|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 » »» (передняя" задняя и верхняя сцена), упразднить первый занавес,
разобщающий публику со сценой, ввести дневное освещение сцены,
использовать в качестве декораций колонны, сукна, ковры (так был пост.
"Сон в летнюю ночь" Шекспира в Потсдамском придворном т-ре в 1843).
Особое значение Т. придавал акт„рскому ансамблю, считая что без него не
может быть подлинной художественности спектакля. Театр. реформы Т.
оказали влияние на нем. режиссуру 30-40-х гг. 19 в. (К. Иммерман и др.)
и особенно на т-р 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. (Мейнингенский т-р, т-р М.
Рейнхардта), а романтич. пьесы-сказки подготовили театр.
опыты-символистов 20 в.
С о ч.: Dramaturgische Blatter, Lpz., 1852; Tiecks Werke, Bd 1-3,
В.Lpz.-W., [1892]; в рус. пер. - "Кот в сапогах", "Любовь к тр„м
апельсинам". П., 1916; Немецкая романтическая повесть, т. 1-2, М.-Л.,
1935.
Лит.: Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; D г ас h
E., L. Thiecks Buhnenreformen, B." 1909; Gro? E., Die altere Romantik
und das Theater" Lpz., 1910. Г. Гур.
ТИКАМАЦУ, Мондзаэмон (наст. имя и фам. - Сугимори Нобумори)
(1653-22.XI.1724) - япон. драматург. Один из классиков япон.
драматургии. Род. в семье самураев. В 1684 написал первую пьесу "‚цуги
Сога" (1685, т-р "Такэмотодза"). Т. - автор ок. 20 пьес для т-ра Кабуки
и более 100 для т-ра дз„рури (т-р марионеток). Т. писал гл. обр. для
т-ра "Такэмотодза", работал в содружестве с его руководителем Такэмото
Гидаю.
Среди пьес Т. бытовые драмы-сэвамоно ("Сонэдзаки синдзю", 1703,
"Синдзю Тэнноамидзима", 1720, и др.) и историч. - дзидаймоно ("Хэйкэ
н„го-но снма", 1719, "Кокусэнъя кассэн", 1715, и др.). Дзидаймоно Т.,
написанные поэтич. образным яз., стройные по-архитектонике, явились
новаторскими в японской драматургии. В драмах сэвамоно показана душевная
борьба героев между чувством и феодальной моралью.
С о ч.: Драмы, [пер. с япон.], М., 1963. Лит.: Куроки Кандзо,
Тикамацу Мондзаэмон, Токио, 1942 (на япон. яз.). Д. 1\
ТИКОЦКИЙ, Евгений Карлович [р. 13 (25).XII. 1893] - белорус. сов.
композитор. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Деп.
Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. В 1914 окончил частное муз. уч-ще
в Петрограде (класс композиции В. М. Деш„вова). С 1920 жив„т и работает
в Белоруссии (Бобруйск, Минск). Муз. язык Т. близок белорус. фольклору.
Т.-автор опер: "Михась Подгорный" (1939, Белорусский т-р оперы и балета,
Минск) о становлении идей Великого Октября в белорус. деревне, "Алеся"
(1944, там же; новая ред. - "Девушка из Полесья", 1953, там же) о
партизанской борьбе сов. народа в годы Великой Отечественной войны;
музыки к спектаклям т-ров Белоруссии (св. 40); соч. др. жанров.
Лит.: Кабалевский Д., "Михась Подгорный", в кн.: Советская опера. Сб.
критических статей, М., 1953;
H и с н е в и ч И., Новое рождение "Михася Подгорного", "Сов.
музыка", 1958, ј 5, с. 84-86. Б. С. и А. Ив.
ТИМЕ, Елизавета Ивановна [р. 5(17).IX.1884] - рус. сов. актриса. Нар.
арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в РСФСР (1932). В 1904 окончила
Бестужевские курсы (историко-филологич. отд.). В 1903-06 училась в
Петербургской консерватории (по классу пения), в 1905-08 - в Петерб.
театр. уч-ще. В 1908 вступила в труппу Александрийского т-ра (ныне
Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина). Т. - одна из первых актрис,
воплотивших на сцене образ сов. женщины-крестьянки (Виринея - о. п.
Сейфуллиной, Марфа Коврова - "Ярость" Яновского).
Роли: Маша ("Живой труп"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Настасья
Филипповна ("Идиот" по о. п. Достоевского), Софья ("Зыковы"), Лариса;
Анна Андреевна ("Ревизор"), Гурмыжская; Клеопатра ("Враги"), Бабушка
("Игрок" по о. п. Достоевского). Творчество Т. отличается мастерством,
высокой сценич. культурой. Она обладала выигрышными внешними данными,
глубоким грудным голосом, темпераментом. К е„ лучшим ролям относятся:
леди Мильфорд; Герцогиня ("Стакан воды" Скриба), Миран-долина; графиня
Джулия ("Заговор Фиеско" Шиллера), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра"
Шекспира), Мирра ("Сарданапал" Байрона), Долорес ("Фландрия" Сарду) и
др.
Т. выступала также в оперетте, на сцене т-ра Комической оперы и
"Палас-театра". Исполняла роли Сильвы (о. п. Кальмана), Ганны ("Вес„лая
вдова" Легара), Елены ("Елена Прекрасная" Оффенбаха), Денизы
("Мадемуазель Нитуш" Эрве).
С 1928 работает как исполнительница, режисс„р и педагог художеств.
слова (исполняет композиции по произв. Л. Н. Толстого-"Анна Каренина",
А. Н. Толстого - "Хождение по мукам", Эренбурга - "Буря" и ряд др.). С
1913 вед„т педагогия, работу. Преподавала в Школе сценич. искусств А. П.
Петровского (вела класс водевиля), с 1919 - в Ин-те живого слова, затем
в Гос. театр. студиях, в Ленингр. театр. ин-те (с 1951 - профессор).
Соч.: Дороги искусства, М,- Л., 1962. Лит.: Верховский Н. Ю.,... Е.
И. Тиме, Л., 1951. С. Ц.
ТЙМИГ (Thimig) - семья австр. акт„ров. 1) Гуго
(16.VI.1854-24.IX.1944)-акт„р и режисс„р. Впервые выступил в роли
Ланцелота ("Венецианский купец"). В 1874 приглаш„н в "Бургтеатр", где
стал ведущим акт„ром. Работал, там до 1917 (в 1914-17 -директор т-ра).
Выступал и как режисс„р, его спектакли отличались целостным ансамблем.
Наиболее значит, режисс„рские работы: "Фауст" Г„те, "Разбойники",
"Дон Карлос", "Вильгельм Телль" Шиллера. Т. обладал ярким комедийным
дарованием, его исполнение отличали сердечность, непосредственность,
простота. Акт„р раскрывал социальный смысл драматургич. произведения. Он
вносил в исполнение многих своих ролей высокий драматизм. Лучшие роли:
Хлестаков (1887); Труффальднно ("Слуга двух господ", 1888), Вагнер
("Фауст", 1904), Адам ("Разбитый кувшин" Клейста, 1911). Уйдя в 1917 на
пенсию, Т. продолжал выступать в "Бургтеатре" (последний спектакль - в
1923). В 1923 вступил в труппу венского "Йозефштадттеатра", где создал
образ Миллера ("Коварство и любовь"), овеянный поэзией, глубокой
человечностью. Играл там же роли Кента ("Король Лир") и Мальволио
("Двенадцатая ночь"). В 1926 Гуго Т. и его дети Елена, Герман и Ганс Т.
выступили в комедии И.Н.Нестроя "Вс„ или ничего". Т.-ветеран австр.
т-ра. Большую ценность представляют его дневники, в к-рых отражена
деятельность "Бургте-атра".
2) Елена (Хелене Тимпг-Рейнхардт; p.o.VI.1889)- дочь Гуго Т. В 1907
поступила в гор. т-р Бадена, затем перешла в Берлинский придворный т-р.
С 1917 работала в Нем. т-ре М. Рейнхардта, с 1923 - в
"Йозеф-штадттеатре" (Вена), в 30-е гг. уехала в США к своему мужу М.
Страницы: «« « 2270 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |