Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2259   2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267  2268   2269   2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277  » »»

прозрачного звучания, вок. мастерством, связанным с  лучшими  традициями
итал. бельканто. Вначале Т. исполняла лирич. партии, впоследствии  стала
петь и драматические.
   Партии:  Эльза  ("Лоэнг-рин"),  Дездемона  ("Отелло"  Верди),   Мими:
Маргарита ("Фауст; "Мефистофель" Бой-то), Эльвира ("До'?т Жуан"),  Аида.
Леонора,  Алиса  Форд,  Виолетта  (о.  п.,  "Сила  судьбы",  "Фальстаф",
"Травиата"  Верди),  Тоска,  Чио-Чио-сан;  Валли  (о.   п.   Франкетти),
Адриен-на Лекуврер (о. п. Чилеа), Татьяна.
   Лит.: Lauri Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955;
   H o l z e r R., Wiener Vorstellbuhnen, W., 1951. Св. Г.
   ТЕЗАВРОВСКИЙ, Владимир Васильевич (1880- 1955) - рус.  сов.  акт„р  и
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1945). В 1905-18  -  акт„р  МХТ.  Роли:  Кот
("Синяя птица" Метерлинка), Осрик ("Гамлет"), Шааф  ("Месяц  в  деревне"
Тургенева). В 1918 организовал в Одессе художеств. студию. Затем работал
как режисс„р в т-ре Массодрам  (Одесса).  В  Свердловске  (т-р  "Красный
факел") пост. спектакли "Рельсы гудят" Киршона, "Не  было  ни  гроша  да
вдруг алтын" Островского, "Аристократы" Погодина.  Был  художеств.  рук.
Моск. обл. драматич. т-ра. В 1941-46-гл. режисс„р Моск. обл. т-ра  юного
зрителя. Пост. в этом т-ре спектакли: "Пионер Павел  Морозов"  Яковлева,
"Илья Муромец" Павленко и Радзинского,
   "Бедность не  порок";  "Голубое  и  розовое"  Бруштейн,  "Меч  Китая"
Маляревского.
   ТЕЗИ, Т e з и Т p а м о н  т  и  н  и  (Tesi  Tramonti-ni),  Виттория
(13.II.1700-9.V.1775) - итал. оперная певица  (контральто).  Ученица  ?.
Реди и П. Кам-педжи. На сцене выступила впервые в 1716 (парм-ский  театр
"Дукале") в пасторали "Дафна" Астор-га. Пела  в  оперных  т-рах  Италии,
гастролировала в Вене, Дрездене, Мадриде. Одна из выдающихся итал. певиц
18 в., Т. прославилась исполнением  мужских  партий  лирич.  ?  героич.:
Ахилл ("Ахилл на Скиросе" Сарро), Астианакт (о. п. Винчи) и др.  В  1750
оставила сцену, преподавала пение. Среди е„ учениц -А. де Ампчис. Св. Г.
   ТЕЙЛОР (Taylor), Том (19.X. 1817-12.VII. 1880) -  англ.  драматург  и
театр. критик. Образование получил в ун-тах Глазго и Кембриджа.  В  60-е
гг. ведал отделом театр. и худож. критики газеты "Тайме". В 1844 написал
фарсы и бурлески, пост. в Лондоне в т-ре "Лпцеум". В 1845 с успехом была
пост. комедия "Родителям ? опекунам" (там же). Заимствуя старые  сюжеты,
Т. переделывал их, внося черты совр. ему жизни. Широко ставились пьесы:
   "Маски и лица" (1852, совм. с Ч. Ридом) - комедия из жизни актрисы П.
Уоффингтон, "В тихом омуте  черти  водятся"  (1855),  "Наш  американский
кузен")  (1858,  Нью-Йорк),  "Сухопутный  маршрут"   (1860),   "Досрочно
освобожд„нный" (1863), "Новые хозяева и старые земли"  (1869).  Принимал
участие в любительских спектаклях, в т. i. в спектакле частного т-ра  Ч.
Диккенса.
   Лит.: Cole m a ? .Т., Players and playwrights I have known, L., 1888;
Tolles W., Tom Taylor and the Victorian drama, N.Y., 1940. ?. \
   ТЕЛАРИИ (итал. telari, от tela - полотно) - приспособление для  смены
декораций,  применявшееся  в   зап.-европ.   т-ре   в   16-17   вв.   Т.
конструировались в виде прямоугольных тр„хгранных призм, составленных из
3 рам с натянутым  на  них  холстом,  на  к-ром  были  нарисованы  дома,
деревья, скалы  и  т.  д.  Каждая  призма  снабжалась  поворотной  осью,
пропущенной через один из е„  углов  в  трюм  сквозь  планшет  сцены,  и
поворачивалась в ту или другую  сторону  с  помощью  спец.  рычага.  Т.,
расположенные  по  краям  1-го,  2-го  и  др.  планов  сцены,  создавали
впечатление глубины.  Во  время  действия  рамы,  навешенные  с  тыловой
стороны Т., менялись. При  повороте  Т.  менялся  раздвижной  живописный
задник. Изобретение Т. приписывается  итал.  художнику  Б.  Буонталенти,
применившему их в 1585 при постройке театр. зала и сцены  во  Флоренции,
во дворце герцога тосканского. В дальнейшем Т. были использованы арх. И.
Фуртен-бахом в Германии (17 в.). Прототипом Т.  можно  считать  периакты
античного т-ра.
   Лит.: Гвоздев А.  А.,  Иосиф  Фуртенбах  и  оформление  спектакля  на
рубеже ? VT-XVII веков,  в  кн.:  О  театре.  Сб.  статей...,  П.,  1929
(Временник отдела истории и теории театра, [вып.] III).
   ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОСТАНОВКА (от греч.
   ???? - далеко и лат. visio- видение) - один из жанров телевидения. Во
многих странах мира (СССР, Англия, Франция, ГДР,  Польша,  Чехословакия,
Италия, ФРГ, США, Канада, Япония, Австралия) в кон. 40-х-нач.  50-х  гг.
начали передавать по телевидению  театр.  спектакли  непосредственно  из
т-ров. Вначале это была примитивная трансляция.  Постепенно  телевидение
осваивало  экранные  средства  выразительности,  язык  кино.  В  СССР  в
развитие телевизионного театра значит, вклад внесли режисс„ры, пришедшие
из т-ра,- П. Ф. Ермаков, С. П. Алексеев; режисс„ры кино Н. О. Бравко, Б.
П. Тамарин;  режисс„р  радио  А.  А.  Дарменко.  В  дальнейшем  комедии,
водевили, оперетты, эстрадные представления  транслировались  из  театр.
помещений, а спектакли, имеющие углубл„нную психология,  направленность,
передавались из телевизионного павильона. Возникли  новые  требования  к
акт„рскому    исполнению:    отказ    от    театрально     подч„ркнутых,
"педалированных" проявлений  чувств;  режисс„ры  телевидения  добивались
естественности и простоты в пластике, походке, речи исполнителей, гриме,
костюме. Были  созданы  экранизации  выдающихся  спектаклей  сов.  т-ра:
телефильмы "Эзоп" ("Лиса и виноград" Фигейреду, реж. Г. А.  Товстоногов,
Ю. А. Музыкант), "Укрощение строптивой" Шекспира (реж. С.  Н.  Колосов),
"Евгения Гранде" по Бальзаку (реж. Алексеев). Замысел постановщиков этих
спектаклей был раскрыт и углубл„н средствами экранного искусства.
   Снятые на пл„нку спектакли позволили  запечатлеть  иск-во  крупнейших
мастеров т-ра - В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной,  А.
М. Бучмы, Г. П. Юры, Б. Н. Ливанова, А. Н. Грибова, М. Ф.  Романова,  Н.
К. Симонова, С. Б. Межин-ского, С. В. Лукьянова, К.  А.  Зубова,  М.  И.
Цар„ва, В. П. Полицеймако, Г. М. Ярона и мн.  др.  Отдельные  телефильмы
были отмечены призами  на  Между-нар.  фестивалях  телефильмов  ("Эзоп",
Монте-Карло, 1962; "П„стрые рассказы", Александрия, 1962; в том же  году
актриса Л. И. Касаткина,  исполнительница  роли  Катарины  в  телефильме
"Укрощение строптивой", была награждена  в  Монте-Карло  призом  Золотая
нимфа за лучшее исполнение женской роли).
   В  сер.  50-х  гг.  появляются  пьесы,  специально   написанные   для
телевидения,   -   теледрама,   к-рая    вслед    за    документальными,
информационными   жанрами   постепенно   занимает   большое   место    в
телепрограммах.
   В зарубежных странах телевизионные пьесы пишут Б. Пристли, Д.  Боуэн,
К. Донкастер, Т. Уиллис, Дж. Осборн (Англия); П. Чаевский,  Р.  Роз,  А.
Миллер, Д. Шоу, Ж. Видаль, М. Дайн (США); Ф. Мориак, А. Моруа (Франция);

Страницы: «« « 2259   2260   2261   2262   2263   2264   2265   2266   2267  2268   2269   2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия