|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 » »» обозрений моек. Дома печати, 1929); был сорежисс„ром пост. "Я вас люблю"
(1935) и "Год 1919" (1936) Прута в Центр, т-ре Красной Армии.
Л. Шн.
ТИРАСПОЛЬСКАЯ, Надежда Львовна (9.V.1867- 30. V. 1962) - рус. сов.
актриса. Засл. деят. пск-в РСФСР (1931). В 1892 окончила Муз.-драм.
уч-ще Моск. филармонич. об-ва (ученица А. И. Южина). В том же году
начала играть в провинции. В 1895- 1902 - актриса Малого т-ра. Затем (до
1956; с небольшими перерывами) работала в Александрийском т-ре (в сов.
время - Ленингр. т-р им. Пушкина). Автор театр. мемуаров.
Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Юдифь ("Уриэль
Акоста" Гуцкова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Елена
Кармина ("Женитьба Белугина"), Варвара ("Гроза"), Раневская ("Вишн„вый
сад"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) и
др.
Соч.: Из прошлого русской сцены, М., 1950; Жизнь актрисы, Л.-М.,
1962. Я. 3.
ТЙРСО ДЕ МОЛЙНА (Tirso de Molina, наст. имя и фам. - Габриель Т e л ь
e с, Tellez) (ок. 1583, Мадрид, - 12.III.1648, Серия) - исп. писатель,
драматург. Учился в ун-те Алькала-де-Энареса, в 1600 вступил в
монашеский орден мерсенариев. Первая пьеса - "Стыдливый во дворце"
(1605-06). В 1625 по решению церковных властей, выразивших недовольство
тем, что Т. де М. пишет светские пьесы, он был временно выслан из
Мадрида, но прекратил драматургпч. деятельность лишь ок. 1638, выпустив
в 1627-36 несколько сборников своих пьес (чч. 1-5). В предисловии к 3-й
ч. указывалось, что Т. де М. написал 400 пьес (сохранилось только 84
комедии и 5 "ауто").
Последователь и ученик Лопе де Вега, Т. де М. призывал к развитию
нац. драматургии (новелла в сборнике "Толедские виллы", 1624). Присущие
испанской ренессансной драме интерес к жизни страны, соединение
элементов трагического и комического в одной пьесе, динамика действия
характерны и для драматургии Т. де М. Вместе с тем его творчество
завершало развитие ренес-сансного театра в Испании, в н„м заметны
признаки кризиса гуманизма. Т. де М. принадлежат пьесы, написанные в
духе "комедии плаща и шпаги". В этих пьесах рассказывается о борьбе
молодых людей за право на любовь и счастье. Однако драматург не верит в
высокую нравственную природу человека. Движущим мотивом поступков
большинства его героев являются эгоизм, стремление к обогащению. В своих
лучших комедиях Т. де М. обличает совр. ему дворянское общество:
"Наказание легкомыслия" (соч. 1613), "Любовь и ревность заставят
поумнеть" (1616, труппа Валь-деса), "Правда всегда помогает" (1623,
труппа X. Б. Валенсиано в Кордове), "Любовь-целительница" (1625?), "Дон
Хиль Зел„ные штаны" (изд. 163о), "Благочестивая Марта" (изд. 1636). В
этих пьесах Т. де М. хитроумно усложняет сюжет, усиливает роль внешней
интриги. В немногочисл. пьесах, посв. событиям истории, Т. де М.
утверждает патриотич. идею величия Испании (трилогия о конкистадорах
Писар-ро). В драме "Осмотрительность женщины" (изд. 1634) призывает к
объединению страны вокруг королевской власти для борьбы против своеволия
феодальной знати. В героич. комедии "Антона Гарсиа" (изд. 1635) Т. де М.
показал народ, поддерживающий королевскую власть, но драматурга
привлекает не гражданское самосознание людей из народа, а черты
патриархальной наивности, преклонение перед личностью монарха. Особенно
ясно ослабление темы нар. героики в таких пьесах Т. де М., как 1-я часть
"Святой Хуаны" (1614), "Богородица оливковой рощи" (изд. 1636), где
автор, осуждая насилие феодалов над крестьянами, утверждает в то же
время, что люди из народа неспособны на активный протест. Несколько
выделяется драма "Севпльский обольститель" (1630) - первая драм.
обработка легенды о Дон-Жуане. Опираясь на фольклорные источники, автор
созда„т сложный и противоречивый образ героя, в к-ром хищничество
аристократа сочетается с героизмом, черты насильника-феодала - с дерзким
вольнодумством. Откровенная назидательность, прямолинейность
религиозно-поучительного замысла, особенно отч„тливо проявляющиеся в
финале драмы, сближают е„ с религиозно-философскими пьесами -
"Осужд„нный за недостаток веры" (изд. 1635) и др. Т. де М. принадлежит
также большое число религ. пьес - "комедий о святых" и "ауто". В нек-рых
из них, напр. "Лучшая жница" (изд. 1634), "Жена, повелевающая в доме"
(изд. 1635), драматург обличает совр. ему жизнь, но одновременно
проповедует пассивное ожидание вмешательства провидения.
В России драматургия Т. де М. пользовалась большой популярностью с
конца 19 в. "Благочестивая Марта" переводилась С'. А. Юрьевым (1878), М.
В. Ватсон (1898), Т. Л. Щепкиной-Куперник (1935). Пост. этой пьесы
осуществлены в Т-ре Горевой (1889), Александрийском т-ре (1898),
Михайловском т-ре (1915), Киевском рус. драм. т-ре (1937), Большом Драм.
т-ре в Ленинграде (1938) и Т-ре Ленсовета в Москве (1938);
"Севпльский обольститель" перевед„н А. Н. Бежецким (1890) и В. А.
Пястом (1923), пост. в 1890 Малым т-ром;
"Дон Хиль Зел„ные штаны", пер. В. А. Пястом (1923) и М. Л. Лозинским
(1944), пост. в Ленингр. драм. т-ре (1955), Свердловском драм. т-ре
(1963) и др.
Соч.: Comedias, por E. Cotarelo у Mori, v. l-2, Madrid, 1906-07
(Nueva biblioteca de autores espanoles, 1. 4, 9); Obras dramaticas
completas, ed. critica por Blanca de los Rios, v. 1-3, Madrid, 1946-58;
в рус. пер. - Театр. М.-Л., 1935 (предисловие Ф. В. Кельина); Три
испанские "комедии, М.- Л., 1951 (пер. пьесы "Дои Хиль Зел„ные штаны").
Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского,
т. 1, М., 1956; К p ж e в с к и и Б. А., Статьи о зарубежной литературе,
М.- Л., 1960; В u s h e e A. Н., Three centuries of Tirso de Molina,
Phil.- L., 1939; Cotarelo у Mori E., Tirso de Molina. Investigaciones
bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A. de.
Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л.
ТИТЙНИЙ (Titinius; 2-1 вв. до н. э.) - др.-рим. комедиограф. Видный
представитель тогаты. Сохранилось 15 назв. его комедий и отрывки из них
(ок. 80 стихов): "Сестра-близнец", "Валяльщики", "Адвокат-ка",
"Падчерица" и др. Исследования стилевых и лек-сич. особенностей дошедших
фрагментов показывают, что Т. был последователем Плавта.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; [W e i n s t
о с k St.], Titinius, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der
classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbd 12, Stuttg., 1937,
Kol. 1540-46. Лид. Ф.
ТИТОВ, Григорий Иванович [р. 1(14).1.1907] - удм. сов. певец (бас),
акт„р муз. т-ра. Нар. арт. Удм. АССР (1949). Засл. арт. РСФСР (1950). В
Страницы: «« « 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |