Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281  2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291  » »»

обозрений моек. Дома печати, 1929); был сорежисс„ром пост. "Я вас люблю"
(1935) и "Год 1919" (1936) Прута в Центр, т-ре Красной Армии.
   Л. Шн.
   ТИРАСПОЛЬСКАЯ, Надежда Львовна (9.V.1867- 30. V. 1962)  -  рус.  сов.
актриса. Засл. деят. пск-в РСФСР  (1931).  В  1892  окончила  Муз.-драм.
уч-ще Моск. филармонич. об-ва (ученица А.  И.  Южина).  В  том  же  году
начала играть в провинции. В 1895- 1902 - актриса Малого т-ра. Затем (до
1956; с небольшими перерывами) работала в Александрийском т-ре  (в  сов.
время - Ленингр. т-р им. Пушкина). Автор театр. мемуаров.
   Роли:  Джульетта  ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),  Юдифь  ("Уриэль
Акоста" Гуцкова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына),  Елена
Кармина ("Женитьба Белугина"), Варвара ("Гроза"),  Раневская  ("Вишн„вый
сад"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу)  и
др.
   Соч.: Из прошлого русской сцены,  М.,  1950;  Жизнь  актрисы,  Л.-М.,
1962. Я. 3.
   ТЙРСО ДЕ МОЛЙНА (Tirso de Molina, наст. имя и фам. - Габриель Т e л ь
e с, Tellez) (ок. 1583, Мадрид, - 12.III.1648, Серия) -  исп.  писатель,
драматург.  Учился  в  ун-те  Алькала-де-Энареса,  в  1600   вступил   в
монашеский орден мерсенариев.  Первая  пьеса  -  "Стыдливый  во  дворце"
(1605-06). В 1625 по решению церковных властей, выразивших  недовольство
тем, что Т. де М. пишет  светские  пьесы,  он  был  временно  выслан  из
Мадрида, но прекратил драматургпч. деятельность лишь ок. 1638,  выпустив
в 1627-36 несколько сборников своих пьес (чч. 1-5). В предисловии к  3-й
ч. указывалось, что Т. де М. написал 400  пьес  (сохранилось  только  84
комедии и 5 "ауто").
   Последователь и ученик Лопе де Вега, Т. де  М.  призывал  к  развитию
нац. драматургии (новелла в сборнике "Толедские виллы", 1624).  Присущие
испанской  ренессансной  драме  интерес  к  жизни   страны,   соединение
элементов трагического и комического в одной  пьесе,  динамика  действия
характерны и для драматургии Т.  де  М.  Вместе  с  тем  его  творчество
завершало развитие  ренес-сансного  театра  в  Испании,  в  н„м  заметны
признаки кризиса гуманизма. Т. де М.  принадлежат  пьесы,  написанные  в
духе "комедии плаща и шпаги". В  этих  пьесах  рассказывается  о  борьбе
молодых людей за право на любовь и счастье. Однако драматург не верит  в
высокую  нравственную  природу  человека.  Движущим  мотивом   поступков
большинства его героев являются эгоизм, стремление к обогащению. В своих
лучших комедиях  Т.  де  М.  обличает  совр.  ему  дворянское  общество:
"Наказание  легкомыслия"  (соч.  1613),  "Любовь  и  ревность   заставят
поумнеть" (1616, труппа  Валь-деса),  "Правда  всегда  помогает"  (1623,
труппа X. Б. Валенсиано в Кордове), "Любовь-целительница" (1625?),  "Дон
Хиль Зел„ные штаны" (изд. 163о), "Благочестивая Марта"  (изд.  1636).  В
этих пьесах Т. де М. хитроумно усложняет сюжет, усиливает  роль  внешней
интриги. В  немногочисл.  пьесах,  посв.  событиям  истории,  Т.  де  М.
утверждает патриотич. идею величия  Испании  (трилогия  о  конкистадорах
Писар-ро). В драме "Осмотрительность женщины" (изд.  1634)  призывает  к
объединению страны вокруг королевской власти для борьбы против своеволия
феодальной знати. В героич. комедии "Антона Гарсиа" (изд. 1635) Т. де М.
показал  народ,  поддерживающий  королевскую   власть,   но   драматурга
привлекает  не  гражданское  самосознание  людей  из  народа,  а   черты
патриархальной наивности, преклонение перед личностью монарха.  Особенно
ясно ослабление темы нар. героики в таких пьесах Т. де М., как 1-я часть
"Святой Хуаны" (1614), "Богородица  оливковой  рощи"  (изд.  1636),  где
автор, осуждая насилие феодалов над  крестьянами,  утверждает  в  то  же
время, что люди из народа  неспособны  на  активный  протест.  Несколько
выделяется  драма  "Севпльский  обольститель"  (1630)  -  первая   драм.
обработка легенды о Дон-Жуане. Опираясь на фольклорные источники,  автор
созда„т сложный  и  противоречивый  образ  героя,  в  к-ром  хищничество
аристократа сочетается с героизмом, черты насильника-феодала - с дерзким
вольнодумством.     Откровенная     назидательность,     прямолинейность
религиозно-поучительного замысла,  особенно  отч„тливо  проявляющиеся  в
финале  драмы,  сближают  е„   с   религиозно-философскими   пьесами   -
"Осужд„нный за недостаток веры" (изд. 1635) и др. Т. де  М.  принадлежит
также большое число религ. пьес - "комедий о святых" и "ауто". В нек-рых
из них, напр. "Лучшая жница" (изд. 1634), "Жена,  повелевающая  в  доме"
(изд.  1635),  драматург  обличает  совр.  ему  жизнь,  но  одновременно
проповедует пассивное ожидание вмешательства провидения.
   В России драматургия Т. де М. пользовалась  большой  популярностью  с
конца 19 в. "Благочестивая Марта" переводилась С'. А. Юрьевым (1878), М.
В. Ватсон (1898), Т.  Л.  Щепкиной-Куперник  (1935).  Пост.  этой  пьесы
осуществлены  в  Т-ре  Горевой  (1889),  Александрийском  т-ре   (1898),
Михайловском т-ре (1915), Киевском рус. драм. т-ре (1937), Большом Драм.
т-ре в Ленинграде (1938) и Т-ре Ленсовета в Москве (1938);
   "Севпльский обольститель" перевед„н А. Н. Бежецким  (1890)  и  В.  А.
Пястом (1923), пост. в 1890 Малым т-ром;
   "Дон Хиль Зел„ные штаны", пер. В. А. Пястом (1923) и М. Л.  Лозинским
(1944), пост. в Ленингр. драм.  т-ре  (1955),  Свердловском  драм.  т-ре
(1963) и др.
   Соч.: Comedias, por E. Cotarelo  у  Mori,  v.  l-2,  Madrid,  1906-07
(Nueva biblioteca de autores  espanoles,  1.  4,  9);  Obras  dramaticas
completas, ed. critica por Blanca de los Rios, v. 1-3, Madrid,  1946-58;
в рус. пер. - Театр.  М.-Л.,  1935  (предисловие  Ф.  В.  Кельина);  Три
испанские "комедии, М.- Л., 1951 (пер. пьесы "Дои Хиль Зел„ные штаны").
   Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского,
т. 1, М., 1956; К p ж e в с к и и Б. А., Статьи о зарубежной литературе,
М.- Л., 1960; В u s h e e A. Н., Three centuries  of  Tirso  de  Molina,
Phil.- L., 1939; Cotarelo у Mori E., Tirso  de  Molina.  Investigaciones
bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A.  de.
Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л.
   ТИТЙНИЙ (Titinius; 2-1 вв. до н. э.) - др.-рим.  комедиограф.  Видный
представитель тогаты. Сохранилось 15 назв. его комедий и отрывки из  них
(ок.   80   стихов):   "Сестра-близнец",   "Валяльщики",   "Адвокат-ка",
"Падчерица" и др. Исследования стилевых и лек-сич. особенностей дошедших
фрагментов показывают, что Т. был последователем Плавта.
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; [W e i n s t
о с  k  St.],  Titinius,  в  кн.:  Paulys-Wissowa  Realencyclopadie  der
classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe,  Halbd  12,  Stuttg.,  1937,
Kol. 1540-46. Лид. Ф.
   ТИТОВ, Григорий Иванович [р. 1(14).1.1907] - удм. сов.  певец  (бас),
акт„р муз. т-ра. Нар. арт. Удм. АССР (1949). Засл. арт. РСФСР (1950).  В

Страницы: «« « 2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279   2280   2281  2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289   2290   2291  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия