Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261   2262   2263  2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272   2273  » »»

многочисленные  работы  Стасова,  отличающиеся  вниманием  к  содержанию
иск-ва и его идейной  направленности.  Последователь  эстетики  революц.
демократов, Стасов посвятил себя борьбе за самостоятельный путь развития
рус. муз. иск-ва. Крупным событием в истории рус. науки о музыке явилась
работа Лароша "Глинка и его значение в истории музыки" (1867),  в  к-рой
оперное творчество композитора получило оценку с точки  зрения  развития
муз.  драмы  в  еврон.  школах  18-19  вв.  Ларошу   принадлежит   также
аналитическая характеристика опер Чайковского. Большую научную  ценность
представляет также лит. наследие  рус.  композиторов-классиков  ("П.  И.
Чайковский об опере", 1952;  "Композиторы  "Могучей  кучки"  об  опере",
1955, и др.). На рубеже 20 в. появились первые спец.  историко-теоретич.
труды по вопросам муз. т-ра (В. -Чешихин.  "История  русской  оперы",  2
изд.,  1905,  и  др.)  и  справочные  издания  (В.  Стасов  "Русские   и
иностранные оперы, исполнявшиеся на императорских театрах в XVIII и  XIX
веках", 1898, и др.).
   В сов. музыковедении исследования о муз. т-ре заняли одно из  ведущих
мест. Основополагающими стали труды Б. В. А сафъева, создававшиеся им  с
первых послеоктябрьских лет ("Симфонические  этюды",  1922,  и  др.)  до
конца 1940-х гг. Он обосновал мировое значениеклассики,  раскрыл  е„  нар.-реалистич.   характер,   черты   стплистпч.
своеобразия. Среди теоретич. трудов Асафьева о  муз.  т-ре  -  аналитич.
исследование "Евгений Онегин" (1944).
   Утверждение  принципов  марксистско-ленинской  методологии   в   сов.
искусствоведении и интенсивное развитие  сов.  муз.  критики  обусловили
большой подъ„м в области научных исследований о муз. т-ре. С конца  30-х
гг. сов. научное музыкозпапие создало обширную лит-ру.  Особое  внимание
было    уделено     изучению     реалистич.     оперной     драматургии.
Муз.-драматургическим проблемам (на матерпа-че рус., сов. и  зарубежного
оперного творчества) посвятили свои труды В. 3. Ферман  (собраны  в  кн.
"Оперный театр", 1961), Б. М. Ярустовский ("Оперная  драматургия  П.  И.
Чайковского", 1947; "Драматургия русской оперной классики", 1952), М. С.
Друскнн ("Вопросы музыкальной драматургии", 1952) и др.  Разрабатываются
также проблемы сценич. реализации оперной  драматургии  (В.  В.  Ванслов
"Опера и е„ сценическое воплощение",  1963).  Проблемам  оперы  посвящ„н
также ряд брошюр популяризаторского характера.
   Рус. муз. т-р 18 в. получил освещение в работах А. А.  Гозенпуда,  Ю.
В. Келдыша ("Русская музыка ХУЛИ века", 1965, и др.), Т.  Н.  Ливановой,
В. А. Прокофьева, А. С. Рабиновича ("Русская опера до Глинки",  1948)  и
др. Муз.-театр. наследие рус. композиторов 19-20 вв. охарактеризовано  в
исследованиях   Б.   В.   Асафьева,   А.    А.    Альшванга,    В.    М.
Богданова-Березовского, Н. Ф. Бэлзы, А. А. Гозенпу.да, Ю. В. Келдыша, Т.
Н. Ливановой, А. С. Оголевца, А. В. Оссовского, М. С.. Пекелиса,  В.  В.
Протопопова. И. И. Сол.гертинского, А. А. Соловцова, Н. 1}.  Тума-ниной,
В. Э. Фермана, Б. С. Штейнпресса, В. I?. Яковлева, Б. М. Ярустовского  и
др., а также в коллективных трудах о  Н.  А.  Римском-Корсаково,  С.  И.
Танееве, П. И. Чайковском. Работа о музыке в рус. драм. т-ре написана А.
Н. Глумовым.
   История дореволюц. муз. т-ра народов СССР освещена  в  работе  В.  М.
Беляева ("Очерки по истории музыки народов СССР", вып. 1-2, 1962-63),  в
коллективных трудах (Л.  Б.  Архимович,  А.  Я.  Шреер-Ткаченко,  Т.  В.
Шеффер, Т. М. Карышевой "Музыкальная культура Украины",  1961,  2  изд.;
"Нарисн з 1сторп украшьско! музики", ч.  1-2,  1964),  в  книгах  Л.  Б.
Архимович  ("УкраТнська  классична  онера",  1957),  Г.  Г.   Ти.гранова
("Армянский музыкальный театр", т.  1-2,  1956-60),  а  также  в  сб-ках
"Искусство  Азербайджана"  (т.  1-2,  1949),   "Грузинская   музыкальная
культура" (1957) и др.
   Пути   развития   сов.   муз.   т-ра   рассмотрены   в   коллективных
трудах-"Очерки советского музыкального  творчества"  (1947),  "Советская
музыка на подъ„ме" (1950), "История русской советской музыки"  (т.  1-4,
1956-63) и др.
   Сведения о развитии муз. т-ра нац. республик Сов. Союза содержатся  в
серии брошюр "Музыкальная культура союзных республик" (1957),  в  книгах
"Музыкальная культура автономных  республик  РСФСР"  (1957)  и  "История
музыки народов СССР" (т. 1, 1966) и др. работах.
   Муз.-театр. творчество крупнейших сов. композиторов  охарактеризовано
в монографиях 3. А.  Абасо-вой,  В.  М.  Богданова-Березовского,  В.  С.
Виноградова, Я. М. Гиршмана, Е. А. Грошевой, Л.  В.  Данилевича,  В.  Г.
Донадзе, X. А. Кырвитса, С. И. Левит, И. И. Мартынова, И.  В.  Нестъева,
Л. В. Поляковой, Г. А. Поляновского, М. Д. Сабининой, Г. Г.  Тигра-нова,
А. И. Шавердяпа и др.
   Развитию оперетты посвящены книги М. О. Янковского и Г. М. Ярона.
   Вопросы зарубежного муз. т-ра отражены в трудах Н. Ф.  Бэлзы,  В.  Д.
Конен, Б. В. Левика, Т. Н. Ливановой, И. И. Мартынова, И.  В.  Нестьева,
Л. В. Поляковой, И. И. Соллертинского, Л. А. Соловцовой, В. Э.  Фермана,
А. А. Хохловкиной Е. С. Черной.
   Сов. музыковеды написали работы  о  выдающихся  артистах,  дириж„рах,
режисс„рах, о крупнейших муз. т-рах Сов. Союза, путеводители по операм и
балетам, сб. либретто и т. п. Восстановлен ряд оперных партитур, в т. ч.
П. А. Ламмом - "Борис Годунов" и "Хованщина"  Мусоргского  (оригинальная
ред.), "Воевода" Чайковского и др.
   Лит.: К р е м л е в Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-3,  Л.,  154-60;
История европейского искусствознания, т.  1-  3,  М.,  1963-66;  История
русской  советской  музыки,  т.  1-4,  М.,  1956-63;   Музыковедение   и
музыкальная критика в республиках Закавказья,  М.,  1956;  Ливанова  Т.,
Советское музыкознание о русских классиках XIX века, М., 1963. В. Бр.
   Балет. Во 2-й и 3-й четверти 19 в. большое  внимание  рус.  балетному
т-ру уделяли передовые литераторы, публицисты, философы; их высказывания
являются ценным материалом для изучения истории  рус.  балета  (мысли  и
стихотворные отрывки А.С. Пушкина, замечания в  статьях  Н.  В.  Гоголя,
критич.  статьи  В.  Г.  Белинского,  М.  Е.  Салтыкова-Щедрина,  Н.  А.
Некрасова).   В   эти   годы   в   рус.   газетах   ("Северная   пчела",
"Санкт-Петербургские ведомости", "Московские ведомости" и др.) регулярно
печатаются балетные обозрения. Балет освещается и в  трудах  по  истории
т-ра  ("Летопись  русского  театра"  П.  Н.  Арапова,   1861,   "Хроника
петербургских театров" А. И. Вольфа, 1887).
   Первые значит, исследования по балетному т-ру появляются в  России  в
конце 19 в. В нач. 20 в. количество этих работ увеличивается. В пх числе
работа А. А. Плещеева "Наш балет" (1896) - первый опыт написания истории
балета в России с 17 в. до конца 19 в. Издаются статьи  и  книги  В.  Я.
Светлова ("Современный балет", 1911, и др.), публикуются  статьи  А.  А.

Страницы: «« « 2255   2256   2257   2258   2259   2260   2261   2262   2263  2264   2265   2266   2267   2268   2269   2270   2271   2272   2273  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия