|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 » »» Мольера, Перикола - "Карета св. даров" Мериме, Сюзанна - "Женитьба
Фигаро" и др.). В 1917-19 вместе с труппой Ж. Копо гастролировала в
Нью-Йорке. Не ограничиваясь комедийным репертуаром и амплуа гранд-кокет,
Т. играла драм. роли: Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому) и
др. В 1924, когда Копо оставил т-р "Вь„ коломбье", Т. перешла в т-р
"Комедия Елисейских полей", к-рым руководил Л. Жуве. Выступала преим. в
произв. совр. франц. драматургии (в пьесах Ж. Сармана, Ш. Вильдрака, С.
Пасс„ра и др.). Наиболее близкой ей стала драматургия Ж. Жироду. В его
пьесах она играла роли: Женевье-ва ("Зигфрид"), Алкмена ("Амфитрион
38"), Изабелла ("Интермеццо") и др.
Т. покоряла красотой, очарованием женственности, изысканной грацией,
отточенным мастерством. С 1934 Т. работала в театрах бульваров,
выступала в пьесах Д. Амьеля, Ж. Деваля, А. Бернстей-на, Г. С. Колет и
др. После 1945 перешла на роли немолодых женщин: Филумена Мартурано (в
о. п. Де Филиппе, театр "Ренессанс", Аркадина, театр "Ателье"), г-жа
Уоррен ("Профессия г-жи Уоррен" Шоу, театр "Атеней"), Клэр Цаханасян
("Визит пожилой дамы" Дюрренматта, Вост. театр. центр, г. Эперне),
Епанчина ("Идиот" по Достоевскому) и др. Снималась в кино.
Лит.: Van Tieghem Ph., Les grands acteurs contemporains (1900-1960),
P., 1960. ?. ?.
ТЕТМАЙЕР-ПШЕРВА (Tetmajer-Przerwa), Кази-меж (12.II.1865-1940) -
польский поэт, прозаик и драматург. Окончил ун-т в Кракове, учился также
в Гейдельбергском ун-те. Т. - один из ведущих поэтов "Молодой Польши"
(лит. объединение на рубеже 19-20 вв.).
Присущие представителям этой группы модернистские настроения,
связанные с осознанием трагич. безысходности, индивиду алистич.
настроения, нашли отражение в пьесах Т.: одноактная фантастич. пьеса
"Сфинкс" (1893, Краков), драмы - "Революция" (соч. 1906) и "Иуда" (1922,
т-р "Редута", Варшава). Для творчества Т. характерен уход в мир поэзии,
фантастики, отказ от ограниченной бурж.-мещанской повседневной жизни.
Это отразилось в пьесе "Завиша Ч„рный" (1901, Краков), воссоздающей
образ польского рыцаря, участника битвы при Грюнвальде (15 в.). Пьеса
широко ставилась в т-рах Польши. Б. Рос.
ТЕТРАДЗЕ, Нуну Ильинична [р. 10(23).XI.1911 ]- груз. сов. актриса.
Нар. арт. Груз. ССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1932-37 -
актриса Т-ра им. Руставели (окончила драм. студию при этом т-ре). С 1937
- актриса Батумского т-ра. Игра Т. отличалась драматизмом,
эмоциональностью, романтич. направленностью.
Роли: Эмилия ("Отелло"), Гертруда ("Гамлет"), Иока-ста ("Царь Эдип"
Софокла), Bacca Железнова; Любовь Яровая; Беатриче ("Слуга двух
господ"), Мехмене Бану ("Легенда о- любви" Н. Хикмета), Нуну
("Отцеубийца" Каз-беги). Невеста ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки),
Миран-долина ("Хозяйка гостиницы"), Рукайя ("Измена" Сумба-това-Южина),
Нина ("Слепая" Мдивани) и др. Эт. Г.
ТЕТРАЛОГИЯ (греч. ??????????, от ?????, в сложных словах - четыре
и ????? - слово, повествование) - в др.-греч. т-ре 5 в. до н. э. четыре
драм. произв. (три трагедии и одна сатировская драма), с к-рыми
драматург выступал на состязаниях в Афинах. У Эсхила трагедии обычно
были связаны между собой единством содержания (сохранившийся образец -
трилогия "Орестея"), а сатировская драма разрабатывала побочный эпизод
из того же круга сказаний. У Софокла и Еврипида драмы, составляющие Т.,
обычно сюжетно не связаны между собой; Еврипид вместо сатпровской драмы,
по-видимому, ставил ещ„ четв„ртую трагедию с благополучным концом или
элементами комедийной характеристики персонажей (напр., "Алкестида").
Образец Т. в драматургии нового времени - пьесы Г. Гауптмана на
античные темы "Ифигения в Авлиде, "Ифигения в Дельфах", "Смерть
Агамемнона", "Электра". В муз. т-ре примером Т. служит цикл опер Р.
Вагнера "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид",
"Гибель богов").
Лит.: [В lumenthai ?. ???], Tetralogie, в кн.: Раи-lys-Wissowa,
Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbbd
9, Stuttg., 1934, Koi. 1077-1084. В. Я.
ТЕТРАЦЦЙНИ (Tetrazzini), Луиза (29.VI.1871 - 28.IV.1940) - итал.
артистка оперы (колоратурное сопрано). Училась в муз. ин-те во Флоренции
у Чекке-рини. На оперной сцене дебютировала во Флоренции (1890, т-р
Пальяно). Гастролировала в разл. городах Италии, Испании, США, Англии,
Аргентины, Польши, России (900-е гг.). Т. обладала гибким, л„гким
голосом чистого, хрустального тембра со звонкими, сверкающими высокими
нотами. Исполнение Т. отличалось высоким колоратурным мастерством.
Партии: Розина; Лючия, Линда, Адина ("Лючия ди Ламмермур", "Линда ди
Шамуни", "Любовный напиток" Доницетти), Динора, Маргарита Валу а
("Динора", "Гугеноты" Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Эльвира
("Пуритане" Беллини); Джильда, Виолетта;
Оскар ("Бал-маскарад" Верди), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе),
Маргарита ("Фауст"), Филина ("Миньон" Тома).
Соч.; My life of song, L., 1921; Phil., [1922]. Лит.: Francavilla F.,
L. Tetrazzini, "Omnibus", 1937, Ott.; S h a w e-T a l о г D., L.
Tetrazzini, "Opera", L., 1963, p. 593-99. Св. Г.
ТЕХНИКА РЕЧИ - см. Речь сценическая.
ТЕЭТСОВ, Александр Янович (4. III. 1891- 22. VIII. 1946) - эст. акт„р
и режисс„р. Театр. деятельность начал в Пярну в театр. кружке об-ва
"Валгус" (1906), затем работал в эст. т-рах ("Эндла", "Ванемуйне"). В
1936-44 - в Таллинском рабочем т-ре (с 1941 - "Малый т-р). С 1944 -
акт„р Таллинского молод„жного т-ра. Роли: Вольмер Вомм ("Сватовство"
Китцбер-га), барон Кремер ("Молочник из Мяэкюла" Внльде), Пиетола
("Сплавщики леса" Паккала), Фальстаф (1939), Юрка ("Новый сатана из
Пыргупыхья" Тамм-сааре), Слопашев ("Школа Мауруса" Таммсааре, 1945). Т.
исполнял характерные роли с большим юмором, в яркой свободной манере.
Был одним из популярных комедийных акт„ров.
Выступал и как режисс„р. Пост. спектакли: "Оборотень" Китцберга
(1911), "Сапожники Иумми" FiiiBii (1919), "Ревизор" (192'6). М. Вал.
ТЙББЕТТ (Tibbett), Лоренс (16.XI.1896-15.VII. 1960) - амер. артист
оперы (баритон). Ученик Б. Р„йсдала и Ф. Ла Форжа. В 1923 дебютировал в
т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Широкую известность принесло ему
исполнение партии Форда ("Фальстаф" Верди). Гастролировал в Англии,
Австрии, Швеции, Франции, Чехословакии, Венгрии. Оставил оперную сцену в
1950.
Т. - один из крупнейших оперных артистов США. Голос Т. привлекал
редкой подвижностью, экспрессивностью, сочностью и чистотой звука. Т.
был выдающимся интерпретатором произведений Верди и
Страницы: «« « 2268 2269 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |