Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278  2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  » »»

(передняя"  задняя  и  верхняя  сцена),   упразднить   первый   занавес,
разобщающий  публику  со  сценой,  ввести   дневное   освещение   сцены,
использовать в качестве декораций колонны, сукна, ковры (так  был  пост.
"Сон в летнюю ночь" Шекспира в  Потсдамском  придворном  т-ре  в  1843).
Особое значение Т. придавал акт„рскому ансамблю, считая что без него  не
может быть  подлинной  художественности  спектакля.  Театр.  реформы  Т.
оказали влияние на нем. режиссуру 30-40-х гг. 19 в. (К. Иммерман и  др.)
и особенно на т-р 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. (Мейнингенский т-р, т-р М.
Рейнхардта),    а    романтич.    пьесы-сказки    подготовили     театр.
опыты-символистов 20 в.
   С о ч.: Dramaturgische Blatter, Lpz., 1852;  Tiecks  Werke,  Bd  1-3,
В.Lpz.-W., [1892]; в рус.  пер.  -  "Кот  в  сапогах",  "Любовь  к  тр„м
апельсинам". П., 1916; Немецкая романтическая повесть,  т.  1-2,  М.-Л.,
1935.
   Лит.: Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; D  г  ас  h
E., L. Thiecks Buhnenreformen, B." 1909; Gro? E.,  Die  altere  Romantik
und das Theater" Lpz., 1910. Г. Гур.
   ТИКАМАЦУ,  Мондзаэмон  (наст.  имя  и  фам.  -   Сугимори   Нобумори)
(1653-22.XI.1724)  -  япон.   драматург.   Один   из   классиков   япон.
драматургии. Род. в семье самураев. В 1684 написал первую  пьесу  "‚цуги
Сога" (1685, т-р "Такэмотодза"). Т. - автор ок. 20 пьес для т-ра  Кабуки
и более 100 для т-ра дз„рури (т-р марионеток). Т.  писал  гл.  обр.  для
т-ра "Такэмотодза", работал в содружестве с его  руководителем  Такэмото
Гидаю.
   Среди пьес  Т.  бытовые  драмы-сэвамоно  ("Сонэдзаки  синдзю",  1703,
"Синдзю Тэнноамидзима", 1720, и др.) и  историч.  -  дзидаймоно  ("Хэйкэ
н„го-но снма", 1719, "Кокусэнъя кассэн", 1715, и  др.).  Дзидаймоно  Т.,
написанные поэтич.  образным  яз.,  стройные  по-архитектонике,  явились
новаторскими в японской драматургии. В драмах сэвамоно показана душевная
борьба героев между чувством и феодальной моралью.
   С о ч.: Драмы,  [пер.  с  япон.],  М.,  1963.  Лит.:  Куроки  Кандзо,
Тикамацу Мондзаэмон, Токио, 1942 (на япон. яз.). Д. 1\
   ТИКОЦКИЙ, Евгений Карлович [р. 13 (25).XII.  1893]  -  белорус.  сов.
композитор. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1948.  Деп.
Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. В 1914 окончил частное муз. уч-ще
в Петрограде (класс композиции В. М. Деш„вова). С 1920 жив„т и  работает
в Белоруссии (Бобруйск, Минск). Муз. язык Т. близок белорус.  фольклору.
Т.-автор опер: "Михась Подгорный" (1939, Белорусский т-р оперы и балета,
Минск) о становлении идей Великого Октября в белорус.  деревне,  "Алеся"
(1944, там же; новая ред. -  "Девушка  из  Полесья",  1953,  там  же)  о
партизанской борьбе сов. народа  в  годы  Великой  Отечественной  войны;
музыки к спектаклям т-ров Белоруссии (св. 40); соч. др. жанров.
   Лит.: Кабалевский Д., "Михась Подгорный", в кн.: Советская опера. Сб.
критических статей, М., 1953;
   H и с н е в  и  ч  И.,  Новое  рождение  "Михася  Подгорного",  "Сов.
музыка", 1958, ј 5, с. 84-86. Б. С. и А. Ив.
   ТИМЕ, Елизавета Ивановна [р. 5(17).IX.1884] - рус. сов. актриса. Нар.
арт. РСФСР (1957), засл. деят.  иск-в  РСФСР  (1932).  В  1904  окончила
Бестужевские курсы  (историко-филологич.  отд.).  В  1903-06  училась  в
Петербургской консерватории (по классу пения), в  1905-08  -  в  Петерб.
театр. уч-ще. В 1908  вступила  в  труппу  Александрийского  т-ра  (ныне
Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина).  Т.  -  одна  из  первых  актрис,
воплотивших на сцене образ сов.  женщины-крестьянки  (Виринея  -  о.  п.
Сейфуллиной, Марфа Коврова - "Ярость" Яновского).
   Роли: Маша ("Живой труп"), баронесса  Штраль  ("Маскарад"),  Настасья
Филипповна ("Идиот" по о. п. Достоевского),  Софья  ("Зыковы"),  Лариса;
Анна Андреевна ("Ревизор"),  Гурмыжская;  Клеопатра  ("Враги"),  Бабушка
("Игрок" по о. п. Достоевского). Творчество Т.  отличается  мастерством,
высокой сценич. культурой. Она обладала  выигрышными  внешними  данными,
глубоким грудным голосом, темпераментом. К е„  лучшим  ролям  относятся:
леди Мильфорд; Герцогиня ("Стакан воды" Скриба),  Миран-долина;  графиня
Джулия ("Заговор Фиеско"  Шиллера),  Клеопатра  ("Антоний  и  Клеопатра"
Шекспира), Мирра ("Сарданапал" Байрона), Долорес  ("Фландрия"  Сарду)  и
др.
   Т. выступала также в оперетте,  на  сцене  т-ра  Комической  оперы  и
"Палас-театра". Исполняла роли Сильвы (о. п. Кальмана), Ганны  ("Вес„лая
вдова"   Легара),   Елены   ("Елена   Прекрасная"   Оффенбаха),   Денизы
("Мадемуазель Нитуш" Эрве).
   С 1928 работает как исполнительница, режисс„р  и  педагог  художеств.
слова (исполняет композиции по произв. Л. Н.  Толстого-"Анна  Каренина",
А. Н. Толстого - "Хождение по мукам", Эренбурга - "Буря" и ряд  др.).  С
1913 вед„т педагогия, работу. Преподавала в Школе сценич. искусств А. П.
Петровского (вела класс водевиля), с 1919 - в Ин-те живого слова,  затем
в Гос. театр. студиях, в Ленингр. театр. ин-те (с 1951 - профессор).
   Соч.: Дороги искусства, М,- Л., 1962. Лит.: Верховский Н.  Ю.,...  Е.
И. Тиме, Л., 1951. С. Ц.
   ТЙМИГ    (Thimig)    -    семья    австр.    акт„ров.     1)     Гуго
(16.VI.1854-24.IX.1944)-акт„р  и  режисс„р.  Впервые  выступил  в   роли
Ланцелота ("Венецианский купец"). В 1874 приглаш„н  в  "Бургтеатр",  где
стал ведущим акт„ром. Работал, там до 1917 (в 1914-17  -директор  т-ра).
Выступал и как режисс„р, его спектакли отличались целостным ансамблем.
   Наиболее значит, режисс„рские  работы:  "Фауст"  Г„те,  "Разбойники",
"Дон Карлос", "Вильгельм Телль" Шиллера.  Т.  обладал  ярким  комедийным
дарованием, его  исполнение  отличали  сердечность,  непосредственность,
простота. Акт„р раскрывал социальный смысл драматургич. произведения. Он
вносил в исполнение многих своих ролей высокий драматизм.  Лучшие  роли:
Хлестаков (1887);  Труффальднно  ("Слуга  двух  господ",  1888),  Вагнер
("Фауст", 1904), Адам ("Разбитый кувшин" Клейста, 1911). Уйдя в 1917  на
пенсию, Т. продолжал выступать в "Бургтеатре" (последний спектакль  -  в
1923). В 1923 вступил в труппу венского "Йозефштадттеатра",  где  создал
образ  Миллера  ("Коварство  и  любовь"),  овеянный  поэзией,   глубокой
человечностью. Играл там  же  роли  Кента  ("Король  Лир")  и  Мальволио
("Двенадцатая ночь"). В 1926 Гуго Т. и его дети Елена, Герман и Ганс  Т.
выступили в комедии И.Н.Нестроя  "Вс„  или  ничего".  Т.-ветеран  австр.
т-ра. Большую ценность  представляют  его  дневники,  в  к-рых  отражена
деятельность "Бургте-атра".
   2) Елена (Хелене Тимпг-Рейнхардт; p.o.VI.1889)- дочь Гуго Т.  В  1907
поступила в гор. т-р Бадена, затем перешла в Берлинский придворный  т-р.
С  1917  работала  в   Нем.   т-ре   М.   Рейнхардта,   с   1923   -   в
"Йозеф-штадттеатре" (Вена), в 30-е гг. уехала в США  к  своему  мужу  М.

Страницы: «« « 2270   2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278  2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия