. Дункан  (сестры  А.  Дункан).  В
1907-10 под фамилией Книппер-Рабенек преподавала сценич, движение в МХТ.
Одновременно выступала на эстраде как танцовщица  (последовательница  А.
Дункан).  В  конце  1910  открыла  в  Москве  пластич.  Студию  Рабенек,
выступала со своими ученицами с программой  пластич.  танцев  в  Москве,
Лондоне,  Мюнхене,  Будапеште,  Париже  и  др.  Во  2-й  пол.  1919  под
псевдонимом Эллен Т. открыла в Вене школу художеств.  танца  и  эстетич.
движения, где пост. "В пещере горного короля" на муз.  Грига,  "Свиданья
при лунном светел на муз. Дебюсси, "Праздник хмеля" на  муз.  Сен-Санса,
"Полонез" на  муз.  Шопена.  Балеты,  пост.  Т.,  отличались  художеств.
цельностью,   в   них   утверждались   реалистич.    принципы    системы
Станиславского.
   Лит.: К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955,
с. 128-29 (Театральное наследие, т.  1  );  С  и  д  о  р  о  в  А.  А.,
Современный танец, М., 1922, с. 41 ;
   J u n k V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930. Г. Ш.
   ТЕЛЯКОВСКИЙ, Владимир Аркадьевич (1861- 1924) - рус. театр.  деятель.
Окончил Академию Генерального штаба, служил в кавалерии. В 1898- 1901  -
управляющий Моск. конторой Имп. т-ров. В 1901-17 - директор Имп.  т-ров.
Энергичный администратор, Т. способствовал  поднятию  художеств.  уровня
каз„нных т-ров Москвы и Петербурга, привлекал  к  работе  в  этих  т-рах
молодых, талантливых  артистов  и  режисс„ров  (Ф.  И.  Шаляпин,  Л.  В.
Собинов, В. Э. Мейерхольд и др.),  выдающихся  художников,  связанных  с
объединением "Мир искусства" (К. А. Коровин, А. Я.  Головин).  Вместе  с
тем, охраняя  "существующий  порядок",  Т.  оберегал  каз„нные  т-ры  от
проникновения на их сцену общественно значимого репертуара.
   В 1898-1917 в„л дневник, представляющий  большой  историко-культурный
интерес (50 тетрадей; хранятся в  Театр.  музее  им.  Бахрушина).  Автор
книг.
   Соч.: Воспоминания, Л.-М., 1965  (Вступ.  ст.  и  комментарии  Д.  И.
Золотницкого); Императорские театры и 1905 год, Л., 1926; Мой сослуживец
Шаляпин, Л., 1927. АН. А.
   ТЕМБР (франц. timbre) - одно из осн. качеств звука, определяющее  его
"окраску" и "характер". Благодаря Т.  звучание  одного  инструмента  или
певческого голоса отличается от других. Т. зависит от  формы  и  частоты
колебаний звука и определяется числом и интенсивностью сложных гармонпч.
призвуков,  т.  н.  частичных  тонов  или  гармоник  (обертонов),  к-рые
возникают при одновременном  колебании  полного  объ„ма  звучащего  тела
(струны, столба воздуха) и его частей. Т. низких звуков обладают большим
числом гармоник (до 20 и более), чем Т. высоких (2-3). Т. зависит  также
от материала звучащего тела, от  способа  звукоизвлеченпя,  от  звукопро
водимости среды, в к-рой возникает и распространяется звук. Я. А.П.
   ТЕМЕЛКОВ, Аспарух (21. III. 1896 - 20. III. 1964) - болг. акт„р. Нар.
арт.  НРБ  (1963).  Чл.  Болг.  коммунистпч.  партии  с  1918.   Сценич.
деятельность начал в 1917 при  клубе  Коммунистич.  партии  в  Варне.  В
1920-21 - акт„р труппы "Лада" (Варна).  В  последующие  годы  работал  в
провинц. труппах. С 1935-в Нар. т-ре в Софии (в 1954-57 - директор этого
т-ра). Творчество Т. было связано с утверждением реализма в болг.  т-ре.
Социально острые сценич. образы Т. вошли в историю т-ра Болгарии.  Одним
из первых среди болг. акт„ров Т.  начал  выступать  в  сов.  репертуаре:
Берест ("Платон Кречет"), Потапов
   ("Московский характер" Софронова) - за обе роли Т.  удостоен  в  1950
Димитр. пр.; Леонид Борисович ("Машенька").  Значит,  работа  Т.-  образ
Георгия Димитрова в  спектакле  "Лейпциг,  33"  по  пьесе  Компанейца  и
Кронфельда (Народный т-р, София;
   Димитр. пр., 1952).
   В числе лучших ролей отечеств, драматургии: Македонский ("Изгнанники"
Вазова), Найден ("Мастера"  Стоянова),  Динко  ("Вампир"  Страшимирова),
Вылчан  ("Боряна"  Йовкова),  Витанов  ("Когда  гром  ударит"  Яворова),
Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты"). Несчастливцев. Пост.
"Мораль  пани  Дульской"  Запольской  (1936,  "Популярный  т-р")  и  др.
спектакли. А. Ив.
   Лит.: "Театър", С., 1964, V" 5, с. 61-62.
   ТЕМП (итал.  tempo,  от  лат.  tempns  -  время)-  степень  скорости,
быстроты движения. 1) В музыке- скорость движения метрических единиц. Т.

Страницы: «« « 2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267   2268   2269  2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия